Программа промежуточной аттестации по дисциплине Русский язык специальности 09.02.05 Прикладная информатика по отраслям
Министерство образования и науки Самарской области
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Самарской области
«Тольяттинский социально-педагогический колледж»
Комплект заданий для экзамена
по дисциплине специальности СПО:
09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям)
РУССКИЙ ЯЗЫК
Разработал преподаватель Устименко И.А./
подпись
Тольятти
Специальность СПО: 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям)
Раздел ОПОП: Общеобразовательный цикл
Раздел 1.
Требования к результатам освоения дисциплины Русский язык
в части «должен знать» согласно ФГОС специальности СПО
09.02.05 Прикладная информатика( по отраслям)
утвержденной приказом Министерства образования РФ от «13» августа 2014г. № 1001
№ п/п
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
Требования к образовательному результату
Базовая часть
1
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
устанавливает связь как языка как системы, определяет основные уровни русского языка в современном мире
2
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь
устанавливает взаимосвязь между основными единицами и уровнями современного русского литературного языка
3
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
анализирует, перефразирует,делает обзоры в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
4
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
составляет тексты выступлений , обобщает пройденный материал, описывает явления в соответствии с языковыми нормами
Вариативная часть
1
Не предусмотрено
Раздел 2.
Требования к результатам освоения дисциплины Русский язык
в части «должен уметь» согласно ФГОС специальности СПО
09.02.05 Прикладная информатика( по отраслям)
утвержденной приказом Министерства образования РФ от «13» августа 2014г. № 1001
№ п/п
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
Требования к образовательному результату
Базовая часть
1
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
разграничивает виды речевой деятельности; различает функциональные стили и умеет пользоваться ими; анализирует текст
2
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях
обобщает, сопоставляет информацию при написании конспектов,рефератов, сообщений по заданным темам.
3
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
классифицирует языковые факты, моделирует речевое поведение в соответствии с задачами
4
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
обосновывает и анализирует текст
5
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
работает с конспектами лекций, с учебником
6
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
выбирает нужную информацию в интернете,пользуется словарями, справочниками.
7
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
оценивает, обобщает ответы однокурсников, делает выводы по темам, по ходу объяснения материала
8
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
воспроизводит верное написание слов , соблюдая нормы современного русского литературного языка
9
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста
составляет устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров
Вариативная часть
1
Не предусмотрено
Раздел 3. Задания для проверки усвоения знаний
№ п/п
Требования к результатам освоения дисциплины в части «должен знать»
Номера вопросов (заданий)
1
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
11 - 13
2
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь
11 - 12
3
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
1 - 23
4
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
1,2,23
Раздел 4. Задания для проверки усвоения умений
№ п/п
Требования к результатам освоения дисциплины в части «должен уметь»
Номера вопросов (заданий)
1
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
30
2
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях
5-23
3
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
5-30
4
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
3,23,30
5
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
24-30
6
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
30
7
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
25-30
8
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
5-30
9
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста
2-3,23,30
Раздел 5. Список рекомендованной литературы
Антонова, Е.С. Русский язык и культура речи [Текст]: учебник для средних специальных учебных заведений / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. – М.: Академия, 2006. – 367 с.
Большой фразеологический словарь русского языка [Текст]: значение, употребление, культурологический комментарий / отв. ред. В.Н. Телия. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 784 с.
Букчина, Б.З. Орфографический словарь русского языка [Текст]: Б.З. Букчина, И.К. Сазонова, Л.К. Чельцова. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2009. – 1296 с.
Зализняк, А.А. Грамматический словарь русского языка [Текст]: словоизменение / А.А. Зализняк. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2009. – 800 с.
5.Мокиенко, В.М. Давайте говорить правильно! Крылатые слова в современном русском
языке [Текст]: краткий словарь – справочник / В.М.
Раздел 6. Критерии оценки уровня освоения учебной дисциплины
Оценка «5» - обучающийся правильно ответил на 90 и более % вопросов.
Оценка «4» - обучающийся правильно ответил на 75 – 89 % вопросов.
Оценка «3» - обучающийся правильно ответил на 60 – 74 % вопросов.
Оценка «2» - обучающийся правильно ответил на 59 и менее % вопросов.
