Конспект урока по физической культуре на тему Организация и методика подготовки к туристическому походу


ПЛАН - КОНСПЕКТ
урока практического обучения по предмету «Физическая культура»
на тему:
«ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ
К ТУРИСТИЧЕСКОМУ ПОХОДУ»
Цели:
Образовательная – способствовать усвоению и закреплению знаний и умений в области туризма.
Развивающая – способствовать развитию умения анализировать и систематизировать полученные знания, способствовать развитию познавательной деятельности.
Воспитывающая – способствовать привитию интереса к туризму, как виду спорта, развитию чувства ответственности, коллективизма, привлечению обучающихся к занятиям в спортивных секциях и ведению здорового образа жизни.
Технология обучения: личностно ориентированная, здоровьесберегающая.
Методы обучения:
- словесные: фронтальная беседа;
- наглядные: демонстрация презентации, прослушивание песни, использование в ходе урока туристического инвентаря.
- практические: отработка навыков практических действий по комплектованию рюкзака, установке палатки, разведению костра.
Средства обучения: туристический инвентарь – карта местности, компас, рюкзак, спальник, палатка; экран, компьютер.Ожидаемый результат:
После проведения урока обучающиеся должны
Знать:
- обязанности участников похода;
- знать перечень личного и командного снаряжения.
Уметь:
- анализировать информацию;
- применять в разнообразных жизненных ситуациях знания и навыки, полученные на уроке;
- оказывать взаимопомощь;
- комплектовать рюкзак;
- устанавливать палатку
- разжигать костер.
Межпредметные связи: основы безопасности и жизнедеятельности.
ХОД УРОКА
Подготовительная часть урока (5-7мин).
1. Вступительное слово преподавателя.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок практического обучения, но мы проведем его не в спортивном зале, а в аудитории. Но прежде чем заняться практикой, мы немного времени посвятим теории. Как вы думаете, почему я пришла с рюкзаком? Куда я собралась? (в поход) Каждый из вас знает, что в поход отправляются те, кто не боится дальних дорог, кто с нетерпением ждёт новых встреч с солнцем, ветром, костром, палаткой и интересными людьми. И таких людей называют? (туристы) Скажите, а какой это вид спорта? (туризм). Вот сегодня мы с вами будем готовиться к туристическому походу. Представим, что мы группа туристов и собираемся пойти в поход. Тема нашего урока: «Организация и методика подготовки к туристическому походу» (Слайд 2). В процессе работы на уроке мы узнаем: 1. Что такое туризм; 2. Распределим обязанности участников похода; 3. Соберем необходимое для похода снаряжение. 4. Укомплектуем рюкзак, установим палатку, разведем костер. (Слайд №3).
У нас в группе есть заядлый турист, который не раз ходил в поход и спел не одну песню у костра. К нашему уроку она подготовила небольшое сообщение по теме: «Туризм – это…»
2. Представление аудитории презентации. (Слайд №4, №5).
II. Основная часть урока (1 час 15 мин).
Поход – на первый взгляд это, казалось бы, совсем несложное мероприятие – собрал вещи и вперед! Но иногда это мероприятие становится сущим адом для его участников. Оказывается, что причина всех неудач – неправильная подготовка к походу. Я хочу предложить вам послушать песню, из текста которой вы все поймете, что команда отправилась в поход совершенно не подготовленной. Внимательно прослушайте текст песни.
Прослушивание песни, просмотр презентации к ней. (Слайд № 6, №7)
Анализ текста песни.
И вот теперь, чтобы мы не попали в такую ситуацию, как в этой песне, начнем готовиться к походу. В первую очередь, нужно распределить обязанности между участникам похода (Слайд № 8).
1. Руководитель похода - несет ответственность за безопасность в походе, контролирует исполнение обязанностей.
2. Начальник группы – помощник руководителя похода. В его обязанности входит проверять во время движения и на привалах наличие всех участников, распределяет дежурство и наряды на работу (сбор топлива, мытье посуды, уборка места привала).
3. Повар – составляет меню, готовит и раздает пищу. Руководит дежурными.
4. Санинструктор – несет походную аптечку, оказывает неотложную медицинскую помощь, следит, чтобы все соблюдали правила гигиены.
5. Костровой – выбирает место для костра, соблюдая закон об охране леса от огня, оборудует кострище, разводит костер, следит за поддержанием огня, гасит огонь.
6. Корреспондент – ведет записи в дневнике о событиях в походе.
7. Проводник – умеет обращаться с компасом и картой, знает маршрут и ведет группу по маршруту. Обязанности проводника должен уметь выполнять каждый участник похода.
8.Замыкающий – идет последним в группе, следит за тем, чтобы никто не отстал и ничего не потерял.
Обязанности мы с вами распределили, теперь необходимо подготовить личное и командное снаряжение (Слайд № 9). Перед началом похода нужно приобрести карту той местности, куда вы собираетесь и компас. Второе, что понадобиться – аптечка, которая должна быть укомплектована необходимыми средствами для неотложных ситуаций. Санинструктор отвечает за аптечку. Следующее - это палатка и спальный мешок, которые должны быть комфортными, легкими и быстро сохнущими; фонарь с запасными батарейками, пила, топор, котелок, ведра, кухонные ножи, половник, спички в непромокаемой упаковке, ремонтный набор (шило, игла, нитки, плоскогубцы, гвозди, клей, веревка), принадлежности для массовых игр (мяч, шахматы, бадминтон) и продукты. Все это групповое снаряжение распределяется между участниками похода в дополнение к их личным вещам. Тяжелые и громоздкие вещи несут по очереди.
И самое важное, что нам понадобиться – это рюкзак (Слайд №10). На слайде представлены два рюкзака, какой из них вы выберете и почему? (ответы обучающихся).
