Технологическая карта по математике на тему СТРАНА, ОТКРЫВШАЯ ПУТЬ В КОСМОС
Окружающий мир
Урок Страна, открывшая путь в космос
Цели деятельности учителя
Создать условия для ознакомления с биографией Ю. А. Гагарина; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представлений учащихся о жизни страны в послевоенное время; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к истории своего Отечества, предмету «Окружающий мир»
Тип урока
построение системы знаний (общеметодологической направленности)
Планируемые образовательные результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: оценивают усваиваемое содержание (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор
методы и формы обучения
объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, групповая, фронтальная
Образовательные ресурсы
http://download8.proshkolu.ru
http://festival.1september.ru/articles/590924/
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/urok-okruzhayushchego-mira-po-teme-«strana-otkryvshaya-put-v-k
http://cosmos.ucoz.ru/load/skachat_muzyku_mp3_na_temu_kosmosa/muzyka_v_kosmose/6-1-0-513
http://cosmos.ucoz.ru/load/kosmicheskie_filmy/jurij_gagarin_pervyj_kosmonavt_12_aprelja_1961g/13-1-0-248
Оборудование
портреты Ю. А. Гагарина, К. Э. Циолковского, С. П. Королева, космонавтов; изображения космических кораблей, спутников, орбитальных станций; индивидуальные карточки, жетоны-звездочки для оценивания, сигнальные карточки, грамота для победителя
Основныепонятия
Космос, Константин Эдуардович Циолковский, Сергей Павлович Королев, Юрий Алексеевич Гагарин
организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы организации взаимодействия
на уроке
Формируемые умения(универсальные учебные действия)
Промежуточный
контроль
1
2
3
4
5
6
7
I. Мотивация(самоопределение) к учебной деятельно-сти
Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся
к усвоению учебного материала
Приветствует:
– Какая тема урока?
Хотите об этом узнать?
Тогда постарайтесь скорее
Этот кроссворд разгадать!
Предлагает разгадать кроссворд
Слушают учителя, принимают участие в диалоге
с учителем.
демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку
Фронтальная, индивидуальная, коллективная
Коммуникативные:
высказывают свою точку зрения, вступают в диалог.
Личностные: понимают и принимают
значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету
Устные ответы,
организация рабочего места
II. Актуализация опорных
знаний
Проверка домашнего задания: графический диктант
Предлагает выполнить графический диктант
Если высказывание верное, то ставят «+», неверное – «–»
Фронтальная, индивидуальная
Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; поиск и выделение необходимой информации, выбор
Устные ответы,
карточки
III. Изучение нового материала
Знакомство с новым понятием.
Рассказ учителя и выступления учащихся.
Работа в группах.
рассказ учителя (продолжение)
Звучит музыка на тему космоса.
– Космонавтика (греч.) – наука, изучающая теорию и практику полетов в космос. Космонавтика сравнительно новая наука.
Рассказывает о развитии советской космонавтики.
По ходу своего рассказа предоставляет возможность выступить заранее подготовленным ученикам.
Предлагает выполнить задания:
Во сколько лет Ю. Гагарин совершил свой первый космический полет, если мы знаем, что он родился 9 марта 1934 года?
Вычислите, сколько лет люди летают в космос, если первый космический полет состоялся в 1961 году?
Какой праздник отмечает страна 12 апреля и почему? (День космонавтики.)
Продолжает рассказывать о развитии советской космонавтики
Внимательно слушают.
Делают сообщения.
делятся на 3 группы, выполняют задания на кар-точках.
Заранее подготовленный ученик читает наизусть стихи о космосе
Фронтальная, групповая
наиболее эффективных способов решения задач, планирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание.
Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи
Устные ответы
IV. Практическая деятельность
Самостоятельная работа (работа по карточкам).
Работа с учебником.
Работа с карточками у доски.
– Теперь я проверю, как вы знаете космическую азбуку.
Соедините слово с его значением.
– Откройте учебник (с. 151), прочитайте материал рубрики «Ларец с историями» о космической путешественнице и ответьте на вопросы:
1. Как называлась наша орбитальная станция? («Мир».)
2. Когда она появилась на орбите Земли? (20 февраля 1986 года.)
3. Что и когда с ней случилось? (22 марта 2001 года орбитальная станция «Мир» была затоплена в океане.)
