Исследовательский проект «Наш экодом без бытового мусора!»


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ АДМИНИСТРАЦИЯ МЕДВЕНСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ У П Р А В Л Е Н И Е О Б Р А З О В А Н И Я
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АМОСОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ____________________________________________________________
307055, Курская область, Медвенский район, д. Амосовка тел. № 8(47146) – 4-72-43
Районное массовое мероприятие – конкурс исследовательских проектов
«Новая жизнь бытовых отходов»
Номинация
«Рациональное использование и утилизация твёрдых бытовых отходов»
Исследовательский проект
«Наш экодом без бытового мусора!»
Работу выполнила: Женова Анжелика, 10 класса
Руководитель: Токарева Татьяна Леонидовна, учитель биологии, руководитель детского объединения школы «Юный друг природы
2012

… Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды…
Всё меньше окружающей природы,
Всё больше окружающей среды.
Р. Рождественский
Его увидите везде:
В канаве, в поле и в реке,
А на лесной полянке
Порой он образует свалки.
(бытовой мусор)
Содержание
Ι.. Мусор – монстр цивилизации. Актуальность проблемы бытового мусора (Введение). 1
ΙΙ. Решение проблемы «наступления» бытового мусора усилиями обучающихся нашей школы (Основная часть)
1.Цели и задачи исследовательской работы 4
2. Методы, инструменты и сроки реализации проекта 5
3. «Чист ли мой экодом?» (Проблема ТБО в родном селе) 6 4.Суть решения проблемы «борьба с «наступлением» бытового мусора»
А) Экологические рейды «Обеспечим порядок в родном селе» 9
Б) Утилизация бытового мусора 11
В) Мусору – «вторую жизнь». Мусор не только враг, но и друг. 13
Г) Путь мусора до урны лежит через наше сознание 17
ΙΙΙ. Практическая значимость эколого – социального проекта 19
ΙV. Список использованной литературы 20
Ι. Введение. Мусор – монстр цивилизации. Актуальность проблемы бытового мусора
Мусор это разные отходы. Есть отходы пищевые и бытовые. Отходы разных предприятий называют промышленными. Сколько люди живут, столько и думают, что с мусором делать. Отходы древнего человека были природные: кости, кожа, шкура, шелуха, и т. п. Это всё природа умеет перерабатывать и превращать в нужные ей вещества и состояния. Этот процесс в природе называется круговоротом веществ. Не все отходы современного человека природа перерабатывает с пользой для себя. Есть отходы, которые не разлагаются сотни лет, а если и разлагаются, то превращаются в плохие, вредные окружающей среде вещества. Это одна проблема. Вторая проблема- это количество мусора. В настоящее время на каждого жителя нашей планеты приходится в среднем около 1 т мусора в год, и это не считая миллионов изношенных и разбитых автомобилей. Если весь накапливающийся за год мусор не уничтожать и не перерабатывать, а ссыпать в одну кучу, образовалась бы гора высотой с Эльбрус – высочайшую горную вершину Европы. Можно назвать несколько причин увеличения количества мусора: - рост производства товаров массового потребления одноразового использования; - увеличение количества упаковки; - повышение уровня жизни, позволяющее пригодные к использованию вещи заменять новыми.
Каждый российский горожанин ежегодно «производит» 300 кг твёрдых бытовых отходов, примерно столько же отходов у парижанина или берлинца. Самые большие «мусорщики» - американцы, у них на каждого страны в год образуется 600 кг ТБО.
Во всех странах состав твёрдых бытовых довольно близкий. Его главные составляющие – бумага, стекло, органические остатки (пищевые и садовые отходы), пластмассы, ткани, металлические предметы. Кроме всего этого, в ТБО входит крупногабаритный мусор (старая мебель, вышедшие из строя холодильники, стиральные машины, автомобильные шины и др.). Каждый россиянин в среднем ежегодно производит 300 кг твердых бытовых отходов (ТБО) в год. А в крупных городах – около 500 кг. Таким образом, в РФ ежегодно образуется 45 млрд. тонн ТБО. Если его накопление будет продолжаться такими темпами, то через 10 лет человечество окажется под слоем отходов.
Проблема бытовых отходов усложняются в связи с тем, что естественное разложение материалов требует определённого времени.
…Заглянем на обычную деревенскую свалку. Я нашла старенькую газету, чтобы она разложилась нужно от 2 до 10 лет. … А вот, стекло. Оно будет утилизироваться природными бактериями от 250 до 1000 лет! Банальными соседями бумаги и стеклянных осколков на помойке являются консервные банки. В зависимости от материала, который пошел на их создание, они будут разлагаться от 50 до 90 лет. Выброшенная пластиковая бутылка или же валяющийся бесхозно полиэтиленовый пакетик будут естественным образом умирать до 200 лет, а пластмассовое изделие – полвека.
