Программа по развитию дружеских взаимоотношений у учащихся 4-5 классов
Конкурс профессионального мастерства
«Педагог-психолог года Ханты-Мансийского автономного округа – Югры – 2012»
Программа
по развитию дружеских отношений у учащихся 4 – 5 классов
«Со мной можно дружить»
Педагог – психолог: Власова Оксана Станиславовна,
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы №30, г. Сургут
Программа
по развитию дружеских отношений у учащихся 4 – 5 классов
«Со мной можно дружить»
Вид программы
В основе разработки современных стандартов школьного образования лежит представление об образовании как институте социализации личности, вытекающее из основных положений культурно-исторической концепции психического развития Л. С. Выготского. Одной из основных задач и направлений развития системы образования на современном этапе является формирование психологических условий общения, кооперации и сотрудничества на основе доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается, уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиции всех участников. Актуальность данного направления обусловлена низким уровнем развития коммуникативной компетентности учащихся, что находит отражение в увеличении количества детей с высокой социальной и межличностной тревожностью. Все чаще наблюдаются случаи отвержения и травли детей одноклассниками, переживания одиночества, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам.
Данная психолого-педагогическая программа является развивающей, компилятивной и направлена на формирование у учащихся коммуникативных навыков, способствующих развитию и поддержанию дружеских отношений с окружающими.
Участники программы
Программа рассчитана для учащихся 4 – 5 классов, обучающихся в общеобразовательной школе. Большое внимание психологическим особенностям 10 – 12-летних детей уделено отечественными и зарубежными психологами (Г. А. Цукерман, Роберт Селман, Ж. Пиаже, Э. Эриксон). Это обусловлено переходом учащихся из начального в среднее звено, что сопровождается резкой сменой социальной ситуации обучения. С точки зрения психофизического развития возраст 10 – 12 лет называют предпубертатным. Переходное состояние перед кризисом характеризуется особой эмоциональностью. В этом возрасте преобладают ситуативно обусловленные эмоции, наиболее низкая самооценка. Мышление учеников этого возраста еще не столь абстрактно и системно, как у более старших школьников, но заметно отличается от мышления младших школьников: оно рефлексивно, т. е. ученики способны осознавать процессы своего мышления, умственные, речевые и мнемотехнические стратегии. Развитие рефлексии сказывается и на личностных преобразованиях школьника: у ребенка складываются свои собственные представления об академических, атлетических способностях, а также о физических и личностных характеристиках, определяющих популярность среди сверстников.
Исследования Р. Селмана выявили особенности развития дружеских отношений у детей 10 – 12 лет. Данные отношения базируются на социальном обмене, появляется представление о том, что друзья – это люди, которые помогают друг другу; ребенок начинает понимать как устроены отношения людей, видеть и принимать ситуацию взаимозависимости; происходит взаимная оценка действий партнеров; появляется понятие доверия; дружба понимается как устойчивые положительные отношения, базирующиеся на доверии; дети могут посмотреть на отношения с позиции стороннего наблюдателя.
Формированию этих позиций у учащихся способствует психолого-педагогическая работа по развитию навыков общения, повышению уровня социальной зрелости в специально организованных занятиях с элементами тренинга.
Цель программы: создание условий, способствующих развитию дружеских отношений учащихся 4 – 5 классов в условиях перехода со ступени начального в среднее звено.
Задачи:
1.Формировать у учащихся потребность в использовании коммуникативных навыков общения друг с другом;
2.Расширять представление о средствах и способах успешного общения, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных условиях;
3.Закреплять навыки успешной коммуникации: умение слушать и слышать собеседника, договариваться, уступать, построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации, вести диалог, излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Научная, методологическая и методическая обоснованность программы
Данная программа опирается на научную теорию Роберта Селмана, психолога, занимавшегося изучением социального интеллекта. Предметом его исследований были особенности развития дружеских отношений детей в возрасте от 6 до 12 лет. Ученым были описаны стадии развития дружеских отношений:
Стадия Возраст Характеристика
1.
Эгоцентризм 6лет и
младше Дружба базируется на физических и географических факторах; дети центрированы на себе и не понимают точку зрения других. Друг – это просто товарищ по играм, некто, живущий неподалеку, который ходит в ту же школу или имеет интересные игрушки. Эгоцентрическая стадия заканчивается тогда, когда мысли и чувства других людей (как и свои собственные) становятся предметом интереса ребенка.
2.
Субъективизм 7 – 9 лет Дружеские отношения начинают основываться на взаимности и осознании чувств партнера, базируются на социальных действиях и оценке друг друга.
