Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа Юный исследователь


Комитет образования г. Курска
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования «Дворец пионеров и школьников города Курска»

Принята на заседании
педагогического совета МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников г. Курска»
(протокол №__ от_______2014 года)
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников г. Курска»
__________________ Л.Г. Девянина(приказ №____от________2014 года)
Дополнительная общеобразовательная программа
«Юный исследователь»
Направленность программы – научно-исследовательская.
Возраст детей, на которых рассчитана программа - 9-18 лет
Срок реализации программы - 2 года
Составитель программы:
Балахнина О.И. педагог дополнительного образования.
г. Курск 2014 год
П А С П О Р Т
дополнительной образовательной программы
1. Название программы, год создания
«Юный исследователь», 2014 год
2. Автор-составитель
Балахнина Ольга Ивановна, педагог дополнительного образования, образование высшее, стаж педагогической работы 42 года,
3. По функциональному предназначению
общеразвивающая
4. По структуре
Модульная
5. По степени авторства
модифицированная (адаптированная)
6. По форме организации образовательного процесса
групповая
7. Где реализуется программа
в детском объединении "Юный исследователь"
8. Рецензенты программы
экспертный совет МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников г. Курска»

9. Приложения к программе
учебно-тематический план по годам обучения, глоссарий

Пояснительная записка
«Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я научусь».
(Старинная китайская поговорка)
Повышение качества образования является одной из актуальных проблем современного общества, происходит изменение оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура» на понятие «компетенция». В Федеральных государственных образовательных стандартах закреплено положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования». Это изречение в полной мере относится и к дополнительному образованию.
ФГОС второго поколения предъявляют особые требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Данные результаты структурируются в соответствие с основными задачами общего образования, учитывающими индивидуальные, общественные и государственные потребности. Типологически образовательные результаты представлены следующим образом: предметные, метапредметные, личностные.
В концепции ФГОС второго поколения под предметными результатами понимается «усвоение обучающимся конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, - знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности».
Метапредметные результаты понимаются как «освоенные обучающимся на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Личностные результаты должны отразиться в сформированности системы ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам в образовательном процессе. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы же проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования.
Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания, умения и навыки, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у обучающихся умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
системность организации учебно-воспитательного процесса;
раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Таким образом, новая цель образования – формирование компетентной личности выпускника через освоение им ключевых образовательных компетенций.
Компетентность - новое качество субъекта деятельности, проявляющееся в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте. Компетентность - объективный результат освоения компетенций конкретной личностью. Определенные таким образом цели образования, ориентируют педагога на компетентностный подход к организации учебно-воспитательного процесса и предполагают смену требований к образовательным технологиям, критериям оценки результатов обучения и воспитания.
Формирование в программе ключевых компетенций:
коммуникативной - формирование навыков работы в группе на основе взаимоотношений, сотрудничества;
учебно-познавательной - совокупность компетенций обучающихся в сфере самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности: способность анализировать ситуацию, добывать знания непосредственно из реальности;
компетенции личностного самосовершенствования, направленной на освоение способов эмоционального и духовного саморазвития, эмоциональной саморегуляции. К ним относятся: исследовательская и технологическая культура, психологическая грамотность, культура мышления и поведения, культура речи.
Исследовательская деятельность - деятельность обучающихся, связанная с решением обучающимися творческой, исследовательской задачи, с заранее неизвестным решением и предполагающая, наличие основных этапов:
постановку проблемы,
изучение теории, посвященной данной проблематике,
подбор методик исследования и практическое овладение ими,
сбор собственного материала, его анализ и обобщение,
научный комментарий,
собственные выводы.
Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Проектная деятельность - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность - деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов -является организационной рамкой исследования. Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что главной целью исследования, является развитие личности, а  не получение объективно нового результата, как в «большой» науке; в приобретении обучающимся функционального навыка исследования, как универсального способа освоения действительности; развитии способности к исследовательскому типу мышления; активизации личностной позиции обучающегося в образовательном процессе, на основе приобретения субъективно новых знаний, т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно-значимыми для конкретного ребенка.
Таким образом, работа детского объединения по организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся является основой формирования ключевых компетенций обучающихся в условиях образовательного пространства учреждения дополнительного образования детей. Приоритетное место среди ключевых компетенций, предоставлено в сфере самостоятельной информационной и коммуникативной деятельности.
Цель и задачи программы.
        Основная цель программы: формирование информационно-коммуникативной компетентности обучающихся через включение их в изучение проблем, связанных с непосредственным опытом детей, их жизненными потребностями и интересами, а также создание условий для всестороннего и наиболее полного развития и реализации творческого и научного потенциала обучающихся. Вооружить обучающихся интеллектуальным инструментарием, необходимым для самостоятельной учебной и исследовательской деятельности.
Для достижения цели поставлены задачи:
привлечь заинтересованных детей к учебно-исследовательской работе, исследованиям в различных областях знаний;
выявить основные интересы и склонности ребенка в научно-исследовательской деятельности;
повысить мотивацию к познанию окружающего мира, путем активизации личностной позиции в образовательном процессе;
развить мыслительные умения и навыки, способности к самообразованию;
формировать: умения и навыки работы с различными источниками информации; культуру устной и письменной речи; специальные исследовательские умения и навыки; активную жизненную позицию;
приобрести исследовательский опыт через информационно-коммуникативные навыки обучающихся и личностное отношение к рассматриваемой проблеме;
освоить методику учебного исследования, самоорганизованной деятельности, обусловленной логикой научного исследования.
Особенность программы состоит в ее ориентации на овладении обучающимися базовыми приемами и навыками интеллектуальной деятельности, необходимыми не только для проведения исследования, но и вообще для успешного обучения. Исследовательская деятельность обучающихся служит достижению одной из важнейших целей образования - научить детей мыслить самостоятельно, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей науки.
Принципы программы:
преемственность (изложение содержания от простого к сложному, от младших к старшим, от известного к неизвестному, «возврат» к усвоенному, для последующего продвижения;
дифференциация и индивидуализация (создание комфортных условий, способностей и реализация индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся);
диагностическая направленность (процессуальный контроль «продвижения» к цели и достижения цели);
расширения рамок образовательного процесса («эстетизация» образовательной среды, расширение познавательного интереса обучающихся, активизация экскурсионно-просветительской деятельности).
Педагогическая целесообразность заключается в том, что необходимо создать развивающую среду, нацеливающую ребенка на появление вопросов и желание найти ответ на них, то есть на проявление исследовательского поведения, являющегося одним из источников получений ребенком представлений об окружающем его мире.
Программа стимулирует ребенка на рефлексию материала, формирует умение ставить перед собой проблему, сравнивать информационный материал, переводить знания, умения и навыки, полученные из различных предметов на уровень межпредметных связей, позволяет обучающимся овладеть методами научно- исследовательской деятельности. Обучающимся самим предоставляется возможность выбора темы, методов исследования, такая личностная ориентация позволяет максимально приблизить темы исследовательских работ к жизни самого ребенка, его семьи, товарищей, сделает исследование интересным и нужным.
Содержание программы нацелено на побуждение к активной мыслительной деятельности, умению наблюдать, понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру. Теоретические и практические занятия способствуют развитию информационной, устной коммуникативной и речевой компетенции обучающихся, умениям: искать, отбирать, анализировать информацию; вести устный диалог на заданную тему; участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала; участвовать в работе конференций, научных чтений.
В процессе обучения, у обучающихся формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности:
умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу;
навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала;
навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование;
навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире;
умения оформлять доклад, реферативную работу, исследовательский проект.
Систематизация и усвоение полученных теоретических знаний проверяется при выполнении обучающимися практических работ - проведения предметного исследования и оформления собственной исследовательской деятельности. По окончании обучения проводится публичная защита проекта исследовательской работы - опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности обучающихся к представлению результатов работы. Примечательно то, что программа может быть адаптирована для обучающихся любого возраста, необходимо лишь расширение границ разделов в соответствии с «ростом» ребенка. При определенной корректировке программы, её можно адаптировать для детей начальной школы, средних классов.