Теперь начнем заполнять рюкзак личными вещами: спортивный костюм, свитер, куртка, ботинки или сапоги, носки шерстяные и простые (несколько пар), головной убор, нижнее белье, набор для питания (миска, ложка, кружка), полотенце, мыло, зубная щетка, паста (Слайд № 11).Мы с вами перечислили личное и командное снаряжение, необходимое в походе. Но еще каждый турист должен знать “секреты рюкзака”, именно это мы и попробуем выяснить.
“Секреты рюкзака”.
Верен ли следующий вывод: чем дальше от спины отодвинут рюкзак, тем тяжелее нести? (Да)
Какие вещи лучше класть на дно рюкзака? (Мягкие: спальник, полотенца.)
Где в рюкзаке должны находиться самые тяжёлые вещи? (Под лямками вверху).
Как с рюкзаком легче идти? (Слегка наклонившись вперёд).
Почему в рюкзаке для хлеба определяется место вверху? (Чтоб не крошился).
Определите место в рюкзаке для сыпучих продуктов. (В середине рюкзака).
А теперь давайте попробуем укомплектовать рюкзак.
Комплектование рюкзака.
Что ожидает нас на туристской тропе? Конечно, новые испытания. И чтобы с честью их выдержать давайте попробуем ответить на вопросы.
Почему в пути привалы для отдыха у туристов должны быть непродолжительными? (Если отдыхать долго, мышцы ног твердеют, идти становится труднее).
Почему туристам во время ходьбы рекомендуется дышать носом? (Меньше жажда).
Почему туристы делают канавки вокруг палатки? (Для стока воды на случай дождя).
Что может служить туристу в походе подушкой? (Рюкзак, набитый травой).
Отчего лечит подорожник? (Останавливает кровотечение; применяется, если кто – то натёр ногу, при укусе осы).
Зачем для похода спички покрывают парафином или заворачивают в пленку? (Чтобы уберечь от влаги).
Какой же поход без костра? Чтобы разжечь его необходимо знать ряд правил.
“Костер по всем правилам”.
Что такое растопка? (Это топливо, которое легко воспламеняется).
Что является прекрасной растопкой? (Сухие ветки, сухая трава, пух растений и животных, гнилушки).
С какой стороны разжигают костёр? (С подветренной).
Костёр разжигается сверху или снизу? (Снизу).
Что вы знаете о законе чести туриста? (Топор туриста никогда не поднимется на живое дерево).
Основные правила, по которым разжигается костер, мы с вами разобрали, а теперь давайте рассмотрим типы костров и для чего они предназначены. Конструкция костра выбирается в зависимости от того что нужно в данный момент — обогреться, приготовить еду, высушить одежду или обувь, переночевать. Костер типа «Шалаш». Самый простой и распространенный тип костра. Этот тип костра хорош как для приготовления пищи, так и для тепла и освещения лагеря. На растопку наклонно кладут все более толстые поленья и палки, причем со стороны ветра оставляют между ними отверстие. В результате получится что-то похожее на шалаш. Этот костер очень прожорлив и требует постоянного подкармливания порциями дров, горит жарко. Костер типа «Звездочка». Экономичный вид костра, для которого нужны поленья из твердого дерева. Они раскладываются в виде звезды, и по мере сгорания их продвигают к центру. Хорош для длительного поддерживания огня без постоянного подкладывания сучьев. Такой костер незаменим ночью: достаточно лишь время от времени пододвигать поленья к центру. Костер «колодец». Поленья, сложенные срубом — самый распространенный и простой вид костра. Дает низкое и широкое пламя. Незаменим, если нужно приготовить пищу в большой посуде, просушить мокрую одежду. Дрова, в которых укладывают наподобие сруба избы. В «колодце» топливо сгорает медленнее, чем в «шалаше» образуется много углей, которые и создают высокую температуру, необходимую для быстрого приготовления пищи и высыхания одежды. Нодья. Применяется для ночлега в холодную погоду. Надо срубить 3 сухостойных еловых бревна диаметром около 30 см, длиной до 3 м, затесать их с одной стороны во всю длину. Два бревна положить рядом, в зазоре между ними разжечь легко воспламеняемый материал (тонкие сухие веточки , бересту), после чего третье бревно положить сверху так, чтобы затесанные поверхности их были обращены одна к другой. Разгорается нодья медленно, но гореть будет всю ночь и не требует регулировки. Разжигать нодью удобнее, используя угли из костра, равномерно рассыпав их по всей верхней поверхности нижнего бревна. Безопасный ночной костер. Этот тип костра предназначен для того, чтобы огонь горел всю ночь, а риск выпадения из него поленьев был минимальным. Он может быть сооружен с отражателем тепла, установленным с одной стороны костра. Поленья должны быть уложены таким образом, чтобы между ними не было большого просвета для воздуха, тогда пламя будет низким, а два полена, положенных наклонно по краям, не дадут огню распространяться.
Как вы думаете, теперь мы готовы к походу? (ответы обучающихся). Конечно же мы еще не совсем готовы, чтобы отправиться в поход. Мы с вами еще не умеем устанавливать палатку. (Установка палатки и разведение костра).
Заключительная часть урока (5-7 мин).
1. Подведение итогов урока.
- Итак, что нового вы сегодня узнали? (ответы обучающихся).
- Перечислите личное и командное снаряжение (ответы обучающихся).
- На слайде представлены обязанности участников похода, вы должны определить кому они принадлежат, кто будет исполнять их в походе (ответы обучающихся).
- Где вы можете применить полученные знания? (ответы обучающихся).
2. Выставление оценок.
За спиной пройденные километры. Вас одолевает усталость. По маршруту привал. Давайте сфотографируемся на память у нашего «костра».