Урок Сообщества. Биогеоценозы. Типичные экосистемы Ишимского района


Урок №74: Сообщества. Биогеоценозы. Типичные экосистемы Ишимского района.
(урок в 11 б классе – профильном агротехнологическом)
Учитель биологии: Завьялова Мария Леонидовна
Цель: Познакомить учащихся с биоценотическим уровнем жизни на Земле.
Задачи:
Образовательная: познакомить учащихся со строением биологических объектов: экосистем, сообществам, биогеоценозам (структура), продолжить формирование современной биологической терминологии и символики.
Развивающая: продолжить формирование умения сравнивать биологические объекты (экосистемы и биогеоценозы) и делать выводы на основе сравнения, осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных исследованиях.
Воспитательная: формирование бережного отношения к природе, понимания необходимости её охраны.
Оборудование: таблицы по общей биологии.
Ход урока
Актуализация знаний:
Что называется экологическими факторами?
Назовите две основных группы экологических факторов.
(Организуются временные группы)
Учитель: читает отрывок из книги Н. Сладкова «Разноцветная земля», в котором речь пойдёт о тайге (Зелёной земле), учащимся надо будет в два столбика выписать все знакомые экологические факторы.
Зелёная земля (Тайга)Тайга – самый огромный на земле лес. Царство колючей хвои. Сосны, пихты, кедры и ели. Тяжелый гул зеленых вершин. Унылый скрип обомшелых стволов. Сыро, сумрачно, глухо. Пахнет прелью и таежной водой. Корни-выворотни, словно медведи, поднялись на дыбы, растопырили косматые лапы. Ни ярких цветов, ни пёстрых бабочек. Не видно птиц, не слышно зверей. Все прячутся и таятся. Лишь осторожная тень проскользнёт в чаще. Дрогнет задетая кем-то ветка, распрямится примятая кем-то трава. И опять тишина и безлюдье. Тропа выбита звериными лапами и копытами. Человеку трудно идти звериной тропой. Ноги то тонут во мху, то скользят на упругой хвое. Суковатые валежины цепляются за одежду, еловые лапы бьют по лицу. И чёрные дупла старых осин следят за тобой, словно чьи-то глаза. Хорошо смотреть на зелёную тайгу с горы. Там светлые боры-сосняки. Тут тёмные пятна ельников. Голубые извивы рек. Чёрные гари, пропахшие дымом. Жёлтые зыбуны-болота. И синие, туманные, бескрайние дали. Самый большой лес на земле. Тайга.
Пример заполнения таблицы учащимися, после прослушивания текста:
Экологические факторы Таблица №2
Абиотические факторы Биотические факторы
–«сумрак», т.е. недостаток света;
–«сыро», т.е. повышенная влажность;
– тишина;
– заболоченность, деревья во влажной почве падают;
– «корни-выворотни»;
– отсутствие ветра, плохая аэрация, т.к. «пахнет сыростью, прелью», «обомшелые стволы».– наличие зверей, в том числе хищных;
– птицы;
– густая хвойная растительность: сосны, кедры, пихты, ели;
– осины (тоже растут во влажной почве);
– моховая растительность говорит о заболоченности.
Изучение новой темы (основные понятия: биоценоз, экосистема)
Учитель: Первые понятия, с которыми мы сегодня познакомимся – это биоценоз (сообщество) и биогеоценоз (экосистема).
Термин «биоценоз» впервые ввёл в науку в 1877 году К. Мебиус. 
Учащимся даётся задание:
Прочитать текст в учебнике «Понятие о сообществе и экосистеме»;
Найти определение терминов: биоценоз (сообщество), биогеоценоз (экосистема);
Фронтальная беседа по упражнению «Разноцветная земля».
– Как вы считаете, представленная в рассказе природная зона является сообществом живых организмов или нет? Докажите свою точку зрения.
– Тайга, о которой говорится в рассказе, это биоценоз или биогеоценоз? Докажите свою точку зрения.
– В чем разница в понятиях «биоценоз» и «биогеоценоз»?
Вывод: (записывается в тетрадь)
Биоценоз – это биосистема, представляющая собой совокупность популяций различных видов растений, животных и микроорганизмов, населяющих определённую территорию, а биогеоценоз – это биоценоз, находящийся в устойчивой связи с факторами неживой природы.
БИОЦЕНОЗ = РАСТЕНИЯ + ЖИВОТНЫЕ + МИКРООРГАНИЗМЫ + ЕДИНАЯ ТЕРРИТОРИЯ (БИОТОП)
БИОГЕОЦЕНОЗ = БИОЦЕНОЗ + АБИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СРЕДЫ
Динамическая пауза.
Структура биогеоценоза. Основные характеристики биогеоценоза.
Схема «Структура биогеоценоза» (по В.И. Сукачёву) зарисовывается в тетрадь:
Учитель: Каждый биогеоценоз характеризуется целым рядом показаний, определяющих его качество (устойчивость). Познакомьтесь с основными характеристиками биогеоценоза по таблице №3 «Основные характеристики биогеоценоза»
Основные характеристики биогеоценоза:
Название характеристики Описание характеристики
1. Видовое разнообразие.
2. Плотность видовых популяций организма.3. Пространственная структура.
4. Биомасса.
5. Биологическая продуктивность 1. Число видов растений и животных в данном биогеоценозе.
2. Количество особей данного вида на единице площади или объема.
3. Сложение растительной части (фитоценозов) по ярусам.
4. Масса организмов определённой группы или сообщества в целом.
5. Скорость образования биомассы в биогеоценозе.
Вопрос: Какой биоценоз можно считать устойчивым?
Биоценоз, в котором имеется достаточно большое разнообразие видов, имеются чётко сформировавшиеся фитоценозы, достаточная биологическая продуктивность и сохраняющий эти качества достаточно продолжительное время может считаться устойчивым.
Закрепление:
Типичные экосистемы Ишимского района (фронтальная беседа с учащимися).
Решение проблемных задач по группам:
А) Сгорел участок хвойного леса, где эдификатором была пихта, но имелись сосна сибирская и лиственница. Причина пожара - молния. Условия: влажно, склон северный. Какой биоценоз займёт место сгоревшего через 10-15 лет? Какая порода деревьев может стать видообразующей? Ответ обоснуйте (правильный ответ – осина).
Б) Человек на склоне горы вырубил берёзовую рощу и построил горнолыжную трассу. Условия: сухо, южный склон. Какой биоценоз займёт место предыдущего через 1-2 года? Какое растение может стать видообразователем? Ответ обоснуйте (правильный ответ – злаки, подорожник)
Домашнее задание:
Прочитать текст параграфа, ответить на вопросы, объяснить термины.
Оценочно-рефлексивная деятельность. Соотнести полученный результат с поставленными целями и закончите предложение.
Самым полезным и интересным на уроке для меня было…