Давайте проследим, например, путь обыкновенной консервной банки с момента её рождения до того, когда она брошенная нерадивыми туристами досадно заскрипит у вас под ногами в лесу или в поле. Чтобы банка могла появиться на свет, понадобилось найти руду, добыть её, построить железную дорогу и по ней доставит руду на обогатительную фабрику, а затем на металлургическое предприятие, получить металл и изготовить из него прокат и при этом порядком досадить окружающей природе, загрязнить её промышленными выбросами и отходами. В создании этой банки принимали участие десятки тысяч людей, применялось самое сложное оборудование. Неужели все они трудились для того, чтобы никому не нужная банка на десятилетия обосновалась в придорожной канаве, водоёме или даже на специально оборудованной свалке?
1
Мусор, несмотря на запреты, сваливают в совершенно не предназначенных для этого местах. Такие территории не огорожены, там нет специалистов, ведущих наблюдение за правильным размещением мусора. С этих «диких» свалок ветер разносит бумагу и другие лёгкие отходы. Cвалки не только уродуют ландшафт, но и представляют угрозу для здоровья людей. Гниющие отходы – среда для развития некоторых болезнетворных микроорганизмов. Проволока, обрезки досок и труб могут стать причиной механических травм.
Однако продолжающий выделяться там биогаз – результат разложения органических веществ – создаёт взрыво – и пожароопасную ситуацию. На свалках и больших количествах размножаются грызуны, являющиеся переносчиками различных инфекционных заболеваний. Свалки бытовых отходов загрязняют окружающую природную среду, создавая эпидемиологическую и токсическую опасность. Свалки бытовых отходов служат источником пищи синантропным видам — переносчикам инфекции, прежде всего, крысам. Отходы пищи, навоз привлекают ворон и голубей – разносчиков инфекций, бродячих собак и кошек. Вблизи городских свалок в почве и грунтовых водах обнаружены соединения мышьяка, кадмия, хрома, свинца, ртути, никеля.
Существуют и санкционированные или специально оборудованные свалки. Но они - не лучший способ избавляться от мусора, хотя сегодня без них и не обходятся .
Не в любом месте можно устроить специально оборудованную свалку. К решению этой задачи привлекаются специалисты разных направлений: геологи, гидрологи, экологи и др. При этом должны учитываться:
- роза ветров в районе свалки;
- расстояние от населённых пунктов, водоохранных и природоохранных зон;
- водопроницаемость грунтов;
- площадь территории, отводимой под свалку (площадь должна быть достаточной для приёма мусора в течении длительного времени);
- расположение, удобное для подъезда транспорта, и др.
Свалки стали неотъемлемой частью жизни людей многих городов и посёлков. В ряде городов кольцо помоек и свалок катастрофически сжимается. Природоохранные организации и муниципальные власти оказываются бессильны предотвратить появление новых стихийно возникающих свалок, запретить сжигание свалок, мусора во дворах и зонах проживания населения.
По Федеральному закону РФ от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»:
-отходы - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а так же товары, утратившие свои потребительские свойства.
-опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.
-захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду;
- использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;
2
-Причём следует отметить, что все отходы являются опасными и разделены на 5 классов опасности: чрезвычайно опасные, высокоопасные, умеренно опасные, малоопасные, практически неопасные.
Так же отходы можно разделить на следующие группы: -отходы органические природного происхождения (животного и растительного); -отходы минерального происхождения; -отходы химического происхождения; -отходы коммунальные (включая бытовые).
Ежегодно в городах России образуется примерно 130 млн. м3 твёрдых бытовых отходов, что составляет около 0, 2 т на одного человека. На территории России сегодня действуют 7 мусоросжигающих заводов, которые перерабатывают около 3 % твёрдых бытовых отходов, а 9 % вывозится из города на более чем 1000 полигонов для бытовых отходов. Остальная масса отходов поступает на свалки.
Твердые бытовые отходы в Российской Федерации, представляют собой грубую механическую смесь самых разнообразных материалов и гниющих продуктов, отличающихся по физическим, химическим и механическим свойствам и размерам. ТБО можно разделить на несколько составов:
По качественному составу ТБО подразделяются на: бумагу (картон); пищевые отходы; дерево; металл черный; металл цветной; текстиль; кости; стекло; кожу и резину; камни; полимерные материалы; прочие компоненты; отсев (мелкие фрагменты, проходящие через 1,5-сантиметровую сетку).К опасным ТБО относятся: попавшие в отходы батарейки и аккумуляторы, электроприборы, лаки, краски и косметика, удобрения и ядохимикаты, бытовая химия, медицинские отходы, ртутьсодержащие термометры, барометры, тонометры, лампы.

