Отчёт по одному из запланированной серии последовательных уроков


Отчёт по одному из запланированной серии последовательных уроков
На нашей необъятной Земле существует множество интересных и занимательных профессий. Одна из этого множества отличается необычайностью и даже в какой-то степени завораживает некоторых, это профессия - учитель. Мы стараемся как бы приготовить детей для будущей жизни, воспитать в них людей – высоких нравов и приоритетов, именно тех, кто завтра встанет у руля будущего. Все знают, что художники работают с красками и кистью, повара – продуктами, сталевары – металлом, каждый их них старается что то создать из ничего. А вот учителя работают, как говорится с "живым материалом", и испортить его нельзя, можно выкинуть подгоревшую булку, или порвать некрасивую картину, но если ребёнку ты дал неправильные знания, то переучить будет невозможно.
Чтобы стать учителем нужны разносторонние знания и взгляды на мир, бесконечная душевная щедрость, любовь к детям всех возрастов. Это всё к большому сожалению есть не у каждого педагога, особенно молодых педагогов – тех кто вступил и вступает в наши ряды совсем недавно. Но если даже чуть-чуть обладать перечисленными достоинствами и отдавать с радостью каждый день ученикам, то возможно они поймут смысл многих наук, им понравится трудиться и получать за эти труды достойные награды, в них будет заложена непоколебимая нравственная основа – фундамент для будущей жизни.
В серии последовательных уроков наиболее запоминающимся стал третий урок по теме «Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении».
Цель урока: ознакомиться с мерой изменения внутренней энергии – количеством теплоты, рассмотреть понятия удельной теплоёмкости, закрепить пройденной темы с помощью решения задач.
Урок проводился в 8 «Б» классе, состоящем из 13 учащихся, из них 8 мальчиков и 5 девочек. Между учениками существуют еще не полностью сформированные признаки взаимопомощи, сплоченности; ученики имеют разные ценностно-ориентационные вкусы. В классе ученики не делятся по интересам: увлечение компьютером, спортивные игры, учебой, а каждый занимается этим в совокупности.
Ребята собранные, ответственные с дисциплиной на занятиях хорошо, принимают активное участие во внеурочной и внеклассной работе. Есть учащиеся, которые очень внимательны и активны, познавательный интерес у них выше, чем у других, высоко развито логическое мышление. К ним можно отнести Руслана, Виталия, Елену. Есть учащиеся, которые активны на уроке, но часто из-за своей не внимательности, не усидчивости допускают ошибки – это Владислав, Гульназ, Армана. Есть и такие, которые присматриваются, осторожничают, боятся ошибиться – это Алина, Иван, Ирина, Диана. Они не проявляют на уроках высокую активность, хотя, как бывает правильно отвечают на вопросы справляются с учебными заданиями. Так же в состав класса входят и дети, которые обладают неустойчивым вниманием, с трудом переключают своё внимание с одного вида деятельности на другой, таким нужна особенная помощь учителя – Иван, Ислам, Сагантай.
При планировании урока необходимо учесть многие вопросы, одним из которых являются возрастные особенности учащихся этого класса, так как проводимые уроки должны быть не только легко доступными, но и интересными. Учащиеся при длительной однообразной работе быстро устают, их внимание и работоспособность снижается, а вследствие и урок не приносит никакой пользы. Поэтому при планировании я учёл этот фактор и разнообразил уроки интересными разноуровневыми заданиями, физкультминутками, создавал ситуацию успеха.
Прежде чем приступить к изучению материала необходимо было создать положительный психологический настрой и коллаборативную среду. При помощи физкультминутки «Весёлая зарядка» учащиеся немного размялись, проснулись, так как урок был первым, повторяя весёлые движения за мальчиком настроение поднялось и все настроились на рабочий лад. Этот этап работы включил в себя «Новые подходы в преподавании и обучении» и «Использование ИКТ в преподавании и обучении», зарядка демонстрировалась с помощью флешанимации.
Создав благоприятную обстановку для работы учащиеся были поделены на группы с учётом их мотивации к обучению, деление производилось так, чтобы в группу входили ученики сильной, средней и слабой мотивации. Это явилось необходимостью для реализации дальнейших этапов урока. Деление на такие группы позволит им, не прибегая к моей помощи, самостоятельно изучить материал, обсудить его, и по непонятным вопросам обратится к более сильному однокласснику. Использовав, рефлексию прошлых уроков и результаты наблюдения, такое деление является более оптимальным, чем, если в группе окажутся все слабые или все сильные. Каждой группе было предложено выбрать своего лидера - председателя, который координировал бы работу, спикера и учащегося, который бы следил за временными рамками при выполнении задания. Прослеживалось применение модуля «Новые подходы в преподавании и обучении», «Управление и лидерство в обучении».
