Рабочая программа по информатике и информационно — коммуникационным технологиям (ИКТ) 10-11 класс (базовый уровень)
Муниципальное образовательное учреждение
Волжская средняя общеобразовательная школа
УТВЕРЖДАЮ
Директор _____________Иванова И.А.
от ______________№ _________
Рабочая программа
по информатике и информационно - коммуникационным технологиям (ИКТ)
10-11 класс
(базовый уровень)
Учителя информатики
Волжской СОШ
Некоузского района
Киселевой М.А.
2012 год
Пояснительная записка к программе
курса «Информатика и ИКТ» на базовом уровне
в 10-11 классе
«Информатика-10-11» – общеобразовательный курс информатики для старших классов, изучаемый после освоения учащимися базового курса информатики в основной школе .
Программа рассчитана на 70 часов :35часов – в 10 классе (1 ч. в неделю), 35 часов – в 11 классе(1 ч. в неделю).
Основными нормативными документами, определяющим содержание данного учебного курса, является «Стандарт среднего (полного) общего образования по Информатике и ИКТ. Базовый уровень» от 2004 года и Примерная программа курса «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов (базовый уровень), рекомендованная Минобрнауки РФ.
Курс состоит из двух разделов: теоретического раздела и компьютерного лабораторного практикума. Работа учащихся по этим двум разделам происходит параллельно.
Изучение информатики и ИКТ направлено на достижение следующих целей
в старшей школе на базовом уровне:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности;
Основные содержательные линии общеобразовательного курса базового уровня для старшей школы расширяют и углубляют следующие содержательные линии курса информатики в основной школе:
Линию информация и информационных процессов (информационная культура человека, информационное общество, информационные основы процессов управления);
Линию моделирования и формализации (моделирование как метод познания: информационное моделирование: основные типы информационных моделей; Основные типы информационных моделей (табличные, иерархические, сетевые).
Линию информационных технологий (технологии работы с текстовой и графической информацией; технологии хранения и поиска данных; мультимедийные технологии).
Линию компьютерных коммуникаций (информационные ресурсы глобальных сетей, организация и информационные услуги Интернет).
Линию социальной информатики (информационные ресурсы общества, информационная культура, информационное право, информационная безопасность)
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
10 – ый класс
Информация и информационные процессы (6 час)
Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы.
Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации.
Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора.
Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах.
Обработка информации. Систематизация информации. Изменение формы представления информации. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных. Хранение информации. Защита информации. Методы защиты.
Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком.
Управление системой как информационный процесс.
Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.
Организация личной информационной среды.
Практические работы (3 час)
1. Измерение информации.
Решение задач на определение количества информации, содержащейся в сообщении при вероятностном и техническом (алфавитном) подходах.
2. Информационные процессы
Решение задач, связанных с выделением основных информационных процессов в реальных ситуациях (при анализе процессов в обществе, природе и технике).
3. Кодирование информации
Кодирование и декодирование сообщений по предложенным правилам.
4. Поиск информации
Формирование запросов на поиск данных. Осуществление поиска информации на заданную тему в основных хранилищах информации.
5. Защита информации
Использование паролирования и архивирования для обеспечения защиты информации.
Информационные модели ( 9 час)
Информационное моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования. Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования.
Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели.
Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области. Алгоритм как модель деятельности. Гипертекст как модель организации поисковых систем.
Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов.
Модель процесса управления. Цель управления, воздействия внешней среды. Управление как подготовка, принятие решения и выработка управляющего воздействия. Роль обратной связи в управлении. Замкнутые и разомкнутые системы управления. Самоуправляемые системы, их особенности. Понятие о сложных системах управления, принцип иерархичности систем. Самоорганизующиеся системы.
Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.
Практические работы (4 час)
6. Моделирование и формализация
Формализация задач из различных предметных областей. Формализация текстовой информации. Представление данных в табличной форме. Представление информации в форме графа. Представление зависимостей в виде формул. Представление последовательности действий в форме блок-схемы.
7. Исследование моделей
Исследование учебных моделей: оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей). Исследование физических моделей. Исследование математических моделей. Исследование биологических моделей. Исследование геоинформационных моделей. Определение результата выполнения алгоритма по его блок-схеме.