Педагогические принципы жизнедеятельности коллектива:
уважение к личности;
создание ситуации успеха для каждого обучающегося;
признание за каждым права на ошибку, на пересмотр возможностей самореализации;
применение критериев продвижения в освоении программы, позволяющих каждому обучающемуся осознавать собственный рост и стимулировать собственное развитие.
Содержание обучения включает в себя пять блоков:
Теоретические основы проектно-исследовательской деятельности - постановка проблемы, выдвижение гипотезы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов, способы фиксации результатов. Практические задания с применением полученных знаний (например, поиск нужной информации, её интерпретация, создание новой).
Практикум работы на компьютере – правила работы с техникой, техника безопасности, знакомство с различными программами (Microsoft Word, Power Point, Publisher и др.) и выполнение небольших проектов в этих программах.
Самостоятельная работа над проектом - определение темы проекта, цели и задач, постановка проблем, планирование действий по их решению, выбор способов оформления результатов и их презентации, рефлексия. Индивидуальные и групповые консультации.
Подготовка (речевая и психологическая) к представлению результатов проектно-исследовательской деятельности.
Публичная презентация проекта (защита)
В программе разработаны требования, направленные на достижение результатов в системе дополнительного образования:
Личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к дополнительному образованию, социальные компетентности, личностные качества;
Метапредметные результаты - освоение обучающимися универсальных учебных действий, необходимых в дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности;
Результаты образовательной области проектно-исследовательская деятельность - освоение обучающимися специальных знаний, получение опыта деятельности в научном исследовании.
Структура программы включает 2 модуля.
Ознакомительный модуль. Дети принимаются без специального отбора. Продолжительность обучения - 1 год. Возраст обучающихся - 9-16лет. Количество обучающихся в группе - 14-15 человек. Режим занятий – 4 часа в неделю (2 раза по 1,5 часа академических: 45мин. - групповая работа, 45- мин.- индивидуальная работа над проектами), обязательный 10 мин. перерыв.
Базовый модуль. Группа совершенствования. Продолжительность обучения - 1 год (2-й год обучения). Количество обучающихся в группе: 12-13 человек. Возраст обучающихся - 10-17 лет. Режим занятий – 4 часа в неделю (2 раза по 1,5 часа академических: 45мин. - групповая работа, 45- мин.- индивидуальная работа над проектами), обязательный 10 мин. перерыв.
Согласно технологии модульного обучения, обучающийся вправе закончить обучение после прохождения каждого из модулей программы.
Отличительные особенности программы: сочетание модульного «автономного» обучения, (отдельно: ознакомительный и базовый уровни освоения содержания), с возможностью целостного пролонгированного обучения (при «переходе» обучающихся от ознакомительного - к базовому модулю), как основы для самостоятельной работы и профессиональной ориентации способных и одаренных обучающихся.
В программе выделены два уровня освоения содержания (соответствующие 2 модулям):
1-й уровень (соответствующий ознакомительному модулю):
адаптация к коллективу;
актуализация творческого потенциала личности;
становление инициативы и самостоятельности, укрепление уверенности в собственных силах;
приобретение навыков коллективной работы и опыта их применения в исследовательской деятельности под руководством педагога;
осознание собственной успешности при выполнении проекта;
накопление багажа знаний о науке, краеведении через познавательный туризм.
2-й уровень (соответствующий базовому модулю):
устойчивый навык работы в коллективе, сформированный интерес к проектно-исследовательской деятельности, самостоятельное применение специальных знаний и умений, владение компьютером, сетью Интернет, ориентация в поведении на общечеловеческие ценности;
способность критически оценивать свои действия и поступки;
развитие познавательного интереса;
приобретение ценностно-смысловых личностно-значимых ориентиров, адаптация к учебной нагрузке;
сохранение познавательной активности на всем протяжении занятия, осознанное применение приобретенных знаний и умений в практической деятельности;
умение управлять собственным эмоциональным состоянием;
наличие мотива самообразования, интерес к дополнительным источникам знаний;
навыки делового общения со сверстниками и взрослыми.
Показатели эффективности реализации программы:
нацеленность обучающихся на исследовательскую деятельность;
сформированность уровня отношений: я и наука, я и творчество, я и Родина, я и мои друзья, я и взрослые;
активная жизненная позиция и активное участие в проектно-исследовательской деятельности;
владение способами самостоятельного приобретения необходимых знаний из различных источников информации, включая Интернет-ресурсы;
профессиональное самоопределение способных и одаренных обучающихся в области проектно-исследовательской деятельности.
Контроль усвоения обучающимися учебного материала программы.
Способы проверки.
Входящий контроль.
Тестирование в начале учебного года проводится педагогом в ходе опроса во время занятий, выполнения отдельных заданий, наблюдений за поведением и психологическим состоянием обучающегося. Такое тестирование необходимо для понимания педагогом уровня общей грамотности, подготовленности ребенка, а также уровня мотивированности на получение и усвоение новых знаний.
Промежуточный контроль.
Тестирование проводится 2 раза в течение учебного года по освоенным темам. Проводится в виде беседы с обучающимися, по темам учебного плана.
Итоговой формой контроля по программе предполагается выполнение научно-исследовательской работы или проекта по выбранной теме и его публичная защита. Работы могут быть представлены на конференции различных уровней (областные, российские, международные).
При отслеживании результатов учитываются особенности взаимодействия ребенка с педагогом, индивидуальная траектория «прохождения» изучаемых тем модулей, степень отличия предъявляемых результатов от типовых и общедоступных данных и т.д.
Фиксируемые умения:
выделение проблемы;
определение цели и задач исследования;
формулирование гипотезы;
выделение объекта исследования;
определение структуры работы;
создание плана исследования;
умение проводить эксперимент (наблюдения, исследования);
анализ адекватности выбранных методов задаче;
дать обоснование результатам исследования и сопоставить с целью и гипотезой;
корректирование программы исследования.
Планируемые результаты освоения программы.
Обучающиеся должны научиться: видеть проблемы; ставить вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; делать умозаключения и выводы; структурировать материал.
Сформированные действия.
В ходе решения системы проектных задач, у обучающихся могут быть сформированы следующие способности: рефлексировать (видеть проблему); анализировать сделанное - почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки; целеполагать (ставить и удерживать цели); планировать, (составлять план своей деятельности); моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное, готовить тексты собственных докладов; объяснять, доказывать и защищать свои идеи. Главным является умение проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Результаты Личностные
Формируемые умения: формирование у детей мотивации к личностному обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии; развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического и творческого мышления.
Средства формирования - организация на занятии парно-групповой работы
Метапредметные результаты
Регулятивные.
Формируемые умения: учитывать выделенные педагогом ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с педагогом; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам работы
Средства формирования: в сотрудничестве с педагогом ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
Познавательные
Формируемые умения: умения учиться (развитие навыка решения творческих задач и навыка поиска, анализа и интерпретации информации); добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; задавать вопросы; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
Средства формирования: расширить поиск информации за счёт библиотек и Интернета;
Коммуникативные
Формируемые умения: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); умение координировать свои усилия с усилиями других; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
Средства формирования: учитывать разные мнения и интересы; обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать ее; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию, как ориентир для построения действия.
По окончании программы обучающийся должен:
Уметь: осознано применять различные виды анализа, сравнения в зависимости от цели и характера задания; решать познавательные задачи, выполнять учебные исследования; работать с разными источниками, уметь фиксировать в записях основное содержание необходимого материала; грамотно оформлять исследовательские работы; представлять (защищать) свои работы на различные аудитории
Владеть: исследовательскими умениями и навыками, использовать компьютер для поиска информации и оформления письменной части проекта.
В ходе обучения обучающимися будут выполнены работы: доклад, реферат, научно-исследовательская работа или организация проекта. (Написание исследовательской работы, создание электронной презентации; самоанализ и самооценка собственных исследовательских действий). Данные работы получают только словесную оценку, так как программа нацелена на привитие интереса к ПИД, поощрение обучающихся, участвующих в ПИД - умение проводить эксперимент (наблюдения, исследования); анализ адекватности выбранных методов задаче; дать обоснование результатам исследования и сопоставить с целью и гипотезой; корректирование программы исследования.
