Рефлексивный отчет с обоснованием необходимости преобразования школьной практики.


Отчет А
Рефлексивный отчет с обоснованием необходимости преобразования школьной практики.
В каждом периоде истории, промежутке определенного времени встречаются свои трудности и проблемы. Так уж выпало, что именно мы живем в этом нелегком, но в тоже время очень « продвинутом» веке.
Ученики школ всего мира, закончив обучение, столкнутся «лицом к лицу» с будущим, совершенно отличным от той реальности, с которой встретились предыдущие поколения. Технический прогресс и научные открытия значительно увеличили количество доступных знаний и информации. Мы сейчас живем во взаимозависимом, международном сообществе, где успех или неудача в одной стране влекут за собой последствия для многих других. («Раздаточный материал», пятая неделя,стр.69)
Новое будущее выдвигает совсем другие, современные требования и диктует образованию новые, я бы сказала, высокие задачи, с учетом влияния на экономическое развитие человеческого общества. Сейчас современному социуму нужны люди, способные приобретать, развивать умения и навыки, которые могут использоваться или меняться в соответствии с жизненными ситуациями. Развивать все это, необходимо с малых лет, потому, что именно в детстве, закладываются основные социальные качества и способности, которые помогут ученикам «не потеряться» в современном мире. Именно поэтому, существенную роль в этом процессе играет образование, а точнее школа.
Чтобы стать успешным человеком в современном обществе знаний, молодые люди должны быть вовлечены в более эффективные формы активного, конструктивного обучения, развивающие понимание, творчество и независимость учащихся, а это все зависит от нас, учителей лидеров.
Для «модели ученика XXI» Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) разработала такие критерии, как:
- способность учеников к осознанному выбору действий и решений.
- умение учеников к практическому использованию, имеющихся всех знаний, помимо формального обладания ими.
- формирование метапознания – навыков обучения тому, как учиться.
Согласно руководству, навыки учащихся, актуальные в 21-м веке, не новы. К примеру, навыки критического мышления и функциональные навыки являлись составляющими человеческого прогресса на протяжении всей его истории. Так, в работе Платона «Республика» можно обнаружить идею многоаспектного развития интеллекта в контексте разработанной им 4-х уровневой классификации знаний. Что поистине является новым – это заключение о том, что перечисленные навыки значимы за пределами общепедагогического контекста и потому, от степени их развития, в конечном итоге будет зависеть динамика изменений в мировой экономике. Именно поэтому, школы должны быть более последовательны в обучении критическому мышлению учащихся, в комплексном решении проблем, касающихся индивидуальности каждого ученика. («Руководство для учителя»/Обоснование необходимости изменений подходов в преподавании и обучении, стр.104) .
С интересом провела сравнение стран, которые занимают лидирующие позиции в образования и входят в состав ОЭСР.
Первые лидирующие места, занимают именно те страны, которые для себя в приоритеты обучения поставили «Модель ученика XXI века». Это такие страны как Финляндия, Япония, Норвегия, Южная Корея, Гонконг, Сингапур. Как они достигли такого прорыва в области образования? Каковы их критерии успешности? Как изучение их опыта может помочь казахстанскому образованию? А именно моей школе?
Своей системой школьного образования меня вдохновила такая страна, как Сингапур, которая уже не первый год находится на первых местах в рейтинге стран с наиболее конкурентоспособной экономикой и наиболее эффективной системой образования, которая воспитывает в молодом поколении сильный характер и личностные ценности.
Что можно взять на заметку? Это разделение на потоки в соответствии со способностями каждого учащегося. Ведь это очень важно, чтобы ребенок усиленно занимался именно теми дисциплинами, в которых он действительно силен, и которые вызывают у него интерес.
Не маловажна и двуязычная политика, ведь каждый ребенок изучает кроме своего родного языка, так и дополнительно английский язык. Предметы ведутся на двух языках. В Казахстане, также проведена такая политика изучения нескольких языков в школе - это казахский, русский и английский. Но еще много проблем с учебниками, с нехваткой педагогических кадров.
Один из лидеров по уровню образования на сегодняшний день – это Корея. Ознакомившись с их системой образования, я этому не удивилась, так как корейское общество устроено таким образом, что без университетского диплома у молодежи нет никакого шанса получить высокооплачиваемую и престижную работу. В корейской школе ежемесячно ведутся рейтинги учеников, и очень важно оказаться в этом рейтинге как можно выше, ведь впереди – поступление в высшие учебные заведения. Поэтому, начиная с 6 лет, корейские дети усиленно учатся. Очень большой упор делается на тесты, система оценивания считается одной из самых справедливых и беспристрастной (по материалам сайта https://ru.wikipedia.org/wiki/Образование в республике Корея)
Считаю, не менее важным ознакомление с японской системой образования, в которой очень много полезных идей, которые были бы приемлемы у нас, в Казахстане.
Одной из педагогических задач японских учителей является – воспитание человека, который умеет слаженно работать в коллективе, в группе. Ведь это умение жизненно необходимо в их обществе, поэтому в школах используются такие приемы и методы, которые способствуют обучению коллективному виду деятельности.