Только вот опять беда:
Грязь со всех сторон видна.
Тут бутылки и пакеты,
И окурки, и газеты.
Хлам торчит со всех сторон,
Экологии урон…
3
ΙΙ. Решение проблемы «наступления» бытового мусора усилиями обучающихся нашей школы (Основная часть)
1.Цели и задачи нашей исследовательской работы
Цели проекта: - найти информацию всё о способах утилизации мусора;
-научиться через практическую работу находить полезное применение бытовому мусору, тем самым внести свой посильный вклад в частичную утилизацию и сокращению мусорных свалок;
-обучающимся школы научиться вносить посильную, но активную лепту в облагораживании родного села и защите его территории от мусорных свалок.
Главной целью нашего проекта является формирование у нас, молодого поколения особого отношения к привычному мусору - не как к твердым бытовым отходам и фактору загрязнения, а как к ценному вторичному сырью.
Для изучения и решения указанной проблемы ТБО, мы поставили перед собой следующие задачи:
Проанализировать влияние отходов на окружающую среду;
Оценить основные способы утилизации бытового мусора в городе, селе, в разных странах мира; перспективы решения этой проблемы;
Спроектировать и реализовать программу детского объединения «Юный друг природы» МОБУ «Амосовская средняя общеобразовательная школа» по формированию у обучающихся осознанного отношения к одной из сторон экологической обстановки в селе.4. Сделать реальные практические предложения по проблеме «Твёрдым бытовым отходам – вторую жизнь», освоив технологии   работы с различным бросовым материал; 5. Осуществить опрос местного населения по проблеме массового распространения бытового мусора и осуществить информационно-просветительскую работу по пропаганде экологической культуры жителей родного села путём  выступления агитбригады школы пред обучающимися, педагогами, родителями наших школьников;
6 Формировать у учащихся чувство личной ответственности за состояние окружающей среды, чувство любви к своей малой родине и стремление сохранить красоту малой родины.
7. Сделать чёткие выводы о проделанной работе и практической значимости нашего исследования.
Новизна результатов исследования состоит в том, что в нем не только дана оценка влияния отходов на окружающую среду, но и предложен и обоснован проект программы по формированию у подростков осознанного отношения к экологической обстановке в селе в рамках узкого вопроса природоохранной тематики (проблема бытового мусора).
4
2. Методы, инструменты (ресурсы), сроки реализации экологического проекта
Методы деятельности при осуществлении проекта: наблюдение, интервьюирование, фотографирование, непосредственная практическая деятельность по облагораживанию родного села, изготовлению декоративно – творческих поделок из бытового мусора, просветительско – агитационная работа, работа с печатными изданиями, данными сети Интернета.
Необходимые ресурсы: фотоаппарат, блокноты и ручки, инвентарь, необходимый для уборки территории
Сроки реализации проекта: деятельность детского объединения «Юный друг природы» МОБУ «Амосовская средняя общеобразовательная школа», отражающая суть данного экологического проекта, осуществляется регулярно, в течении всего учебного года; последний завершающий этап обобщения накопленного материала и его непосредственного оформления - ноябрь 2012 года.

Иду я по поляночке,
Вокруг сверкают скляночки,
А вот и прямо мусора гора,
Так как же получается,
Что сор кругом валяется,
Проблема не решается уж многие года.
5
3. «Чист ли мой экодом?» (Проблема ТБО в родном селе)
«Чисто не там где метут, а там, где не сорят»
Народная истина
Я очень люблю родное село, свою малую родину. И не только, потому, что я здесь родилась, росту. Прекрасны её природные ландшафты, замечательны люди – мои односельчане.
Как обстоит проблема бытового мусора в муниципальном образовании (МО) «Амосовском сельском совете Медвенского района?
Совсем недавно, лет 5 – 7 назад, этот вопрос, действительно, был очень тревожным и актуальным. Долгое время даже в центре села ( посёлок с хорошей инфраструктурой) были жуткие мусорные свалки, в окрестностях которых рыскали кошки, собаки, можно было столкнуться и с крысами.