Учебно-тематический план 1 года обучения
(Ознакомительный модуль)

п/пРаздел, тема Общее кол-во часов Теор. часы Практ. часы
1. Раздел 1.Теоретические основы ПИД (Блок понятийной работы)
45 15 30
2. Раздел 2. Применение основ информатики в исследовательской деятельности. Практикум работы на компьютере. (Блок технологический)
45 15 30
3. Раздел 3.
Индивидуальное исследовательское задание. (Блок самостоятельной работы, (деятельности).
28 8 20
4. Раздел 4.
Речевая компетенция обучающегося. Основы психологических знаний. (Блок подготовки к представлению и защите, (блок деятельности).
10 4 6
5. Раздел 5. Представление и защита результатов ПИД. Рефлексия. 10 6 4
6. Экскурсии (пешеходные, поездки); посещение музеев, встречи с выдающимися людьми. 6 2 4
Итого часов 144 50 94
Содержание 1 года обучения
1.1. Введение.
Что такое проект? Научное и учебное исследование. Понятийный аппарат исследования (тема, объект, предмет, гипотеза, методы и др.Определение темы, объекта, предмета исследования. Цель и задачи исследования. Научная гипотеза и её проверка
Основные методы исследования: анализ, описание, наблюдение, эксперимент.
Наблюдение. Основные задачи наблюдения. Условия проведения наблюдений.
Эксперимент. Виды эксперимента. Требования к проведению эксперимента. Планирование эксперимента. Эксперимент и наблюдение, их отличие. Способы регистрации результатов эксперимента.
Результаты в научном исследовании и их обработка. Выводы. Оформление результатов: графики, диаграммы, фотографии, схемы, иллюстрации, приложения.
Источники информации. Сбор и обработка информации
Практическая работа. Поиск информации в сети Интернет по теме «Выдающиеся русские ученые в различных областях науки, их достижения». Обсуждение найденных материалов.
Библиографический поиск и работа с литературными источниками. Подбор источников информации (справочники, журналы и газеты, научая литература) в библиотеке. Правила работы с литературой. Изучение литературы и отбор фактического материала, научных фактов. Правила цитирования. Правила оформления библиографических ресурсов. Обучение навыкам работы с документами и научно-технической литературой.
Практическая работа. Поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Понятия: источник и литература. Поиск информации в Интернет
Основные виды исследовательских работ. Доклад. Требования к его оформлению
Реферат. Требования к его оформлению
Проектно-исследовательская деятельность.  Проект. Требования к оформлению проекта. Требования к оформлению работ (обобщение). Ссылки и правила оформления ссылок. Библиографический список. Интернет – источники. Критерии экспертной оценки работы (темы)
Раздел 2.
Применение основ информатики в исследовательской деятельности. Практикум работы на компьютере. (Блок технологический)
Правила работы с техникой, техника безопасности. Компьютерные программы оформления работ. Компьютерное оформление реферата (Word).
Компьютерное оформление проекта (PP). Работа по копированию и редактированию текстового и иллюстративного материала.
Практическая работа в программе по выбору
Раздел 3.
Индивидуальное исследовательское задание. (Блок самостоятельной работы, (деятельности). Организация индивидуальной научно - исследовательской работы. Составление индивидуальной рабочей программы (алгоритм действия)
Практическая работа. Составление индивидуальной рабочей программы (составление плана исследования): выбор темы научного исследования. Гипотеза.
Структура научно-исследовательской работы: введение, основная часть, заключение.
Введение: введение в проблему, основные цель и задачи работы, аргументация актуальности выбранной темы.
Основная часть НИР: Методы исследования, составление плана исследования, полученные данные и результаты. Стиль изложения материала в основной части.
Обобщение наиболее важных результатов исследования и перспективы. исследования. Результаты в научном исследовании и их обработка. Выводы. Корректировка плана. Оформление результатов научного исследования. Самостоятельная работа над проектом.
Раздел 4.
Речевая компетенция обучающегося. Основы психологических знаний. (Блок подготовки к представлению и защите, (блок деятельности). Объем словаря (активного и пассивного) и осознание его употребления в речи. Практическое владение нормами литературного языка. Оценка речевых высказываний собеседника и художественного текста. Различные стили речи и жанры речевых высказываний. Соответствие плана содержания и плана выражения в речи. Обращенность речи, соотнесение её с характером аудитории. Индивидуальный характер речи (словарь, интонация, образность). Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, обращение к оппонентам, ответы на вопросы, заключительное слово. Психологический настрой на работу с аудиторией. Психологический аспект готовности к выступлению. Приемы саморегуляции. Рефлексия как механизм обратной связи в жизнедеятельности человека.
Раздел 5.
Представление и защита результатов ПИД. Рефлексия.
Выступление обучающихся в ДПШ, на городской, региональной научной конференции. Анализ выступления, самоанализ.
Учебно-тематический план 2 года обучения
(Базовый модуль)

п/пРаздел, тема Общее кол-во часов Теор. часы Практ.часы1. Раздел 1. Теоретические основы ПИД (Блок понятийной работы). Закрепление материала первого года обучения. 45 10 35
2. Раздел 2. Применение основ информатики в исследовательской деятельности. Практикум работы на компьютере. Составление презентаций.
(Блок технологический) 45 10 35
3. Раздел 3.
Индивидуальное исследовательское задание.
Исследовательский проект по краеведению.
(Блок самостоятельной работы, деятельности).
28 8 20
4. Раздел 4.
Речевая компетенция обучающегося. Основы психологических знаний. Психологические тесты
(Блок подготовки к представлению и защите, (блок деятельности).
14 6 8
5. Раздел 5. Представление и защита результатов ПИД. Рефлексия. (Основные требования к самоанализу проектно-исследовательской деятельности)
6 4 2
6. Экскурсии (пешеходные, поездки); посещение музеев, встречи с выдающимися людьми. 6 2 4
Итого часов 144 40 104
Содержание программы базового модуля.
Логика построения содержания данной программы обусловлена системой последовательной работы по овладению обучающимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых - к изучению составных частей исследовательской деятельности.
1.1. Введение.
Что такое проект? Научное и учебное исследование. Понятийный аппарат исследования (тема, объект, предмет, гипотеза, методы и др.) Определение темы, объекта, предмета исследования. Цель и задачи исследования. Научная гипотеза и её проверка
Основные методы исследования: анализ, описание, наблюдение, эксперимент.
Наблюдение. Основные задачи наблюдения. Условия проведения наблюдений.
Эксперимент. Виды эксперимента. Требования к проведению эксперимента. Планирование эксперимента.
Эксперимент и наблюдение, их отличие. Способы регистрации результатов эксперимента.
Результаты в научном исследовании и их обработка. Выводы. Оформление результатов: графики, диаграммы, фотографии, схемы, иллюстрации, приложения
Источники информации. Сбор и обработка информации
Практическая работа. Поиск информации в сети Интернет по теме «Выдающиеся русские ученые в различных областях науки, их достижения». Обсуждение найденных материалов.
Библиографический поиск и работа с литературными источниками. Подбор источников информации (справочники, журналы и газеты, научая литература) в библиотеке
Правила работы с литературой. Изучение литературы и отбор фактического материала, научных фактов. Правила цитирования. Правила оформления библиографических ресурсов.
Обучение навыкам работы с документами и научно-технической литературой.
Практическая работа. Поиск источников и литературы, отбор фактического материала.
Понятия: источник и литература. Поиск информации в Интернет
Основные виды исследовательских работ. Доклад. Требования к его оформлению
Реферат. Требования к его оформлению
Проектно-исследовательская деятельность.  Проект. Требования к оформлению проекта. Требования к оформлению работ (обобщение).
Ссылки и правила оформления ссылок. Библиографический список. Интернет – источники.
Критерии экспертной оценки работы (темы)
Раздел 2.
