Урок по обществознанию для 7 класса «Наш выбор — здоровый образ жизни»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 им.Б.Н.Куликова г.Семикаракорска»
Семикаракорского района Ростовской области
____________________________________________________________
РАЙОННЫЙ КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА «МОЙ ЛУЧШИЙ УРОК»
«Наш выбор –
здоровый образ жизни»
План-конспект урока
Предмет: обществознание
Класс: 7
-2578105012055
Урок разработал:
Маркин Василий Владимирович, учитель истории и обществознания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г.Семикаракорска» Семикаракорского района Ростовской области
г.Семикаракорск
2014
-30543511430 «Наш выбор –
здоровый образ жизни»
Цели урока:
Личностные цели:
Создать условия для самореализации учащихся путем:
формирования ценностного отношения школьников к своему здоровью;
моделирования жизненной перспективы с позиций ценностного отношения к здоровью;
формирования способности к самоучению, саморазвитию;
формирования уважительного отношения к иному мнению, толерантности;
развития мышления, памяти, внимания;
развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, взаимопомощи.
2.Метапредметные цели:
Создать условия для самореализации учащихся путем:
формирования целостного взгляда на мир, понимания сущностных взаимосвязей, явлений и процессов в современном мире;
освоения способов решения проблем поискового характера;
активного использования средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
формирования умения использовать различные способы поиска информации, готовить своё выступление;
овладения логическими действиями сравнения, обобщения, классификации; построения рассуждений;
формирования умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения
3. Предметные цели:
Создать условия для самореализации учащихся через
овладение учебными действиями по составлению схемы «Здоровый образ жизни»;
расширение представлений учащихся о здоровье, раскрыть сущность понятия «здоровый образ жизни».
Цели для ученика (учебная задача)
Как прожить жизнь, чтобы сохранить здоровье и реализовать все жизненные планы?
Тип урока: урок – исследование.
Оборудование:
Изображение человека; слово «здоровье», написанное по вертикали; плакаты о здоровье и спорте. Техническая составляющая – интерактивное оборудование
План урока:
Самоопределение к деятельности (организационный момент)
I.Этап мотивации (Мозговой штурм)
II.Изучение нового материала
1. Мастерская конструирования определений. Составляем определение понятия «Здоровье» (Работа в группах)
2. Слагаемые здоровья (Работа на интерактивной доске)
3. Физкультминутка
4. «Мониторинг своего здоровья» (Практическая работа)
5.Физкультминутка для глаз (презентация)
6.«Памятка российскому долгожителю». (Сообщение учащегося. Интерактивная беседа)
7.Закрепление материала. Продолжи пословицу о здоровье (соревнование по рядам)
8.Забота государства о здоровье граждан (Мозговой штурм)
III.Оценивание и рефлексия.
Ход урока
Самоопределение к деятельности (организационный момент)
Условия проведения урока: проветренное помещение (свежий воздух – это среда, в которой хорошо работает мозг, легкие); чистая доска – это направленность на деятельность; правильное освещение (это работа глаз).
Учитель: Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода? А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться. Я хочу с вами поделиться улыбкой. Я дарю вам свою улыбку. У вас такие солнечные лучистые улыбки, что от них ярче становится день, а на душе теплеет. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу! (Мотивационный этап. Комфортное начало урока, обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся).
Учитель предлагает детям проверить свою осанку. Упражнение может выполняться как сидя, так и стоя. Ребёнок садится прямо, распрямляет плечи, кладёт себе на голову дневник или тетрадь. Стараясь удержать предмет на голове, считает до 10.
Учитель сообщает тему урока и его цели
Постановка проблемы- Ребята! Нам с вами предстоит сегодня провести не совсем обычный урок. Необычный потому, готовых решений нет, и нельзя заглянуть в ответ. Ответы подсказывает сама жизнь. Главное – уметь отстаивать свою точку зрения, слушая других. Вы прекрасно знаете, что здоровье человека – это главная ценность в жизни. Его не купить ни за какие деньги. Многие задают себе вопрос: «Как прожить, чтобы не стареть?» И себе отвечают: «Так не бывает». Каждый человек хоть чем-то, да болеет. Но почему один попадает в больницу два раза за всю жизнь, а другой чуть ли не каждый месяц? Уже давно установлено, что за здоровьем надо следить с детства. Будучи больным, вы не сможете воплотить в жизнь свои мечты, не сможете отдать свои силы на созидание, на выполнение жизненных задач, не сможете полностью реализоваться в современном мире. Поэтому мы должны выяснить:
Что такое здоровье?
Как человеку жить, чтобы сохранить здоровье?