Затем, этот вопрос на уровне администрации сельского совета и руководства местного сельскохозяйственного кооператива был решен: три раза в неделю в обусловленное время был организован вывоз мусора. Но, к сожалению, бытовые отходы с жилых улиц населенного пункта эвакуировались в одной из балок сельской территории в виде несанкционированной свалки. Однажды после сильного ветра на указанной территории можно было наблюдать странное, с одной стороны комичное, но с другой – очень печальное явление: мелкие предметы , сваленные в балке, были подняты ветром и зафиксировались на деревьях (будто- то «новогодняя ёлка»).
В последние два года решение столь важной проблемы для села стало более удачным. В нашем селе организован вывоз мусора специализированной службой два раза в неделю на санкционированную свалку. Теперь столь угрожающих нагромождений мусора в Амосовке, особенно в её центре, нет. Администрация сельского совета строго следит за выполнениями жителями распорядка по уборке окрестностей жилья от бытового мусора, поросли, бурьяна. Правда, за домами, вокруг сараев, идеального порядка, чаще всего не встретите. Там, будет красоваться не только растущие скопления навоза, порой беспорядочно оформленные, но и, как зря лежащие деревянные бруски, брёвна (неиспользованный строительный материал), ржавеющие корпуса давно неэксплуатируемых автомобилей…
6

Возле сараев домов центра села

В целом, в центральной части села поддерживается относительная чистота. Регулярно школьниками проводятся рейды по уборке окрестностей школы, местного памятного знака, взрослые проводят субботники. Есть один существенный недостаток- отсутствуют урны для сбора мусора. По этой ли причине или по собственному бескультурью некоторые жители бросают под ноги то упаковку из под пищевого продукта, окурки, использованную тару. На многих из таких людей просветительскими мерами воздействовать бесполезно, они лишь с сарказмом отреагируют на такое замечание. Считаю, здесь уместны конкретные меры административного воздействия, например, штрафы.
На окраинах: в частном секторе, в балках Амосовки вопрос наличия или отсутствия мусора стоит гораздо хуже. Так, обучающиеся 6 класса, вернувшись из осеннего похода в Берёзовый лог, указали, что там далеко не благополучно и предоставили мне следующие кадры:

Берёзовый лог нашего села является одной из мощных полезащитных полос кооператива «Амосовский». Значение полезащитных лесных полос - снижение скорости ветра, защита от иссушающих ветров и пыльных бурь, задержание снега и равномерное снегораспре -деление, увеличение влажности почвы и воздуха, повышение числа естественных врагов сельскохозяйственных вредителей — птиц, насекомых. На защищенной лесополосами площади повышается урожай сельскохозяйственных культур. Берёзовый лог - хороший источником грибов, ягод и других пищевых ресурсов. Они забросаны пакетами с бытовым мусором, пластиковыми бутылками, жестяными и консервными банками, фантиками, целлофановыми пакетами. Здесь шестиклассники обнаружили огромную кучу испорченного картофеля: мелкого и позеленевшего. Видимо, кто – то из селян ничего другого не мог придумать в плане утилизации неугодных клубней и вывез сюда.
7
Интересным материалом со мной при работе с данным проектом поделись обучающиеся нашей школы, живущие в соседнем селе – Панино. В нём тоже в последние два месяца осуществляется вывоз мусора на санкционированную свалку специальной службой два раза в неделю. То есть в селе, теперь не будут расти «горы» ТБО. До этого же, мусор панинцы складывали в стоящие на улицах тракторные прицепы. По мере их заполнения тракторист вывозил это «достояние» в Лисий лог, который примыкает к площадям опытного участка Научно – исследовательского института по защите почв от эрозии и земледелии.
Вот, что можно там было наблюдать…


8


4.Суть решения проблемы «борьба с «наступлением» бытового мусора»
А) Экологические рейды «Обеспечим порядок в родном селе»
Тут есть такое твердое правило, – сказал мне позднее Маленький принц. – Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету. (Антуан де Сент-Экзюпери.«Маленький принц»)Регулярно обучающимися нашей школы осуществляются операции по уборке не только пришкольной территории (за каждым классом закреплен конкретный участок), но и вносится большой вклад в облагораживание улиц центра села, Памятного знака воинам- односельчанам. Данные фотографии отражают указанную деятельность.



