Урок в 5 классе «Вода как среда жизни».
Урок в 5 классе «Вода как среда жизни».
Чоджан Зарема Халитовна-учитель биологии МБОУ «Первомайская школа»
Технологическая карта
Биология 5 класс.
Тема урока
Вода как среда жизни организмов.
Тип урока
Урок изучения нового материала
Дата
Образовательные ресурсы
УМК
Презентация «Вода - среда жизни»
Цель урока
Изучить особенности водной среды, приспособления организмов обитающих в данной среде.
Задачи урока
Образовательные: сформировать представление о водной среде обитания, познакомится с факторами среды, закрепить знания о многообразии живых организмов. С помощью проблемных вопросов повышать интерес к учебно-познавательной деятельности.
Развивающие: развитие любознательности, формирование интереса к изучению природы Развивать умение систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи развивать воображение учащихся.
Воспитательные: формировать познавательный интерес к предмету; способствовать формированию экологического мышления, воспитывать у обучающихся уважение к научному, исследовательскому труду.
Здоровьесберегающие: создать условия для снятия усталости, переключая виды деятельности.
Основные понятия и термины
Плотность воды, давление воды, планктон, бентос.
Планируемые
результаты
Личностные: осознание единства и целостности окружающего мира; формирование коммуникативной компетентности в общении с одноклассниками в процессе учебно-исследовательской деятельности.
Метапредметные:
1. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
2. Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.
3. Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками
Предметные: характеризовать и выделять существенные особенности условий водной среды обитания; распознавать по
рисункам учебника черты приспособленности живых организмов к водной среде жизни, описывать их; приводить примеры обитателей водной среды жизни
.
Личная значимость изучаемого материала для обучающихся
Вода - одно из самых распространенных веществ на Земле, она обладает уникальными свойствами, содержится в живых организмах.
Необходимо в сутки принимать до 1 литра воды.
Задачи для обучающихся
Узнать, как связано строение живых организмов и свойств воды?
Методы обучения
Частично-поисковый: найти информацию в учебнике. Провести исследование
Приёмы деятельности учителя
Постановка проблемы, подведение к выводу, организация самостоятельной работы обучающихся с материалами для урока.
Организация деятельности обучающихся
Изучение предложенных материалов об особенности водной среды, приспособления организмов обитающих в данной среде, работа с текстом учебника, отвечают на вопросы, работа в рабочих тетрадях; Класс имитирует работу ученых гидробиологов. Класс делится на группы - «лаборатории», каждая из которых получает свое задание.
Лаборатория № 1 «Экологи» - выделяет особенности водной среды ( плотность, освещенность, температура, содержание кислорода и т.д.) .
3. Лаборатория № 2 «Ботаники» - выявляют особенности строения растений, обитающих в водной среде.
4. Лаборатория № 3 «Зоологи» - выявляют особенности строения животных, обитающих в водной среде.
Опорные понятия урока
Гидросфера
План урока;
1.Организационный момент . – Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица!
Я готова начать работу и надеюсь на ваше сотрудничество и творческий подход к делу. Вы готовы?
Спасибо, я уважаю смелых и отзывчивых людей!
2. Актуализация знаний учащихся. Фронтальный опрос.
Ребята, на прошлом уроке мы с вами узнали, что на нашей планете есть 4 среды обитания и познакомились с наземно-воздушной средой.
А как называется наша планета? ---Земля
А почему космонавты, глядя на нашу планету из космоса называют ее Океаном? (более 70% нашей планеты занято водой)Включаю звуки природы- шум воды и крики чаек, прослушиваем 30 секунд, прошу закрыть гла
·за и представить себя на берегу моря
Вы уже догадались о какой среде обитания сегодня пойдет речь? Правильно, о водной среде.
( записываю тему урока на слайде) Эпиграфом к уроку я выбрала высказывание знаменитого французского писателя Антуана де Сент –Экзюпери
« Вода! Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь»
Осмысление
Далее использую прием Знаю-Хочу знать-узнал
Давайте выясним , что мы знаем об этой среде (дети высказываются, я записываю на доске)
Знаю Хочу знать Узнал
Заполнена водой какие условия среды
Обитатели рыбы Какие организмы живут и чем питаются
И т.д. Как приспособились к этой среде
Чем отличается наземно-воздушная среда от водной
Помогаю детям сформулировать цели на уроке. Далее поэтапно достигаем поставленных целей.
Ребята с какими понятиями мы познакомились на прошлом уроке (среда обитания, экологические факторы).Что такое среда обитания? Назовите среды обитания. Приведите примеры организмов обитающих в этих средах. Что такое экологические факторы? На какие группы делятся экологические факторы. Какие факторы относятся к абиотическим, биотическим, антропогенным. Приведите примеры.
3. Изучение нового материала
Ребята тема нашего урока «вода как среда жизни организмов». Какую оболочку земли образует вода?. К каким экологическим факторам относится вода?.
Запишите в тетрадь тему урока.
Водная среда жизни Гидросфера
Свойства Экологические факторы Приспособления
Вода самое распространенное на Земле вещество. Почти 3/4 поверхности земного шара покрыты водой, образующей океаны, моря, реки и озера.
Итак, вся вода на земле образует (гидросферу).
Ребята давайте вспомним известные вам свойства воды: агрегатное состояние (жидкое, твердое и газообразное), вода растворитель, вода медленно нагревается и остывает, вода подвижна.
Ученик выступает сообщением об исследовании свойств воды:
На время нашего занятия я предлагаю вам стать учеными исследователями –гидробиологами. Кто знает чем занимаются эти ученые? ( изучением организмов, живущих в воде).
Вы будете работать в трех лабораториях.
Лаборатория № 1«Экологи» - Ваша задача выделить особенности водной среды, к которой необходимо приспособиться живым организмам.
Лаборатория № 2 «Ботаники» - Ваша задача выявить особенности строения растений, обитающих в водной среде.
Лаборатория № 3 «Зоологи» - Ваша задача выявить особенности строения животных, обитающих в водной среде.
Каждая лаборатория получает тексты с описанием водной среды и конверты, из которых вам необходимо выбрать опорные слова, которые помогут справиться с заданием. (На выполнение задания отводится 5 минут).
Учащиеся приступают к выполнению полученных заданий, учитель выступает в роли консультанта. Ребята выбирают из конверта опорные слова,
Физкультминутка
После проделанной работы, «сотрудники» лабораторий делают отчет, обосновывая свою точку зрения и выносят результаты работы на доску .
Закрепление знаний
А сейчас выясним как вы внимательно слушали друг друга.
1.Выберите организмы, обитающие в водной среде.( слайд )
2.Выберите приспособления живых организмов к водной среде обитания.(слайд )
3.Водная среда по сравнению с другими(слайд )
Учащиеся называют животное и его приспособления к данной среде обитания.
7. Рефлексия
Что нового узнал для себя?
Что непонятно?
Меня сегодня заинтересовало?
Домашнее задание. Параграф № 6 вопросы на стр. 21
Творческое задание: Составить кроссворд «Вода»
Итог урока. В капельках воды рисуем рожицы.
Оценки обучающимся, активно работавшим на уроке
15