Презентация по географии на тему Восточный макрорегион (9 класс)
Общая характеристика Восточного макрорегиона Азиатская Россия простирается от Урала до Тихого океана и занимает площадь 12,8 млн. км2, что составляет почти 75% территории нашей страны. Это значительно больше территории любой страны мира. В Азиатской России проживает около 27 млн. человек. Состав Восточного макрорегиона : ЗАПАДНО-СИБИРСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН, ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН, ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН. Положительные и отрицательные стороны ЭГП ВМР. Положительные стороны: омывается водами двух океанов, граничит с Уральским экономическим районом, имеет громадные запасы минерального сырья, наличие крупных водных ресурсов и имеет железные и автомобильные дороги, соединяющие запад с востоком. Отрицательные стороны: отдален от центра, нехватка железных и автомобильных дорог в северных регионах, имеет большую протяженность с севера на юг и с запада на восток, большие по площади экономические районы, суровый климат и вечная мерзлота. Характеристика основных ресурсов Полезные ископаемые- на севере и в центральной части: нефть, газ; на юго-востоке: уголь, полиметаллические и медные руды. Восточная Сибирь: бурый, каменный уголь, апатиты, фосфориты, золото, железо, полиметаллические руды, никелевые руды. Дальний Восток: оловянные, медные руды, бурый и каменный уголь, нефть и газ. Агроклиматические ресурсы: так как территория простирается с севера на юг, она проходит от холодного арктического до умеренного пояса. Почвенные ресурсы- богата только южная часть Западной Сибири и Восточной Сибири, так как большая часть территории- это вечная мерзлота. Водные ресурсы- это крупные реки Обь, Иртыш, Енисей,Лена, озеро Байкал.Лесные- зона тайги и смешанных лесов. Географическое положение западной и восточной частей азиатской России существенно отличается. Северные же районы имеют много общего в природе, в проблемах экономики, в укладе жизни людей. Эти районы получили название Зоны Севера. Зона Севера 1/2 территории Западной Сибири2/3 территории Восточной Сибири3/4 территории Дальнего Востока Зона севера Ближний Север Природа менее сурова, районы связаны транспортом круглогодичного действия (железнодорожным) с более южными, хорошо освоенными территориями.Дальний Север Суровая природа, отсутствие постоянно действующих транспортных путей. Размещение населения. Транспорт. Развитие сельского хозяйства. Население По сравнению с другими территориями России число жителей Восточного макрорегиона невелико. Если в Европейской части страны плотность населения достигает 27 чел/км2, то в Азиатской в 10 раз меньше (2,5 чел/км2). Население концентрируется на юге — вдоль трассы Транссибирской железной дороги. Здесь в отдельных районах плотность повышается иногда в десятки раз по сравнению со средним показателем. Выборочный характер освоения, сложные условия для ведения сельского хозяйства предопределили преобладание городского населения. В целом, в макрорегионе доля горожан составляет 73%. В отдельных субъектах федерации доля городского населения достигает 85-90% (Кемеровская обл., Ханты-Мансийский АО, Магаданская обл., Сахалинская обл.). В настоящее время здесь расположено 230 городов. Крупнейшими городами макрорегиона являются города-миллионеры — Новосибирск (третий по численности в стране) и Омск (седьмой по численности). Экономические районы Районы Территориямлн. км2 Населениемлн. чел Основные природные ресурсы Крупные города Западно-Сибирский 2,4 14,6 Нефть, газ, уголь, торф, железная руда, полиметаллы, древесина Новосибирск, Омск, Кемерово, Новокузнецк, Барнаул Восточно-Сибирский 4,1 8,2 Уголь, железная руда, медные, никелевые, оловянные, молибденовые, , урановые руды, золото, гидроэнергетичес- кие, лесные ресурсы Красноярск, Иркутск, Норильск, Братск, Абакан Дальневосточный 6,2 6,5 Уголь, золото, алмазы, олово, вольфрам, сурьма, ртуть, графит, рыбные, лесные, гидроэнергетичес- кие ресурсы Владивосток, Хабаровск, Якутск, Петропавловск –Камчатский Города Азиатской части России Новосибирск Норильск Омск Якутск Норильск Владивосток Омск Красноярск Проблемы Перспективы Из-за распада Советского Союза железнодорожные магистрали (две) оказались на территории Казахстана. Необходимость реконструкции Транссиба. Экономические реформы привели к сокращению численности населения. Конверсия на оборонной промышленности. Слабое развитие транспорта. Использование меридиональных речных путей. Создание авиационных межконтинентальных сообщений через внутренние районы страны. Развитие инфраструктуры транспортной и социальной. Создание новых транспортных средств. Использование спутниковой связи. Проблема развития макрорегиона. Развитие региона, обладающего такой крупной ресурсной базой, сдерживается не только суровостью климата, но и крайней удаленностью от европейской части России. Поэтому развитие транспорта — жизненно важный вопрос для макрорегиона.