Справка о работе с семьями социального педагога и классных руководителей
Справка
по результатам тематической проверки деятельности социального педагога и классных руководителей по работе с семьями учащихся
В соответствии с приказом № 267 УО от 28.11. 2014 года «Об усилении ответственности социальных педагогов и классных руководителей общеобразовательных учреждений за работу с семьями учащихся»
в период с 18 по 24 декабря была проведена проверка работы социального педагога школы.
Цели: оценить характер деятельности социального педагога школы по организации и проведению работы с семьями учащихся.
Во время проверки рассматривалась нормативно-правовая документация, план работы социального педагога, индивидуальные программы по реабилитации и адаптации несовершеннолетних, а также маршрутные листы занятости учащихся, состоящих на учете в ОДН, книга протоколов заседаний Совета профилактики, акты обследования жилищно-бытовых условий неблагополучных семей.
В ходе проверки выявлено следующее:
В школе проводится работа с детьми, состоящими на различных видах учета, с неблагополучными семьями. Социальный педагог в своей деятельности руководствуется необходимыми нормативными документами и работу выстраивает в соответствии с законодательством Российской федерации.
В плане работы социального педагога большое место отводится работе с учащимися из социально - неблагополучных семей. Свою работу социальный педагог ведет в тесном контакте с классными руководителями и психологом школы.
Ежегодно в начале учебного года социальный педагог составляет списки детей по категориям (малообеспеченная семья, многодетная, опекаемая и т.д.), корректирует их по мере поступления информации от классных руководителей. Полученная от классных руководителей информация тщательно проверяется, выявляются проблемы с учащимся и их семьями, выстраивается план действий по оказанию помощи ребенку, попавшему в трудную жизненную ситуацию. При необходимости социальный педагог привлекает социальные и правоохранительные службы города.
В воспитательные планы работы классных руководителей, планы работы социального педагога и психолога школы включены мероприятия по диагностированию межличностных отношений обучающихся, выявлению школьников с девиантным поведением, сопровождению их в учебно-воспитательном процессе. При этом используются следующие методики: «Рисунок семьи», «Стили воспитания в семье», «Опросник Баса-Дарки».
Систематически проводятся занятия с элементами тренинга «Закон и мы», «Мои права и обязанности», «Конструктивное взаимодействие», «Чего я боюсь» и др.; Тренинги личностного роста, Я среди других (модификация Прутченкова); проводятся игры-проживания «Необитаемый остров», «Большая поляна» и др.
Совместно с психологом социальный педагог проводит психопрофилактическую и психопросветительскую работу через обще-школьные и общеклассные родительские собрания по следующей тематике: «Ваш ребёнок пятиклассник», «Воспитание без насилия», «Как выполнить домашнее задание». Регулярно обновляется информация на стенде «Уголок психолога», где вывешиваются памятки, рекомендации по различным вопросам воспитания и обучения, например «Как позитивно решить конфликтную ситуацию», стили воспитания, признаки употребления ПАВ и др.
Классные руководители совместно с социальным педагогом школы составляют социальный паспорт класса, в котором содержатся сведения о жилищных условиях и доходах семьи, социальном статусе родителей.
На семьи, находящиеся в СОП, составляются индивидуально-профилактические программы и учетная карточка семьи.
В процессе этой работы происходит диагностика семейных проблем, выявляются семьи, нуждающиеся в постоянном контроле и помощи. С ними проводится индивидуальная и групповая просветительская работа, профилактические мероприятия. Осуществляется под непосредственным контролем социального педагога социально-педагогическая защита прав ребенка.
В соответствии с планом работы социального педагога проводится Совет профилактики. На заседаниях Совета профилактики рассматриваются персональные дела учащихся, вопросы постановки (снятия) учащихся на внутришкольной учёт, посещаемости учебных занятий, соблюдения правил поведения школьниками и др. Протоколы заседания Совета профилактики ведутся в соответствии с предъявляемыми к данным документам требованиями.
Социальный педагог систематически ведет учет детей, пропускающих уроки по неуважительным причинам. Ситуация по пропускам занятий отслеживается по каждому ребенку, своевременно принимаются меры по устранению проблем.
В течение года состоялось 12 заседаний Советов профилактики, где проводилась работа по предупреждению девиантного поведения учащихся.
На внутришкольном контроле на начало учебного года состояло 5 учащихся. В течение учебного года снято с учета 2 человека за хорошее поведение и удовлетворительную успеваемость. В результате на конец учебного 2011-2012 года и по настоящее время на учете состоит 3 человека.
Все учащиеся, состоящие на внутришкольном учете и учете в ИДН, задействованы в школьной жизни, они привлекаются классными руководителями, социальным педагогом к участию в различных внеклассных, городских, школьных мероприятиях, посещают спортивные секции клуба «Сибирячок», функционирующего в стенах школы.
Подростки, состоящие на учете в ИДН, в возрасте с 14 лет (25 учащихся ) летом 2012 года были трудоустроены через центр занятости населения в школьный трудовой отряд и занимались благоустройством территории школы.
В школе 12 опекаемых детей. На все опекаемые семьи имеются акты обследования их жилищно-бытовых условий.
Девять учащихся проживают в детском доме, из них 7 – социальные сироты и 2 – круглые сироты. Следует заметить, что на сегодняшний день сложно организовать детей из детского дома. Но и в этом отношении социальным педагогом и классными руководителями ведется большая работа.
В школе обучается 3 ребенка – инвалида. На каждого из них социальным педагогом разработана индивидуальная программа реабилитации ребенка - инвалида.
Под непосредственным руководством социального педагога выявлен весь контингент детей, живущих в малообеспеченных и многодетных семьях.
Всем подросткам из группы социального риска при содействии социального педагога оказывается денежная помощь через социальную защиту населения, материальная помощь в виде вещей, письменных принадлежностей. Малообеспеченные дети (176 человек) поставлены на бесплатное питание.
На 01.01.2012г. на профилактическом учете в ИДН состояло 8 человек. Семей в социально-опасном положении было 4.
В течение года данные менялись. В результате на 01.12.12г. на учете в ИДН состоит 7 детей. На учете в СОП-7 семей, прибавилось 3 семьи . Эти три семьи, дети которых пришли обучаться в 1 класс, уже состояли в СОП. Семьи проблемные, основная проблема – алкоголизм родителей.
Благодаря работе социальных служб и контролю за семьями со стороны социального педагога школы, классных руководителей, дети остаются в семье законных родителей. В настоящее время дети из этих семей регулярно посещают занятия. Родители идут на контакт с классным руководителем и социальным педагогом школы.
Социальный педагог школы ведет работу по межведомственному взаимодействию между субъектами профилактики, сотрудничает с МБУ КЦСОН «Забота», инспектором ЛПП на ст. Боготол, инспектором ПДН, секретарем КДНиЗП, главным специалистом по опеке и попечительству.
На всех детей, состоящих на учете, заведены учетные карточки, ведется ежемесячная аналитическая записка о состоянии профилактической работы по предупреждению правонарушений и преступлений, составлены индивидуальные программы по реабилитации и адаптации несовершеннолетних, маршрутные листы занятости, где прослеживается, какой кружок или спортивную секцию посещает данный ребенок и чем занят в свободное время.
Выводы:
- в школе существует система, направленная на тесное сотрудничество с семьями обучающихся;
- ведется соответствующая документация;
- проводятся консультации, индивидуальные беседы с обучающимися и их родителями;
- наблюдается положительная динамика снижения количества обучающихся, состоящих на учете ОДН.