– как вы думаете, для чего же человечество так настойчиво стремится в космос, для чего осуществляются полеты и проводятся различные исследования? Только ли ради простого любопытства?
На доске прикреплены перевернутые карточки:
Слежение за погодой.
Управление полетами самолетов.
Управление курсом кораблей в океанах.
Передача телевизионного сигнала.
Организация телефонной связи.
Изобретение новых лекарств в космосе.
Открытие новых звезд астрономами.
Получение представления об экологическом состоянии нашей планеты.
выполняют задания.
Читают текст,
отвечают на вопросы.
ученики выходят по одному к доске, снимают карточку и зачитывают текст.
Фронтальная, индивидуальная.
Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание.
Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения;
ориентируются в учебнике; контролируют учебные
Устные ответы,
выполненные
задания
Задания из электронного приложения к учебнику
Исследование недр Земли, определение местонахождения полезных ископаемых.
Ведение военной разведки с целью защиты границы нашей Родины от врагов.
Изучение поверхности Земли и других планет и др.
– Именно эти и многие другие исследования проводятся в космосе.
– После Гагарина на околоземную орбиту вышли другие покорители космического пространства. Их имена знает весь мир: Герман Титов и Андриян Николаев, Валентина Терешкова (первая женщина-космонавт) и Светлана Савицкая, Алексей Леонов и Леонид Попов и многие другие. (Демонстрирует портреты космонавтов.)
Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения учащимися работы помогает им, дает рекомендации
Выполняют задания
Индивидуальная
действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.
Коммуникативные:
умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.
Личностные: осуществляют смыслообразование; оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения
V. Итоги
урока.
Рефлексия
Обобщение полученных на уроке сведений.
– Юрий Алексеевич Гагарин был первым человеком, который собственными глазами увидел, что Земля действительно круглая, действительно большей частью покрыта водой и действительно великолепна.
читают вывод в учебнике (с. 150).
Фронтальная, индивидуальная
Регулятивные: осуществляют рефлексию способов и условий действия, конт-
Устные ответы
Заключительная беседа.
Выставление оценок
После полета он написал: «Облетев Землю, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее».
– Действительно, как прекрасна наша планета – Земля! Наша страна – Россия – является частью этой прекрасной планеты.
Завершая путешествие, мы можем смело сказать, что нашей стране принадлежит особое место на страницах истории освоения космоса. Большинство из этих страниц начинаются словами «Первыми в мире»: Первыми запустили искусственный спутник Земли. Первыми совершили пилотируемый космический полет. Первыми направили космическую станцию на Луну. Первыми создали искусственный спутник Луны. Первыми вышли в открытый космос. Первыми осуществили полет автоматических станций к Венере и Марсу.
– Только теперь, отступив на четыре с лишним десятилетия, мы постепенно начинаем осознавать во всей глубине грандиозные последствия той великой победы, всю мощь нашей страны, которая сумела преодолеть, казалось, непреодолимые трудности и стать первым государством, открывшим человечеству дверь во вселенную.
Отвечают на вопросы учителя
роль и оценку процесса и результатов деятельности.
Личностные: осуществляют самооценку на основе критерия успешности; понимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям
– На уроке я старалась расширить ваши знания.
Но на этом познания не закончились, у вас все впереди. Наука не стоит на месте, каждый день происходят все новые и новые открытия. Больше читайте, размышляйте, мечтайте. Ведь если спросить наших космонавтов, с чего у них начиналась дорога в космос, мы непременно услышим в ответ: «С мечты». А мечта становится былью, если человек трудолюбив, любознателен и настойчив
VI. Домашнее задание
Комментарий учителя
Учебник, с. 147–149. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задание 3
Задают уточняющие вопросы
Фронтальная
Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач
Ресурсный материал
Кроссворд
1. Знаменитый маршал, который принимал Парад Победы 24 июня 1945 года в Москве. (Жуков.)
2. Маршал, который командовал Парадом Победы 24 июня 1945 года в Москве. (Рокоссовский.)
3. Город-герой на Волге. (Сталинград.)
4. Страна, напавшая на СССР 22 июня 1941 года. (Германия.)
5. В сентябре гитлеровцы окружили Ленинград. 900 дней длилась (блокада).
6. Название пограничной крепости, где произошло первое сражение. (Брестская.)