8. Информационные основы управления
Моделирование процессов управления в реальных системах; выявление каналов прямой и обратной связи и соответствующих информационных потоков.
Управление работой формального исполнителя с помощью алгоритма.
Информационные системы ( 3 час)
Понятие и типы информационных систем. Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). Системы управления базами данных (СУБД). Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Реляционные базы данных. Связывание таблиц в многотабличных базах данных
Практическая работа (2 час)
9. Информационные системы. СУБД.
Знакомство с системой управления базами данных Access. Создание структуры табличной базы данных. Осуществление ввода и редактирования данных. Упорядочение данных в среде системы управления базами данных. Формирование запросов на поиск данных в среде системы управления базами данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (2 час)
Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем. Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации.
Практическая работа (2 час)
10. Компьютер и программное обеспечение.
Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тестирование компьютера. Настройка BIOS и загрузка операционной системы. Работа с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями, файловыми менеджерами, архиваторами и антивирусными программами.
Резерв учебного времени – 4 часа.
Всего – 35 час.
11 –ый класс
Компьютерные технологии представления информации (5 час)
Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации в компьютере. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Компьютерное представление целых и вещественных чисел.
Представление текстовой информации в компьютере. Кодовые таблицы.
Два подхода к представлению графической информации. Растровая и векторная графика. Модели цветообразования. Технологии построения анимационных изображений. Технологии трехмерной графики.
Представление звуковой информации: MIDI и цифровая запись. Понятие о методах сжатия данных. Форматы файлов.
Практическая работа (2 час)
11. Представление информации в компьютере.
Решение задач и выполнение заданий на кодирование и упаковку тестовой, графической и звуковой информации. Запись чисел в различных системах счисления, перевод чисел из одной системы счисления в другую, вычисления в позиционных системах счисления. Представление целых и вещественных чисел в форматах с фиксированной и плавающей запятой.
Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов
(5 час)
Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов. Гипертекстовое представление информации.
Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц. Основные способы представления математических зависимостей между данными. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей)
Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики.
Практическая работа (7 час)
12. Создание и преобразование информационных объектов.
Создание, редактирование и форматирование текстовых документов различного вида.
Решение расчетных и оптимизационных задач с помощью электронных таблиц. Использование средств деловой графики для наглядного представления данных. Создание, редактирование и форматирование растровых и векторных графических изображений. Создание мультимедийной презентации.
Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей
(сетевые технологии) (5 час)
Каналы связи и их основные характеристики. Помехи, шумы, искажение передаваемой информации. Избыточность информации как средство повышения надежности ее передачи. Использование кодов с обнаружением и исправлением ошибок.
Возможности и преимущества сетевых технологий. Локальные сети. Топологии локальных сетей. Глобальная сеть. Адресация в Интернете. Протоколы обмена. Протокол передачи данных TCP/IP. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей.
Информационные сервисы сети Интернет: электронная почта, телеконференции, Всемирная паутина, файловые архивы и т.д. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска.
Инструментальные средства создания Web-сайтов.
Практическая работа (5 час)
13. Компьютерные сети.
Подключение к Интернету. Настройка модема. Настройка почтовой программы Outlook Expeess. Работа с электронной почтой. Путешествие по Всемирной паутине. Настройка браузера. Работа с файловыми архивами. Формирование запросов на поиск информации в сети по ключевым словам, адекватным решаемой задаче. Разработка Web-сайта на заданную тему. Знакомство с инструментальными средствами создания Web-сайтов. Форматирование текста и размещение графики.
Гиперссылки на Web-страницах. Тестирование и публикация Web-сайта
Основы социальной информатики ( 2 час)
Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная безопасность.
Резерв (4 часа)
Всего – 35 часов.
Требования к уровню подготовки выпускников
знать/понимать
1. Объяснять различные подходы к определению понятия "информация".
2. Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации.
3.Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей;.
4. Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы.
5. Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности
6. Назначение и функции операционных систем.
уметь
1. Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.
2. Распознавать информационные процессы в различных системах.
3. Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.
4. Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.
5. Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.
6. Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые.
7. Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных.
8. Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.
9. Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)
10. Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
1. эффективной организации индивидуального информационного пространства;
2. автоматизации коммуникационной деятельности;
3. эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
Тематическое планирование. (10 класс)
Информация и информационные процессы (6 часов + 3 часа)
№ урока
Тема урока
Содержание урока
Тип урока
§ учебника
Виды работ
Теория
Практика
Понятие и представление информации, языки, кодирование.
Основные подходы к определению понятия «информация». Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.
Практическая работа «Шифрование данных»
Урок повторения
1, 2
Коллективная
Фронтальная
Измерение информации. Алфавитный подход.
Алфавитный подход к определению количества информации.
Практическая работа «Измерение информации»
Урок применения умений и знаний
3
Коллективная
Фронтальная
Индивидуаль-ная
Измерение информации.
Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний.
Практическая работа «Измерение информации»
Урок применения умений и знаний
4
Коллективная
Фронтальная
Индивидуаль-ная
Что такое система
Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы. Структура и состав системы. Свойства системы. Системный эффект. Подсистемы. Сущность системного подхода. Управление системой как информационный процесс.
Классификация информационных процессов. Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.
Урок изучения нового материала
5, 6
Фронтальная
Хранение информации
Хранение информации; выбор способа хранения информации. Носители и факторы качества носителей. Перспективные виды носителей.
Практическая работа «Информационные процессы»
Урок применения умений и знаний
7
Коллективная
Фронтальная
Индивидуаль-ная
Передача информации
Передача информации. Канал связи и его характеристики. Защита информации от потерь при воздействии шума. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах. Особенности запоминания, обработки и передачи информации че
·ловеком.
Практическая работа «Информационные процессы»
Урок применения умений и знаний
8
Коллективная
Фронтальная
Индивидуаль-ная
Обработка информации и алгоритмы
Обработка информации. Виды обработки информации. Систематизация информации. Изменение формы представления информации. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных. Виды и свойства информации.
Практическая работа «Информационные процессы»
Урок применения умений и знаний
9, 10
Коллективная
Фронтальная
Индивидуаль-ная
Поиск информации
Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора. Алгоритмы поиска.
Практическая работа «Поиск информации»
Урок применения умений и знаний
11
Коллективная
Фронтальная
Индивидуаль-ная
Защита информации
Защита информации. Угрозы утечки и разрушения информации. Методы защиты. Организация личной информационной среды.
Практическая работа «Защита информации»
Урок применения умений и знаний
12
Коллективная
Фронтальная
Индивидуаль-ная
Информационные модели ( 9 часов + 4 часа)
Компьютерное информацион-ное моделирование
Информационное моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделирования. Оценка адекватности моделей моделируемым объектам и целям моделирования. Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования.
Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели.
Практическая работа «Исследование математических моделей.»
Урок изучения нового материала
13
Фронтальная
Графы
Понятие графа. Иерархические структуры Разновидности графа. Типы связей в графе. Элементы дерева и сетей.
Практическая работа «Структуры данных. Графы»
Урок изучения нового материала
14
Коллективная
Фронтальная
Индивидуаль-ная
Блок- схемы
Понятие блок-схемы. Элементы.
Табличные модели
Элементы прямоугольной таблицы. Таблицы типа «Объект- свойство»
Практическая работа «Структура данных. Таблица»
Урок изучения нового материала
14
Коллективная
Фронтальная
Индивидуаль-ная
Табличные модели
Таблицы типа «Объект- объект»
Практическая работа «Структура данных. Таблица»
Урок изучения нового материала
14
Коллективная
Фронтальная
Индивидуаль-ная
Табличные модели
Таблицы типа «Двоичная матрица»
Практическая работа «Структура данных. Таблица»
Урок изучения нового материала
14
Коллективная
Фронтальная
Индивидуаль-ная
Расчётные модели
Расчётные модели. Построение информационной модели для решения поставленной задачи.
Практическая работа «Структура данных. Таблица»
Урок изучения нового материала
Коллективная
Фронтальная
Индивидуаль-ная
Моделирование зависимостей; статистическое моделирование
Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.
Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования. Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.
Основные способы представления математических зависимостей между данными.
Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей)
Практическая работа «Получение регрессионных моделей.