Содержание работы:
Вариант 1
Блок А
№
п/п
Задание (вопрос)
Инструкция по выполнению заданий № 1-2: соотнесите содержание столбца 1 с содержанием столбца
Запишите в соответствующие строки бланка ответов букву из столбца 2, обозначающую правильный ответ на вопросы столбца 1. В результате выполнения Вы получите последовательность букв. Например,
1-А,2-Б,3-В
1
Столбец 1
1.Омонимия
2.Абзац
3.Культура речи
Столбец 2
А)Справочник, отражающий и фиксирующий нормы языка
Б)это совпадение в звучании и написании слов, различных по значению, внешне напоминает многозначность
В)центральная единица лексикологии
Г)структурная единица научного текста
Д)раздел языкознания, изучающий практическую реализацию в речи норм литературного языка.
2
Столбец 1
1.Литературный язык
2. Морфологические нормы
3. Письменная речь
Столбец 2
А) Признаки: имеет две формы устную и письменную
Б)признаки: наличие системы функциональных стилей;наличие как устной, так и письменной формы; наличие нормы В)признаки: род, число, падеж
Г) признаки: строгость, сложность по форме, более полнота и логичность по содержанию, соблюдение литературных норм.
Д)признаки: звонкий,мягкий, твердый, глухой
Инструкция по выполнению заданий №3-4: установите правильную последовательность и запишите буквы в правильном порядке в бланке ответов. Например:
В, Г, Б, А
3
Установите правильно последовательность названий функциональных стилей в соответствии с примерами из текстов :
А) научный; В) публицистический;
Б) художественный; Г) официально-деловой.
1.Ночью впереди теплохода, на гладкой воде, росчерком играл лунный блик. Он серебрился, извивался змейкой, прыгал головастиком, убегал шустрой ящеркой.
2.В организме человека насчитывается около 200 типов различных клеток. С момента возникновения ведущим методом изучения клетки остаётся микроскопия.
3.Если человек в суде начнёт давать показания по бумажке, этим показаниям никто не поверит. Плохим лектором считается тот, кто читает, уткнувшись носом в принесённую из дому рукопись. Но если напечатать текст этой лекции, она может оказаться интересной.
4. Выборы. Форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации (РФ), федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ,...
4
Установите правильно последовательность языковых средств в соответствии с примерами из текстов :
1.Именно такая система препятствует экономическому росту в подавляющем большинстве стран третьего мира. И богатых природными ресурсами. И бедных. ( из газет)
2.Грустное веселье продолжалось
3.Снег валил с неба пудами.
4.Весь пансион признавал превосходство Д.И. Писарева.
А)оксюморон ;
Б) метонимия;
В) гипербола;
Г) парцелляция
Инструкция по выполнению заданий № 5 - 23: выберите букву, соответствующую правильному варианту ответа и запишите ее в бланк ответов.
5
Неверно утверждение:
А) Функциональный стиль – это разновидность общенародного языка.
Б) Художественный стиль выделяется не всеми лингвистами
В) Все стили, кроме разговорного, относятся к книжным.
Г) Стили литературного языка сопоставляются на основе анализа лексики
6
Отметьте слова, употребленные в прямом значении:
А) вялый лимон; Б) вялая походка
В) бархатная кожа ; Г) бархатный сезон
7
В каком ряду не все фразеологические обороты являются синонимами?
А) аршин с шапкой, под стол пешком ходит, от горшка два вершка
Б)как по маслу, без сучка и задоринки, без руля и без ветрил В)голова два уха, без царя в голове, олух царя небесного Г)плевать в потолок, бить баклуши, считать ворон
8
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
А) для две тысячи шестьдесят восьмого кандидата
Б) пара туфлей
В) более сильного человека
Г) приляг отдохнуть
9
В каком предложении вместо слова ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ нужно употребить ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ?
А) В стране создана ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ вертикаль власти.
Б) Этот человек обладает высокой ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ культурой.
В) После суда был получен ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ лист.
Г)У кабинета президента нас встретил ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ секретарь.
10
Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Увидев на берегу медведицу с медвежатами,
А) Мне стало страшно.
Б) ветер трепал их шерсть.
В) оказалось, что они решили переплыть речку.
Г) не привлекайте внимание хищников.
11
Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.
Очень жарко ( ) и крупные капли пота струятся по лицу.
А) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.
Б) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая нужна.
В) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
Г) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
12
Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
А) СамГУ объявил конкурс на замещение вакантной должности профессора кафедры методики преподавания русского языка.
Б) Командир позвал мальчика и сказал, что берёт его в свой отряд.
