Послание Президента Республики Казахстан — Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»


Презентация на тему:: "Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося." — Транслит: Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» 14.12.12г. Докладчик: Мамбеталина Алия Сактагановна (АГУ им. К. Жубанова, Актобе) Состоявшийся Казахстан – испытание кризисом нашей государственности, национальной экономики, гражданского общества, общественного согласия, регионального лидерства и международного авторитета Сильное и успешное государство Устойчивый процесс демократизации и либерализации Согласие и мир различных социальных, этнических и религиозных групп Национальная экономика. Наша роль в международном разделении труда Сильная социальная политика, которая обеспечила общественную стабильность и согласие Страна, признанная мировым сообществом Наша активная роль в продвижении режима ядерного нераспространения Стратегия Казахстан-2030. Основные итоги Десять глобальных вызовов ХХI века Первый вызов – ускорение исторического времени Второй вызов – глобальный демографический дисбаланс Третий вызов – угроза глобальной продовольственной безопасности Четвертый вызов – острый дефицит воды Пятый вызов – глобальная энергетическая безопасность Шестой вызов – исчерпаемость природных ресурсов Седьмой вызов – Третья индустриальная революция Восьмой вызов – нарастающая социальная нестабильность Девятый вызов – кризис ценностей нашей цивилизации Десятый вызов – угроза новой мировой дестабилизации Стратегия «Казахстан-2050» - Новый политический курс для нового Казахстана в быстро меняющихся исторических условиях 1. Новая парадигма задач 2. Куда мы идем? Цели нового политического курса Основные направления Стратегии "Казахстан-2050" 1. Экономическая политика нового курса – всеобъемлющий экономический прагматизм на принципах прибыльности, возврата от инвестиций и конкурентоспособности Всеобъемлющий экономический прагматизм Новая кадровая политика Модернизация макроэкономической политики 3.1. Бюджетная политика 3.2. Налоговая политика 3.3. Денежно-кредитная политика 3.4. Политика управления государственным и внешним долгом Развитие инфраструктуры Модернизация системы управления государственными активами Новая система управления природными ресурсами План следующей фазы индустриализации Модернизация сельского хозяйства 8.1. Развитие фермерства и МСБ в сельхозпереработке и торговле Политика в отношении водных ресурсов Всесторонняя поддержка предпринимательства – ведущей силы национальной экономики Развитие малого и среднего бизнеса Новая модель государственно- частного партнерства - «Сильный бизнес – сильное государство». Новый этап приватизации – изменение роли государства Новые принципы социальной политики – социальные гарантии и личная ответственность Новые принципы социальной политики 1.1. Минимальный социальный стандарт 1.2. Адресная социальная поддержка 1.3. Решение проблем социальных дисбалансов в регионах 1.4. Модернизация политики занятости и труда Защита материнства. Обращение к женщинам Защита детства Здоровье нации – основа нашего успешного будущего 4.1. Ключевые приоритеты в области здравоохранения 4.2. Новые подходы к обеспечению здоровья детей 4.3. Улучшение системы медицинского образования 4.4. Качество медицинского обслуживания на селе 4.5. Развитие физкультуры и спорта Знания и профессиональные навыки – ключевые ориентиры современной системы образования, подготовки и переподготовки кадров Приоритеты работы в сфере образования 1.1. Продление программы «Балапан» до 2020 года 1.2. Развитие системы инженерного образования 1.3. Развитие системы социальной ответственности в сфере образования 1.4. Модернизация методик образования Новая политика развития инновационных исследований 2.1. Трансферт технологий 2.2. Кооперация науки и бизнеса 2.3. «Дорожная карта» по формированию перспективных национальных кластеров Обращение к молодежи Последовательная и предсказуемая внешняя политика – продвижение национальных интересов и укрепление региональной и глобальной безопасности Приоритеты модернизации внешней политики Развитие экономической и торговой дипломатии Укрепление региональной безопасности Вклад в укрепление глобальной безопасности Укрепление национальной обороноспособности и военной доктрины Новый казахстанский патриотизм – основа успеха нашего многонационального и многоконфессионального общества Новый казахстанский патриотизм Равенство прав граждан всех этносов Культура, традиции и самобытность Казахский язык и триединство язык Роль национальной интеллигенции Религия в Казахстане XXI века Каким я вижу Казахстан будущего? Обращение к нации Казахстан начала XXI века независим и уверен в себе. Наша главная цель – к 2050 году создать общество благоденствия на основе сильного государства, развитой экономики и возможностей всеобщего труда. Это – новый политический курс! Сильное успешное государство Наше главное достижение – мы создали независимый Казахстан. Построили новую столицу страны – Астану. Это современный город, который стал нашим символом и гордостью. Именно поэтому международное сообщество выбрало Казахстан местом проведения Всемирной выставки «EXPO-2017». Этого бы не было, если бы не было Астаны. Наша страна стала первой на всем постсоветском пространстве, кто председательствовал в ОБСЕ, провел саммит этой организации и проведет у себя EXPO-2017 – мероприятие планетарного масштаба. Устойчивый процесс демократизации и либерализации «Сначала – экономика, потом - политика». 