Методический семинар Развитие приемов мыслительной деятельности у студентов
«Приемы мыслительной деятельности как средство развития социально-профессиональных компетенций будущего специалиста».
Цель: выяснить, что такое ПМД; какими средствами ПМД позволяют развивать компетенции будущего специалиста.
Задачи: 1.Дать определение основным приемам мыслительной деятельности.
2.Познакомиться со средствами развития ПМД.
3.Рассмотреть примеры применения средств развития ПМД на уроках.
4. Применить данные средства для учебного материала любого предмета.
Ход выступления.
Организация к занятию.
Подготовка к восприятию (определение целей и задач семинара, актуализация темы семинара). Актуальность темы очевидна, так как мы работаем и ориентируемся на работодателя, который отмечает основные наиболее важные качества квалифицированного специалиста:
Наиболее важные навыки квалифицированных работников, отмеченные компаниями – работодателями.
Умение работать индивидуально.
Умение распределять время.
Грамотность.
Знание русского языка.
Навыки общения.
Аналитическое мышление.
Умение решать задачи.
Отношения с потребителями.
Письменные навыки.
Математические (вычислительные навыки).
Компьютерные навыки.
Знание казахского языка.
Навыки управления.
Знание английского языка.
Для развития данных навыков, необходимо, чтобы будущий специалист умел анализировать, сравнивать, делать выводы и т. д., т.е. необходимо развитие его мыслительной деятельности.
Изучение материала семинара.
1.В психологии под мышлением понимают процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Основными мыслительными операциями являются анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация и обобщение.
Анализ-это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий и отношений. В элементарной форме анализ выражается в практическом разложении предметов на составные части.
Синтез-это мыслительное объединение частей, свойств, действий в единое целое. Операция синтеза противоположна анализу. В его процессе устанавливаются отношения отдельных предметов или частей к их сложному целому. Анализ и синтез протекают всегда в единстве. Анализируется то. Что включает в себя что-то общее, целое. Синтез также предполагает анализ: чтобы объединить какие-то части, элементы в единое целое, эти части и признаки необходимо получить в результате анализа.
Сравнение- это установление сходства или различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками.
Абстракция состоит в том, что субъект, вычленяя какие-либо свойства, признаки изучаемого объекта, отвлекается от остальных. В этом процессе признак, отделяемый от объекта, мыслится независимо от других признаков предмета, становится самостоятельным предметом мышления.
Конкретизация предполагает возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания. К конкретизации обращаются в том случае, если высказанная мысль оказывается непонятной другим или необходимо показать проявление общего в единичном.
Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Простейшие обобщения заключаются в объединении объектов на основе отдельных, случайных признаков. Более сложным является комплексное обобщение, при котором объекты объединены по разным основаниям.
2. Средства развития приемов мыслительной деятельности.
Приемы мыслительной деятельности Средства
Анализ, синтез 1.Алгоритмы решения задач (общие, для различных видов задач, по предметам).
2.Алгоритмы анализа .3.Общие алгоритмы («Как рецензировать ответ ученика на уроке», «Как составлять сложный план», «Как составлять конспект», «Как работать над рефератом, докладом»).
4.Обобщенные планы («План изучения величины», «План изучения закона», «План изучения приборов, механизмов, машин»).
Сравнение План сравнения.
Абстракция, конкретизация Алгоритм работы над понятием.
Обобщение План обобщения
3.Примеры применения средств развития ПМД на уроках.
А) Описать количество вещества по обобщенному плану.
№ План изучения величины Описание
1 Определение величины. Количество вещества равно отношению числа молекул N в данном теле к постоянной Авогадро NА , т.е. числу молекул в 1 моле вещества.
2 Условное обозначение. ν
3 Формула для расчета. ν=mµ4 Связь между величинами, входящими в формулу. m=νµ µ=mν5 Единицы измерения. 1 моль (СИ)
6 Способы измерения. Расчет по формуле.
Б) Описать горелку для газопламенной обработки по обобщенному плану.
№ План изучения приборов, механизмов, машин. Описание
1 Назначение. Инструмент предназначен для газовой сварки, пайки, наплавки и нагрева.
2 Устройство и принцип действия. На рис. 1(б) показана схема инжекторной горелки. Кислород под давлением 0,1-0,4 МПа поступает в горелку и через регулировочный вентиль и трубку 1 подается к инжектору 3. Выходя с большой скоростью из узкого канала инжекторного конуса, кислород создает значительное разрежение в камере 4 и засасывает горючий газ, поступающий через ниппель и вентиль 2 в ацетиленовые каналы горелки и в камеру смешения 5, где и образуется горючая смесь. Затем горючая смесь поступает по наконечнику 6 к мундштуку 7, на выходе из которого при сгорании образует сварочное пламя.
