ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ СВИРЕЛИ В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ МУЗЫКИ
История происхождения свирели и ее устройство
Кто музыки не носит сам в себе,
Кто холоден к гармонии прелестной,
Тот может быть предателем, лгуном-
Такого человека берегись!
(Вильям Шекспир)
Эти слова нам ясно говорят о том, что музыка в человеке живет с момента его
рождения. Музыку дети начинают познавать и воспринимать с ясельного возраста
в детском саду, в школе. Она окружает их повсюду в жизни. Музыка наполняет ребенка
добром, светом воспитывая в них все прекрасные человеческие качества.
Наблюдая за деятельностью учащихся на уроке , мы пришли к выводу, что большую активность , ведущую к лучшему усвоению материала урока дает инструментальная деятельность, в частности игра на свирели. Свирель является духовым народным инструментом.
Духовые инструменты зародились в глубокой древности. Материалом для них служил
кусок тростника, кость или рог животного, скорлупа крупного ореха, морская раковина и т.д. Первобытный человек использовал их в своей повседневной жизни-на охоте и войне, в обрядовых церемониях. Эти примитивные инструменты постепенно развивались и совершенствовались на протяжении веков и даже тысячелетий.
Один из видов составляли древние флейты-продольные, поперечные и многоствольные.
Звук на них возникал в результате трения струи воздуха об острый край лабиального отверстия. На продольной флейте иногда существовало особое приспособление для извлечения звука, применяемое в наше время на блокфлейте. Многоствольная флейта
(флейта Пана) имела несколько стволов, и каждый ее ствол мог издавать один или два (путем передувания) определенных по высоте звука.
Древняя продольная флейта продолжает существовать и в наши дни, являясь в современном Египте народным инструментом, распространенным у пастухов. В основе
духового инструментария древнего Китая лежал флейтовый тип. Это продольная флейта сяо, пайсяо (разновидность флейты Пана с 12 бамбуковыми стволами), чи (поперечная флейта с 3-6 игровыми отверствиями ) юэ (короткая поперечная флейта ) и.др.
Наиболее распространенным инструментом древней Индии являлась ванша –разновидность поперечной флейты, на которой по преданию играл бог Кришна.
Самая ранняя из сохранившихся русских летописей –«Повесть временных лет» (около1113г.), составителем которой, как полагают был монах Киевско-Печерского монастыря Нестор . Она начинается словами «Се повести временных лет , откуда есть пошла Русская земля ,кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть», сообщает также о русских народных музыкальных инструментах и музыкантах.
Термином свирель в русском инструментоведении называют парную продольную свистковую флейту. Инструмент похожий на свирель Смеловой , в литературе называется
сопель или пыжатка. Вот описание этого инструмента, которое дает К.А.Вертков: «Сопель или дудка , пыжатка представляет собой продольную свистковую флейту.
Ствол ее деревянный (преимущественно из ивы), круглый, имеет 35-40 см в длину и 1,5 см в диаметре. В верхний тупой конец трубки вставлена деревянная втулка со щелью, направляющей вдуваемый воздух на острый край среза свисткового отверствия,
вырезанного в стволе на расстоянии 1,5 см от края. На противоположной стороне просверлены 6 игровых отверствий. Звук сопели при нормальном вдувании негромкий и,
как обычно у продольных флейт, чуть глуховатый, при передувании в верхнем регистре
становится значительно более сильным и даже резко свистящим . В этом регистре и производиться игра . Звукоряд сопели диатонический, в объеме септимы , с передуванием
достигает двух октав. Пользуясь различной степенью силы вдувания воздуха и неполным прикрыванием игровых отверствий пальцами , исполнители на сопели извлекают при надобности и хроматические измененные звуки».
Однако сам же Вертков отмечает : «При перечислении инструментов в древнерусской литературе не наблюдается случаев, когда одновременно были бы упомянуты свирель и сопель, из чего можно сделать вывод , что оба названия имели одинаковое понятие, представляли как бы собой синонимы».
Свирель у многих народов живет уже тысячелетия в неизменном виде. При раскопках в Хакассии, неподалеку от деревушки Малая Сыя, было обнаружено поселение, в котором люди жили 34 тысячи лет назад (каменный век).Среди многих удивительных находок есть и музыкальный инструмент –свирель, сделанная из минерала гематита. Некоторые исследователи считают, сто свирель из Малой Сыи и сама старая из найденных, но не самая старая вообще. Вряд ли человек сразу дошел до такой сложной для пещерного жителя формы инструмента. Скорее всего , история духовых инструментов началась с простой тростниковой или камышовой трубки, затем была флейта Пана и потом уже свирель.
Если на Западе усовершенствованная флейта вытеснила свой прототип, то в России возрождение интереса к этому инструменту отностится к концу 19-началу 20 века.
Ее используют в своем составе оркестр народных инструментов под управлением Андреева и оркестр хора имени Пятницкого. Аналогами свирели в современной практике можно назвать блокфлейту и хроматическую сопилку конструкции украинского мастера Деменчука ( у которой 10 игровых отверствий).
Существует много прекрасных рассказов, легенд, сказок об этом инструменте.
А вот и легенда «Флейта Пана».
«Однажды бог лесов и полей Пан полюбил прекрасную нимфу Сиринкс. Увидев его, нимфа в ужасе бросилась прочь. Пан последовал за ней. И вдруг на пути Нимфы появилась преграда-река. Что делать? Пан вот-вот настигнет нимфу! И тогда Сиринкс обратилась с мольбой о помощи к богу реки, и тот превратил ее в тростник, растущий на берегу. Пану казалось, что он уже почти догнал свою возлюбленную, сейчас он ее обнимет, но, добежав до реки, он увидел, что берег пустынен и только тростник растет у воды. И вдруг в шелесте тростника Пану послышался голос прекрасной Сиринкс. В горе он срезал несколько тростинок, связал их между собой, тихонько подул в тростинки и заиграл печальную мелодию. Долго Пан сидел на берегу реки, и ему казалось, что нимфа разговаривает с ним.»
Такая красивая легенда окружает создание инструмента, который так и называют –флейта Пана. Именно с такой трогательной истории мы начинаем с ребятами обучение игре на свирели, что вносит в наши занятия романтическую нотку, помогает добиться от детей бережного отношения к своему инструменту.
15