3. Согласие и мир различных социальных, этнических и религиозных групп Мы восстановили историческую справедливость по отношению к казахскому народу, нашей культуре и языку. Казахстан стал родным домом для представителей 140 этносов и 17 конфессий. Гражданский мир и межнациональное согласие – наша главная ценность. Ассамблея народа Казахстана стала уникальной евразийской моделью диалога культур. Казахстан превратился в центр глобального межконфессионального диалога. 4. Национальная экономика. Наша роль в международном разделении труда Казахстан первый в Содружестве Независимых Государств сформировали современную модель рыночной экономики, основанную на частной собственности, свободной конкуренции и принципах открытости. В страну привлечено более 160 миллиардов долларов иностранных инвестиций. Сформированы базовые условия для предпринимательской деятельности и современная налоговая система. За 15 лет, минувших с момента принятия Стратегии-2030, наше государство вошло в пятерку самых динамично развивающихся стран мира. В результате по итогам 2012 года мы войдем в число 50 крупнейших экономик планеты по объему ВВП. В рейтинге Всемирного экономического форума Казахстан уже занимает 51 место. Сильная социальная политика, которая обеспечила общественную стабильность и согласие За 15 лет доходы казахстанцев выросли в 16 раз. Число граждан с доходом ниже прожиточного минимума уменьшилось в 7 раз, число безработных сократилось вдвое. Для повышения эффективности сферы здравоохранения реформирована ее система организации, управления и финансирования. За последние пять лет материнская смертность снизилась почти в 3 раза, в полтора раза возросла рождаемость. Создаются равные возможности для получения образования. За последние 15 лет расходы на образование выросли в 9,5 раза. Реализуется Государственная программа развития образования, нацеленная на кардинальную модернизацию всех уровней образования – от дошкольного до высшего. 6. Страна, признанная мировым сообществом В мировой политике наша страна – ответственный и надежный партнер, пользующийся бесспорным международным авторитетом. Казахстан инициировал созыв Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии. Сегодня СВМДА объединяет 24 страны с населением более 3 миллиардов человек. Последние 2–3 года Республика Казахстан председательствовала в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Шанхайской организации сотрудничества, Организации исламского сотрудничества и Организации Договора о коллективной безопасности. На астанинском Экономическом форуме мы предложили новый формат диалога – G-global. Суть этой инициативы –объединить усилия всех в деле создания справедливого и безопасного миропорядка. Наша активная роль в продвижении режима ядерного нераспространения Первым в мире закрыв Семипалатинский ядерный полигон и отказавшись от атомного оружия, Казахстан получил прочные международные гарантии нашей безопасности от ведущих ядерных держав – США, России, Великобритании, Франции и КНР. Мы поддерживаем усилия мирового сообщества по противодействию угрозе ядерного терроризма. Три года назад Генеральная Ассамблея ООН поддержала предложение президента об объявлении 29 августа Международным днем действий против ядерных испытаний Стратегия «Казахстан-2030». Основные итоги (1) НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. Делимитирована государственная граница –14 тысяч километров. Создана сильная, современная, обороноспособная армия, эффективная правоохранительная система, которые обеспечивают безопасность личности, общества и государства. (2) ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ И НАЦИОНАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО (3) ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ, БАЗИРУЮЩИЙСЯ НА ОТКРЫТОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ И ВНУТРЕННИХ СБЕРЕЖЕНИЙ. ВВП страны возрос более чем в 16 раз. ВВП на душу населения вырос более чем в 7 раз. В рамках программы форсированной индустриализации с 2010 года реализовано 397 инвестиционных проектов общей стоимостью 1 797 миллиардов тенге и создано более 44 тысяч рабочих мест. (4) ЗДОРОВЬЕ, ОБРАЗОВАНИЕ И БЛАГОПОЛУЧИЕ ГРАЖДАН КАЗАХСТАНА. Среднемесячная заработная плата возросла в 9,3 раза. Средний размер пенсионных выплат увеличился в 10 раз. Создан медицинский кластер, в который входят пять инновационных объектов здравоохранения: детский реабилитационный центр, центры материнства и детства, нейрохирургии, неотложной медицинской помощи и центр кардиологии.