В) Античное общество по сравнению с древневосточным было более открытым и несравненно более демократично.
Г) Герои этого произведения предпочитают смерть покорности и рабству.
13
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
Купле(1)ая на Масле(2)ицу хорошо иллюстрирова(3)ая книга сказок сейчас была заброше(4)а им на пыльную этажерку.
А) 1,2 Б) 2,4 В) 2,3,4 Г) 1,3
14
В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
A) облать Б) омолажвать
B) оскудвать Г) Плюшвый
А) А, Б Б) В, Г В) Б Г) А, Б, В
15
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Дом Обломовых был когда-то богат и знаменит в своей стороне, но потом (1) бог знает отчего (2) всё беднел, мельчал и (3) наконец (4) незаметно потерялся между нестарыми дворянскими домами.
А) 1,2,4 Б) 1,2 В) 3,4 Г) 1,2,3,4
16
Найдите слово, в котором происходит озвончение согласного:
А) гараж В) выставка
Б) записка Г) молотьба
17
В каком слове букв больше, чем звуков?
А) июль; Б) бульон;
В) праздник; Г) ельник
18
Правильное написание слова и его грамматическую форму можно узнать в словаре:
А) энциклопедическом
Б) орфографическом
В) толковом
Г) орфоэпическом
19
В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?
А) услыш_шъ, разрыва_мый
Б) вывал_вшийся (в снегу), пыш_м (здоровьем)
В) вынянч_нный, вытерп_в
Г) не надыш_шься, невид_мый
20
В каком ряду во всех словах пропущена проверяемая безударная гласная корня?
А) к_сается, л_гион, к_мфорка
Б) г_рихвостка, отпр_влятъ, м_нёвры
В) к_пуста, р_шимость, заг_релый
Г) г_рчичник, оп_ясать, пренебр_жение
21
В каком слове выделена буква, обозначающая гласный ударный звук?
А)углУбить В) пломбИровать
Б) поднЯла Г) слИвовый
22
В каком предложении оба выделенных слова пишутся СЛИТНО?
А) (В)СЛЕДСТВИЕ того что река разлилась, нам ТО(ЖЕ) пришлось повернуть назад.
Б) (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ лета часто шли дожди, ЗА{ТО) урожай был собран отменный.
В) ЧТО(БЫ) ещё вам рассказать (В)ЗАКЛЮЧЕНИЕ нашей встречи.
Г) Имей (В)ВИДУ, я не пойду (НА)ВСТРЕЧУ им никогда.
23
Назовите стиль по его особенностям:
А) научный; В) публицистический;
Б) художественный; Г) официально-деловой.
Наиболее общими особенностями лексики этого стиля является употребление слов в их прямом значении, отсутствие образных средств, широкое использование абстрактной лексики и терминологии.
Блок Б
№
п/п
Задание (вопрос)
Р
Инструкция по выполнению заданий № 24 - 30: в соответствующую строку бланка ответа запишите краткий ответ на поставленный вопрос.
Прочитайте предложения и выполните задания 24-29
(1)... (2)Но мне кажется, что материальная обеспеченность не связана с уровнем морали никаким образом и моральный облик человека зависит от воспитания. (З)Тургенев был очень богат, Толстой был графом, Диккенс не бедствовал; с другой стороны, Бетховен и Рембрандт умерли в бедности. (4) Как купца Третьякова или богача Савву Мамонтовая нельзя упрекнуть в аморальном поведении, так и нищих писателей Александра Грина или Велимира Хлебникова трудно в этом заподозрить. 5)Бывают бедные жулики и обеспеченные люди образцового поведения, так же как богатые подлецы и бедняки, исполненные благородства. (6)... моральный облик человека зависит от его воспитания, качество же воспитания зависит от культуры, умения и моральных принципов воспитателей.
24
Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в данном тексте?
А) Одним из моральных (а если быть точным - аморальных) принципов XX века во многих странах стал подмеченный, предсказанный и разоблачённый ещё Достоевским принцип: «Всё дозволено!».
Б) Моральный уровень общества или времени (века) зависит от господствующих в данное время моральных принципов.
В) Прочитал статью, в которой моральный облик нескольких молодых людей поставлен в зависимость от материальной обеспеченности.
Г) Воздействию принципа «Всё дозволено!» подвергаются люди самого разного материального положения.
25
Какое из приведённых ниже слов должно стоять на месте пропуска в шестом предложении текста?
