Урок по математике на тему «Деление многозначных чисел. Решение составных задач с экономическими понятиями по сказкам А. С. Пушкина»
Конспект урока МАТЕМАТИКИ 4 класс
Тема урока: «Деление многозначных чисел. Решение составных задач с
экономическими понятиями по сказкам А. С. Пушкина»
учитель МОУ «СОШ п.Красный Текстильщик»
Промкина Л.Н.
Цель: экономической грамотности и математических навыков.
Задачи: - закрепление навыков умножения и деления многозначных чисел через
решение задач по сказкам А. С. Пушкина, формирование
экономического мышления;
- развитие способностей к продуктивной самостоятельной работе,
развитие экономического мышления;
- воспитание инициативы и активности, привитие интереса к творчеству
Пушкина.
Оборудование: индивидуальные листы – задания для уч-ся; карта-схема страны Лукоморье; аудио/видео записи сказок А.С. Пушкина.
Ход урока
Организационный момент.
Математику, друзья,
Не любить никак нельзя,
Очень строгая наука
Очень точная наука
Эта математика.
Сегодня на уроке мы будем повторять приёмы деления многозначных чисел, способы проверки деления, будем решать задачи, речь в которых пойдет о сказочных героях А.С.Пушкина и найдем экономические связи с настоящим, вспомним некоторые экономические термины.
Работа по теме урока
1) Повторение.
Сейчас вас ждёт математический ребус. Каждая команда должна за 1 минуту
( примеры взяты из учебника и могут варьироваться в соответствии с темой урока)
1 команда:
240
420
450
630
1000
400
720
60
2 команда:
720 : 8 = А
800 – 80 = Д
640 : 8 = К
630 : 7 = А
180 : 3 = Е
550 + 450 = Р
320 : 8 = Л
500 – 90 = Н
90 – 90 = С
90
40
60
80
0
90
410
720
1000
3 команда:
80 * 9 = С
640 : 80 = И
70 * 8 = Р
450 : 50 = Е
540 : 60 = Е
720 - 350 = Ч
90 : 10 = Е
120 * 4 = Г
320 : 80 = В
90
40
60
80
0
90
410
720
1000
4 команда:
320 : 4 = Э
450 : 5 = О
80 * 70 = М
21 * 20 =
1000 : 5 = А
140 : 2 = К
280 : 40 = Н
3600 : 3 = И
810 : 10 =
80
70
90
7
90
5600
1200
70
200
2) На этом уроке мы по новому посмотрим на сказки Пушкина, а именно с экономической точки зрения.
Нам необходимо открыть карту – для этого надо решить примеры и выполнить проверку, чтобы быть уверенным в ответе. (Дети решают примеры на своих листах, первые 4 человека, решившие примеры открывают ключи со словами торговля, потребности, бартер, потребитель).
1608 : 24 = П:
2700 : 36 = П:
8352 : 87 = П:
5264 : 56 = П:
- Найдите объяснения этим экономическим терминам у себя на листах и соедините стрелкой.
Торговля обмен без денег по соглашению
Потребности обмен товаров на деньги
Бартер нужды человека ля осуществления жизни
Потребитель человек, потребляющий товар или услуги
(открывается карта, дети вспоминают сказки по рисункам на карте).
Многие герои сказок – обыкновенные люди со своими потребностями, которые они пытаются удовлетворить с помощью товаров и услуг. Иногда им помогают волшебные герои.
-Кому помогали волшебники в сказках Пушкина? (старик, князь Гвидон).
Отгадайте шараду и вы узнаете, что будем делать дальше:
Первое – предлог,
Второе – летний дом,
А целое – порой решается с трудом.
3) Работа над задачами и экономическими понятиями.
Посмотрите отрывок и скажите, какая экономическая проблема встаёт в этом отрывке (аудио/видеокассета)
Жил был поп
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какой товару.
Навстречу ему Балда
Идёт, сам не зная куда
«Что, батька, так рано поднялся?
Ладно. Не будет нам обоим накладно
Поживи-ка на моём подворье,
Окажи своё усердие и проворье».
- Из какого произведения? Какой экономический термин уместен для описания сделки? (Бартер)
Решим задачу про Балду. («Математика 4 класс» 2 часть с.32 № 3)
На листах у детей:
Дано:
Длина –
Ширина –
Р прям.-?
Решение задачи с комментированием.
Физкультминутка.
4) Найдём следующую экономическую проблему.
Вот неделя, другая проходит,
Ещё пуще старуха вздурилась;
Опять к рыбке старика посылает:
«Воротись, поклонись рыбке:
Не хочу быть столбовою дворянкой.
А хочу быть вольною царицей.
(Неограниченные человеческие потребности)
Работа по задаче про старика: (с.33 №6)
Тина – ?
поровну
Трава морская – ?