3.
Рефлексивность10 – 12 лет Дружеские отношения базируются на социальном обмене, появляется представление о том, что друзья – это люди, которые помогают друг другу; ребенок начинает понимать как устроены отношения людей, видеть и принимать ситуацию взаимозависимости; происходит взаимная оценка действий партнеров; появляется понятие доверия.
4.
Взаимность 11 – 12 лет и
старше Дружба понимается как устойчивые положительные отношения, базирующиеся на доверии; дети могут посмотреть на отношения с позиции стороннего наблюдателя.
5.
Глубина Наивысшая стадия развития социального интеллекта.
Как видно из таблицы, возраст 10 – 12 лет включает в себя две, последовательно вытекающие стадии в развитии дружеских отношений, что доказывает необходимость целенаправленного обучения детей навыкам взаимодействия с окружающими людьми.
Обоснование необходимости реализации данной программы для достижения указанных целей и решения поставленных задач
Активное содействие формированию и развитию коммуникативных навыков учащихся 10 – 12 обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Данные коммуникативные универсальные действия являются необходимым условием в формировании дружеских взаимоотношений между учащимися и взрослыми, установлению благоприятного психологического климата в учебном заведении.
Структура и содержание программы
Программа состоит из 15 занятий, проводимых 1-2 раза в неделю по подгруппам. 12 – 14 учащихся в каждой подгруппе.
Первый этап: Знакомство. Накопление согласий.
Задачи: Темы занятий: Методы и приемы:
Преодоление барьеров, снятие напряжения в общении, установление эмоциональных контактов между детьми, возникновение чувства «нам хорошо вместе», принятие групповых правил взаимодействия.
1.«Давайте познакомимся» Игры:
- «Снежный ком»,
-«Хоровое знакомство»,
-«Знакомство на время»,
-«Визитная карточка»,
-«Мне нравится, когда меня зовут…»,
-«Именной поезд».
2.«С другом и без него» 3.«Имя человека» Второй этап: Поиск общих и совпадающих интересов.
Помочь детям сблизится, создать первичное «тяготение» друг к другу на основе открытия ими интересов, взглядов, позиций внутреннего мира друг друга.
4.«Увлечения и дружба» Игры:
-«Конверт Откровений»,
-«Интервью»,
-« Самопрезентация».
5.«За что меня можно ценить в дружбе?» 6.«Что между нами общего» 7.«Легко ли со мной дружить?» Третий этап. Принятие качеств и принципов общения.
Построение доверительных отношений, готовности к принятию личностных особенностей другого человека. 8.«Зрительный контакт» Игры
-«Комплименты»,
- «Что мне в тебе нравится».
9.«Юмор в дружбе» 10.«Уступчивость в дружбе» Четвертый этап. Выяснение качеств, опасных для общения. Побуждение к изменениям.
появление стремления к открытому, откровенному общению, развитие самокритичности, возбуждение стремления к изменениям. 11.«Агрессивность и дружба» Игры:
- «Самокритика»,
-«Счастливого пути»,
-«Пожелания»,
-«Отверженный».
12.«Компьютер и общение» 13.«Прикосновения опасные и приятные» Пятый этап. Эффективное сотрудничество.
Обеспечение прочного контакта, достижение взаимопонимания, согласованности действий, состояния защищенности, формирование чувства «мы». 14.«Мы – команда»
15.Итоговая диагностика Игры:
-«Любящий взгляд»,
-«Сиамские близнецы»,
-«Контакты руками»,
-«Зеркало»,
-«Скульптура»,
-«Робот».
Примерный конспект занятия
Тема: «С другом и без него…».
Цель: создание условий, способствующих формированию коммуникативных навыков, расширению возможностей установления контакта в различных ситуациях общения.
Задачи: 1. Создать благоприятную психологическую атмосферу, способствующую снятию барьеров общения;
2. Активизировать имеющийся опыт установления дружеских отношений;
3. Познакомить с чертой характера, необходимой для удержания дружеских взаимоотношений.
Ход занятия Содержание Ожидаемый результат
1. Упражнение «Тебя зовут…, ты умеешь делать…».
2. Рефлексия упражнения. Активную роль на себя берет психолог. Он напоминает содержание первой встречи и проверяет свою память об информации, полученной о детях при первом знакомстве. Называет по имени каждого участника круга и показывает то движение, которое показывал учащийся в первую встречу. Начинается упражнение с фразы: «Тебя зовут…, ты умеешь делать…».