Применение основ информатики в исследовательской деятельности. Практикум работы на компьютере. Составление презентаций.
(Блок технологический)
Правила работы с техникой, техника безопасности. Компьютерные программы оформления работ. Компьютерное оформление реферата (Word).
Компьютерное оформление проекта (PP). Работа по копированию и редактированию текстового и иллюстративного материала.
Практическая работа в программе по выбору
Раздел 3.
Индивидуальное исследовательское задание. Исследовательский проект по краеведению. (Блок самостоятельной работы, (деятельности).
Организация индивидуальной научно - исследовательской работы. Составление индивидуальной рабочей программы (алгоритм действия)
Практическая работа. Составление индивидуальной рабочей программы (составление плана исследования): Выбор темы научного исследования. Гипотеза.
Структура научно-исследовательской работы: введение, основная часть, заключение.
Введение: введение в проблему, основные цель и задачи работы, аргументация актуальности выбранной темы.
Основная часть НИР: Методы исследования, составление плана исследования, полученные данные и результаты. Стиль изложения материала в основной части.
Обобщение наиболее важных результатов исследования и перспективы. исследования. Результаты в научном исследовании и их обработка. Выводы. Корректировка плана. Оформление результатов научного исследования. Самостоятельная работа над проектом.
Раздел 4.
Речевая компетенция обучающегося. Основы психологических знаний. Психологические тесты (Блок подготовки к представлению и защите, (блок деятельности).
Объем словаря (активного и пассивного) и осознание его употребления в речи. Практическое владение нормами литературного языка. Оценка речевых высказываний собеседника и художественного текста. Различные стили речи и жанры речевых высказываний. Соответствие плана содержания и плана выражения в речи. Обращенность речи, соотнесение её с характером аудитории. Индивидуальный характер речи (словарь, интонация, образность).Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, обращение к оппонентам, ответы на вопросы, заключительное слово. Психологический настрой на работу с аудиторией. Психологический аспект готовности к выступлению. Приемы саморегуляции. Рефлексия как механизм обратной связи в жизнедеятельности человека.
Раздел 5.
Представление и защита результатов ПИД. Рефлексия.
Выступление обучающихся в ДПШ, на городской, региональной научной конференции. Анализ выступления, самоанализ. (Основные требования к самоанализу проектно-исследовательской деятельности).
Методическое обеспечение программы.
Организация проектной и  исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических. Чтобы формировать у обучающихся навыки проектно-исследовательской деятельности, необходимо создать следующие условия:
1. Организация обучения обучающихся проектно-исследовательской деятельности во время занятий детского объединения «Юный исследователь». Форма организации – занятия в детском объединении, экскурсии, поездки по музеям области, встречи с учеными, деятелями культуры и искусства.
2. Организация обучения теоретическим основам ПИД. Чтобы понимать, чему учить детей через проектный метод, педагог должен хорошо разбираться в этом сам.
Педагог, должен использовать проектную деятельность, как один из методов обучения, побуждающий обучающегося занимать активную позицию, самостоятельно добывать, усваивать и применять новые знания и опыт, анализировать свою деятельность и ее результаты, формировать адекватную самооценку. Необходимо обеспечить руководство проектом со стороны педагога, чтобы вести подготовку обучающихся к выполнению проектов в соответствии с этапами ПИД и соблюдением единых требований к оформлению результатов. Ведь каким бы ни был проектный продукт по своему виду и жанру, он должен «полностью соответствовать требованиям качества (актуальный, эстетичный, удобный в использовании, соответствующий заявленным целям).
3. Обучение поиску информации и обработке полученной информации. Навыки поиска информации и эффективного использования её для решения проблем лучше осваиваются в ходе проектно-исследовательской  деятельности. Обучающиеся должны уметь самостоятельно находить необходимую информацию и использовать ее для решения возникающих проблем. Поиск информации может осуществляться через литературные источники (библиотеки) и Интернет-ресурсы (домашний компьютер, подключённый к сети Интернет), через устные источники передачи информации.
4.Обучение работе на ПК в различных программах (Microsoft Word, Power Point, Publisher и др). Для организации данного вида работы каждому обучающемуся необходимо занять место за компьютером, поскольку конечный результат (проект) будет оформлен в той программе, которую выберет ребёнок (группа). Знание и применение основ информатики в исследовательской деятельности.
Сопровождающую роль, в проектно-исследовательской работе выполняет педагог, способный выстраивать образовательную среду, соответствующую личности обучающегося. Уметь чувствовать проблемность ситуаций, с которыми сталкиваются дети; увлечь их проблемой и процессом её глубокого исследования; стимулировать творческое мышление; адресовать к нужным источникам информации; организовывать мероприятия для проведения опытно-экспериментальных исследований; предоставлять возможность для регулярных отчётов и обмена мнениями; поощрять критическое отношение к исследовательским процедурам; выдвигать предложения по улучшению работы и выдвижению новых направлений исследования.
Организация самостоятельной работы над проектом и его защиты. Формы данной работы: индивидуальная, парная, групповая. Для реализации данного условия необходимо обеспечить обучающихся ПК.
Последовательность хода научного исследования
Обоснование актуальности выбранной темы:
постановка цели и конкретных задач исследования;
определение его объекта и предмета;
выбор методов (методики) проведения исследования;
описание его процесса и обсуждение результатов исследования;
формулирование выводов и оценка полученных результатов.
Методы научного познания:
- наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование, анализ и синтез;
- исторический метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному.
Применение логических законов и правил:
закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания;
правила построения логических определений.
Поиск информации:
виды информации (обзорная, реферативная, сигнальная, справочная);
методы поиска информации.
Этапы работы обучающегося в процессе исследования
Прежде чем охарактеризовать этапы работы в процессе исследования, необходимо обратить внимание на определенные требования, предъявляемые к ребенку и педагогу, способным и желающим заниматься исследовательской деятельностью, а также на особенности содержания и представления результатов исследования.
Требования к участникам и особенности исследования
Требования к обучающемуся:
готовность к исследовательской деятельности (наличие определенных знаний и умений, неудовлетворенность имеющимися представлениями);
успешное освоение основного предметного материала и стремление выйти за рамки учебной программы
Требования к педагогу
готовность к исследовательской деятельности.
основная функция в ходе исследования - координатор и партнер своих учеников
Особенности исследования:
исследовательская деятельность не должна и не может носить массовый характер;
выходит за рамки школьного курса.
по тематике находится на стыке различных областей знаний.
проблема исследования должна быть достаточно узкой, значимой для обучающегося. Поэтому ее необходимо выбрать самому ребенку.
Варианты представления результатов исследования:
защита результатов исследования на экзамене.
публикация в школьном журнале или специально подготовленном сборнике исследовательских работ учащихся.
участие в научно-практических конференциях школьников (школьных, городских, региональных, всероссийских, международных)
Cодержание этапов работы обучающегося, в процессе исследования.
На первом, подготовительном этапе, который длится не более месяца, необходимо определить область исследования - явление, эпоху, процесс и т.п. Далее в этой области следует выбрать узко определенную проблему, наметить линию (ход) исследования и рабочую формулировку темы. Затем приступить к сбору разнообразной информации по проблеме исследования. Для этого стоит посетить библиотеки, обратиться к сети Интернет и другим источникам. Одновременно со сбором информации нужно создать базу данных, в которую включить отрывки текстов по проблеме исследования, библиографию, иллюстративные материалы.
На втором этапе обучающийся под руководством учителя определяет структуру исследовательской работы: обозначает актуальность проблемы, формулирует цель, задачи, объект и предмет исследования, выбирает методы и методики, необходимые для его проведения. Все это отражается в тексте введения исследовательской работы.
На третьем этапе обучающийся проводит литературный обзор по проблеме исследования и приступает к описанию его этапов, что в дальнейшем составит основную часть исследования.
На заключительном этапе обучающийся, подводит итоги - формулирует результаты исследования и делает выводы. Эта часть отражается в тексте заключения исследовательской работы. Кроме того, на данном этапе необходимо уточнить и окончательно сформулировать тему исследования.