За последние 15 лет численность населения увеличилась с 14 почти до 17 мил. Продолжительность жизни выросла до 70 лет. Последовательно проводится курс на развитие доступного и качественного образования. Реализация программы «Балапан» - 65,4%детей. С 1997 года по всей республике построено 942 школы, а также 758 больниц и других объектов здравоохранения. Развивается сеть интеллектуальных школ и профессионально-технических колледжей мирового уровня. За последние 12 лет увеличилось на 182% количество грантов для получения высшего образования. В 1993 году принята уникальная программа «Болашак». В Астане создан современный научно-исследовательский университет. (5) ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ. Наблюдается устойчивая динамика роста доли нефтегазовой отрасли в ВВП страны, которая выросла с 3,7% в 1997 году до 14,7% в 2006 году и 25,8% в 2011 году. (6) ИНФРАСТРУКТУРА, В ОСОБЕННОСТИ ТРАНСПОРТ И СВЯЗЬ. Это – автомобильные и железнодорожные магистрали, трубопроводы, логистические центры, терминалы, аэропорты, вокзалы, порты и так далее. Интернет. «Электронное правительство» (7) ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО Десять глобальных вызовов ХХI века Первый вызов – ускорение исторического времени Историческое время стремительно ускорилось. За последние 60 лет численность населения Земли утроилась и к 2050 году достигнет 9 миллиардов человек. За тот же период мировой ВВП вырос в 11 раз. Необходимо устранить некоторый дисбаланс, влияющий на моральное состояние и общественные ожидания людей и предоставить всем слоям общества возможность интегрироваться в модернизационный процесс, найти свое достойное место в обществе, сполна воспользоваться возможностями, предоставляемыми новым политическим курсом. Второй вызов – глобальный демографический дисбаланс Общемировой тренд – старение человечества. Через 40 лет число людей в возрасте старше шестидесяти будет превышать число тех, кому меньше 15. Средний возраст в нашей стране составляет 35 лет. Это дает огромную возможность сохранить наш человеческий потенциал и правильно позиционировать себя в мире. В стране есть работа, и каждый желающий может ее найти. Общество Всеобщего Труда, где безработные будут осваивать новые профессии, где люди с ограниченными возможностями смогут активно заниматься созидательной деятельностью, а корпорации и компании – создавать им достойные условия для труда. Наша молодежь должна учиться, овладевать новыми знаниями, обретать новейшие навыки, умело, и эффективно использовать знания и технологии в повседневной жизни. Третий вызов – угроза глобальной продовольственной безопасности Высокие темпы роста мирового народонаселения резко обостряют продовольственную проблему. В РК - качественный рывок в сельскохозяйственном производстве. Четвертый вызов – острый дефицит воды Мировые водные ресурсы находятся под большим давлением.За последние 60 лет на планете потребление питьевой воды возросло в 8 раз. Вода – крайне ограниченный ресурс и борьба за обладание источниками уже становится важнейшим фактором геополитики, являясь одной из причин напряженности и конфликтов на планете. Не хватает качественной питьевой воды и в Казахстане. При всей сложности данного вопроса нельзя допускать его политизации. Пятый вызов – глобальная энергетическая безопасность Все развитые страны увеличивают инвестиции в альтернативные и «зеленые» энергетические технологии. Казахстан является одним из ключевых элементов глобальной энергетической безопасности. Шестой вызов – исчерпаемость природных ресурсов Сегодня принципиально важно переосмыслить отношение к своим природным богатствам. Необходимо научиться правильно ими управлять, накапливая доходы от их продажи в казне, и самое главное – максимально эффективно трансформировать природные богатства родной страны в устойчивый экономический рост. Седьмой вызов – Третья индустриальная революция Человечество находится на пороге Третьей индустриальной революции, которая меняет само понятие производства. Технологические открытия кардинально меняют структуру и потребности мировых рынков. Цифровые и нанотехнологии, робототехника, регенеративная медицина и многие другие достижения науки актуальны в казахстанском обществе. Восьмой вызов – нарастающая социальная нестабильность В настоящее время одна из самых больших мировых проблем – усиливающаяся социальная нестабильность. Ее основная причина - социальное неравенство. Важная задача – укрепить социальную стабильность в нашем обществе. Девятый вызов – кризис ценностей нашей цивилизации Надо научиться жить в сосуществовании культур и религий, быть привержеными диалогу культур и цивилизаций. В XXI веке Казахстан должен укрепить свои позиции регионального лидера и стать мостом для диалога и взаимодействия Востока и Запада. Десятый вызов – угроза новой мировой дестабилизации Продолжение кризиса 2007 – 2009 годов, из которого мировая экономика еще не вышла. Глобальная экономическая система может дать серьезный сбой уже в 2013 – 2014 годах, вызвать, в частности, обвал мировых цен на сырье. Возможная рецессия в ЕС и/или США может привести к снижению потребностей развитых стран в сырьевых ресурсах. Нужно выработать продуманный, согласованный и скоординированный курс всех ветвей власти, государства и общества с тем, чтобы быть во всеоружии при любом сценарии развития международной ситуации. Стратегия «Казахстан-2050» – новый политический курс для нового Казахстана в быстро меняющихся исторических условиях 1. Парадигма задач, которые предстоит решать, качественно изменилась. Во-первых, Казахстан – современное государство. Наше общество достигло зрелости. «Управляемое прогнозирование» превращается в важный инструмент развития государств в нынешнее нестабильное время. Во-вторых, Стратегия «Казахстан-2030» была создана для периода становления государственности. По своим базовым параметрам она выполнена. В-третьих, общество сталкивается с вызовами и угрозами, порожденными новой реальностью. Они носят всеобъемлющий характер и затрагивают все страны и регионы: например, мировой финансово-экономический кризис, в результате которого возникли новые, совершенно непредвиденные экономические и геополитические обстоятельства. Стратегия-2030 создавалась в 1997 году как открытый документ. Необходимо выстроить новый политический курс нации до 2050 года, внутри которого продолжится реализация задач Стратегии-2030. 