А) Несмотря на это,
Б) Итак,
В) В то же время
Г) Напротив
26
Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
А) мне кажется (предложение 2)
Б) Толстой был (предложение 3)
В) нельзя упрекнуть (предложение 4)
Г) бывают жулики (предложение 5)
27
Укажите предложение, в котором есть краткое причастие.
А) 5 Б) 4 В) 3 Г) 6
28
Укажите значение слова МОРАЛЬНЫЙ из предложения 6.
А) поучительный
Б) нравственный
В) душевный
Г) величественный
29
Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения текста.
А) сложносочинённое
Б) простое осложнённое
В) сложное бессоюзное
Г) сложноподчинённое
30
Найдите ошибки, допущенные автором заявления. Отредактируйте текст.
Директору автобазы № 2
от Никифорова А. С.
Заявление
Товарищ директор, к вам обращается шофер автобазы Никифоров А. С.
По такому вопросу.
Очень прошу Вас освободить меня на время от работы на дальних рейсах.
Я сейчас прохожу лечение в поликлинике, справку могу предоставить. Очень прошу не отказать в моей просьбе и подписываюсь.
А. С. Никифоров.
Преподаватель________________________
Вариант 2
Блок А
№
п/п
Задание (вопрос)
Эталон ответа
Р
Инструкция по выполнению заданий № 1-2: соотнесите содержание столбца 1 с содержанием столбца 2. Запишите в соответствующие строки бланка ответов букву из столбца 2, обозначающую правильный ответ на вопросы столбца 1. В результате выполнения Вы получите последовательность букв. Например,
13 SHAPE 1415
Установите соответствие между понятиями и определениями
1
Столбец 1
1.Жаргонизмы
2.Функциональный стиль
3. Лексика
Столбец 2
А) Наука о правописании
Б)характеризуется наличием специфической лексики.
В)словарный запас языка
Г)охватывает все языковые уровни: произношение слов, лексико-фразеологический состав речи, морфологические средства и синтаксические конструкции.
Д) раздел языкознания, изучающий произношение
Установите соответствие между текстовым сообщением и его содержанием
2
1. Слово
2.Речевой этикет
3.Этимологический словарь
А)приветствие, обращение, просьба, приглашение, благодарность, комплимент;
Б) признаки: образованиеслова,морфемный состав,связь с другими словами;
В)признаки: прямое и переносное значение слова;
Г) важнейшая единица языка, самая многообразная и объемная;
Д) признаки: неправильная постановка ударения в словах, неправильные формы слов
Инструкция по выполнению заданий №3-4: установите правильную последовательность и запишите буквы в правильном порядке в бланке ответов. Например:
В, Г, Б, А
3
Установите правильно последовательность названий функциональных стилей в соответствии с примерами из текстов :
А) публицистический; Б) научный;
В) официально-деловой; Г) художественный.
1.Большинство компонентов клеток прозрачны, поэтому в микроскоп не видны. Чтобы сделать их видимыми, клетки окрашивают, обработав растворами, которые делают её проницаемой для красителя.
2.Всё тише и тише стрельба. Гуще сумрак, таинственные тени. Потом бархатный полог и бескрайний звёздный океан. Ручей сердито плещет. Фыркают лошади, а на правой стороне в кубанских батальонах горят, мигая, костры.
3.Если человек выйдет на любовное свидание и прочтёт своей любимой объяснение по бумажке, она его засмеёт. Между тем та же записка, посланная по почте, может её растрогать. Если учитель читает текст своего урока по книге, авторитета у этого учителя нет.
4...органа местного самоуправления или наделения полномочиями гражданского лица (Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»).
4
Установите правильно последовательность языковых средств в соответствии с примерами из текстов :
А)градация; Б) перифраз;
В) парцелляция; Г) литота
1.Мужичок с ноготок.
2.Город не Неве приютил Гоголя.
3.Ради своего ребенка, ради семьи, ради народа, ради человечества – берегите мир!
4.Поэт внезапно встал. Побледнел.
Инструкция по выполнению заданий № 5 - 23: выберите букву, соответствующую правильному варианту ответа и запишите ее в бланк ответов.
5
Неверно утверждение:
А) Нормы бывают императивными и диспозитивными.
Б) Императивные нормы не допускают вариантов.
В) Вариант – это разновидность одной и той же языковой единицы.
Г) Диспозитивные нормы допускают наличие только равноправных вариантов.
6
Укажите словосочетание в прямом смысле:
А)Защита диссертации; Б )чувство локтя;
В) играли Шекспира; Г) простые люди.