Оформление исследовательской работы. Структура содержания исследовательской работы
В любой исследовательской работе, как правило, выделяют три основных раздела: введение, основная часть и заключение.
Во введении необходимо обосновать актуальность проблемы исследования. На основании актуальности нужно определить объект и предмет исследования. Далее, исходя из объекта и предмета, формулируется цель исследования, а на основании цели определяются его задачи.
Объект исследования - это процесс, явление и т.п., которое исследуется, а предмет - часть объекта, которую можно преобразовать так, чтобы объект изменился. Другими словами, в предмете исследования указывается то, чему оно посвящено. Определение цели и задач исследования зачастую вызывает значительные трудности. Цель исследовательской деятельности обычно формулируется кратко, одним предложением, а затем детализируется в задачах. Последовательное решение каждой задачи в ходе исследования, по сути, является отдельным его этапом.
При формулировании цели могут использоваться глаголы «доказать», «обосновать», «разработать». Последний глагол следует употреблять в том случае, если конечный продукт исследования получит материальное воплощение, например видеофильм, действующая модель или макет чего-либо, компьютерная программа и т.п.
При формулировании задач целесообразно применять глаголы «проанализировать», «описать», «выявить», «определить», «установить». Задач исследования не должно быть слишком много. Оптимальное их количество - три-пять. Задачи исследования определяют его методы и методики, то есть те приемы и способы, которыми пользуется исследователь. К ним относятся как общие методы научного познания, такие как анализ, наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование и др., так и специальные методы.
Примерами специальных методов исследования могут служить метод меченых атомов, статистический и термодинамический метод, спектральный анализ (используется в физике и химии), методы интервалов и математической индукции (используется в математике). В гуманитарных науках в качестве методов исследования весьма активно применяются тестирование, анкетирование, интервью. В некоторых случаях используют и узкоспецифические методы, которые обычно названы по имени разработавших их ученых.
Основная часть исследования содержит обзор источников по проблеме исследования, описание его этапов и процесса. В заключение исследовательской работы автор перечисляет результаты, полученные в ходе исследования, и формулирует выводы. Причем результаты должны находиться в логической связи с задачами исследования, а выводы - с целью.
Так, если задачи исследования сформулированы словами «проанализировать», «описать», «выявить», «определить», «установить», то результаты приводятся в следующей форме: «В ходе данного исследования был проведен анализ..., выявлено..., определено..., установлено...».
Выводы, согласуясь с целью исследования, формулируются приблизительно в такой форме: «На основании результатов данного исследования доказано... (обосновано..., разработано...)». Таким образом, все вышесказанное позволяет выявить логическую взаимосвязь и взаимообусловленность цели, задач, результатов и вывода; последовательность изложения материалов исследования, а также выбрать необходимые для этого методы исследовательской деятельности.

Язык, стиль и структурные особенности текста исследовательской работы
При работе над текстом исследовательской работы принято руководствоваться так называемым формально-логическим способом описания. Текст исследования имеет форму рассуждения, особенностями которого являются четкость, ясность и последовательность. В исследовательской работе допускается использование аналогий, сравнений, афоризмов, которые делают ее более привлекательной для читателя.
При оформлении исследовательской работы выделяют титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение (выводы), список литературы и других источников.
Титульный лист (формат А4) является первой страницей рукописи и оформляется по определенным правилам. В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения, отделенное от остальной площади титульного листа сплошной чертой. В среднем поле указывается тема исследования. При этом она не заключается в кавычки и само слово «тема» не пишется. Формулируя тему, следует придерживаться правила: чем она уже, тем больше слов содержится в формулировке темы. Малое количество слов в формулировке темы свидетельствует о ее расплывчатости, отсутствии конкретности в содержании работы.
Ниже указывается вид работы и учебный предмет, например, экзаменационный реферат по биологии. Еще ниже, ближе к правому краю титульного листа оказывается фамилия, имя и отчество учащегося, класс в котором он учится. После этих данных указывается фамилия, имя, отчество и должность руководителя работы, а также фамилия, имя, отчество и должность консультанта (при его наличии).
В нижнем поле указывается город и год выполнения работы (без слова «год»). Выбор размера и вида шрифта титульного листа не имеет принципиального значения.
После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте.
Далее следует введение, основной текст (согласно делению на разделы и с краткими выводами в конце каждого раздела) и заключение.
Основной текст может сопровождаться иллюстративным материалом: рисунками, фотографиями, диаграммами, схемами, таблицами. Если в основной части содержатся цитаты или ссылки на высказывания деятелей науки и культуры, необходимо указать номер источника по списку и страницу в квадратных скобках в конце цитаты или ссылки. Например: Древняя мудрость гласит: «Скажи мне и я забуду, покажи мне и я запомню, дай мне действовать самому и я научусь». После заключения принято помещать список использованной литературы и других источников (не менее 3-5). При оформлении списка источников сначала перечисляется литература, а затем другие источники. В информации о книге последовательно указываются ее автор или авторы, название, город, в котором издана книга, издательство, год и количество страниц в тексте.
Общие правила оформления текста исследовательской работы.
Объем ученической исследовательской работы обычно колеблется от 5 до 25 страниц печатного текста, доклада - от 1 до 5 страниц в зависимости от класса и степени готовности обучающегося к такого рода деятельности.
К тексту, выполненному на компьютере, предъявляются следующие требования:
размер шрифта 12-14, Times New Roman, обычный;
интервал между строк - 1,5-2;
размер полей: левого - 30 мм, правого - 10 мм, верхнего - 20 мм, нижнего – 20 мм 20 мм (при изменении размеров полей необходимо учитывать, что правое и левое, а также верхнее и нижнее поля должны составлять в сумме 40 мм).
При правильно выбранных параметрах на странице должно умещаться в среднем 30 строк, а в строке - в среднем 60 печатных знаков, включая знаки препинания и пробелы между словами. Текст печатается на одной стороне страницы. Сноски и примечания печатаются на той же странице, к которой они относятся через один интервал, более мелким шрифтом, чем текст.
Все страницы нумеруются начиная с титульного листа; цифру номера страницы ставят вверху по центру страницы; на титульном листе номер страницы не ставится. Каждый новый раздел (введение, главы, параграфы, заключение, список источников, приложения) надо начинать с новой страницы. Расстояние между названием раздела, заголовками главы или параграфа и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Заголовок располагается посередине строки, точку в конце заголовка не ставят.
Одним из важнейших условий успешности реализации программы является использование учебно-методических материалов:
Методика: «Исследовательская деятельность учащихся: вопросы организации и методики»
Методика: «Характерные черты исследовательского подхода: обучение на основе решений проблем»
Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях.
Методика проведения целеполагания.
Требования к содержанию и оформлению исследовательских работ школьников.
Методика рефлексивной работы.
Алгоритм выбора темы
Методика создания гипотезы
Инструкции: «Критерии экспертной оценки темы»
Инструкции «Анализ гипотезы»
Методика разработки плана работы
Рекомендации педагогам по организации учебно-исследовательской деятельности и значимости учебных проблем для учащихся.
Инструкция для педагога по основанным понятиям исследовательской деятельности
Инструкции по работе с источником информации.
15. Методика написания реферата, исследовательской работы, тезисов, аннотации, научного доклада, презентации
16. Требования к оформлению списка литературы и других источников по теме исследования.
В программе применяются воспитательные технологии воспитывающего обучения и развития личности: коллективного творческого воспитания; совместного творческого воспитания; индивидуального рефлексивного самовоспитания; индивидуальной педагогической поддержки в воспитании; гуманного коллективного воспитания; воспитания на основе системно-деятельностного подхода; воспитательной работы с творческим коллективом; индивидуализированного воспитания.
Компетентностный подход.
Ключевыми словами в характеристике компетенций являются слова искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, творить. Если расшифровать ключевые слова в характеристике компетенций применительно к системе образования, то это будет выглядеть так:
Искать: опрашивать окружение; консультироваться у педагога; получать информацию.
Думать: устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями; критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению; уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать своё собственное мнение; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, а также с окружающей средой; оценивать произведения искусства и литературы.