2050 год – это не просто символичная дата.Это реальный срок, на который сегодня ориентируется мировое сообщество. В ООН разработан Глобальный прогноз развития цивилизаций до 2050 года. Прогнозный доклад до 2050 года обнародован Всемирной продовольственной организацией. Даже крупные транснациональные компании разрабатывают стратегии развития на полвека вперед. Наша главная цель - к 2050 году войти в число 30-ти самых развитых государств мира. Стратегия Казахстан-2050 – это гармоничное развитие Стратегии Казахстан-2030 на новом этапе. Это ответ на вопрос, кто мы, куда идем и где хотим быть к 2050 году. Президент уверен, что молодое поколение интересует именно это. Лидер Нации предложил проект Нового политического курса нации до 2050 года - Послание народу Казахстана. Куда мы идем? Казахстан к 2050 году должен находиться в тридцатке самых развитых государств мира. Нация должна быть готова к глобальному экономическому противоборству, ясно осознавая, что место под солнцем гарантировано лишь сильнейшим. Первостепенные цели: Дальнейшее развитие и укрепление государственности. Переход на новые принципы экономической политики. Всесторонняя поддержка предпринимательства – ведущей силы национальной экономики. Формирование новой социальной модели. Создание современных и эффективных систем образования и здравоохранения. Повышение ответственности, эффективности и функциональности государственного аппарата. Выстраивание адекватной новым вызовам международной и оборонной политики. Основные направления Стратегии "Казахстан-2050" 1. Экономическая политика нового курса - всеобъемлющий экономический прагматизм на принципах прибыльности, возврата от инвестиций и конкурентоспособности Всеобъемлющий экономический прагматизм Суть экономической политики нового курса - всеобъемлющий экономический прагматизм. Первое. Принятие всех без исключения экономических и управленческих решений с точки зрения экономической целесообразности и долгосрочных интересов. Второе. Определение новых рыночных ниш, где Казахстан может участвовать как равноправный бизнес-партнер. Создание новых точек экономического роста. Третье. Создание благоприятного инвестиционного климата с целью наращивания экономического потенциала. Прибыльность и возврат от инвестиций. Четвертое. Создание эффективного частного сектора экономики и развитие государственно-частного партнерства. Государственное стимулирование экспорта. Новая кадровая политика Совершенствовать управленческий ресурс. Необходимо внедрять современные инструменты менеджмента и принципы корпоративного управления в государственном секторе. Одновременно с этим нам следует извлекать пользу из международного разделения труда, в частности привлекать внешний кадровый ресурс для реализации некоторых задач нашего нового курса через программы аутсорсинга. Мы должны также привлекать лучших иностранных специалистов на открытом рынке и приглашать их работать к нам в страну. Использование управленческих кадров с обширным международным опытом и знаниями даст двойной эффект: мы не только модернизируем менеджмент нашего производства, но и обучим наши отечественные кадры. Это – новая практика. Задачи Стратегии «Казахстан-2050» 1 задача: должна быть модернизирована макроэкономическая политика государства. Бюджетная политика Новый принцип бюджетной политики – тратить только в пределах своих возможностей и сократить дефицит до максимально возможного минимума. Необходимо наращивать резервы на черный день, обеспечив их сохранность в долгосрочной перспективе. Бюджет государства должен быть сфокусирован на продуктивных с точки зрения долгосрочной перспективы общенациональных проектах, таких как, например, диверсификация экономики и развитие инфраструктуры. Налоговая политика Необходимо ввести благоприятный налоговый режим для объектов налогообложения, занятых в области производства и новых технологий. Продолжить политику либерализации налогового и систематизации таможенного администрирования. В ближайшие пять лет всем необходимо перейти на режим электронной отчетности онлайн. C 2020 года должны внедрить практику налогового кредитования. Главная задача - стимулирование инвестиционной активности предпринимателей. Новая налоговая политика должна иметь социальную направленность. Для этого необходимо, начиная с 2015 года, разработать комплекс стимулирующих мер, в том числе предусматривающих практику освобождения от налогов компаний и граждан, вкладывающих средства в образование и медицинское страхование себя, своей семьи, сотрудников. Денежно-кредитная политика Защита доходов каждого казахстанца и удержание приемлемого для экономического роста уровня инфляции. Это вопрос социальной безопасности страны. И это – главный вопрос работы Национального банка и Правительства уже начиная с 2013 года. Необходимо разработать концептуально новую систему денежно-кредитной политики, направленную на обеспечение экономики необходимыми денежными ресурсами. Политика управления государственным и внешним долгом Нужно снизить бюджетный дефицит относительно ВВП с 2,1% в 2013 году до 1,5% в 2015 году. Государственный долг должен оставаться на умеренном уровне. Это принципиальная задача! 