-Поднимите руку, кому было приятно, что я называла вас по имени и правильно показала движение?
-Как думаете, почему вам это было приятно? Снятие психологических барьеров общения: некоторой напряженности в ситуации общения с незнакомым человеком и необычной ситуации, в которой присутствуют наблюдатели. Создание обстановки доверительных взаимоотношений.
Подведение к выводу о значимости использования в общении имении человека, важности правильного его произнесения и верного воспроизведения информации о человеке.
3. Упражнение «Комплимент».
4. Рефлексия упражнения. В упражнении используются карточки с написанными на них комплиментами (например, «Тебе можно доверять секреты», «С тобой всегда весело», «Ты никогда не грубишь и не обзываешься», «Ты очень умный человек», «Ты всегда поможешь в трудную минуту» и т.д.). Каждый выбирает наугад по 3 карточки. По условию: один комплимент (который больше всего нравится) можно оставить себе, а остальные два надо подарить тем участникам, которые больше всего этого заслуживают.
Психолог обращает внимание на использование в обращении к человеку его имени.
- Приятно ли было получать в свой адрес комплименты?
- Почему человеку становится приятно?
- Что нужно, чтобы комплимент попал в точку? Стимулировать участников круга использовать в обращении к другому человеку его имени (особенно в том случае, если это затруднено). Данное задание несет в себе диагностическую составляющую процесса развития отношений в ученической группе. Чем чаще дети используют в обращении друг к другу имя и с легкостью делают комплименты друг другу, тем выше уровень психологического климата в ученической группе.
Подведение к выводу о значимости использования в общении имени человека, комплиментов. А, также, насколько важно интересоваться жизнью другого человека, миром его увлечений.
5. Работа по подгруппам «Весомый аргумент». Сформулировать как можно больше аргументов в пользу каждого высказывания:
1 подгруппа «Иметь друга – это хорошо, потому что…»;
2 группа «Не иметь друга – это плохо, потому что…».
В заключении психолог говорит, что ему понятны переживания мальчика, который написал письмо с просьбой помочь разобраться в сложившейся ситуации в его жизни. Через формулирование аргументов, стимулировать мотивацию на установление благоприятных отношений и дружбы среди людей.
6. Групповая дискуссия на тему «Какими чертами характера должен обладать человек, чтобы считаться хорошим другом». Зачитывается письмо, в котором мальчик Петя делится своими переживаниями по поводу того, что у него могут быть проблемы в установлении дружеских взаимоотношений с одноклассниками в новом коллективе.
Участникам круга предлагается сформулировать способы установления контакта с людьми, эффективные способы поддержания дружеских взаимоотношений. Постановка проблемы и выведение цели занятия.
Активизировать имеющийся опыт установления и удержания дружеских отношений.
7.Тренинговое упражнение
«Выброс пальцев»;
8. Рефлексия упражнения
9. Тренинговое упражнение «Перетяни на свою сторону».
Все участники круга одновременно, по команде, выбрасывают в круг определенное количество пальцев одной руки (заранее нельзя договариваться о количестве). Условие: как можно за меньшее количество попыток добиться одинакового выброса пальцев.
- При каких условиях данное задание выполнит было бы не возможно?
- Какая черта характера поможет добиться результата быстро?
Принимают участие 2 человека. Круг условно делится веревкой. Один человек находится по одну сторону веревки, другой по другою.
Задача: оказаться двум участникам на одной стороне. Нельзя использовать вербальные средства. Используется лишь хрупкая нить для перетягивания, которую участники держат за противоположные концы. Если первой паре не удается добиться конечной цели, вызывается следующая пара. Раскрытие важной составляющей общения среди друзей - умение уступать.
Проверить, на сколько выявленная в первом задании черта характера – уступчивость, применяется в упражнении воссоздающем другу ситуацию взаимодействия.
10. «Психологи-
ческий чемоданчик». Составить рекомендации для мальчика Пети, которые помогут ему дружить (наклеиваются на лист ватмана, на котором нарисован персонаж письма). Подведение итогов занятия. Отметить появление в рекомендациях такой черты характера, как уступчивость или умение уступать.
11. Видеоряд «С другом и без него…». Используется подборка фотографий и комментарии к ним в защиту аргумента «С другом жизнь намного лучше, разнообразнее и легче, чем без него». Является дополнением к выполненному детьми заданию «Иметь друга – хорошо…, не иметь друга – плохо…». Носит функцию закольцовывания рассматриваемой темы.