9




10
Б) Захоронение и утилизация бытового мусора
Исследуя данную проблему по журналам, энциклопедиям, учебникам по экологии,
сети Интернет, я узнали, что, оказывается, проблема бытового мусора актуальна
для всех стран мира.Можно указать на следующие пути утилизации твёрдых бытовых отходов
Захоронение
Это самый антиэкологический вариант. При обычной свалке из неё вытекает токсичные инфильтрационные воды, а в атмосферу попадает метан, который способствует усилению парникового эффекта (сегодня метан берёт на себя 20 % эффекта потепления климата).
Сжигание
При сжигании ТБО на мусоросжигающих заводах удаётся уменьшить их объём и получить некоторое количество энергии. 1 тонна мусора может давать 400 Квт – час.
При сжигании органического мусора часть отходов, которые сжигают, превращаются в яды, более токсичные, чем исходный мусор и эта смесь химикатов выпускается в окружающую среду. Главное составляющее такого дыма — это угарный газ, который является опасным для человека и химически активным соединением. Он блокирует обеспечение кислорода к тканям, легко вступая во взаимосвязь с гемоглобином крови, и по этой причине происходит отравление организма. При сжигании бытовых отходов концентрация угарного газа приравнивается к улице с очень интенсивным движением транспорта. При сжигании бытовых и медицинских отходов создаются "идеальные" условия для возникновения таких наиболее опасных токсичных веществ как  диоксины. Диоксины известны своим огромным токсичным эффектом практически на все органы жизнедеятельности человека. Они являются сильными канцерогенами и воздействуют на репродуктивную систему мужчин и женщин, а также на иммунную систему. Доказана связь между диоксинами и раковыми заболеваниями. В США и Европе закрыли половину ранее построенных заводов и прекратили строить новые. В Европе также не строят мусоросжигающие заводы и постепенно закрывают имеющиеся.
Сортировка и переработка
Это самый экологический вариант обращения с ТБО, при котором не увеличивается их объём и снижается расход первичных ресурсов. Для того чтобы начать переработку, нужно инвестиции. Но после этого мусороперерабатывающие заводы становятся экономически рентабельными. Перерабатывать ТБО выгодно, на вторичное сырьё – бумагу, стекло, пластик, алюминий, цветные металлы и др. – всегда есть спрос.
Сортировка мусора и бытовых отходов поможет существенно сэкономить на его вывозе и утилизации. К первому этапу сортировки относится отделение пищевых отходов от бытовых. Ко второму - сортировка бытовых отходов, подлежащих переработке. К третьему – утилизация биоотходов (листья и ветки деревьев, сено и другое). К таре относится вся пластиковая посуда, коробки и бутылки от йогуртов, масла, кетчупа и майонеза. Также, тарой являются бутылки от моющих и чистящих средств, все упаковочные пакеты и пленки, обертки от сладостей, пластиковые упаковки из под сыров и колбас, домашней химии, соков, молока и кефира. К ней же относятся и жестяные банки из под консервации и консервы, пробки от пивных бутылок и газировки, фольга и сломанная тара.
К макулатуре относятся: старые письма и газеты, книги без обложек, журналы, рекламные проспекты и каталоги, использованные тетради и альбомы для рисования, оберточная бумага и поздравительные открытки, картонные папки, ящики и коробки и другие чистые и сухие изделия и упаковки из бумаги. К биологически разлагающимся отходам относятся: скорлупки от яиц, кофейная гуща, заварка и чайные пакетики, бумажные полотенца для кухни, ногти, волосы, салфетки, хлеб, фрукты и овощи, рыба и мясо, остатки растений или цветов.
11