Сам урок начал с проверки домашнего задания, особое внимание уделил трём ученикам: Руслану (высокая мотивация «А»), Виталию (средняя «В») и Ивану (низкая «С»). Домашним заданием прошлого урока было составление кроссворда с помощью средств ИКТ, в итоге получилось, что справилось всего пять учащихся, из них Руслан и Виталий получили оценку «отлично», их работы были выполнены в программе PowerPoint, динамичны, имели по шесть вопросов, чуть хуже стали работы Гульназ и Елены, выполненные в Word и Арман сделал кроссворд в тетради, оценка ему была поставлена с учётом не выполненного критерия. Остальные, кто совсем не сделал домашнее задание, пришлось вновь записать его в дневники, так как при выставлении итоговой оценки по пройденному разделу буду учитывать выполненные домашние задания.
Теперь следовало проверить теоретические знания материала, для этого я подготовил кроссворд на слайдах, состоящего из 10 вопросов, причём отгадав его на пересечении букв получится слово, означающее новую тему сегодняшнего урока. Вопросы были и простые, характеризующие физические явления, и сложные, требующие логического мышления и, конечно, знание материала, заданного на дом. После выполнения задания, были продемонстрированные ответы, учащиеся могли сделать самопроверку своих ответов, выставив оценки по заданным критериям: 9-10 – пять, 7-8 – четыре, 5-6 – три. Руслан получил оценку «отлично», являясь отличником, я предполагал его уровень знаний, Виталий получил оценку «хорошо» - также свидетельствовало хорошей подготовки к уроку, а вот Иван меня порадовал: его оценка «хорошо» дала мне возможность увидеть действие семи модулей Программы на уроке. Видно было по всему классу, что работа была интересной, времени на поиск ответов, списывания не было, каждый смотрел в свою тетрадь и на доску. Списать у друг друга было сложно, сидели по одному за партой. На последнем уроке проводилась общая рефлексия, где учащиеся высказали своё мнения по поводу уроков, многие отметили, что такого вида задания им интересны и хотелось бы почаще их включать в урок. На данном этапе просматривается идея нескольких модулей, это и «Новые подходы в обучении и преподавании», и «Обучение критическому мышлению», и «Оценивание для обучения и оценивание обучения», и «Использование ИКТ в преподавании и обучении».
Следующим этапом урока стало самостоятельное изучение нового материала. Перед каждой группой была поставлена проблема: изучить свою часть материала, дополнить её информацией из интернета, продемонстрировать свои знания по изучаемой теме, подвергнуть сомнению определённые выводы, постараться сформировать новое миропонимание. Предполагаемый результат данной работы заключался в осознание темы урока каждым учеником, применении новых знаний и умений в решении задач и объяснении физических явлений.
Каждая группа получила свою часть материала. Первая группа работала с теоретическим материалом по теме «Количество теплоты». В данной теме учащиеся должны изучить такую физическую величину, как количества теплоты, основные физические единицы от которых она зависит, привести примеры применения в жизни. Во время работы между учащимися проходила острая дискуссия, вопросом которой был: «От чего зависит количество теплоты?». В теории было описана зависимость от температуры, массы и самого вещества - теплоёмкости, Руслан же дополнил тем, что стал находить зависимость от плотности, но вспомнив формулу из 7 класса зависимости массы тела от плотности, пришёл вновь к массе. Также высказал своё мнение Сагантай, ученик с очень низкой мотивацией, сказав как передаётся количество теплоты при приготовлении домашнего завтрака. Оказалось что больше энергии уходит на нагревание кастрюли и плиты чем самой пищи, а это понижает КПД и увеличивает расходы на топливо. Здесь прослеживалась связь между физическими явлениями и нашей повседневной жизнью, были рассмотрены различные металлы, из которых изготавливают кастрюли, и другие столовые принадлежности. Оказалось, что оптимальным металлом является алюминий, или сплавы на его основе. Конечно информацию они взяли из Интернета на своих сотовых телефонах, но пришлось логически подумать прежде чем прийти к общему мнению. В группе прослеживался коллективизм, все участники вносили свои замечания и дополнения, работа способствовала критическому мышлению, развивала коммуникационные качества учеников и повышала их уровень знаний.