2 задача: принципиально новым должен стать наш подход к развитию инфраструктуры. Инфраструктура должна расширять возможности экономического роста. Развивать инфраструктуру необходимо в двух направлениях: интегрировать национальную экономику в глобальную среду, а также двигаться в регионы внутри страны. Важно сосредоточить внимание на выходе за пределы страны для создания производственных транспортно- логистических объектов за пределами Казахстана, тщательно просчитывая свои выгоды. Важно выйти за рамки существующих представлений и создавать совместные предприятия в регионе и во всем мире – Европе, Азии, Америке, такие как, например, порты в странах, имеющих прямой выход к морю, транспортно- логистические хабы в узловых транзитных точках мира и так далее. С этой целью следует разработать специальную программу «Глобальная инфраструктурная интеграция». Надо развивать транзитный потенциал. Сегодня реализуется ряд крупных общенациональных инфраструктурных проектов, результатом которых должно стать увеличение транзитных перевозок через Казахстан к 2020 году в два раза. К 2050 году эта цифра должна увеличиться в 10 раз. Все должно быть подчинено ключевой задаче – продвижению н экспорта только на те мировые рынки, где будет долгосрочный спрос на нашу продукцию и услуги. Создание инфраструктуры также должно быть подчинено закону рентабельности. Необходимо строить только там, где строительство приведет к развитию новых бизнесов и созданию рабочих мест. Внутри страны мы должны создавать «инфраструктурные центры» для «покрытия» удаленных регионов или регионов с недостаточной плотностью населения жизненно важными и экономически необходимыми объектами инфраструктуры. Для этого необходимо обеспечить создание опережающей инфраструктуры транспортной системы. 3 задача: модернизация системы управления государственными активами Казахстан – небольшая, в мировых масштабах, экономика. И нужно ею управлять очень эффективно. Страна должна работать как единая корпорация, а государство должно быть ее ядром. Главный критерий эффективности – уровень отдачи от вложений. Быстрый рост производственного потенциала страны приведет к быстрому становлению Казахстана полноценным игроком, а не придатком международного рынка. «Локомотивом» перехода к новой экономической политике должен стать Национальный фонд, который направит накопленые средства на долгосрочные стратегические проекты. Государство в лице нацкомпаний должно стимулировать развитие экономики будущего, учитывающей сектора, которые появятся в результате Третьей индустриальной революции. Отечественная индустрия должна потреблять новейшие композитные материалы, которые должны производить у себя в стране. Государство должно стимулировать развитие транзитного потенциала в сфере информационных технологий. К 2030году должны пропускать через Казахстан не менее 2 - 3% мировых информационных потоков. К 2050 эта цифра должна как минимум удвоиться. Необходимо также стимулировать частные компании вкладывать свои средства в исследования и инновации. Нужно покончить с практикой избирательной поддержки отдельных компаний или отраслей. Должны поддерживать только те отрасли, которые выполняют социально важные, стратегические функции и доказывают свою эффективность. 4 задача:, необходимо внедрить принципиально новую систему управления природными ресурсами. Необходимо использовать ресурсы как важное стратегическое преимущество Казахстана для обеспечения экономического роста, масштабных внешнеполитических и внешнеэкономических договоренностей: Необходимо максимальное ускорение выхода сырья на международные рынки, которые в случае нового финансового краха будут дестабилизированы. Опережающая стратегия позволит до начала дестабилизации рынков очень быстро накапливать средства. Технологическая революция меняет структуру потребления сырья. Это еще один фактор, чтобы наращивать темпы добычи и поставки на мировые рынки природных ресурсов с тем, чтобы использовать нынешний высокий мировой спрос в интересах страны. Развивать производство альтернативных видов энергии, активно внедрять технологии, использующие энергию солнца и ветра. Создать стратегический «резерв» углеводородного сырья, который станет фундаментом энергетической безопасности страны 5 задача: необходим план следующей фазы индустриализации. Через два года завершится первая пятилетка реализации программы форсированной инновационной индустриализации. Правительство должно разработать детальный план следующей фазы индустриализации. К 2050 году Казахстан должен полностью обновить свои производственные активы в соответствии с самыми новейшими технологическими стандартами. В самых конкурентоспособных отраслях нужно активно разрабатывать стратегии формирования новых рыночных ниш для отечественных производителей. Это позволит избежать потенциально деструктивных эффектов деиндустриализации, особенно с учетом перспективы вступления в ВТО. Отечественные товары должны стать конкурентоспособными. Необходимо