Презентация Проблемы и новые возможности учебного предмета «Окружающий мир». Требования к современному уроку.
Проблемы и новые возможности учебного предмета «Окружающий мир».Требования к современному уроку. Учитель начальных классовМакеевской ОШ №4Тимченко Л.А.
Триединство учебного предмета «Окружающий мир»
«Нет ничего более изобретательного, чем природа.» Цицерон
style.rotationppt_wppt_y
style.rotation
Особенности учебного предмета «Окружающий мир»:а) специфика предмета «Окружающий мир» (интегративный характер; многообразие изучаемых объектов и явлений; личностнозначимое содержание учебного материала и др.);б) возможности, которые создает процесс изучения окружающего мира (наблюдение, игровая и продуктивная деятельность, импровизация и моделирование);в) особенности познания окружающего мира детьми младшего школьного возраста (привлекательность объектов природы и общества, эмоциональная окрашенность восприятия, наглядность связей и зависимостей явлений и др.);г) психологические возможности и «пристрастия» младших школьников (ведущая деятельность, склонность к игре, потребность в экспериментировании, самостоятельности и творчестве и др.);д) приоритетный метод обучения на уроке.
Основная особенность курса -интегративный характер и пропедевтическая рольобществоведческие, исторические, физические, химические, биологические, географические, астрономические, экологические знания
style.rotationstyle.rotationppt_yppt_yppt_y
style.rotationstyle.rotationppt_yppt_yppt_y
style.rotationstyle.rotationppt_yppt_yppt_y
style.rotationstyle.rotationppt_yppt_yppt_y
style.rotationstyle.rotationppt_yppt_yppt_y
style.rotationstyle.rotationppt_yppt_yppt_y
style.rotationstyle.rotationppt_yppt_yppt_y
style.rotationstyle.rotationppt_yppt_yppt_y
ДезинтеграцияДает возможность ученику глубже и конкретнее изучить закономерности и качественное своеобразие различных структур (природы, человека, общества, истории родного края)
Концептуальные идеи в основе курса «Окружающий мир»
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
Ведущие цели предмета «Окружающий мир»Цели, обусловленные природоведческим содержанием предмета:формирование систематизированных знаний о многообразии природы и условиях ее жизни;развитие положительного отношения к природе, элементов экологической культуры;формирование навыков бережного, созидательного отношения к природе.
style.rotation
style.rotation
style.rotation
Цели, обусловленные обществоведческим содержанием предмета:воспитание начал высших нравственных чувств (отношения к Родине, ее культуре и истории), толерантности, и др.;воспитание культуры поведения и взаимоотношений;развитие умения сопереживать, проявлять внимание, оказывать помощь и др.
Цели, обусловленные интегрированным характером содержания курса:формирование общей культуры и эрудиции школьников;развитие ценностных отношений к окружающему миру, нравственных и эстетических чувств;осознание себя как части природы и члена общества.style.textDecorationUnderlinestyle.textDecorationUnderlinestyle.textDecorationUnderline
ТРИЕДИНАЯ ЗАДАЧА УРОКАРазвивающая:при обучении развивать у учащихся познавательныйинтерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание,воображение, восприятие. Образовательная: вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков. Воспитательная: формировать у учащихся научное мировоззрение,нравственные качества личности, взгляды и убеждения.
Принципы построения программыспиральной структуры(каждый следующий виток расширяет и углубляет знания);вариативности ( выбор собственной траектории обучения);дифференциации (репродуктивный, продуктивный, креативный уровни)
Общие дидактические принципы
Принципы обучения
«Милая, светлая Родина! Вся наша безграничная любовь – тебе, все наши помыслы с тобой» М. Шолохов
Универсальные учебные действия
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
Формы организации учебного процесса
Учебно – познавательная деятельность обучающихся на уроках:
Типы уроков окружающего мираУрок-наблюдениеУрок-поискУрок-дискуссияУрок-практикумУрок-играУрок творчества
Характеристики развития младшего школьника при изучении предмета «Окружающий мир»:Умение применять полученные знания, выбирать рациональный способ решения учебной задачи;стремление быть самостоятельным и проявлять инициативу при изучении окружающей действительности, находить способы получения, систематизации, обобщения информации;умение осуществлять учебное сотрудничество, выбирать партнера по деятельности, целесообразные способы совместной работы;умение оценивать свое незнание, находить причину совершённой ошибки и пути ее исправления, определять необходимость получения новых знаний.
Качества личности ребёнка, формируемые на уроках окружающего мира:
Требования к современному уроку Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.
Требования предъявляемые к современному уроку: хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;вывод делают сами учащиеся;минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; времясбережение и здоровьесбережение;в центре внимания урока - дети;учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей; урок должен быть добрым. умение демонстрировать методическое искусство учителя;планирование обратной связи.
style.rotation
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УРОКУ Учёт особенностей учащихся класса: уровень класса; отношение учащихся к предмету; темп работы класса; сформированность ЗУН; отношение к разным видам учебной деятельности; отношение к разным формам учебной работы, в том числе нетрадиционным; общая дисциплина учащихся.
Учёт индивидуальных особенностей:тип нервной системы; коммуникативность; эмоциональность; управление восприятием нового материала учащихся; умение преодолеть плохое настроение; уверенность в своих знаниях, умениях; умение импровизировать; умение пользоваться различными средствами обучения, в том числе ТСО и ЭВТ.
Правила, обеспечивающие успешное проведение урока: общие:1. Определить место урока в теме, а темы – в годовом курсе, выделить общую задачу урока. 2. Просмотреть учебную программу, прочитать требования стандарта по данной теме, выяснить, что требуется от учителя к данному уроку.3. Восстановить в памяти материал учебника, отобрать опорные ЗУН.4. Конкретизировать задачи урока, выделить ведущую задачу.5. Сформулировать и записать её в плане таким образом, чтобы она была доступна, понятна учащимся, осознана ими.6. Определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке, что он должен знать и уметь после урока.7. Определить, какой учебный материал сообщить учащимся, в каком объёме, какие интересные факты, сообщить ученикам.8. Отобрать содержание урока в соответствии с его задачей, наиболее эффективные способы формирования новых ЗУН.9. Продумать, что и как должно быть записано на доске и в тетрадях учащихся.10. Записать предусматриваемый ход урока в план урока. представив себе урок как целостное явление.
Частные:1. Быть собранным, чётко и ясно ставить задачи перед учащимися, соблюдать логику изложения материала.2. Быть доброжелательным, не оскорблять учеников, не возмущаться их незнанием или непониманием. Помнить, что ошибку надо искать в способах организации их деятельности.3. Не перебивать ученика, дать ему договорить. Нечёткий ответ может быть следствием неясного вопроса.4. Задания и инструктаж давать чётко, кратко, с обязательным выяснением того, как ученики поняли требования. 5. Пристально следить за тем, как учащиеся слушают учителя. Помнить, что показателем внимания могут быть активное слушание, сосредоточенность на задании.6. Экономить время, вовремя начинать урок, заканчивать его со звонком, не допускать длительных проработок учащихся.7. Добиваться выполнения каждого своего требования. Ни одно требование на уроке не должно быть просто продекларированным! 8. Темп урока поддерживать интенсивным, но посильным для большинства.9. Стимулировать вопросы учащихся, поддерживать их инициативу, одобрять их активность и осведомлённость.
Вывод:В целом содержание, методы, средства и формы организации познавательной деятельности ориентированы на обеспечение мотивационного и волевого, ориентировочного и содержательно-операционного, оценочного компонентов учения и создание условий для самопознания и самоанализа личности ученика.