Второй группе достался вопрос «Удельная теплоёмкость вещества», они должны были рассмотреть само понятие удельной теплоёмкости, изучить таблицу некоторых веществ, дать характеристику физического смысла величины. Эта группа работала менее оживлённо, примеры они приводили в основном из учебника, да и материал изучали без особого энтузиазма. Но и в этой группе возникли интересные вопросы, например всех интересовало, как учёные в лабораторных условиях определяют удельную теплоёмкость различных веществ и можно ли опыт провести в классе. Виталий в интернете нашёл установку, которая имела достаточно много различных датчиков давления, температуры, да и сама методика работы не позволила бы провести опыт в классе. Также группой были предложен список сайтов, где есть таблицы удельной теплоёмкости практически всех веществ, они объяснили, что эта информация необходима при решении задач.
Последней группе было предложено обобщить материал всего урока, задание было основано на выводе основной формулы количества теплоты и единиц её измерения. Основная цель – это разбор одной задачи из учебника физики, с полным описанием алгоритма решения. Иван смог описать данный алгоритм с помощью блок-схем, которые были изучены ими на уроках информатики (рисунок 1).
Ученики рассмотрели не только единицу измерения в системе «СИ» - Дж, но и в системе «СГС» - калория. Вспомнили, что на всех упаковках от продуктов питания стоит именно калории и килокалории, также в биологии ими уже было известно определение данных единиц измерения.

Рисунок 1 – Алгоритм решения задач с помощью блок-схемы
В результате проведения групповой работы я выявил много положительных моментов, намеченные задачи и цели были выполнены. Учащиеся проявили активность в работе и внимательность при выполнении заданий. Все были включены в учебный процесс. Создание групп позволило вызвать интерес у учащихся и преодолеть барьеры взаимодействия, они с интересом занимались поиском нового материала.
После изучения и обсуждения основных вопросов, необходимо было выступить перед классом, изложив главный материал. Для защиты учащиеся использовали интерактивную доску и ту информацию, которую приготовили при работе в группе. Спикеры выступали в течении 3-4 минут, рассказали определения и записали формулу, по которой будут решать задачи, особое внимание я просил уделить алгоритму решения задачи, так как следующим заданием стало самостоятельное решение задач. Классу понравилось выступление Владислава, он не только пояснил формулу, но и показал, как решать задачу, самим придуманную. Правда задачи была самого лёгкого уровня, но главное что учащиеся, предвидя ответ, смогли составить её и потом решить.
Заключительным этапом урока стало дифференцированное решение задач по трём уровням сложности. Уровень «А» - сложные - взял Руслан и Елена, «В» - Гульназ, Виталий, Владислав и остальные лёгкий уровень «С». Большой подсказкой для решения был алгоритм, который начертили на доске и формулы с единицами измерения. Задачи были подобраны так, что учащимся пришлось искать постоянные величины в интернете (рисунок 2). Быстрее всего справился Руслан, он решил задачу с небольшим замечанием по переводу в систему «СИ», поэтому получил дополнительное задание уже повышенного уровня. Такие задания могли получить все, кто решал на опережение. Большие затруднения вызвали задачи среднего уровня, так как требовалось вспомнить формулы курса 7 класса. Мне пришлось их направить в нужное русло, и Виталий с Владиславом быстро нашли правильный ответ. Иван же воспользовался помощью одноклассника, который полностью объяснил ход решения задачи и ему оставалась лишь сделать математические расчёты.
В конце урока я провёл рефлексию, целью которой было формативное самооценивание учениками своего положения на лестнице успеха «Мой уровень решения задач», конечно не все ученики себя отметили на той ступеньке, на которой на самом деле. В основном считали, что их уровень шестой ступеньки из десяти – это говорит о завышенной самооценке. Рассматривая рефлексию увидел что уровень решения задач у Руслана составляет 8 ступень, Виталия – шестая, а Иван себе оценку завысил, и тоже встал на шестую. В целом результат урока мне понравились, даже самый слабый ученик, решил одну задачу и сделал описание ещё одной, некоторые учащиеся
Последние этапы урока включили в себя все модули, в особенности «Критическое мышление», «Обучение талантливых и одарённых», «Групповая работа».
Применение модулей Программы дало возможность внедрить в свою практику большое количество методов и приёмов. Главное четко распланировать все этапы урока, не перенасыщая сам урок дополнительными заданиями, приемами и инструментами. Если урок составлен правильно и всё продумано, то и отдача от него будет большая и мы достигнем ожидаемого результата.
В учителе интегрированы многие специальности, ему нужно быть и поэтом, и художником, и танцором, и даже иногда строителем и плотником. Но отличается моя профессия тем, что мы не можем сразу же увидеть результата нашего непосильного труда. Много лет пройдёт, прежде чем нам удастся сказать себе: «Да я воспитал настоящего человека, за которого мне не стыдно!». Конечно же ждать нужно долго, но мы можем предугадать кем станет тот или иной ученик, это возможно благодаря новым методам, новым технологиям, которые мне могут показать предполагаемый результат обучения.