развивать новые производства с упором на расширение несырьевого сектора, ориентированного на экспорт. Госпрограмма по форсированному индустриально-инновационному развитию должна быть сфоркусированна на импорт промышленных мощностей и обмен технологиями. Для этого нам нужна подпрограмма по созданию и развитию совместных международных компаний и выгодных для страны партнерств. К 2030 году Казахстан должен расширить свою нишу на мировом рынке космических услуг и довести до логического завершения сборочно-испытательные комплексы космических аппаратов в Астане, космическую систему дистанционного зондирования, национальную систему космического мониторинга и наземной инфраструктуры, систему высокоточной спутниковой навигации. Нужно продолжить развитие двух ведущих инновационных кластеров – Назарбаев Университета и Парка инновационных технологий. Нам нужно ускоренно переходить к низкоуглеродной экономике. В 2013 году необходимо создать международную организацию «Зеленый мост», а также начать реализацию проекта Green4 на базе четырех городов-спутников вокруг Алматы. Мощный импульс к переходу страны на «зеленый» путь развития должна дать предстоящая выставка ЭКСПО-2017 в Астане. В столице будут представлены лучшие мировые достижения науки и техники. Многие казахстанцы своими глазами смогут увидеть «энергию будущего». 6 задача: необходима масштабная модернизация сельского хозяйства, особенно в условиях растущего глобального спроса на сельхозпродукцию. Увеличить посевные площади. Обеспечить значительный подъем урожайности, прежде всего за счет внедрения новых технологий. Создать национальные конкурентоспособные бренды с акцентом на экологичность. Агропромышленный комплекс - стать глобальным игроком в области экологически чистого производства. Развитие фермерства и МСБ в сельхозпереработке и торговле Это ключевая задача. Здесь необходимо: Изменить культуру земледелия и возродить с учетом новых научных, технологических, управленческих достижений наши традиции животноводства. Определить, на массовое производство каких продуктов нужно делать ставку, с тем чтобы завоевать крупные экспортные рынки. Результатом принятых мер должно стать увеличение к 2050 году доли продукции сельского хозяйства в ВВП страны в 5 раз. Будет принята Программа развития агропромышленного комплекса страны до 2020 года. Увеличен к 2020 году объем государственной поддержки сельского хозяйства в 4,5 раза. Выработана система законодательных и экономических стимулов по созданию средних и крупнотоварных сельскохозяйственных производств, ориентированных на применение новейших агротехнологий. Ввести повышенные налоговые ставки на земли, которые не начали осваиваться в течение определенного периода после их предоставления 7 задача :необходимо выработать новую политику в отношении водных ресурсов нашей страны. Для сельскохозяйственных нужд нам нужны колоссальные объемы воды. Тщательно изучить передовой опыт решения проблем водообеспечения в других странах, например, в Австралии, и использовать его в условиях страны. Внедрять самые передовые технологии добычи и рачительного использования подземных вод, запасы которых у нас значительны. В агропромышленном секторе комплексно перейти на влагосберегающие технологии. Необходимо в целом изменить мышление нашего общества. Мы должны перестать транжирить воду – наше одно из самых драгоценных природных богатств. К 2050 году Казахстан должен раз и навсегда решить проблему водообеспечения. Долгосрочная государственная программа по воде, в которой последовательно, на первом этапе, к 2020 году решить проблему обеспечения населения питьевой водой, на втором, к 2040-му – орошения. Всесторонняя поддержка предпринимательства – ведущей силы национальной экономики Во-первых, необходимо создать условия, чтобы человек смог попробовать себя в бизнесе, стать полноценным участником проводимых в стране экономических преобразований, а не ждать, что государство решит за него все проблемы. Поощрять стремление малого и среднего бизнеса к объединению и кооперации и создать систему их поддержки и поощрения. Развивать внутренний рынок за счет поощрения местных бизнес-инициатив и минимального, но жесткого регулирования. –Предусмотреть введение новой, более жесткой, системы ответственности для госчиновников, которые создают искусственные препоны для бизнеса. –С учетом новых реалий, в том числе нашего участия в ЕЭП, предстоящего вступления в ВТО, усовершенствовать механизмы поддержки отечественных производителей и принимать все необходимые меры для защиты и продвижения их интересов. Во-вторых, для построения надежного диалога на принципах государственно-частного партнерства необходимо продолжить консолидацию бизнеса, что решает задачу широкого охвата и вовлеченности всех предпринимателей в реализацию этой новой стратегии. В-третьих, государство должно изменить свою роль. Необходима вторая волна широкомасштабной приватизации. «Народное IPO» Новые принципы социальной политики – социальные гарантии и личная ответственность. Наша главная цель – социальная безопасность и благополучие наших граждан. Это лучшая гарантия стабильности в обществе. Во-первых, государство, особенно в условиях глобального кризиса, должно гарантировать гражданам минимальный социальный стандарт. Главная задача – не допустить роста