Ключевое слово: космос.
Графический диктант
1. Вторая мировая война началась 1 сентября 1939 года.
2. На СССР Германия напала 22 июня 1941 года.
3. Шесть городов получили звание «город-герой».
4. Блокада Ленинграда длилась 800 дней.
5. В 1943 году советские войска перешла в наступление.
6. Летом 1943 года разгорелось сражение под Курском.
7. В 1945 году территория Советского Союза была полностью освобождена от захватчиков.
8. В апреле 1945 года начался штурм Берлина.
9. Штурмом руководил полковник Г. К. Жуков.
10. 9 мая – День Победы.
11. Свыше 27 миллионов человек потеряла наша страна в этой войне.
Ответы: 1 (+). 2 (+). 3 (–). 4 (–). 5 (–). 6 (+). 7 (–). 8 (+). 9 (+). 10 (+). 11 (+).
Рассказ учителя и выступления учащихся о развитии советской космонавтики
Основоположники космонавтики – Константин Эдуардович Циолковский, Сергей Павлович Королев. Эти два человека положили начало освоению космоса.
Константин Эдуардович Циолковский (1857–1935) – простой калужский учитель прославил Родину трудами в области космонавтики. Циолковский разрабатывал схемы ракет и аппаратов для полетов на большие расстояния в космическом пространстве. Он не только смог теоретически обосновать возможность космических полетов, но и рассчитать отдельные параметры ракетоносителя. Именно он является родоначальником практического современного ракетостроения в нашей стране.
Он верил, что человечество устремится к другим мирам. Многие из современников считали его безумцем. Но ученый смог наметить путь, по которому человечество вышло в космос.
Сергей Павлович Королев принял эстафету у Циолковского.
Сергей Павлович Королев (1906–1966) – российский ученый и конструктор. Под его руководством в нашей стране было построено множество космических аппаратов – искусственных спутников Земли и космических кораблей.
Открываем первую страницу книги истории освоения космоса: строительство космодрома.
Начало истории освоения космоса было положено в 1955 году, когда было принято решение о строительстве стартовой площадки для космических ракет. Это было в Казахстане, вдали от крупных населенных пунктов. Местонахождение космодрома – Байконур. Космодром Байконур – это уникальный, состоящий из сложнейших технических сооружений комплекс, равного которому больше нет. Общая площадь космодрома 6717 квадратных километров. Трассы Байконура простираются на тысячи километров над территорией России и сопредельных государств. С Байконура были запущены первый в мире искусственный спутник Земли и первые в мире искусственные спутники Солнца, Луны и Венеры. Именно с Байконура был осуществлен первый в мире полет человека в космос.
Открываем следующую страницу книги освоения космоса: запуск искусственного спутника Земли.
В 1957 году с космодрома Байконур был запущен первый искусственный спутник Земли. После запуска спутника в течение многих ночей можно было наблюдать за перемещением двух звездочек на фоне звездного неба. Первая – ракета, которая вывела спутник на орбиту. Вторая, еле различимая, – искусственный спутник нашей планеты.
Первый спутник представлял собой блестящий шар с четырьмя антеннами снаружи и радиопередатчиком внутри. Этот шар весил почти 84 килограмма и облетел планету за полтора часа. Спутник вращался вокруг Земли и подавал сигналы. На весь мир это выдающееся событие произвело огромное впечатление. Этот старт открыл космическую эру в истории человечества.
Открываем следующую страницу книги освоения космоса: первый полет в космос живого существа.
Первые искусственные спутники уже летали, но человек не мог точно ответить на вопрос, можно ли жить в космосе? Чтобы проверить это для полетов в космос стали готовить сначала собак. В ноябре 1957 года на втором спутнике в космос отправилась собака Лайка, ставшая первым «живым космонавтом» Земли. Для нее построили специальную кабину, в которой имелся запас воздуха, воды и пищи. О состоянии и поведении собаки узнавали с помощью установленных на спутнике приборов. В то время люди еще очень мало знали о космосе, а космические аппараты еще не умели возвращать с орбиты. Поэтому Лайка навсегда осталась в космическом пространстве. Вслед за Лайкой в космос отправились другие собаки: Белка и Стрелка. В космосе они пробыли всего один день и удачно приземлились на Землю. Летали в космос мыши и крысы. Эти полеты помогли ученым убедиться в том, что в невесомости можно жить.