Сотрудничать: уметь работать в группе; принимать решения; улаживать разногласия и конфликты; договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности
Приниматься за дело: включаться в группу или коллектив и вносить свой вклад; быть солидарным; организовывать свою работу; пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.
 Творить: использовать новые технологии информации и коммуникации; стойко противостоять трудностям; находить новые решения.
Из этого следует, что обучающиеся должны проявить способность мобилизовать полученные ранее знания, использовать практический опыт взрослых, проявить способность доказывать (обосновывать свою точку зрения), суметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретной ситуации, т. е. пользоваться приобретёнными ранее компетенциями. Знания, полученные таким образом, оказываются более прочными и качественными.
Информационные компетенции (учебно-познавательные) - это способность при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию.
Содержание коммуникативной компетенции направлено на приобретение коммуникативных умений, работая в различных группах, выступая перед аудиторией. Обучающиеся должны уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию, диалог и др.
Таким образом, эффективная и грамотная организация деятельности детского объединения по организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся, будет способствовать более целенаправленному формированию информационно-коммуникативной компетентности обучающихся: дети познакомятся с новыми возможностями использования компьютера для работы с информацией, они будут  обеспечены возможностью успешно продолжать образование в течение всей жизни, подготовиться к выбранной профессиональной деятельности, жить и трудиться в информационном обществе. Для педагога - это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта. Для обучающихся - переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике. Именно поэтому одним из приоритетов современного образования является использование технологий проектного обучения.
Формы представления исследовательских работ
Исследовательскую работу можно представить в различных формах. Наиболее распространены текстовые работы (доклад, стендовый доклад, реферат, литературный обзор, рецензия). Кроме того, исследовательскую работу можно представить в форме компьютерной презентации или видеофильма с текстовым сопровождением.
Доклад
Доклад - это документ, содержащий изложение результатов исследовательской деятельности или опытно-конструкторской работы, опубликованный в печати или прочитанный в аудитории. В докладе должна быть отражена новизна и практическая значимость темы, раскрыто ее основное содержание и обоснованы выводы и предложения докладчика. Все это отмечается и в тезисах доклада, которые, как правило, публикуются в сборнике по итогам мероприятия (конференции, семинара и т.п.).
Стендовый доклад
Данная форма доклада принята в современной международной практике как наиболее удачная, обеспечивающая легкость и концентрированность восприятия содержания на конференциях и других мероприятиях. Для каждой исследовательской работы предоставляется стенд размером около 1 кв. м. Материалы, предназначенные для стендового доклада, могут быть предварительно оформлены на листе ватмана и прикреплены к стенду при помощи булавок (кнопок и т.п.).
В верхней части стенда крепится полоска 840Х100 мм с названием работы, выполненным шрифтом не менее 48 (высота прописной буквы 12 мм). Под названием на той же полосе шрифтом не менее 36 (высота прописной буквы 8 мм) указываются фамилии авторов и научного руководителя, название учреждения и города, в котором выполнена работа. В левом углу полоски должен быть выделен индивидуальный номер стенда, который сообщается при регистрации.
Требования к стендовому докладу
1) Наглядность. При беглом просмотре стенда у зрителя должно возникнуть представление о тематике и характере выполненной работы.
2) Соотношение иллюстративного (фотографии, диаграммы, графики, блок-схемы и т.д.) и текстового материала устанавливается примерно 1:1.
При этом текст должен быть выполнен шрифтом, свободно читаемым с расстояния 50см.
3) Оптимальность. Количество информации должно позволять полностью изучить стенд за 1-2 минуты.
4) Популярность. Информация должна быть представлена в доступной для участников конференции форме.
Структура стендового доклада:
Цели и задачи работы;
Описание сделанного в процессе исследования;
Методы, используемые в ходе исследовательской деятельности;
Основные результаты и выводы;
Благодарности организациям и специалистам, оказавшим помощь в работе.;
Методы и результаты исследования целесообразно представлять в графическом или иллюстративном виде.
Литературный обзор
Литературный обзор - это краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении из различных источников. В нем указываются направления исследований, которые ведут различные ученые. При подготовке литературного обзора следует начинать работу с общего ознакомления - прочитать оглавление и бегло просмотреть содержание источника. Затем при внимательном прочтении источника по главам и разделам необходимо выделить наиболее важные части текста. Далее целесообразно: составить план прочитанного материала, в пунктах которого отразить наиболее существенные мысли и идеи; выписать из прочитанного текста полные и содержательные цитаты с точными ссылками на источник, указав его выходные данные; сравнить и сопоставить данную информацию с информацией, полученной из других источников; дать критическую оценку прочитанного и записать замечания, обратив при этом внимание на объективность суждений. В литературном обзоре нужно показать, что его автор знаком с областью исследования по нескольким источникам и способен поставить перед собой исследовательскую задачу. Подготовка литературного обзора помогает исследователю овладеть материалом, обоснованно отвечать на вопросы во время научного доклада.
Рецензия
Рецензия (от лат. гесепsio - рассмотрение) представляет собой критический разбор и оценку нового художественного произведения (книги, спектакля, концерта, кинофильма) или научной работы. Также в качестве рецензии может рассматриваться отзыв на научную работу или художественное произведение перед их публикацией, защитой и т.д. Рецензия может быть опубликована в виде статьи в газете или в журнале.
Научная статья
Научная статья является своеобразным литературным жанром. В научной статье должна быть обозначена проблема, отмечены известные попытки ее решения. Исходя из этого, в структуре научной статьи целесообразно выделить: описание проблемы и ее актуальности для теории и практики; краткие данные о методике исследования; анализ собственных научных результатов и их обобщение; выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в дальнейшем; ссылки на цитируемую литературу.
Научный отчет
Научный отчет - документ, содержащий подробное описание методики и хода исследования, его результатов, а также выводов, полученных в процессе научно-исследовательской или опытно-экспериментальной работы. Назначение научного отчета - исчерпывающе осветить выполненную работу по ее завершении или за определенный промежуток времени.
Структура научного отчета
1. Краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы.
2. Значимость проведенной работы, ее исследовательская ценность и практическая значимость.
3. Характеристика применявшихся методов исследования.
4. Описание результатов исследования.
5. Заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешенные вопросы.
6. Выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в дальнейшем.
Реферат
Согласно словарю иностранных слов, реферат (от лат. Геfегге - докладывать, сообщать) представляет собой: краткое устное сообщение или письменное изложение научной работы, содержания прочитанной книги и т.п.; доклад на какую-либо тему, основанный на обзоре литературных и других источников.
В практике приходится встречаться со значительными расхождениями в требованиях педагогов к работе обучающихся над рефератами, их оформлению и процедуре защиты. Прежде всего, педагогам нужно помнить, что реферат не является конспектом литературных источников. Жанр этой работы требует от автора анализа используемой информации и самостоятельных выводов. Ниже отмечены ключевые моменты, которые необходимо учитывать при руководстве работой обучающихся над рефератами:
Готовность обучающегося к работе над рефератом
Реферат позволяет проверить не только то, насколько обучающиеся понимают материал, но и их умение самостоятельно добывать и интерпретировать знания.
Поэтому к такой деятельности целесообразно привлекать детей, склонных к исследовательской деятельности, обладающих аналитическими способностями и критическим мышлением. Безусловно, успешность ребенка в работе над рефератом будет обеспечена только в том случае, если он самостоятельно примет решение заняться таким видом деятельности.
Функции педагога при руководстве реферативной работой обучающегося. Руководство реферативной работой предполагает оказание педагогом помощи в выборе учеником темы реферата, его консультировании в процессе изучения избранной проблемы и оформлении текста. Несомненно, педагог должен полноценно руководить работой детей над рефератами, однако ему следует ограничивать свою активность консультативными функциями. Он может давать рекомендации по содержанию введения и заключения, подбору иллюстративного материала и источников информации по проблеме, оформлению текста и процедуре защиты. Выявить актуальность проблемы, определить структуру работы, сформулировать выводы должен сам ученик.