бедности. Во-вторых, государство должно оказывать социальную поддержку только тем группам, которые в этом нуждаются. В-третьих, мы должны сосредоточиться на решении проблем социальных дисбалансов в развитии регионов. (1) Прежде всего необходимо усилить координацию работы госорганов в области регионального развития. Задача – синхронизировать выполнение всех государственных и отраслевых программ с решением приоритетных задач развития регионов. ( 2) За прошедший год мы начали реализацию программы развития моногородов. (3) в целом необходимо принять меры по комплексному решению проблем миграции, которые влияют на рынки труда в регионах страны. (4) Особое внимание следует уделить приграничным территориям. В-четвертых, модернизировать политику обеспечения занятости и оплаты труда. (1) Главная угроза мировой нестабильности – рост безработицы. (2) «Социальная модернизация: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» началась разработка Закона о профсоюзах и о регулировании трудовой деятельности. Наша цель – сформировать принципиально новую модель трудовых отношений, сочетающую поддержку предпринимательства с учетом интересов работников. (3) Правительству необходимо принять меры по выработке совершенно новых подходов в отношении оплаты труда и сокращению имеющихся здесь диспропорций Защита материнства. Обращение к женщинам Материнство – особая забота. Дорогие женщины! Вы – опора семьи, а значит – опора государства. Мы должны вернуть безусловное уважение к женщине – матери, супруге, дочери. Защита детства. Любой ребенок, который родился на нашей земле, – казахстанец. И государство должно заботиться о нем. Лозунг «Все лучшее – детям» должен стать принципом для всех родителей. Правительству надо: Кардинально пересмотреть законодательство в сфере защиты материнства и детства, а также в области семьи и брака. Ужесточить наказание за преступления, направленные против материнства и детства, а также за нарушения законодательства в этой сфере, вплоть до самых мелких. Реформировать систему стимулирования рождаемости и поддержки многодетности. Не допускать в стране дискриминации по половому признаку и на практике обеспечить гендерное равноправие и равные возможности женщинам наряду с мужчинами. В данном случае я в первую очередь обращаюсь к работодателям. Здоровье нации – основа нашего успешного будущего - единые стандарты качества медицинских услуг, а также усовершенствовать и унифицировать материально- техническое оснащение медицинских учреждений. Ключевые приоритеты: Обеспечить предоставление качественных и доступных медицинских услуг. Обеспечить диагностирование и лечение максимально широкого спектра болезней. Профилактическая медицина должна стать основным инструментом в предупреждении заболеваний. Внедрять услуги «смарт-медицины», дистанционной профилактики и лечения, «электронной медицины». Проработать вопрос введения новых подходов к обеспечению здоровья детей. Необходимо охватить всех детей в возрасте до 16 лет всем спектром медицинского обслуживания. Знания и профессиональные навыки – ключевые ориентиры современной системы образования, подготовки и переподготовки кадров Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. Приоритеты в сфере образования (1) Как и во всем мире, Казахстану необходимо переходить на новые методы дошкольного образования 3 956. (2) С учетом нового курса «Казахстан-2050» Правительство начиная с 2013 года должно обеспечить развитие системы инженерного образования и современных технических специальностей с присвоением сертификатов международного образца. (3) Социальная ответственность частного бизнеса, неправительственных и благотворительных организаций, частных лиц должна особенно проявиться в сфере образования. Создать сеть государственно-частного партнерства для развития системы высшего и среднего образования. Разработать многоступенчатую систему грантов на обучение. Создать по всей стране систему специализированных учебных заведений научно-исследовательского и прикладного образования, учитывающих региональную специализацию. Законодательно закрепить обязательную производственную практику на предприятиях, начиная со второго курса обучения в вузе. (4) Нам предстоит произвести модернизацию методик преподавания и активно развивать онлайн-системы образования, создавая региональные школьные центры. Интенсивно внедрять инновационные методы, решения и инструменты в отечественную систему образования, включая дистанционное обучение и обучение в режиме онлайн, доступные для всех желающих. Необходимо избавиться от устаревших либо невостребованных научных и образовательных дисциплин, одновременно усилив востребованные и перспективные направления. Изменить направленность и акценты учебных планов среднего и высшего образования, включив туда программы по обучению практическим навыкам и получению практической квалификации. Создать ориентированные на предпринимательство учебные программы, образовательные курсы и институты. Новая политика развития инновационных исследований Дальнейшее укрепление государственности и развитие казахстанской демократии Наша цель – сформировать новый тип государственного управления. Он должен отвечать новым задачам служения обществу и укрепления государственности. Первое. Нам нужно дальнейшее совершенствование системы государственного