Правила эффективного общения учителя: советы молодому учителю
ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ:
СОВЕТЫ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ
1. Следите за культурой своей речи. Речь учителя должна быть эталоном. Трудно добиться взаимопонимания с учеником, допуская ошибку за ошибкой.
2. Контролируйте проявление своих эмоциональных состояний (можно искренне возмущаться, негодовать, радоваться, но не терять при этом чувства меры и никогда не кричать).
3. Поощряйте учеников высказывать мысли, делиться догадками. Каждый ребенок должен чувствовать себя нужным на уроке. Внушайте детям мысль, что лучше ошибаться, чем бездействовать.
4. Учитесь слушать и понимать собеседника. Учите детей не перебивать говорящего.
5. Запомните сами и прививайте детям: можно не соглашаться с чьим-то мнением, но недопустимо высказывать оценки в отношении других людей лишь на основе изложенных ими мыслей.
6. Внушайте учащимся, что к любому их вопросу отнесутся с должным уважением и на любой из них они получат ответ в рамках учебной программы.
7. Говорите и слушайте.
Секрет успешного общения заключается в следующем утверждении: то, как вы говорите, намного важнее того, что вы говорите. Это значит, что наибольшего эффекта можно добиться с помощью всевозможных выразительных средств, имеющихся в вашем распоряжении, – жестов, интонации и лексики. Исследования показывают, что голос, интонация и внешний вид более чем на 90% создают мнение окружающих о человеке.
8. Развивайте пять основных навыков межличностного общения, которые могут помочь преподавателю облегчить установление контакта между собой и классом и между всеми участниками дискуссии. К навыкам, о которых идет речь относятся: умение слушать, воспроизведение сказанного, умение разъяснять, задавать вопросы и подыскивать подходящие примеры.
9. Старайтесь завершать контакт с учениками так, чтобы появилось желание встретиться вновь. Ученик должен получать удовольствие от общения с педагогом.
10.Пытайтесь преодолевать психологические барьеры. Для этого нужно:
– Постараться как бы «остановиться – оглянуться» и тщательно проанализировать, не возникает ли у вас тот или иной барьер в общении;
– в процессе общения стремиться уходить от тех стереотипов, которые мешают успешному взаимодействию (манерность, дистанционность, дидактизм и др.)
Исследования показывают, что голос, интонация и внешний вид более чем на 90% создают мнение окружающих о человеке.
Секрет успешного общения
Визуальное воздействие Акустическое воздействие Вербальное воздействие
55% 38% 7%
Поза, жесты, то как часто вы смотрите собеседнику в глаза, манера поведения в целом – все это отражается на том впечатлении, которое вы производите на людей. Помните, что движения и мимика воздействуют в восемь раз сильнее слов, надо отдавать себе отчет в их возможностях и уделять им особое внимание Интонационный рисунок и темп речи тоже влияют на восприятие наших слов окружающими. Поскольку почти на четверть речевое воздействие зависит от акустической составляющей, следует сделать так, чтобы это работало на вас. Хотя вербальная составляющая играет не самую большую роль в том, какое впечатление вы производите, нужно помнить: впечатление рано или поздно забудется, в памяти останется только суть того, о чем вы говорили