ДокладСоздание толерантных отношений при сплочении коллектива в профессиональной деятельности воспитателя
ГБОУ РМЭ «Козьмодемьянская школа -интернат»
"Утверждаю"
Зам.Директора
по воспитательной работе
Бодулина Г.Р.
Выступление на педсовете
По теме
«Создание толерантных отношений при сплочении коллектива в профессиональной деятельности воспитателя.»23.03.2016г.
подготовила:
воспитатель
Шихматова Е.Б.
г.Козьмодемьянск 2016 г.
Создание нормальных, толерантных отношений среди ребят, сплочение детского коллектива ,является важным шагом на пути общего повышения эффективности образовательного и педагогического процесса. Образование является решающим фактором формирования культуры толерантности. В основу своей работы воспитатель закладывает идею воспитания дружного коллектива, в которой формирование толерантных отношений между детьми является очень важной и ключевой задачей. Реализация данной идеи предполагает создание воспитывающей среды во внеурочное время, построение системы внеклассной работы, нацеленной на духовно развитие личности каждого ученика, вовлечение всех учеников в систему коллективных творческих дел, воспитывающих терпимость по отношению к людям.
Коррекционная школа - интернат – учреждение закрытое, поэтому контакты детей с окружающим миром носят эпизодический характер. Изолированность воспитанников от социума, ограниченные возможности здоровья накладывают особый отпечаток на их развитие вообще и на ознакомление с социальным миром, в частности.
В подростковом возрасте происходит возникновение нового новообразования – необходимость общения со сверстниками, в ходе которого и происходит познание себя, т. е. продолжается процесс социализации. А сплоченный коллектив, на мой взгляд, – это основа гармоничного развития личности учащегося. Поэтому, воспитательная система в нашем классе направлена на развитие и раскрытие индивидуальности каждого ребенка, который умеет жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи.
Создание сплоченного ученического коллектива не возможно без некоторых условий: устоявшийся педагогический коллектив с едиными требованиями к себе и ученикам; совместная внеурочная деятельность; участие родителей в жизни класса. Именно наличие всех этих условий помогает в работе с воспитанниками.
Я стараюсь формировать благоприятные условия для развития каждого ребенка, поощряю дружбу детей, предотвращаю обострения в их отношениях, подбираю и предлагаю детям различные виды совместной деятельности: включаю в творческие, спортивные, интеллектуальные дела организовываю экскурсии, посещаем выставки и мероприятия проводимые в музейном комплексе (выставка "Бабочки и жуки мира", выставка кукол. мастер-класс"Птица счастья", «Рождественские колядки» а так же в городской библиотеке мероприятие ("Леса нашего края"") Для воспитанников школа-интернат — это их второй дом, где уют, тепло, взаимопонимание зависят от них самих. Ребята достаточно доброжелательны друг к другу, хотя периодически возникают межличностные конфликты , но я думаю, что эти конфликты возникают в силу возрастных особенностей. Но вместе с этим следует отметить, что в трудных ситуациях каждый из ребят класса может найти поддержку у одноклассников и на этой стадии укрепляются межличностные взаимоотношения.
Регулярно провожу воспитательные часы, беседы и тренинги на следующие темы: , «А легко ли жить дружно?», «Что такое дружба?», «Уроки вежливости», «Расскажи мне о себе», «Протяни руку помощи» «Что в имени тебе моем?), и т.дВ школе существует местное самоуправление актив, лидером которого является учащаяся из нашего класса – Маркова Т.,а Абрамова Н. является лидером класса. Остальные ребята активно помогают девочкам в решении различных вопросов.
Внеурочная и внешкольная деятельность, несомненно, сближает. Такая форма общения позволяет детям расслабиться и раскрыться для себя и окружающих с новой стороны.
Ребята с удовольствием готовятся к каждому общешкольному мероприятию. Все дети задействованы в сценариях школьных праздников: поют, пляшут, читают стихи. Всегда участвуют в выставках и конкурсах, представляя как индивидуальные, так и коллективные работы. Все работы заслуживают внимания, как на школьном этапе, так и за ее пределами..В группе активно ведется работа по гражданско – патриотическому направлению. Учащиеся являются участниками тимуровского отряда.
Цель тимуровского движения - воспитание у детей чувства патриотизма, готовности раскрыть и применить свои способности на пользу Родине, людям, своей семье, себе, формирование милосердного отношения к старшему поколению и оказание посильной помощи ветеранам ВОВ, инвалидам, пожилым людям.
Ребята проводят различные социальные акции ("подарок учителю», «Птичья столовая", «новогоднее чудо», «чистый двор», "мир без сигарет" «открытка ветерану» и т. д. ), готовят концертные программы и зачетные мероприятия. "Наша Родина Марий Эл", "День матери", «Новогоднее представление», «день защитников отечества» "Международный женский день"и т.д.), осуществляют шефскую помощь младшим классам.
Такой вид деятельности дают большие возможности для сплочения коллектива и формирования благоприятного психологического климата в группе.
Некоторые из ребят занимаются в системе дополнительного образования посещают клуб "Паллада"из нашего класса Софронов Саша, что способствует развитию их творческих, физических способностей. Практически все ребята занимаются танцами и спортивными играми . Эти направления работы объединяют интересы воспитанников.
Систематически ведется работа в тесном контакте с учителями и родителями. По возможности стараемся включать их в коллективные дела.
Но не только участие в классных и школьных делах сплачивает коллектив. Ребят особенно увлекает такая коллективная деятельность, которая помогает им провести свободное время совместно с учащимися из других классов.(проведение КВД, проводы зимы «Масленица».и другие общешкольные мероприятия.) Современные дети большую часть времени проводят за компьютером, электронными играми, у них дефицит "живого" общения, результаты которого необходимы окружающим.
Толерантность, сформированная в школьные годы, является одним из важнейших условий снижения напряженности в социуме
Я считаю, что наша группа нашла своё место в общешкольном коллективе и свою нишу в воспитательной системе школы.
.