Открываем следующую страницу книги освоения космоса: первый полет человека в космос.
После удачного полета в космос животных стала открытой дорога человеку к звездам. Через 8 месяцев на таком же космическом корабле, на котором летали собаки Белка и Стрелка, в космос отправился и человек.
12 апреля 1961 года в 6:07 с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель «Восток». Впервые в мире космический корабль с человеком на борту ворвался в просторы Вселенной.
Весь мир облетело новое ошеломляющее известие – впервые в космосе человек! Им был Юрий Гагарин. 12 апреля 1961 года он совершил первый в истории человечества пилотируемый космический полет на корабле «Восток». Давайте перенесемся на более чем 50 лет назад. Все радиостанции мира, прервав свои передачи, возвестили (аудиозапись): «В Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль с человеком на борту. Командир космического корабля – Юрий Гагарин» Его полет длился всего 108 минут. За это время Юрий Гагарин доказал себе и всему миру, что человеческие возможности безграничны
Просмотр видеофрагмента «Запуск в космос Юрия Гагарина. 12 апреля 1961 года».
Мир затаил дыхание. Мир слушал голос человека, пролетавшего над океанами и странами, и люди в этих странах повторяли: «Гагарин», «Юрий», «Россия». Земля узнала простого, обаятельного человека, проложившего дорогу к звездам.
Пусть тысячи взлетают к звездам вновь,
Но первым был Гагарин, он был свой,
Родной, с улыбкой детской, озорной.
Когда День космонавтики справляют,
Любимца своего все вспоминают.
Но в этот день поздравим мы и тех,
Кто славу создает стране, успех:
Всех, кто с Земли за пультом наблюдает,
Как космонавты подвиг совершают,
И тех, кто отправляет корабли,
Стартующие с матушки-Земли, –
Всех, кто с космической наукой в жизни связан.
Народ своей любовью им обязан.
Гордится космонавтикой страна:
Она была и будет нам нужна!
Открываем следующую страницу книги освоения космоса: выход человека в открытый космос.
Большим достижением в освоении космоса стал полет Павла Беляева и Алексея Леонова на корабле «Восход-2». И опять наш летчик – космонавт Алексей Леонов впервые в истории человечества покинул корабль и вышел в открытый космос. Произошло это грандиозное событие 18 марта 1965 года.
Достижения нашей страны в области космоса велики:
Первыми направили космическую станцию на Луну. именно советская автоматическая межпланетная станция «Луна-2» впервые в мире достигла поверхности Луны. Первый автоматический лунный самоходный аппарат, управляемый с Земли, – советский «Луноход-1».
Первыми создали искусственный спутник Луны. В 1966 году станция «Луна-10» стала первым в мире искусственным спутником Луны.
Первыми осуществили полет автоматических станций к Венере и Марсу. В 1962 году состоялся первый успешный пуск в сторону Марса. А в 1966-м станция «Венера-3» впервые достигла поверхности Венеры. Это был первый в мире перелет космического аппарата с Земли на другую планету. А в 1971 году советский аппарат «Марс-3» совершил посадку в южном полушарии Марса.
Сейчас полеты в космос – обычное дело. Космонавты подолгу живут на космических станциях, проводят опыты, наблюдают Землю и звезды. Люди научились выходить из корабля прямо в космос. Наше ухо стало привычным к словам «космодром», «иллюминатор», «невесомость», «скафандр», «орбита», «космический корабль». (По ходу перечисления на доску прикрепляются карточки с этими словами.)
Самостоятельная работа (по карточкам)
Космонавтика
от латинского «orbita» – колея, путь
Космодром
человек, испытывающий космическую технику в космическом полете
Космический корабль
комплекс сооружения для сборки и запуска космических кораблей
Космонавт
застекленное непроницаемое окно на корабле
Скафандр
индивидуальное герметическое снаряжение, обеспечивающее жизнедеятельность человека в условиях, отличных от нормальных
Иллюминатор
космический аппарат для полета человека в космос
Невесомость
пилотируемый или автоматический аппарат, длительное время функционирующий на орбите
Орбита
отрасль науки для исследования и освоения космического пространства
Орбитальная станция
состояние, при котором отсутствует сила притяжения
Рисунок 615