Сроки выполнения реферата
Как правило, работа над рефератом занимает у обучающегося не менее одного месяца. Необходимо учесть, что, после того как учитель ознакомится с черновым вариантом реферата, ученику может понадобиться время для доработки содержания и редактирования текста. За неделю до защиты реферат сдается на рецензию педагогу, руководившему работой.
Структура реферата
Первоначально учащийся готовит развернутый план реферата, в котором определяется его структура и основное содержание по разделам:
введение;
основная часть, самостоятельно структурируемая учеником по главам, разделам, параграфам, пунктам и т.д.;
заключение;
список источников (должен оформляться в соответствии с ГОСТом);
приложения (в случае необходимости).
Введение предусматривает, что в его содержании формулируется проблема, описывается ее актуальность, определяются цели и задачи реферата. Объем введения не должен превышать 1 -2 страниц. Каждый раздел основной части реферата завершается логическим выводом, вытекающим из содержания реферируемых источников, собственной оценкой материала. Кроме того, весь текст должен содержать правильно оформленные цитаты и ссылки. В заключении подводятся итоги работы, формулируются выводы, обозначаются перспективы решения заявленной проблемы. Объем заключения не должен превышать 1-3 страниц.
Список источников следует оформлять в соответствии с ГОСТом. Он может содержать не только литературные источники, такие как книги, журналы, газеты, но и сведения, почерпнутые из сети Iпtегnет, информацию из телевидения и радиопередач, а также частные сообщения каких-либо специалистов, высказанные в личных беседах с автором реферата.
Процедура защиты реферата. На процедуре защиты работы учитель зачитывает перед членами комиссии рецензию на реферат. Далее слово для доклада предоставляется ученику. Экземпляр реферата при этом может находиться у докладчика.
Доклад должен быть рассчитан на 5-7 минут. Он готовится в виде отдельного текста. Доклад не должен представлять собой пересказ текста реферата, тем более его чтение. В своем выступлении ученик обозначает актуальность выбранной темы, цель реферата, его задачи, сообщает полученные выводы. Допустимо остановиться на наиболее интересных моментах работы. Желательно, чтобы учащийся сообщил, насколько значима тема реферата лично для него. После доклада члены комиссии задают учащемуся вопросы.
Далее можно открыть свободную дискуссию членов комиссии, в процессе которой они высказывают свои соображения по теме и содержанию реферата. После того как на все вопросы даны ответы и дискуссия закончилась, комиссия совещается по поводу оценки реферата. В это время ученик не присутствует в помещении, где проводится защита. После достижения комиссией согласия относительно оценки работы, учащемуся объявляются результаты защиты. Члены комиссии высказывают свои мнения относительно содержания реферата и рекомендации по продолжению такого рода работы.
Оценка реферата
Оценивая реферат, педагогу необходимо учитывать следующие компоненты работы: содержательную часть (неординарность темы, глубину постановки проблемы, структуру работы, актуальность и т.п.); оформление (соответствие стандарту оформления, эстетику иллюстративного материала и т.п.); представление на процедуре защиты (как ученик держится, насколько свободно ориентируется в тексте реферата, как отвечает на вопросы и т.п.).

Развитию презентационной культуры и проектной деятельности обучающихся. Презентации - это: вспомогательный инструмент для более эффективного восприятия устной информации; наглядное сопровождение доклада, выступления; средство воздействия на визуальный канал восприятия при объяснении нового материала на занятии.
Цель. Развитие умений подростка видеть и представлять заинтересованной аудитории результаты личного или коллективного проектирования, используя культурно – образовательные возможности как свои, так и своего окружения. Активизация детской образовательной инициативы.
Задачи:
- подготовить подростка к монологической речи;
- подготовить к публичной презентации результатов учебно-исследовательской деятельности;
- добиться артистизма в исполнительской деятельности;
- использовать современные информационно – коммуникативные средства;
- научить задавать и отвечать на вопросы;
Методическое сопровождение проекта.
- использование новых форм образовательной деятельности как коллективное творческое дело;
- формирование индивидуальной образовательной траектории каждого подростка.
Классификация проектов.
Проекты можно различать по доминирующей деятельности обучающихся: - практико – ориентированный – он нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика;
- исследовательский (по структуре напоминает научное исследование) – он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов;
- информационный – направлен на сбор информации о каком–либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории;
- творческий предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к выявлению проекта и презентация его результатов;
- ролево–игровой, участвуя, в котором, проектанты берут на себя социальные роли или роли литературных или исторических персонажей, возможно, выдуманных героев с целью воссоздания через игровые ситуации различных ситуаций социальных или деловых отношений.
- монопроекты – реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета или одной области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знаний и деятельности. Руководителем такого проекта выступает ведущий педагог, консультантом – педагог другой дисциплины;
- межпредметные проекты – выполняются исключительно вне занятий и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы.
Тип проекта также выбирается исходя из того, чтобы дети смогли как можно лучше раскрыть свои способности и таланты, максимально реализоваться в этой работе.
можно различать проекты:
По характеру контактов можно различать различные проекты:
внутри детского объединения; внутри образовательного учреждения; региональные; федеральные; международные;
по продолжительности: мини – проекты, которые могут укладываться в одно занятие или часть его:
- краткосрочные проекты, требующие выделения 4 – 6 занятий, которые используются для координации деятельности проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовление продукта и подготовке презентации выполняется в рамках досуговой деятельности и дома;
- среднесрочные проекты выполняются в течение 30 -40 часов. При осуществлении такого проекта возможно сочетание классных и внеклассных форм работы. Желательно проведение проектной недели;
- долгосрочные проекты, которые могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Желательно осуществлять их в рамках научного общества обучающихся «Поиск». Весь цикл реализации годичного проекта выполняется во внеурочное время.
Классификация проектов по следующим критериям:
по ведущей деятельности: (поисковый; исследовательский; технологический; имитационный; конструирующий; творческий; другие);
по сфере применения результатов:
( экологический; страноведческий; социологический; краеведческий; этнографический; лингвистический; культурологический; маркетинговый; экономический);
по используемым технологиям : (мультимедиа; телекоммуникационный);
по способам объединения результатов на этапе презентации:
(конкурс; состязание; концерт; конференция; саммит);
По организационным формам проведения работы над проектом:
(занятие; занятие – досуг; вне занятия; вне образовательного учреждения);
По видам презентации: (печатное издание; инсценировка; макет; видеодемонстрация; компьютерная демонстрация; представление в Интернете);
По составу участников: (внутри детского объединения; между детскими объединениями; внутри образовательного учреждения; между образовательными учреждениями; международный).
Организация масштабной проектной работы: («Дни проектов; «Неделя проектов»; «Защита проектов на общешкольной конференции»).
Формой разработки индивидуальных и групповых проектов является «Проектная неделя».
Оргкомитет составляет специальный график проведения недели, в течение, которой обучающиеся выбирают тему проекта и осуществляют его. Тема проектной недели может быть задана одна для всех, тогда проекты раскроют эту тему в разных аспектах. Темами проектов могут стать памятные и юбилейные даты. Если общая тема не задается, разработанные проекты группируются по областям знаний и представляются на мини- конференциях. В конце проектной недели проводится презентация разработанных проектов и подводятся итоги.
Схема проведения «Дней проектов».
Работа обучающихся организуется в виде проектной игры. Дети делятся на группы. Если задана общая тема, то группы формируются по разным аспектам темы, а если не задана, то просто по интересам. Очень хорошо, если это разновозрастные группы, так наиболее успешно развиваются коммуникативные умения обучающихся.
У каждой группы должен быть консультант из педагогов. По возможности работу должен сопровождать педагог – психолог, чтобы более эффективно формировать коммуникативные умения.
Схема проведения проектных занятий.
Исходя из того, что проектная деятельность основана на самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, проведение проектных занятий возможно при изучении тех тем, которые обучающиеся могут в принципе изучить самостоятельно. Проектные уроки могут проводиться по следующим схемам:
На одном (вводном) занятии осуществляется формулирование проблемной ситуации, затем из проблемной ситуации формулируется проблема проекта. Исходя из проблемы ставятся цель проекта (предполагаемый результат) и задачи по достижению цели (планирование деятельности). Собственно, это и есть проектирование, которому посвящается вводное занятие. Работа по осуществлению проекта проводится дома в качестве опережающего домашнего задания. На заключительном занятии проходят презентация разработанных проектов и рефлексия.