Урок изучения нового материала
Коллективная
Фронтальная
Индивидуаль-ная
Моделирование корреляционных зависимостей
Геоинформа-ционные модели
Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области. Построение структурной модели. Геоинформационные модели.
Практическая работа «Исследование математических моделей»
Урок изучения нового материала
15, 30
Коллективная
Фронтальная
Индивидуаль-ная
Моделирование технических систем и процессов
Примеры моделирования технических систем и процессов. Движение тела, брошенного под углом к горизонту.
Практическая работа «Исследование физических моделей»
Урок изучения нового материала
36
Коллективная
Фронтальная
Индивидуаль-ная
Web-сайт - гиперструктура данных
Гипертекст как модель организации поисковых систем.
Практическая работа «Создание Web- сайта с помощью Word
Урок применения умений и знаний
29
Коллективная
Фронтальная
Индивидуаль-ная
Системы управления
Модель процесса управления. Цель управления, воздействия внешней среды. Управление как подготовка, принятие решения и выработка управляющего воздействия. Роль обратной связи в управлении. Замкнутые и разомкнутые системы управления. Самоуправляемые системы, их особенности. Понятие о сложных системах управления, принцип иерархичности систем. Самоорганизующиеся системы.
Примеры моделирования социальных систем и процессов. Попадание в мишень.
Практическая работа «Моделирование процессов управления»
Урок изучения нового материала
7
Коллективная
Фронтальная
Индивидуаль-ная
Информационные системы (3 часа + 2 часа)
База данных
Понятие и типы информационных систем. Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). Системы управления базами данных (СУБД). Реляционные базы данных, её структура.
Практическая работа «Знакомство с СУБД MS Access»
Комбинирован-ный урок
24, 31
Коллективная
Фронтальная
Проектирова-ние многотаблич-ной базы данных
Связывание таблиц в многотабличных базах данных. Этапы проектирования многотабличной базы данных. Типы связей между таблицами. Создание, ведение и использование базы данных при решении учебных и практических задач.
Практическая работа «Создание базы данных «Приёмная комиссия»»
Комбинирован-ный урок
32
Коллективная
Фронтальная
Индивидуаль-
ная
Создание базы данных
Создание многотабличной базы данных.
Практическая работа «Расширение базы данных «Приёмная комиссия»»
Комбинирован-ный урок
33
Коллективная
Фронтальная
Индивидуаль-
ная
Запросы как приложения информацион-ной системы
Запросы и их создание.
Практическая работа «Формирование запросов на поиск данных в среде системы управления базами данных»
Комбинирован-ный урок
34, 35
Коллективная
Фронтальная
Индивидуаль-
ная
Итоговый урок по теме «Информационные системы»
Проверка знаний по теме «Информационные системы»
Проверка умений по теме «Информационные системы»
Урок проверки и оценки знаний
Индивидуаль-
ная
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (2 часа + 2 часа)
Устройство компьютера
Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Назначение контроллеров и шины. Виды памяти. Системная плата. Порты ввода/ вывода. Современные виды внешних устройств. Перспективные направления развития компьютеров.
Практическая работа «Выбор конфигурации компьютера»
Урок обобщения умений и знаний
17
Коллектив-
ная
Фронтальная
Программное обеспечение компьютера
Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации.
Практическая работа «Настройка BIOS»
Комбинирован-ный урок
Коллектив-ная
Фронтальная
Индивидуальная
Операционные системы
Понятие операционной системы. Многообразие операционных систем.
Практическая работа «Работа в операционной среде Microsoft Windows»
Комбинирован-ный урок
Коллектив-ная
Фронтальная
Индивидуальная
Итоговый урок по теме «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов»
Проверка знаний по теме «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов»
Проверка умений по теме «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов»
Урок проверки и оценки знаний
Индивиду-альная
Повторение темы «информация и информационные процессы»
Повторение.
Повторение темы «Информационные модели»
Повторение.
Повторение темы «Информационные системы.»
Повторение.
Повторение темы «Компьютер»
Повторение.