Неразлагающиеся пищевые отходы, такие как: большие кости животных, напитки, кисломолочные продукты и супы сортируются отдельно от разлагающихся отходов. В ряде российских городов же можно встретить специальные мусорные баки и разноцветные контейнеры, предназначенные для отсортированного мусора. Так, желтый контейнер предназначен для пластика. В него смело можно бросать пластиковые бутылки без крышек, стаканы, канистры и тарелки, баночки и тюбики от косметических средств. Синий мусорный контейнер – бумажный. В него можно выбросить собранную макулатуру, кроме использованных обоев, скотча, фотобумаги и полиэтилена. Зеленый контейнер можно использовать для выброса остального мусора, включая предметы личной гигиены, пищевые отходы и многое другое. Существуют опасные отходы, которые нужно складывать в специальный ящик или коробку, чтобы позже оставить на специально отведенной площадке для подобных отходов или отвезти в специализированную зону утилизации. К таким отходам относятся: аккумуляторы и батарейки, ртутные лампы и градусники, отходы растворителей, красок, лака, пестицидов и химикатов, просроченные лекарственные и медицинские препараты и многое другое. Также, на специализированные зоны утилизации вывозят нерабочие крупные бытовые приборы: стиральные машины, телевизоры, холодильники, фены, утюги, электроплиты, миксеры, плееры, колонки и тому подобное, старую мебель и другое.Больше половины этого мусора можно переработать и использовать снова.
Стекло может быть переработано неограниченное число раз. Как правило, его сортируют по цвету, очищают, переплавляют и используют заново: производят новые бутылки, декоративные украшения и даже покрытие для пола. Следует сдавать бутылки и банки в пункты приема стеклотары.
Консервные алюминиевые банки из-под напитков могут быть переплавлены в новые банки. Банки из стали используются в производстве различных деталей.В России, к сожалению, алюминий и сталь перерабатывается только в промышленности, и приемные пункты консервных банок мало где существуют. Поэтому просто не оставляйте банки из-под напитков где попало, а выбрасывайте в урны.
Пластиковые бутылки можно перерабатывать и использовать снова. Из переплавленных бутылок в некоторых странах делают мебель и аксессуары. Лучший выход – это сортировка мусора. Для этого уже появляются контейнеры для селективного мусора. Для пластиковых бутылок предназначен желтый бак. В некоторых районах встречаются пункты приема пластиковых бутылок.
Картонные упаковки из-под соков сложнее всего перерабатывать, потому что обычно они состоят кроме картона из слоя алюминиевой фольги или полиэтилена, чтобы не пропускать жидкость.
Полиэтиленовые пакеты покупатели берут на кассах супермаркетов. Каждый год используются десятки миллиардов пакетов, которые не подлежат переработке. Постарайтесь не брать лишних пакетов в супермаркете. Еще лучше: вернитесь к традиции советских времен и ходите в магазин с собственной сумкой.
Бумага и картон составляют примерно 1/3 бытового мусора, который мы выбрасываем. Как раз их проще всего перерабатывать и использовать снова. В советские времена в каждом районе принималась макулатура. В настоящее время в России организации, которые этим занимаются, принимают в основном крупные партии. Но вы можете сдать накопившиеся бумагу и картон безвозмездно, привезя их самостоятельно в пункт приема.
Изделия из тканей, которые мы выбрасываем каждый год, большей частью составляют хорошую одежду, которую по объективным характеристикам еще можно носить. Одежду, которая вышла из моды, шторы, скатерти можно передавать в приюты для бездомных или в церкви, детские дома, откуда эти вещи попадут к тем, кто в них нуждается.
12
В) Мусору – «вторую жизнь». Мусор не только враг, но и друг.
Люди выбрасывают ненужные вещи, если они плохие, сломанные или грязные. Иногда они их сжигают. А можно ли дать не нужным вещам вторую жизнь? Конечно, можно и нужно. Во – первых, их можно отдать тем людям, которые в них нуждаются. Во –вторых, проявив смекалку, фантазию и навыки декоративно – прикладного творчества можно создать настоящие шедевры искусства и очень нужные вещи.
В зимний период прошлого учебного года юные экологи нашей школы активно и успешно участвовали в областной операции (одно из первых мест в области) «Покормите птиц зимой!», превратив школьный двор в настоящую «столовую для пернатых». Для этого был не только собран необходимый корм обучающимися, но и их руками изготовлены на уроках технологии и с помощью родителей кормушки для птиц. Некоторые птичьи столовые созданы из материалов бытового мсуора:


Мы с моими подругами любим в свободный момент, проявив выдумку помастерить различного рода поделки для украшения интерьера комнаты. А почему – бы это не сделать из материалов бытовых отходов. Наверное, самый популярный для этого материал – пластиковая бутылка.
13
 
 
14
А теперь полюбуйтесь «красотой», которую мы изготовили с моими родителями для нашего палисадника… Всё это тоже изготовлено из пластиковой опустошённой тары, испорченных автомобильных колёс.


15


Таким образом, утверждаем, что материал из бытового мусора - удобный в работе, устойчивый к воздействию окружающих факторов и практически бесплатный материал для создания подобных изделий.
16
Г) Путь мусора до урны лежит через наше сознание
Работая над проектом «Новая жизнь бытовых отходов» мы так же провели анонимное анкетирование обучающихся школы и наших родителей по проблеме их знания о бытовом мусоре и отношения к нему.
Вопросы были такими:
1.Знаете ли вы, что является бытовым мусором?
2.Как вы относитесь к бытовому мусору?
3. Чем опасен бытовой мусор?
4.. Мусорите ли вы?
5. Как вы оцениваете данную проблему в своем селе?
6. Кто наиболее сильно мусорит в вашем селе?
7.Реально ли решить проблему захламления мусором в сельской местности? 8.Сортируете ли вы мусор?
9.Знаете ли Вы, как можно вторично использовать
10.Убираете ли Вы, мусор после отдыха на природе?
11. А знаете ли вы, где поблизости с вашим селом есть пункт по приёму макулатуры, пустых бутылок?
12. Готовы ли быть активным участником субботников по уборке и облагораживанию сельских улиц.
89 % опрошенных оказались знакомы вопросы, связанные с опасностью скопления бытового мусора.
Анкетой было охвачено 56 обучающихся школы и 43 взрослых (из числа родителей).
75, 4 % считают, что проблема бытового мусора актуальна для нашего села.Лишь 14, 2 % признались, что не прикладывают усилий в решение данного вопроса.57, 3 % готовы принимать участие в субботнике по уборке своего двора от
мусора. Ряд опрошенных (15 %) внесли стоящие предложения по вторичному использованию бытового мусора
По результатам анкетирования выяснили: 51 % учащихся считают, что больше всего мусорит на улице молодёжь, 8% учащихся считают, что это взрослые , 9% учащихся указывают, что дошкольники , 5% – младшие школьники.
На основании анкетирования мы выработали следующие рекомендации к школьникам и взрослым:
- Пишите на обеих сторонах листа бумаги, используйте больше материалов из переработанной макулатуры.
-Старайтесь покупать напитки в стеклянных бутылках, которые можно использовать много раз, сдать в магазин. Поэтому и обращайтесь с ней аккуратно
-Выбирайте продукты, при производстве которых используется минимальное количество упаковочных материалов
-Отдавайте предпочтение товару, имеющему «экологический» знак качества, указание на вторичное использование упаковки или сырья (например, «сделано из вторсырья» — «рециклинг-продукция»-Старайся не пользоваться пенопластом, так как он практически не разлагается в природе.
-Узнай, где поблизости есть пункт по приёму макулатуры, и сдай туда использованную бумагу.
-Прежде, чем выкидывать жестяные консервные банки вымой их и сомни.
-Пищевые отходы можно использовать для приготовления удобрений (компост).
-Не выбрасывай старые игрушки, книжки: они могут кому – то понадобиться.
-Из разбитой керамической посуды путём её сильного размельчения можно изготовить средство для мульчирования грунта комнатным растениям ( вместо камушек из гравия)
-Из стеклянных, пластиковых бутылок, пенопласта путём реализации своей фантазии и творческих возможностей можно создавать поделки, радующие глаз людей.
17
А вот, фрагмент выступления нашей агитационной бригады «Свалка – монстр цивилизации»:
Мы приехали на речку, чтоб субботу провести,
А свободного местечка возле речки не нашли.
Тут сидят, и там сидят: загорают и едят.
Отдыхают как хотят сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку прошли и поляночку нашли.
Но на солнечной полянке тут и там пустые банки
И, как будто нам назло, даже битое стекло.
Мы по бережку прошли, место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели, тоже пили, тоже ели,
Жгли костёр, бумагу жгли – Насорили и ушли.
Мы прошли конечно мимо…
- «Эй, ребята», - крикнул Дима, - «Родниковая вода»,
Чудный вид! Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали, жгли костёр, в футбол играли –
Веселились, как могли:
Пили квас, конфеты ели, хороводом песни пели…
Отдохнули - и ушли!
И остались на полянке у потухшего костра:
Две разбитые нами склянки, две размокшие баранки –
Словом мусора гора.
Мы приехали на речку воскресенье провести,
А свободного местечка возле речки не нашли.
18
ΙΙΙ. Практическая значимость эколого – социального проекта
Работая над темой проекта, мы убедились, что отходы производства и потребления представляют серьёзную экологическую опасность, как в масштабах всей страны, так и нашего города. Свалки стали символом жизни людей многих городов и посёлков. Загрязнение окружающей среды отходами человеческой деятельности оказывает влияние на здоровье населения и сокращает число мест, привлекательных для жизни и отдыха.
Учащиеся нашей школы принимают регулярное участие в поддержании чистоты не только на пришкольной территории, но и облагораживать улицы центра села.
Анкетирование учащихся показало, что больше всего мусорят на улице подростки и молодёжь. В тех местах, где собирается молодёжь по вечерам, остаются пустые бутылки, окурки. Нередко и взрослые подают дурной пример детям, когда не замечают как сами и дети бросают обёртки от конфет и жвачки под ноги.
Практическая часть исследования позволила нам сделать выводы о том, что:
-Большинство подростков задумываются о проблемах экологии.
-Многие из них готовы сами принять меры по утилизации бытового мусора.
Реализация проекта привлекла к поднятой проблеме школьников и взрослое население, позволила создать базу для формирования активной жизненной позиции детей и подростков, вовлечения учащихся в социально значимую деятельность. Данный проект достаточно экономичен, практически не требует материальных затрат.
Немаловажным результатом нашей исследовательской работы является то, что мы узнали много нового и интересного про бытовой мусор, а так же научились работать с разными материалами ( пластиком, целлофаном, картоном). В исследовательской Полученные в ходе исследования результаты позволяют считать поставленные задачи решенными, цель исследования достигнутой.
Дорогие взрослые! Мы – дети – очень не хотим, чтобы на нас надвигалась помойка, чтобы наша уникальная голубая и зелёная планета превращалась в свалку. Помогите нам в этом насущном и очень важном деле.
Чистоты и уюта вам!
19
                                                                                       