Если обучающиеся настолько подготовлены, что могут самостоятельно сформулировать проблемную ситуацию, проблему, цель и задачи проекта, то на занятии могут быть проведены только презентация и рефлексия. Все остальные этапы над проектом проходят во внеурочное время в качестве опережающего домашнего задания. Педагог только консультирует проектные группы.
Все этапы работы над проектом осуществляются на занятии или сдвоенном занятии. Необходимо формировать отдельные проектные умения:
- умение анализировать проблемную ситуацию;
- формировать проблему;
- ставить цель и формировать задачи по ее достижению и т. д.
Учебный проект для обучающихся - это возможность делать что-то интересное самостоятельно в группе или самому, максимально используя свои возможности. Деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы. Он носит практический характер, и что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Таким образом, при выполнение проекта обучающиеся занимаются мыслительной, коммуникативной (если работают с группой), практической и презентационной деятельностью.
Проектная деятельность осуществляется по этапам: организационный этап: выбор темы для проектирования, составление плана работы, выбор форм и способа презентации результатов, создание банка идей и предложений;
- поисковый и исследовательский этап: работа с информационными источниками; составление эскизов; технических рисунков, описаний; поиск оптимального решения будущего изделия, выбор базового варианта;
- технологический этап: составление технологии составления проекта, подбор инструментов, материалов; создание технологического решения; подготовка презентации результатов;
- презентационный (заключительный) этап: защита проекта, в результате которого обучающиеся демонстрируют: понимание проблемы и задач; умение планировать и осуществлять работу; найденный способ решения проблемы; уровень сформированности знаний и умений, а также дают взаимооценку деятельности и ее результативности.
Педагогическая цель проведения презентации - выработка и развитие презентационных умений:
- умение полно, лаконично и ясно (укладываясь в 10- 12 минут) рассказать о постановке и решения задач проекта;
- умение демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения;
- умение аргументировать выбор, находить способ решения;
- умение анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом;
- умение самоанализ успешности и результативности решения проблемы.
Формы проведения презентации подбираются с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, их личным выбором, а также с учетом формы проекта. Во время презентации происходит демонстрация продукта, с рассказом о самой деятельности, о том, какие трудности были в ходе работы над проектом, какие идеи обсуждались, какие были отвергнуты, а какие были приняты и почему. Педагог оценивает активность работы обучающихся, креативность, качество и объем использования источников, потенциал продолжения работы, качество отчета.
Роль педагога в проектной деятельности обучающихся: формирует проблемы проектов: пробуждает у обучающихся интерес к теме проекта; помогает детям в поиске источников; сам является источником информации; консультирует по необходимости; координирует весь процесс; поддерживает и поощряет обучающихся; организует презентацию проектов;
обобщает и резюмирует полученные результаты.
Оценка и контроль результатов
Мониторинг условий для реализации эффективного образовательного процесса проводится путем анализа динамики изменения таких условий, как запросы обучающихся и их родителей, кадровые ресурсы, методическое обеспечение, содержание обучения, материально-техническая база.
Мониторинг эффективности образовательного процесса проводится путем анализа показателей развития грамотности и творческих способностей обучающихся.
Мониторинг безопасности обучающихся оценивается по следующим показателям: физическая безопасность, соматическая безопасность (сохранение здоровья) и психологическая безопасность.
Мониторинг эффективности полученных результатов оценивается как по фактическим результатам (участие в конкурсах исследовательских проектов муниципального, регионального, всероссийского уровней, получение дипломов, грамот, благодарственных писем), так и по социальному эффекту данных мероприятий.
Список литературы для педагога
Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. - М.: Вербум-М, 2001.
Ильенко Л.П. Новые модели методической службы в общеобразовательных учреждениях. Изд. 4-е испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2000.
Масленникова А.В., Бессонова И.П. Организация детской научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в образовательных учреждениях (из опыта работы Зеленоградского учебного округа г. Москвы). - Научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся. Выпуск 3// Серия: Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве. Отв. Редактор Л.Е. Курнешова. -М.: Центр «Школьная книга»,2003.
Масленникова А.В. Научно-практические семинары в системе методической работы школы по теме «Организация научно-исследовательской деятельности учащихся»//Практика административной работы в школе. - 2002, № 1.
Научно-исследовательская деятельность учащихся. Московские конференции исследовательских и проектных работ школьников - 2002. Выпуск 2 // Серия «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве» / Ответственный редактор Л.Е. Курнешова.-М.: Центр «Школьная книга», 2002.
Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник.-М.: Народное образование, 2001.
Приложение.
Глоссарий
Проект
Проект (от лат. ргоjесtus - брошенный вперед) - замысел, план; разработанный план сооружения, механизма, схема технологического процесса; предварительный текст какого-либо документа. Проектирование, по сути, представляет собой процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого объекта или состояния.
Виды проектов
1. Монопредметный проект, осуществляемый в рамках одного предмета. Работа над ним вполне укладывается в сисиеьу занятий детского объединения.
2. Межпредметный проект, предполагающий использование знаний, умений и навыков по двум и более предметам. Чаще всего используется в качестве дополнения к урочной деятельности.
3. Надпредметный проект, который выполняется на стыках областей знаний и выходит за рамки содержания школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности и носит характер исследования.
Некоторые понятия, необходимые для проведения научно-исследовательской работы
Аспект (лат. аsресtus - вид, взгляд) - точка зрения, с позиции которой рассматриваются или воспринимаются те или иные предметы, понятия, явления.
Апробация (лат. арргоbаtio) - одобрение, утверждение, основанное на проверке, испытании.
Аргумент (лат. аrgumentum) - суждение или совокупность суждений, приводимые в подтверждение истинности другого суждения (концепции, теории); основание доказательства.
Гипотеза (греч. hуроtеsis - основание, предположение) - научно обоснованное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений и требующее опытной проверки, подтверждения фактами для того, чтобы стать достоверной научной теорией.
Дедукция (лат. dеduсtiо - выведение) - вывод, рассуждение от «общего» к «частному». Началом процесса дедукции являются аксиомы, постулаты или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений, а окончанием - следствия из посылок, теоремы.
Индукция (лат. inductio - наведение) - вывод, рассуждение от «частного» к «общему». Умозаключение от фактов к некоторой общей гипотезе.
Ключевое слово - слово или словосочетание, наиболее полно и специфично характеризующее содержание текста или его части.
Контекст (лат. сопtехtus - соединение, связь) - относительно законченный отрывок текста, в пределах которого наиболее точно определяется значение и смысл входящих в него слов, выражений и т.п.
Концепция (лат. сопсерtiо - понимание, система) - система взглядов на что-либо, основная точка зрения, руководящая идея для освещения каких-либо явлений; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности.
Методология научного познания - учение о принципах, формах и способах научно-исследовательской деятельности.
Обзор - документ, текст, содержащий систематизированные научные данные по какой-либо теме, полученные в результате анализа первоисточников.
Объект исследования - процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.
Предмет исследования - то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения.
Принцип (лат. рrinсiрum - начало, основание) - основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки.
Проблема (греч. Ргоblema - задача, задание) - теоретический или практический вопрос, требующий разрешения.
Тезаурус (греч. thesaurus - сокровище) - словарь, в котором максимально полно представлены слова языка с примерами их употребления в тексте.
Тезис (греч. thesis - положение, утверждение) - утверждение, требующее доказательства; более широко - любое утверждение в споре или в изложении некоторой теории.
Теория (греч. theoriа - рассмотрение, исследование) - система основных идей в той или иной отрасли науки; форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности.
Факт (лат. factum - сделанное, совершившееся) - событие, результат;
- знание, достоверность которого доказана;
- предложения, фиксирующие эмпирическое знание.