В Японской педагогической практике происходит выявление одаренных детей с раннего возраста. Японцы не составляют специальных программ ни для отстающих, ни для одаренных детей, так как ученики у них не делятся на слабых и сильных, а лишь разделяются на прилежных и ленивых. Также у них нет проблемы второгодников, так как в системе образования большую роль играют репетиторские школы (дзюку), где индивидуально работают с каждым ребенком. Думаю, что эта идея может быть включена в нашу систему образования, потому что не всегда педагоги на уроке успевают уделять больше внимание детям, которым это необходимо.
Очень важна, на мой взгляд, идея об отсутствии прямого соперничества. Ведь еще И.Г. Песталлоци в свое время произнес такие слова: «Никогда не сравнивайте одного ребенка с другим, сравнивать следует каждого только с самим собой» (Леонтьев А.А. Психология общения http://www.twirpx.com/file/125731/)
Японские педагоги убеждены, что победа одного ребенка может привести к «потери лица» другого.
В системе образования Японии одной из главных целей является формирование старания, трудолюбия, умения преодолевать себя, управлять своими эмоциями и чувствами. Большое внимание в школах уделяется воспитанию в детях чувства уважения ко всему живому, к бережному отношению к природе. Японских школьников с детства учат не только в школе, но и в семье таким нравственным качествам, как симпатия и великодушие к другим людям.
Такая система ценностей должна быть присуща и казахстанским школьникам, поэтому педагоги в тесном сотрудничестве с родителями, должны с ранних лет прививать детям нравственные качества.
Таким образом, как показывает мировая практика, в каждой стране пытаются решить проблему воспитания и обучения гармоничной, развитой личности – человека, который бы «не потерялся» в быстро меняющихся условиях. Каждая страна по своему находит пути решения этих проблем. Но, если посмотреть, в общем, то можно сделать вывод, а именно, выявить одну общую тенденцию: это важность в готовности учащихся практически использовать, имеющиеся знания.
Мы должны брать положительные примеры из мировых образовательных практик, такие, которые помогут нам войти в число лидирующих стран.
C учетом того, что у вышеперечисленных стран разные пути решения проблем, разные стратегии образовательной политики, но все они добились больших высот в образовании. Из выше указанного следует: в этих странах – образование является приоритетом во внутренней политике. Что определяет это? Проанализировав, я сделала вывод, что это высокий статус учителя, стабильно высокая заработная плата, поддержка Правительства, продуманное, умелое реформирование, постоянное инвестирование в «человеческие ресурсы», непрерывное обучение. Эти факторы имеют большое значение в учительской профессии.
Изучая мировой опыт в образовании ведущих стран мира, я пыталась понять, что было бы приемлемым у нас в Казахстане и конкретно, в моей школе. Простое копирование чьего-то опыта нам не поможет. Мне кажется, войти в рейтинг лучших стран мира по уровню образования это сложный, но решаемый вопрос, на это уйдут годы, и придется практически полностью пересмотреть всю казахстанскую программу образования. Что нужно сделать, чтобы нашим выпускникам, с казахстанским образованием, было комфортно те только у себя в стране, но и на мировой арене.
Одним из важнейших приоритетов Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года признано именно образование. Общей целью образовательных реформ в нашей стране является адаптация данной системы к новой социально-экономической среде. В 2011 году была принята Государственная программа, которая продолжает модернизацию казахстанского образования. Особый акцент в ней уделяется на развитие индивидуальности, социализации процесса образования, профессиональной ориентации и саморазвитию. («Государственная программа развития образования РК на 2011-2020 годы»)
Основополагающим документом является ежегодное Послание Президента РК народу Казахстана, в котором отражены основные направления развития страны, в том числе, как приоритетное направление – образование («Послание Президента РК народу Казахстана от 17 января 2014 года» )
Президент отмечает, что по-настоящему конкурентоспособным наше государство будет тогда, когда нарастит достойный интеллектуальный потенциал. На достижения этих целей направлена программа «Национальный план действий на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников», программа «Казахстан-2050»
Ведется работа по реализации поручения Главы Государства по внедрению триединства языков. Идет интенсивное создание новых учебных мест. Успешно завершается программа «100 школ, 100 больниц». С 2013 года запущена новая программа строительства школ в связи с предстоящим переходом на 12-летние образование.
С 2012 года внедряется проект электронного оборудования – E-learning. В нашей школе этот проект успешно реализуется с 2013 года. Школа полностью компьютеризирована, 50% учителей прошли подготовительные курсы электронного обучения.