Тематическое планирование. (11 класс)
№ урока
Тема урока
Содержание урока
Тип урока
§ учебника
Виды работ
Теория
Практика
Компьютерные технологии представления информации (5 часов + 2 часа)
Системы счисления
Система счисления, виды систем счисления; алфавит и основание системы счисления. Перевод целых и вещественных чисел из одной системы счисления в другую.
Практическая работа «Представление чисел»
Комбинирован-ный
19
Фронталь-ная
Коллектив-ная
Индивиду-альная
Арифметика в позиционных системах счисления
Сложение, вычитание, умножение и деление в различных СС.
Практическая работа «Представление чисел»
Урок повторения
19
Фронталь-ная
Коллектив-ная
Индивиду-альная
Представление чисел в компьютере
Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации в компьютере. Системы счисления. Компьютерное представление целых и вещественных чисел.
Практическая работа «Представление чисел»
Урок повторения
19
Фронталь-ная
Коллектив-ная
Индивиду-альная
Представление символьной информации в компьютере
Представление текстовой информации в компьютере. Кодовые таблицы.
Практическая работа «Представление текстов. Сжатие текста»
Урок повторения
20
Фронталь-ная
Коллектив-ная
Индивиду-альная
Представление изображения в компьютере
Два подхода к представлению графической информации. Растровая и векторная графика. Модели цветообразования. Технологии построения анимационных изображений. Технологии трехмерной графики.
Практическая работа «Представление изображения»
Урок повторения
20
Фронталь-ная
Коллектив-ная
Индивиду-альная
Представление звука в компьютере
Представление звуковой информации: MIDI и цифровая запись. Понятие о методах сжатия данных. Форматы файлов.
Практическая работа «Представление звука»
Урок повторения
20
Фронталь-ная
Коллектив-ная
Индивиду-альная
Итоговый урок по теме «Компьютерные технологии представления информации»
Проверка знаний по теме «Компьютерные технологии представления информации»
Проверка умений по теме «Компьютерные технологии представления информации»
Урок проверки знаний и умений
Индивиду-альная
Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов ( 5 часов + 7 часов)
Текстовый редактор
Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов. Гипертекстовое представление информации.
Практическая работа «Текстовый редактор Microsoft Word»
Урок повторения
Фронталь-ная
Текстовый редактор
Проверка знаний по теме «Текстовый редактор»
Проверка умений по теме «Текстовый редактор»
Урок проверки знаний и умений
Индивиду-альная
Электронная таблица
Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц. Основные способы представления математических зависимостей между данными.
Практическая работа «Табличный процессор Microsoft Excel»
Урок повторения
Фронталь-ная
Электронная таблица
Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей)
Построение диаграмм
Практическая работа «Деловая графика в Microsoft Excel»
Урок изучения нового материала.
38
Фронталь-ная
Электронная таблица
Проверка знаний по теме «Электронная таблица»
Проверка умений по теме «Электронная таблица»
Урок проверки знаний и умений
Индивиду-альная
Модели оптимального планирования
Решение оптимизационных задач с помощью электронных таблиц.
Практическая работа «Решение задачи оптимального планирования в MS Excel»
Комбинирован-ный урок.
39
Фронталь-ная
Модели оптимального планирования
Решение оптимизационных задач с помощью электронных таблиц.
Практическая работа «Решение задачи оптимального планирования в MS Excel»
Урок закрепления
39
Парная
Индивиду-альная
Компьютерная графика
Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой.
Урок повторения
Фронталь-ная
Растровая графика
Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов
Практическая работа «Построение изображения в графическом редакторе Paint»
Комбинирован-ный урок.
Фронталь-ная
Парная
Индивиду-альная
Векторная графика
Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов
Практическая работа «Векторная графика. Инструментальные средства для рисования в Microsoft Word»
Комбинирован-ный урок.
Фронтальная
Парная
Индивидуальная
Компьютерные презентации
Создание и редактирование графических информационных объектов средствами систем презентационной и анимационной графики.
Практическая работа «Подготовка презентаций: знакомство с пакетом Microsoft Power Point»
Урок повторения
Фронталь-ная
Компьютерные презентации
Создание и редактирование графических информационных объектов средствами систем презентационной и анимационной графики.
Практическая работа «Создание презентации»
Комбинирован-ный урок.