12. Заключение. Поблагодарить участников за активность, проявленную мудрость и пожелать как можно больше узнавать об эффективных способах общения, и на практике использовать те знания, которые у них имеются для установления и поддержания дружественных отношений.
Технологии, методы и приемы, используемые в программе для достижения поставленных цели и задач
1.Метод интерактивной игры:
-разогревающие игры, представляющие собой наиболее заметную, эмоционально насыщенную и запоминающуюся часть занятия и воспринимающиеся как визитная карточка темы занятия;
-ролевые игры;
-игры-тренировки;
-игры-дилеммы;
-игры со скрытыми целями сторон;
-игры провокации.
2.Метод групповой дискуссии.
3.Деятельностный метод, который включает в себя следующие приемы:
-моделирование проблемной ситуации;
-анализ индивидуального опыта участников занятий;
-решение ситуационных задач.
4.Технология организации игрового тренинга общения в классе на основе методики контактного взаимодействия Л. Б. Филонова, кандидата психологических наук.
Критерии ограничения и противопоказания на участие в освоении программы
Занятия данной программы могут посещать все учащиеся общеобразовательной школы, достигшие десятилетнего возраста. Ограничением служит категорический отказ учащегося или отсутствие разрешения со стороны родителей, болеющие учащиеся (ОРВИ и другие заболевания, требующие постельного режима). Нет противопоказания для детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР, ДЦП, заикание и т.д.).
Обеспечение гарантии прав участников программы
1.Занятия посещаются на добровольной основе. Большое внимание уделяется мотивированию учащихся на посещение данных занятий приемами убеждения. Обычно используется эффект первой встречи: детям предлагается посетить первое занятие, на котором раскрывается содержание всех встреч, значение и возможности приобретенных на них знаний и умений.
Особое значение придается организации психологически безопасной среды на занятиях с элементами тренинга: принятие и соблюдение принятых групповых правил. Одни правила жестко регламентированы самим психологом (например, правило бережного обращения друг к другу, когда запрещены способы физической и вербальной агрессии). Другие правила могут привнести сами участники (опоздания, очередность в играх и т. д.).
2.Так как учащимся на момент посещения занятий еще нет 14 лет, психолог обязан оформить официальное разрешение родителей учащихся на посещение данных занятий.
3.Учащиеся вправе знакомиться с результатами проводимой диагностики, которые должны быть сформулированы на доступном языке, соответствующем восприятию детей данного возраста. Родители вправе получить информацию о содержании проводимой работы. И учителя и родители вправе получить психологические рекомендации по организации эффективного взаимодействия в ученической среде.
Сфера ответственности, основных прав участников программы
Психолог несет полную ответственность за организацию психологически безопасной среды при проведении занятий с элементами тренинга, своевременно составлять рекомендации для родителей и учителей по оптимизации учебного процесса для выстраивания эффективного взаимодействия между учащимися, учащимися – родителями и учащимися – учителями.
Психолог составляет удобное расписание, подбирает удобное помещение для проведения занятий с элементами тренинга для соблюдения требований по сохранению здоровья учащихся.
Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы
Для проведения занятий с элементами тренинга требуется знание возрастной психологии, опыт в использовании игровых технологий, что подразумевает в качестве ведущего педагога-психолога. Но методика контактного взаимодействия Л. Б. Филонова, игры, использованные на занятиях адаптированы под ведущего-учителя или классного руководителя и с успехом могут использоваться специалистом без специального психологического образования.
Для проведения занятий необходимо просторное помещение для свободного передвижения участников занятий, стулья по количеству участников, бумага для рисования, маркеры, доска, мел, телевизор.
Ожидаемые результаты реализации программы
1.Увеличение количества учащихся успешно адаптировавшихся в 5-ом классе (в данном случае имеется ввиду социальная адаптация);
2.Благоприятный психологический климат;
3.Отсутствие затяжных конфликтов в ученической среде;
4.Положительный эмоциональный тонус во время посещения занятий;
5.Увеличение количества учащихся, мотивированных на использование полученных знаний и умений в практической деятельности.
Критерии оценки достижения результатов
Одним из критериев эффективности проведенных занятий служит показатель социальной адаптации учащихся 5-х классов.
Распределение уровней социальной адаптации учащихся 5-х классов приведены в гистограмме №1. Гистограмма №1
55880096520
Наблюдается стабильность количественных показателей с высоким, средним и низким уровнем социальной адаптации.
Важна эмоциональная составляющая полученных результатов, т.е., насколько занятия вызвали у учащихся эмоционально-положительный отклик, комфортность общения, оценка значимости всего происходящего на занятиях для жизненного опыта.