7
В каком ряду не все слова являются синонимами?
А) Банальный, избитый, шаблонный, тривиальный;
Б) дёшево, недорого, даром, нипочём;
В) задира, забияка, драчун, петух;
Г) клятва, обет, зарок, тайна.
8
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
А) в новом шкафу; Б) в полуторах граммах;
В) старше всех; Г) кровоточащие дёсны
9
В каком предложении вместо слова ДИСКВАЛИФИКАЦИЯ нужно употребить ДЕКВАЛИФИКАЦИЯ ?
А) Недавно специальная комиссия приняла решение о ДИСКВАЛИФИКАЦИИ ряда сотрудников.
Б) На спортивном турнире мы стали свидетелями ДИСКВАЛИФИКАЦИИ футбольной команды «Город» за споры с судьёй.
В) Из-за длительного периода работы не по специальности произошла частичная ДИСКВАЛИФИКАЦИЯ.
Г) ДИСКВАЛИФИКАЦИЯ спортсменов за употребление допинга - верное решение спортивного комитета.
10
Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Заметив беспомощно барахтающегося в воде мальчишку,
А) Мне удалось его спасти.
Б) он был спасён подоспевшим прохожим.
В) стало понятно, что может произойти несчастье.
Г) случайный прохожий, не раздумывая, бросился на помощь ребёнку и спас его.
11
Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.
В трёх верстах от станции стало накрапывать ( ) и через минуту проливной дождь вымочил меня до нитки.
А) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.
Б) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
В) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
Г) Сложное предложение, перед союзом И запятая нужна.
12
Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
А) Все, кто работает с любовью, вносят поэзию в любое дело, то есть подходят к делу творчески.
Б) Согласно распоряжению директора срок подачи документов истекает первого января две тысячи девятого года.
В) В газете «Самарские известия» опубликована статья о деятельности организации «Природа наш дом».
Г)Координировать и руководить деятельностью смежных организаций - задача нашего отдела.
13
В каком варианте ответа правильно указаны все цнфры, на месте которых пишется одна буква Н?
Лекцио(1)ые занятия она не посещала, считала время, потраче(2)ое на них,потеря(3) ым. В этих делах он был стреля(4)ый воробей.
А) 1,2 ,3 Б) 4 В) 2,4 Г) 3
14
В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?
A) обидчвый Б) растать
B) затмвать Г) молодцватый
А) А, Б,В Б) А,Б, Г В) В,Г Г) А, В,Г
15
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Над немым (1)однако(2) глумиться никто не решался:он шуток не любил.Сцена эта ожжет показаться очень театральной,а(3) между тем(4) через двадцать лет,вспоминая её, я растроганно плачу.
А) 1,2,3.4 Б) 4 В) 1.2 3 Г) 1,2,4
16
Найдите слово, в котором происходит оглушение согласного в корне слова:
А) подтолкнул; Б) конечно
В) малышка; Г) подружка
17
В каком слове звуков больше, чем букв?
А) прямая Б) роются
В) намажьте Г) съестной
18
Правильное литературное произношение можно узнать в словаре:
А) энциклопедическом
Б) орфографическом
В) толковом
Г) орфоэпическом
19
В каком ряду во всех словах пропущена буква И?
А) завис_вший, мороз щипл__т нос
Б) ненавид_мый, не выруб_шь
В) верт_шься, неиссяка_мый
Г) прикол_шь, постила_мый
20
В каком ряду во всех словах пропущена проверяемая безударная гласная корня?
А) выцв_сти, обж_гание, л__тучий
Б) в_ршина, подд_ржать, сож_лея
В) возр_стание, загр_моздить, бл_стит
Г) инж_нер, расст_лить, м_крица
21
Чаще всего допускаются акцентологические ошибки в словах:
А) велика, верна, стройна, весела
Б) лектор, стипендия, аппендицит, гусеница
В) завидный, очевидный, невероятный, отчаянный
Г) квартал, договор, туфля, средства, ходатайство
22
В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
А) (В)ТЕЧЕНИЕ всего апреля почти не было тёплых солнечных дней, ЗА(ТО) май выдался такой жаркий, что мы даже купались,
Б) Ребята немного прошли пешком, (ЗА)ТЕМ сели в автобусы и поехали (НА)ВСТРЕЧУ с известными футболистами «Спартака».