Список литературы
1.Балабанова В. В., Максимцева Т. А. Предметные недели в школе: биологоия, экология. Здоровый образ жизни. Волгоград, издательство «Учитель», 2001.
2. Бобович Б.Б. и Девяткин В.В., «Переработка отходов производства и потребления», Москва, 2000г.
3. Высоцкая М В, Экология. Элективные курсы, 9 класс. Волгоград, издательство «Учитель», 2008
4.Закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002г. №7-ФЗ;
5.Закон РФ «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998г. №89-ФЗ;
6. Захлебный А.Н. « Книга для чтения по охране природы». М.: Просвещение, 1986
7. Коноплёва Н.П., Вторая жизнь вещей «Просвещение», Москва, 1993 год.
8. Протасов В.Ф.« Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России», М.: « Финансы и статистика», 2001
9.Родионов С.К. и др. ((Что такое мусор». М.: <( Химия», 1991
10.Самкова В. А. Город и бытовые отходы. /Биология в школе.№3, 2002.
11.Тяглова Е. В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии, Москва. Издательство «Глобус», 2008
12. Цыганкова А.П.. «Утилизация твердых отходов», под ред.– М.: Стройиздат, 1982г.
20
Приложение
Мусор – вечная тема
200 тыс. лет до н. э. Первые мусорные кучи, найденные археологами. Целиком состоят из костей животных и обломков каменных орудий.
400 лет
до н. э. В Афинах основана первая в истории муниципальная свалка.
200 г. В Риме возникла городская служба по уборке мусора.
1315 г. После долгого перерыва в Париже возобновился вывоз мусора с городских улиц на свалки.
1388 г. Английский парламент запретил бросать мусор на улицы и в источники питьевой воды.
1775 г. В Лондоне появились первые мусорные баки.
1800 г. Муниципалитет Нью – Йорка приказал выгонять на улицы города свиней, которые должны были поедать мусор.
1810 г. В Англии изобретена жестяная консервная банка, занявшая вскоре почётное место на свалке.
1869 г. Началось производство целлулоида – первого из многих видов пластмассы.
1874 г. В Ноттингеме (Англия) началось организованное сжигание городского мусора
1897 г. В Нью – Йорке открыт первый центр по сортировке и переработке мусора.
1912 г. Швейцарский химик Якоб Бранденбергер изобрёл целлофан.
1916 г. 80 % отходов в крупных городах Европы и Америки составляет угольная и древесная зола из печей. К 1940 г. этот показатель снизился до 42 %, к 1960 – до 3 %.
1932 г. В США изобретены машины, прессующие мусор.
1942 г. В СССР и США начинается массовый сбор мусора для переработки в военных целях.
1948 г. В Нью – Йорке открыта свалка Фреш – Киле, до сих пор считающаяся крупнейшей в мире.
1965 г. Конгресс США принимает Акт об утилизации твёрдых отходов.
1992 г. Международный форум в Рио – де – Жанейро назвал утилизацию отходов одной из главных проблем человечества.
2000 г. Страны ЕС поставили задачу добиться утилизации и повторного использования 50 % отходов.
Анкета – заявка
на участи в районном конкурсе исследовательских проектов «Новая жизнь бытовых отходов»
Название работы: «Наш экодом без бытового мусора!»
2.Номинация конкурса: «Рациональное использование и утилизация твёрдых бытовых отходов»
3.Фамилия, имя, отчество авторов: Женова Анжелика Олеговна
Дата рождения автора: 01. 04. 1996
4. Фамилия, имя, отчество руководителя: Токарева Татьяна Леонидовна, учитель биологии МОБУ «Амосовская средняя общеобразовательная школа», руководитель детского экологического объединения «Юные друзья природы»
5. Место учёбы автора: 10 класс, МОБУ «Амосовская средняя общеобразовательная школа», 307055, Курская область, Медвенский район, д. Амосовка, тел. № 8(47146) – 4-72-43
6. Образовательное учреждение, при котором выполнена работа: МОБУ «Амосовская средняя общеобразовательная школа», 307055, Курская область, Медвенский район, д. Амосовка, тел. № 8(47146) – 4-72-43
7. Объединение обучающихся: детское экологическое объединение «Юные друзья природы» МОКУ ДОД «Дом пионеров и школьников Медвенского района»
8. Домашний адрес с индексом: д. М. Владимировка, п/о «Амосовское» Медвенский район Курская область, 307055
Контактный телефон: 89081276799
Дата заполнения «12 ноября» 2012 года
Подпись ____________ Женова Анжелика