Рыбка – ? 2/5 от всего улова
Всего – 150 кг
- Что вы можете сказать о задаче? (составная)
- Какие простые задачи вы здесь увидели? (нахождение части числа, остатка, пропорциональное деление)
Самостоятельное решение задачи, взаимопроверка.
Закрепление.
Экономические отношения – отношения между людьми возникающие в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных благ, существовали во все времени и даже сказочные герои вступают между собой в экономические отношения. Но вернёмся к действительности. Прочитайте газетные заметки. Подумайте, какие сказки напоминают вам эти «экономические новости». Проверкой будет служить решение выражения.
Тест.
Расставьте порядок действий, решите, ответ первого действия поможет вам узнать сказку в первом задании; ответ второго действия – сказка второго задания; ответ третьего действия – третьего задания; ответ четвёртого – четвёртого задания; ответ пятого – сказка из пятого задания.
2088 : 87 + 4032 : 56 – 945 : 27 =
1. Делегация работников торговли, возвращаясь с международной ярмарки, нанесла визит правительству небольшого островного государства. Встреча прошла в тёплой дружеской обстановке.
Сказка о царе Салтане ---------------------24
Сказка о попе и работнике его Балде ------36
2. В российской провинции, пенсионер № нашёл оригинальный способ улучшения материального положения своей супруги. К сожалению, непомерные запросы последней привели к плачевым результатам.
Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях --------24
Сказка о рыбаке и рыбка ---------------------------------72
3. Местный священник организовал отдел налоговой полиции, единственный работник которой проследил за своевременной сдачей налога у самой неорганизованной части населения.
Руслан и Людмила -------------------------------48
Сказка о попе и работнике его балде --------35
4. В продаже появились фальсифицированные фрукты, употребление которых приводит к негативным последствиям, таким, как продолжительный летаргический сон.
Сказка о царе Салтане ---------------------------------24
Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях-----35
5. Социологический опрос молодых девушек показал, что 1/3 опрошенных решила сделать карьеру в области общественного питания, 1/3 – посвятить себя ткацкому делу, остальные же надеются на удачное замужество.
Сказка о рыбаке и рыбка-------------------------------60
Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях ------61
IV. Итог урока.
Наш урок подходит к концу.
- Что повторяли на уроке?
- С какими экономическими терминами мы познакомились?
V. Домашнее задание.
С. 34 № 4,9
Самоанализ урока математики
по теме «Деление многозначных чисел. Решение составных задач с
экономическими понятиями по сказкам А.С. Пушкина
Урок закрепления в 4-м классе по теме «Деление многозначных чисел.
Решение составных задач» проведён в классической форме с элементами экономической направленности. Данное направление выбрана неслучайно, так как на период изучения темы в школе проходила экономическая декада. Материал, отобранный для изучения темы, полностью соответствовал тем задачам урока, которые были поставлены перед учащимися. Все задания отражали воспитательную задачу и формировали экономическое мышления, а также прививали интерес к сказкам Пушкина.
На уроке ребята встретились с такими экономическими понятиями, как: торговля, потребности, бартер, потребитель. Причём, затруднений при введении данных понятий учащиеся не испытывали, так как понятия были даны в сказочной форме, что вызывало у учащихся интерес.
В процессе работы проведена работа по закреплению табличных случаев, умножения и деления, деления многозначных чисел, решения задач на нахождение периметра, составных задач.
При выполнении всех заданий ребята были активны, справлялись с заданиями без затруднений и показали неплохие математические знания, умения и навыки. Это доказывают и результаты проведённого в конце урока тестирования. Из 20 учащихся 4-го класса на «4» и «5» справились 73%.
Итог урока подведён. Временные рамки соблюдены. План урока реализован полностью.
Найдите объяснения экономическим терминам и
соедините стрелкой.
Торговля обмен без денег по
соглашению
Потребности обмен товаров на деньги
Бартер нужды человека для
осуществления жизни
Потребитель человек, потребляющий
товар или услуги
2 команда:
720 : 8 = А
800 – 80 = Д
640 : 8 = К
630 : 7 = А
180 : 3 = Е
550 + 450 = Р
320 : 8 = Л
500 – 90 = Н
90 – 90 = С
90
40
60
80
0
90
410
720
1000
3 команда:
80 * 9 = С
640 : 80 = И
70 * 8 = Р
450 : 50 = Е
540 : 60 = Е
720 - 350 = Ч
90 : 10 = Е
120 * 4 = Г
320 : 80 = В
90
40
60
80
0
90
410
720
1000
4 команда:
320 : 4 = Э
450 : 5 = О
80 * 70 = М
21 * 20 =
1000 : 5 = А
140 : 2 = К
280 : 40 = Н
3600 : 3 = И
810 : 10 =
80
70
90
7
90
5600
1200
70
200
80 ·3= п 160 + 240= н 9·70= к 180:3= С
90·5= ш 370 + 630= и 800-80=А 60·7= у
Заголовок 415