планирования и прогнозирования. Цель – усилить ответственность госорганов за разработку планов и программ. Второе. Мы должны грамотно провести децентрализацию управления. Суть идеи децентрализации заключается в предоставлении прав и необходимых ресурсов для принятия решений от центра к региональным органам власти. Выборность аульных акимов – 2533. Третье. Предстоит сформировать профессиональный государственный аппарат, для которого, в соответствии с провозглашенными президентом принципами, служение народу и государству превыше всего. Четвертое. Госаппарат должен выстроить новую систему взаимодействия с бизнес-сообществом. Пятое. Государство должно следовать принципу нулевой терпимости к беспорядку. Развитое общество начинается с дисциплины и порядка во всем: комфортного подъезда, аккуратного двора, чистых улиц и приветливых лиц. Атмосфера нетерпимости к мелким правонарушениям – важный шаг в укреплении общественной безопасности, борьбе с преступностью. Шестое. Государство и общество должны единым фронтом выступить против коррупции. Коррупция – не просто правонарушение. Она подрывает веру в эффективность государства и является прямой угрозой национальной безопасности. Седьмое. Продолжение реформы правоохранительных органов и спецслужб. . Последовательная и предсказуемая внешняя политика – продвижение национальных интересов и укрепление региональной и глобальной безопасности Наши приоритеты являются неизменными – развитие партнерства с нашими соседями – Россией, Китаем, странами Центральной Азии, а также США, Европейским союзом, странами Азии. Укрепление Таможенного союза и Единого экономического пространства. Наша ближайшая цель – создать Евразийский экономический союз. Приоритеты модернизации внешней политики: Всемерно укреплять региональную и национальную безопасность. Активно развивать экономическую и торговую дипломатию. Интенсифицировать международное сотрудничество в культурно-гуманитарной, научно-образовательной и других смежных сферах. Усилить правовую защиту наших граждан, их личных, семейных, деловых интересов за рубежом. Во-первых, внешнеполитическое продвижение национальных интересов на сугубо прагматических принципах. Во-вторых, осознание своей ответственности за региональную безопасность и внесение вклада гаждого гражданина в стабилизацию Центральной Азии. Наша задача – максимально содействовать устранению предпосылок конфликтных ситуаций в регионе. Новый формат диалога - G-Global. В-третьих, наша страна должна и дальше поддерживать все прогрессивные международные инициативы и вносить свой вклад в глобальную безопасность. В-четвертых, Казахстан должен укреплять свою обороноспособность и военную доктрину, участвовать в различных механизмах оборонительного сдерживания Новый казахстанский патриотизм – основа успеха нашего многонационального и многоконфессионального общества Наша главная цель в данном направлении проста и понятна: сохранить и укрепить общественное согласие. Это – непреложное условие нашего существования как государства, как общества, как нации. Фундамент казахстанского патриотизма – это равноправие всех граждан и их общая ответственность за честь Родины (олимпийский триумф). Первое. Новый казахстанский патриотизм-Это прежде всего гордость за страну и ее достижения. Второе. Равенство прав граждан всех этносов - это то, что должно объединять все общество, вне этнических различий. Третье. Казахский язык и триединство языков - (1) Казахский язык – это наш духовный стержень. (2) В настоящее время приняты активные меры по созданию условий для того, чтобы дети наряду с казахским активно изучали русский и английский языки. Трехъязычие должно поощряться на государственном уровне. Владение русским языком – это историческое преимущество нашей нации. Владение английским откроет для каждого гражданина нашей страны новые безграничные возможности в жизни. Четвертое. Культура, традиции и самобытность. Традиции и культура – это генетический код нации. Пятое. Роль национальной интеллигенции. Казахстан-2050 должен быть обществом прогрессивных идеалов. Всеказахстанская идентичность должна стать стержнем исторического сознания нашего народа. Шестое. Религия в Казахстане XXI века. Сегодня остро стоит вопрос нетрадиционных для нашего народа религиозных и псевдорелигиозных течений. Казахстан – светское государство. Необходимо формировать религиозное сознание, соответствующее традициям и культурным нормам страны. Государственная программа по борьбе с религиозным экстремизмом и терроризмом. Казахстанцы 2050 года – это общество образованных, свободных людей, говорящих на трех языках. В заключении хотелось бы обратиться к каждому в этом зале словами Лидера нации-Президента Республики Казахстан! Особая ответственность за реализацию нового стратегического курса «Казахстан-2050» лежит прежде всего на казахах. Потому что Казахстан - наша Родина и она одна! «Отан оттан да ыстық»! Мудрость старшего поколения, опыт зрелого и сила молодости - это факторы, которые поведут нашу страну к новым целям, кажущимся нам сегодня далекими и недосягаемыми. А именно к Казахстану 2050 года - Обществу Всеобщего труда, государству с сильной экономикой, где все делается для человека, где лучшее образование, лучшее здравоохранение, где царят мир и спокойствие, где граждане свободны и равны, а власть справедлива!