100% учащихся отметили, что с удовольствием посещали данные занятия и не жалеют об этом. Не оказалось учащихся, которые ходили бы без удовольствия и жалеют о потраченном времени; 80% учащихся запомнились игры, которые использовались на занятиях; 90% отмечают особую благополучную психологическую атмосферу, созданную на занятиях; 65% открыли в своих одноклассниках очень много нового (положительные черты характера).
Сведения о практической апробации программы
Данная программа была апробирована в МБОУ ООШ №30 на протяжении 6-ти лет в работе с учащимися 4 – 5 классов. Количество классов, прошедших занятия с элементами тренинга 22, количество учащихся – 550.
Программа прошла апробацию в пришкольном летнем лагере с дневным пребыванием детей в июне месяце2011 года.
Практическая значимость результатов программы:
1.Получены положительные результаты при использовании методики контактного взаимодействия Л.Б.Филонова, что подтверждает эффективность данного метода;
2.Данный опыт позволяет составлять индивидуальный план работы с отдельно взятым ученическим коллективом, что достигается за счет перехода с этапа на этап и регулирования прохождения каждого этапа по времени;
3.Разработаны рекомендации для классных руководителей по организации эффективного взаимодействия с учащимися и созданию благоприятного психологического климата в ученической группе;
4.Данные занятия позволяют вести работу в трех направлениях:
- профилактическое (профилактика социальной дизадаптации учащихся при переходе из начальной школы в основную);
-диагностическое (позволяет выявить детей, которые возможно будут испытывать трудности в социальной адаптации в 5-ом классе);
-коррекционно-развивающее (позволяет корректировать и развивать адаптивные возможности учащихся, которые будут необходимы для успешной социализации в 5-ом классе).
Новизна программы: идеи большинства упражнений, входящих в состав занятий авторскими разработками не являются, они описаны в специальной литературе. Однако процедуры их проведения в большинстве случаев модернизированы, подбор игр, упражнений адаптированы к теме занятий, возрасту детей, что позволяет проводить данные занятия классному руководителю без специального психологического образования.
Список использованной литературы
Вежновец, И. Программа развития эмоциональной сферы // Школьный психолог. -2005. - № 17. - URL. : http://psy.lseptember.ru/psyarchive.php (дата обращения 04.03.2011).
Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учеб. пособие / М.В. Гамезо, B.C. Герасимова, Г.Г. Горелова и др. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 272 с. - ISBN 5-93134-022-Х.
Готовность к школе: Рук-ство практ. психолога: Метод, пособие / Под ред. И.В. Дубровина. - М.: Наука, Академия, 1995. - 119 с. - ISBN 5-88451-016-0.
Диагностика эмоционально-нравственного развития / Ред. и сост. И.Б. Дерманова. -Спб.: Речь, 2002. - 176 с. ил. - ISBN 5-9268-0103-6.
Игровая терапия: искусство отношений / Г. Лэндрет. пер. с англ. предисл. А.Я. Варга. — Международная педагогическая академия, 1994.
Коломинский, Я. Л. Панько, Б.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Б.А. Панько. - М.: Просвещение, 1988. - 190 с.
Микляева, А.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция / А.В. Микляева, П.В. Румянцева. - СПб.: Речь, 2007. - 248 с. - ISBN: 5-9268-0300-4.
Новикова, Л.М. Настольная книга школьного психолога. 1-4 классы / Л.М. Новикова, И.В. Самойлова. - М.: Эксмо, 2009. - 384 с. - ISBN: 978-5-699-23332-8.
Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова. - М.: ТЦ «Сфера», 1996. - 236 с.
Основы психотерапии: учебник / А.Н. Романин. - М.: КНОРУС, 2006.
Петрушин, В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя / В.И. Петрушин. - М.: Педагогический поиск, 2001. - 160 с. - ISBN 5-901030-46-10.
Психологический тренинг с подростками / Л.Ф.Анн. - СПб.: Питер, 2003. - 272 с: ил. - (Серия «Эффективный тренинг».) - ISBN 5-94723-492-0.
Психические состояния / Сост. и общая редакция Л.В.Куликова. - Спб: Питер, 2000.
Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие. - М.: ВЛАДОС, 1999. - Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста.
Сакович, Н. Игры в тигры // Школьный психолог. - 2006. - № 21, 22, 24. - URL.: http://psy.lseptember.ni/psyarchive.php (дата обращения 04.03.2011).
Смирнова, Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. -Ростов н/Д.: Феникс, 2007.