3 Практическое применение. В машиностроении; холодное, горячее водоснабжение; газоснабжение; автосервис; авиация; пайка холодильных установок.4 Правила работы и ТБ. Организация рабочего места: регулировка инжекции, эксплуатация вентилей (кислородного и ацетиленового (пропанового)); эксплуатация наконечников (мундштук, инжектор, резиновая прокладка)-не допускать утечки газа; на всех соединительных частях не должно быть травли газов.
В) Сравните :1)восстания под руководством Кинесары Касымова и Сырыма Датова; 2) Звуки к и қ; 3)последовательное и параллельное соединения проводников.
№ План сравнения Восстания К.Касымова и С.Датова Звуки К и Қ Параллельное и последовательное соединения проводников
1 Установить цель сравнения. Определить последствия восстаний, их значение в истории Казахстана. Правильное написание, роизношение;знание специфических звуков. Выяснить, какой вид соединения более практичный и чаще находит применение.
2 Проверить, знаешь ли ты материал про объекты сравнения. 3 Выделить главные признаки, по которым будешь сравнивать. -цели, задачи восст.
-основные события
-участники
-реакция правительства. -правописание в рус.яз.;
-расположение языка при произношении;
-употребление в словах с мягкой, твердой основой;
-расположение букв в слове.
-элементы цепи
-соединение
-сила тока
-напряжение
-сопротивление
4 Выяви сходства и отличия. Сходства: участники (крестьяне), территория, цель (против колон. зависимости);
Различия:временной период, ход действий, результат. Сходства:нет
Различия:в написании, произношении, употреблении, расположении букв в словах. Сходства:состоят из одних и тех же элементов.
Различия:при парал.соед-ся начала проводников и их концы, при послед.-начало одного соед. сконцом другого, на разных участках цепи разная сила тока , сопротивление (парал.), но одинак. напряжение ; при послед.-одинак. сила тока, разное напряжение и сопротивление.
5 Сделай вывод. Более значительными были результаты восстания под рук-вом К. Касымова. Вернули ханскую власть, уменьшили процент налогов, разрешили кочевать. В выводе формулируются правила написания, произношения, употребления. Параллельное соединение более практично, т.к. рассчитано на одно и то же напряжение, при выходе из строя одного элемента, другие продолжают работать.
Сравнительная характеристика последовательного и параллельного соединений.
Цель сравнения: Выяснить, какой вид соединения более практичный и чаще находит применение.
№ Параметры
сравнения Последовательное соединение Параллельное соединение
1. элементы цепи Источник тока, проводники, соед. провода, ключ, амперметр, вольтметр, реостат. Источник тока, проводники, соед. провода, ключ, амперметр, вольтметр, реостат.
2 соединение Конец одного соединяется с началом другого Соединены концы и начала проводников
3 сила тока I=I1=I2 I=I1+I2
4 напряжение U=U1+U2 U=U1=U2
5 сопротивление R=R1+R2 1/R=1/R1+1/R2
Сходства:состоят из одних и тех же элементов.
Различия:при парал.соед-ся начала проводников и их концы, при послед.-начало одного соед. сконцом другого, на разных участках цепи разная сила тока , сопротивление (парал.), но одинак. напряжение ; при послед.-одинак. сила тока, разное напряжение и сопротивление.
Вывод: Параллельное соединение более практично, т.к. рассчитано на одно и то же напряжение, при выходе из строя одного элемента, другие продолжают работать.
Г) Дайте определение следующим понятиям: фотоэффект, кислота, эпопея.
Определение=Признаки + (Условия возникновения)
Признак (та сторона предмета, которую мы можем узнать, увидеть, услышать, попробовать на вкус, запах, обнаружить с помощью приборов и т.д.,которая служит его приметой, знаком)
Понятие Признаки Условия возникновения Определение понятия
Фотоэффект Вырывание электронов с поверхности вещества Под действием света Явление вырывания электронов с поверхности вещества под действием света.
Кислота Вещества содержат атомы водорода, кислотный остаток Вещества, содержащие атомы водорода, соединенные с одним или несколькими кислотными остатками.
Эпиграмма По размеру –маленькое произведение, сатирическое, насмешливое произведение. Маленькое насмешливое сатирическое произведение.