Фронталь-ная
Парная
Индивиду-альная
Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии)
(5 часов + 5 часов)
Организация компьютерных сетей
Каналы связи и их основные характеристики. Помехи, шумы, искажение передаваемой информации. Избыточность информации как средство повышения надежности ее передачи. Использование кодов с обнаружением и исправлением ошибок.
Возможности и преимущества сетевых технологий. Локальные сети. Топологии локальных сетей.
Глобальная сеть. Типы глобальных сетей. Адресация в Интернете. Протоколы обмена. Протокол передачи данных TCP/IP. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей. Подключение к Интернету. Настройка модема.
Урок изучения нового материала
22, 23
Фронталь-ная
Коллектив-ная
Интернет как глобальная информацион-ная система
Информационные службы Интернета:
Практическая работа «Интернет: работа с телеконференциями»
Комбинирован-ный
26, 27, 28
Фронталь-ная
Коллектив-ная
Электронная почта
Интерфейс MS Outlook. Создание и отправка сообщения. Вложение файлов.
Практическая работа «Интернет: работа с электронной почтой»
Комбинирован-ный урок
29
Фронталь-ная
Коллектив-ная
Парная
Индивиду-альная
Архивация файлов
Правила добавления и извлечения их архива.
Практическая работа «Загрузка файла из файлового архива».
Комбинирован-ный
Фронталь-ная
Индивиду-альная
Средства поиска в Интернете
Поисковые информационные системы. Путешествие по Всемирной паутине.
Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска.
Практическая работа «Интернет: работа с поисковыми системами»
Урок повторения
Фронталь-ная
Коллектив-ная
Инструментальные средства создания Web-сайтов
Инструментальные средства создания Web-сайтов.
Практическая работа «Интернет: создание Web-сайта на языке HTML»
Комбинирован-ный урок
29
Фронталь-ная
Парная
Индивиду-альная
Гиперссылки на Web-страницах
Гиперссылки на Web-страницах.
Практическая работа «Гиперссылки на Web-страницах.»
Комбинирован-ный урок
Фронталь-ная
Парная
Индивиду-альная
Тестирование и публикация Web-сайта
Тестирование и публикация Web-сайта.
Практическая работа «Тестирование и публикация Web-сайта»
Комбинирован-ный урок
Фронталь-ная
Коллектив-ная
Парная
Индивиду-альная
Создание Web-сайта.
Тестирование и публикация Web-сайта
Практическая работа «Тестирование и публикация Web-сайта»
Комбинирован-ный урок
Фронталь-ная
Коллектив-ная
Парная
Индивиду-альная
Итоговый урок по теме «Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей»
Проверка знаний по теме «Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей»
Проверка умений по теме «Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей»
Урок проверки знаний и умений
Индивиду-альная
Основы социальной информатики (2 часа)
Информационные ресурсы и информационное общество
Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Информационная культура.
Урок изучения нового материала
40, 41
Фронталь-ная
Правовое регулирование в информацион-ной сфере и проблема информацион-ной безопасности.
Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная безопасность.
Урок изучения нового материала
42, 43
Фронталь-ная-
Повторение темы «Компьютерные технологии.»
Урок повторения
тесты
Повторение темы «Средства создания информационных объектов»
Урок повторения
Повторение темы «Компьютер-
ные сети»
Урок повторения
Повторение Курса Информатики. Итоги.
Тестирование.
Учебники являются основными элементами учебно-методического комплекса, включающего в себя:
Семакин И.Г., Е. Хеннера. Информатика 10-11. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2011.
Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов/ И.Г. Семакин, Е.К. Хенер, Т.Ю. Шеина- 3-е изд, испр.-М.:Бином. Лаборатория знаний, 2011.
Задачник-практикум по информатике. Учебное пособие для средней школы. Под ред. И. Семакина, Е. Хеннера. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2007.
Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Структурированный конспект базового курса. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2006.
В качестве методического обеспечения используются: учебник Угриновича Н.Д. «Информатика и ИТ» (10-11), БИНОМ, 2005 г., «Практикум по информатике и ИТ», авторов Угринович Н.Д., Босова Л.Л., Михайлова Н.И., БИНОМ, 2005 г
Заголовок 115