В скором будущем наша страна планирует выйти на высокий мировой уровень в образовании и в экономики. Необходимость реформирования старой системы стоит на первом плане. Качественная подготовка учителей- самая важная задача на этом этапе. Кроме того, что все учителя проходят курсы переподготовки в институтах повышения квалификации, сейчас, нам предоставляется возможность, обучаются на курсах нового формата, в основу которых входит программа Кембриджского университета, где учителям предлагают использовать новые методы обучения. Программа охватывает обучение по семи модулям: новые подходы в образовании, обучение критическому мышлению, оцениванию учебных достижений учащихся, использование ИКТ в обучении, технологиям работы с одаренными детьми и психолого-педагогические особенности преподавания в разных возрастных группах учащихся. Личность ученика должна стоять на первом плане. Учащийся должен быть готов к самостоятельной деятельности по сбору информации, анализу, он должен уметь рассуждать, доказывать принятые решения.
По анализу школьных документов, за предыдущие года, я выяснила, что, тенденция роста качества знаний у нас нестабильная и несистематизированная. В 2013 году школа была на предпоследнем месте по сдаче ЕНТ, качество знаний- 58% а в 2014 году- вошли в тройку лучших, 2 «алтын белги», 1 красный диплом. От чего это зависит?
Проведя анкетирование и проанализировав собранные анкеты, пришла к выводу, что многое зависит от методики преподавания, от «эмоционального настроя» учеников, от их желания учиться. Это еще раз доказывает о необходимости пересмотреть методику преподавания, пересмотреть некоторые ценности, перестать поднимать свое мышление через свою же речь, надо дать детям возможность реализоваться, не бояться допускать ошибки и уметь их исправлять. Если на уроке ученику интересно, комфортно, он чувствует себя «значимым», имеет возможность анализировать, делать выводы, аргументировать свой ответ, не боится ошибаться, то у него повысится уровень мотивации к обучению. А это одна из важных критериев успеха.
Уже многие учителя давно понимают, что надо что-то менять в своей практике, но никто не вникал и не задавался вопросом «Что необходимо предпринять для преобразования школьной практики?», «Как преобразовать практику?» Именно Программа курсов помогла понять, что уже давно не действуют традиционные методы преподавания и пора менять методику нашей работы, и конечно же наделила нас «бесценным багажом» знаний, чтобы мы смогли донести до учителей Что, Как, и Почему необходимо преобразовывать школьную практику.
В нашей школе очень много нерешенных вопросов, на которые мы бы хотели найти ответы. Наибольшая проблема - это как повысить мотивацию к обучению. С каждым годом у учащихся ослабевает интерес к учебе. С чем это связано? Возможно, ли это изменить? Остается только пробовать, что-то менять в практике. Будем содействовать внедрению инновационных технологий в процесс преподавания обучения. Материально-техническая база школы позволяет все это (четыре компьютерных класса, 5 интерактивных досок, в каждом классе стоит компьютер, так как введен E – learning). К сожалению, не все учителя владеют компьютерной грамотностью, но «продвинутые коллеги» всегда готовы прийти на помощь, поэтому обучение ИКТ всегда уделяется особое внимание.
Еще одна немаловажная проблема - это оценивание учащихся на уроках. Зачастую мы ставим оценки на переменах, или в конце дня, так как нам не хватает времени на уроке, что приводит нас к некоторым затруднениям. Мы не можем толком объяснить ученику, почему ему поставлена именно такая оценка, а не то, что ожидал сам ученик. Все это навело меня на мысль о необходимости введения методов формативного оценивания, что позволит нам не только потом дать объяснения ученикам, но и подключить учеников к самооцениванию и взаимооцениванию. Я надеюсь, что эти методы помогут учителям повысить мотивацию учащихся к учебе. Еще один важный плюс формативного оценивания – это, то, что оно позволит нам определить уровень достижений учащегося и наметить пути дальнейшего развития.
Мой педагогический опыт на сегодняшний день небольшой, но энтузиазм и желание меняться и менять – огромный!
Работа учителя наиболее эффективна, когда его поддерживают коллеги, работая как единый коллектив. Коллегиальные отношения и коллективная практика лежат в основе развития возможностей для нашей школы.
Мы будем работать всем коллективом над тем, чтобы повышать уровень профессионального образования, совершенствовать знания и квалификацию учителей. В процессе преобразования школьной практики мы видим себя на новой волне образования. Настоящие учителя передают своим ученикам не только важнейшие знания по предмету, но и помогают развить желание и способность к самосовершенствованию и продолжению обучения в течение всей жизни.
Список используемой литературы:
Раздаточный материал, пятая неделя,стр.69
Проект ОЭСР «Определение и отбор ключевых компетенций»
Руководство для учителя, стр.104
https://ru.wikipedia.org/wiki/Образование в республике Корея
Японская система образования http://www.psychologos.ru/articles/view/yaponskaya_sistema_obrazovaniyaЛеонтьев А.А. Психология общения http://www.twirpx.com/file/125731/Государственная программа развития образования РК на 2011-2020 годы
Послание Президента РК от 17 января 2014г.
Руководство для учителя, стр.110.
Национальный план действий на 2012 – 2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников» http://nao.kz/blogs/view/2/108 Программа «Стратегия «Казахстан-2050» - к новым целям» http://www.adilet.gov.kz/ru/node/42191