План по самообразованию на тему: «Интеграционный подход к реализации образовательной области «Художественное творчество»
МБОУ СОШ № 6 г. Симферополя
План по самообразованию
на тему:
«Интеграционный подход к реализации образовательной области «Художественное творчество»
Воспитатель: Кирлюкова Т. А.
Симферополь
2014г
Тема: Интеграционный подход к реализации образовательной области «Художественное творчество»
Цель: раскрытие внутреннего потенциала и всестороннее формирование личности ребёнка путем интегративного подхода, с учётом особенностей его физического, психического развития, индивидуальных возможностей, способностей.
Задачи:
- развивать продуктивную деятельность детей (рисование, лепку, аппликацию, конструирование);
- развивать детское творчество;
- способствовать формированию у дошкольников эмоционально-ценностного эстетического отношения к миру, развивать у детей способность к восприятию произведений искусства;
-развивать художественно-речевые способности , эмоционально-чувственную сферу, художественно-образное мышление ребенка как основу развития творческой личности.
Предполагаемый результат:
к концу года дети должны знать цвета карандашей (синий, красный, зеленый, жёлтый, белый, чёрный); радоваться своим работам ;раскатывать комок пластилина прямыми и круговыми движениями кистей рук, отламывать от большого комка маленькие комочки, сплющивать их ладонями; соединять концы, плотно прижимая, их друг к другу ; лепить несложные предметы; аккуратно пользоваться пластилином ; уметь конструировать, собирать и склеивать несложные аппликации.
Учебный год Содержание работы Сроки выполнения Результат
2014-2015 Подбор методической литературы для изучения Сентябрь Подобрать методическую литературу для изучения.
2014 Изучение методической литературы
Октябрь Изучить методическую литературу: «Художественное творчество детей 2-7 лет» Т. Н. Доронова,«Изобразительная деятельность в детском саду» Т. С. Комарова, «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» Т.Г Казакова– М.: Педагогика, – 1983. –212с.
2014
Изучение методической литературы
Ноябрь Изучить методическую литературу: «Лепим, фантазируем, играем» И. А. Лыкова, «Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ» Цквитария Т.А. 2012, «Интегрированные занятия по развитию речи и изодеятельности. Грошенкова В. А., Шилова Т. С. 2012
2014 Изучение методической литературы
Декабрь Изучить методическую литературу: Художественное творчество. Освоение содержания образовательной области. По программе "Истоки"
«Модели комплексно-интегрированных занятий с детьми 1,5-7 лет» . С.С.Дреер, А.Н.Потыкан
2015 Внедрение полученных знаний в повседневную работу Январь-Апрель Внедрить полученные знания в повседневную работу.
2015 Проведение открытого комплексно-интегрированного занятия Май «Волшебное путешествие» (логика, рисование, хореография)
Изобразительная деятельность является важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации способствует умственному, нравственному эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.
Изобразительная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни. В начале, это непосредственное знакомство со свойствами материалов, познание связи действий с полученным результатом. В дальнейшем ребенок начинает приобретать знания об«Волшебное путешествие» (логика, рисование, хореография) «Волшебное путешествие» (логика, рисование, хореография) окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалам будет обусловлен стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатления от окружающего мира.
Занимаясь рисованием, дети усваивают опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (карандаш, кисть ножницы). Также дети знакомятся с различными свойствами воды (рисование по - сырому, рисование в технике набрызга).
Интеграция с ОО «Чтение художественной литературы».
Художественный образ, воплощенный в слове обладает своеобразной наглядностью. В нем заключено то характерное, типичное, что свойственно данному явлению и выделяет его среди других. Выразительное чтение художественных произведений способствует созданию творческого настроения, активной работе мысли, воображения.
Во всех возрастных группах образовательная деятельность, начатая с загадки, вызовет интерес в сознании детей, яркий образ предмета. Также для оживления в памяти детей ранее воспринятых образов можно использовать короткие стихотворения и отрывки из художественных произведений. В некоторых случаях словестный образ сопровождает показ с натуры или приемов изображения.
Интеграция с ОО «Коммуникация».
При совместной деятельности по рисованию, лепке, аппликации развивается речь детей: усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений – способствует обогащению словаря.
Высказывания во время наблюдений предметов и явлений, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на формирование связной речи.
Значение изобразительной деятельности для нравственного воспитания заключается еще и в том, что в ее процессе у детей воспитываются нравственно-волевые качества: умение и потребность доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.д. В процессе создания коллективных работ у детей воспитываются умения объясняться, договариваться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу.
Коллективные просмотры работ приучают детей быть внимательными к рисунку, лепке товарищей, справедливо и благожелательно их оценивать, радоваться не только своей, но и общей удаче.
Интеграция с ОО «Труд».
Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется в том, что в рисунке, лепке, аппликации и конструировании дети передают явления общественной жизни. Детей волнуют и полеты в космос, профессии людей в городе и деревне, выступления спортсменов на олимпиадах, и многое другое.
В изобразительной деятельности сочетаются умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть умениями лепить, вырезать, рисовать предмет той или иной формы и строения, а также овладеть навыками обращения с ножницами, с карандашом и кистью, с глиной и пластилином. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться получения желаемого результата.
Художественное творчество и здоровьесбережение воспитанников.
Правильная организация изобразительной деятельности положительно влияет на физическое развитие ребенка. Она способствуют поднятию общего жизненного тонуса, созданию бодрого, жизнерадостного настроения.
Большое значение для рисования имеет зрение. В этой работе особенно важна работа зрительного аппарата. В процессе изобразительной деятельности активно формируется зрительная память ребенка, вырабатывается правильная посадка, так как изобразительная деятельность почти всегда связана со статичным положением и определенной позой.