В) (В)ВИДУ предстоящего похода в горы, ЧТО(БЫ) исключить непредвиденные ситуации, мы долго изучали карту.
Г) Вторая и третья группы туристов направлялись к лагерю, мы ТАК(ЖЕ) двигались (ПО)ЭТОМУ маршруту.
23
Назовите стиль по его синтаксическим особенностям:
А) публицистический; Б) научный;
В) официально-деловой; Г) художественный.
В этом стиле часто используются существительные в родительном падеже в роли несогласованного определения. В предложениях в роли сказуемого часто выступают глаголы в форме повелительного наклонения. Для синтаксиса этого стиля характерно использование однородных членов, вводных слов и предложений, причастных и деепричастных оборотов, сложных синтаксических конструкций.
Блок Б
№
п/п
Задание (вопрос)
Р
Инструкция по выполнению заданий № 24 - 30: в соответствующую строку бланка ответа запишите краткий ответ на поставленный вопрос.
Прочитайте предложения и выполните задания 24-29
(1)С помощью закона всемирного тяготения и законов Ньютона были определены траектории
планет солнечной системы, а также были рассчитаны их координаты в любой момент времени на много лет вперед.(2)(3)Затем с помощью второго закона Ньютона рассчитывали ускорение, с коей планета движется вокруг Солнца.(4) По ускорению определялись и другие величины,характеризующие движение,в том числе и координаты.(5)При этом учитывали также влияние других планет Солнечной системы на движение данной планеты.(6)
24
Какое из приведённых ниже предложений должно быть вторым в данном тексте?
А)В результате многолетних наблюдений за движением Урана в первой половине19 века ученые окончательно убедились в том,что реальная орбита Урана не совпадает с вычисленной.
Б)Для этого сначала по закону Всемирного тяготения вычислялась сила гравитационного взаимодействия между Солнцем и данной планетой.
В) В 1781 году английский астроном Уильям Гершель путем наблюдений открыл седьмую планету Солнечной системы, которую назвал Уран.
Г)Желая подчеркнуть, что открытие этих планет сделано теоретическим путем, т.е. исключительно с помощью расчетов, что Нептун и Плутон были открыты на «кончике пера».
25
Какое из приведённых ниже предложений должно стоять на месте пропуска шестого предложения в данном тексте?
А)Таким образом, правильность рассчитанных планет и их положения в любой момент времени подтверждалась результатами астрономических наблюдений.
Б)Итак, правильность рассчитанных орбит планет и их положения в любой момент времени подтверждалась результатами астрономических наблюдений.
В) Правильность рассчитанных таким образом орбит планет и их положения в любой момент времени подтверждалась результатами астрономических наблюдений.
Г)Однако правильность рассчитанных орбит планет и их положения в любой момент времени подтверждалась
результатами астрономических наблюдений.
26
Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
А) были траектории (предложение 1 )
Б)были рассчитаны координаты (предложение 1 )
В) рассчитывали ускорение (предложение 3 )
Г) учитывали влияние (предложение 5)
27
Укажите морфологическую характеристику слова ВОКРУГ из третьего(3) предложения текста.
А) производный предлог
Б) категория состояния
В) наречие
Г) прилагательное
28
Укажите значение слова ТРАЕКТОРИЯ из предложения 1.
А) окружность
Б) линия движения центра массы тела от точки вылета до точки встречи с другим телом.
В) линия, описываемая точкой при движении
Г) единство,образуемое тремя раздельными частями
29
Укажите верную характеристику третьего(3) предложения текста.
А) сложносочинённое
Б) сложносочинённое с придаточным определительным
В) сложное бессоюзное
Г) сложноподчинённое с придаточным изъяснительным
30
Найдите и исправьте ошибки в оформлении доверенности. Отредактируйте текст.
Доверенность
Я, Шевчук Л. А., доверяю моему мужу Шевчук И. С. получить мою зарплату за первую половину декабря. В связи с тем, что я нахожусь в больнице.
16 декабря 1997 года
Л. А. Шевчук
Преподаватель ____________________
Рассмотрено
на заседании предметной (цикловой) комиссии
«Преподавание в начальных классах»
Протокол № ___________
«______» ______________ 2015 г.
Председатель комиссии:
________________/ Сухенко А.А.. /
Утверждаю
Заместитель директора по УНМР
_______________/И.В. Гервальд
«______» ____________ 2015 г.
М.П.
№ задания
1
Вариант ответа
1-А; 2-Б; 3-В
Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 415