I.Этап мотивации (Мозговой штурм)
(Мотивационный этап. Использование положительных установок на успех в деятельности)
На каждую букву слова «здоровье» найти слова, которые имеют отношение к здоровью, здоровому образу жизни. (Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем)
Например, варианты предложенные детьми:
27139905993130З – зарядкаД – диета, докторО – отдых, окулистР – режимО - осанка В – витаминыЬ -Е – еда
II.Изучение нового материала
Мастерская конструирования определений.
Составляем определение понятия «Здоровье». (Работа в группах)
Далее предлагается учащимся самим дать определение понятию «здоровье». - Сформулируйте собственное определение понятия «здоровье». Работа проводится в группах. Учитель. Сегодня мы будем работать в группах. О чем мы должны помнить, общаясь друг с другом? (Вежливо обращаться друг к другу. Выслушивать мнение каждого, не перебивая. Доказывать свои версии. В группе ответы дает каждый. Быть внимательным друг к другу. Умеешь сам – научи другого). Возьмите за руку того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками. (Использование положительных установок на успех в деятельности). Далее учитель предлагает детям распределиться по группам. (Использование активных методов обучения, метод свободного выбора).
Класс делится на 4 группы (3 минуты одновременно работает каждая группа). Затем на интерактивной доске ученики записывают свои определения, затем класс принимает участие в обсуждении данного понятия. (Чередование позы. В течение урока учитель наблюдает за посадкой учащихся; чередует позы в соответствии с видом работы).
Здоровье – это……………
Здоровье – это……………
Здоровье – это……………
Здоровье – это……………
Данное определение сравнивается со следующими:
«Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия»
Определение Всемирной Организации Здравоохранения.
Учитель. Спасибо за интересные определения, чувствуется, что проблема здоровья находится в поле вашего внимания
2.Слагаемые здоровья (Работа на интерактивной доске по классификации понятий)
На интерактивной доске размещены словосочетания:
Здоровый человек
подвижный образ жизни
переедание
правильное питание
ночной образ жизни
вредные привычки
отказ от вредных привычек
режим дня
активный отдых
полноценный сон
еда на ночь
перекусы
закаливание
личная гигиена
положительные эмоции
стрессовые ситуации
высоконравственное отношение к окружающим людям, обществу, природе
43427651125855 Учитель предлагает прочитать и оставить на доске только те карточки, высказывания на которых мы можем связать со здоровым образом жизни. Дети по очереди выходят к доске и прикрепляют необходимые карточки - составляется схема здорового образа жизни. Остальные карточки снимаются с доски (на этом этапе возможны обсуждения). (Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем)
Схема здорового образа жизни:
подвижный образ жизни
правильное питание
отказ от вредных привычек
режим дня
активный отдых, полноценный сон
закаливание
личная гигиена
положительные эмоции
высоконравственное отношение к окружающим людям, обществу, природе.
Вывод: Человеку важно здоровье сохранить, и зависит это от того, как он живет.
3.Физминутка
(Наличие на уроке эмоциональных разрядок)
Учитель. Для того чтобы стать сильным и ловким нам поможет магическое стихотворение.
Веселые спортсмены
Быстро встали, улыбнулисьВыше-выше потянулись.Ну-ка, плечи распрямите, Поднимите, опустите.Вправо, влево повернитесь,Рук коленями коснитесь.Сели, встали. Сели, встали.И на месте побежали.
Воздуха чистого вдохни,И мысленно болезни отгони.
4.Практическая работа «Мониторинг своего здоровья»
Учитель. Давайте проведем небольшое исследование своего здоровья, вам предлагается перечень утверждений, каждое из которых требует ответа «да» или «нет». Эта информация будет полезна, прежде всего, вам.
Тест «Твое здоровье»
1.У меня часто плохой аппетит.
2. После нескольких часов работы у меня начинает
болеть голова.
3. Часто выгляжу усталым и подавленным,
иногда раздраженным и угрюмым.
4. Периодически у меня бывают серьезные заболевания,
когда я вынужден несколько дней оставаться в постели.
5. Я почти не занимаюсь спортом.
6. В последнее время я несколько прибавил в весе.
7. У меня часто кружится голова.
8. В настоящее время я курю.
9. В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний.
10. У меня плохой сон и неприятные ощущения
утром после пробуждения.
За каждый ответ «да» поставьте себе по 1 баллу и подсчитайте сумму
38284156221730
-32448597155Результаты:
1-2 балла. Несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья, вы в хорошей форме. Ни в коем случае не оставляйте усилий по сохранению своего самочувствия.
3-6 баллов. Ваше отношение к своему здоровью трудно назвать нормальным, уже чувствуется, что вы его расстроили довольно основательно.
7-10 баллов. Как вы умудрились довести себя до такой степени? Удивительно, что вы еще в состоянии ходить и работать. Вам немедленно нужно менять свои привычки, иначе…
Конечно, вы вправе не согласиться с данной интерпретацией результатов, но лучше давайте задумаемся о своем образе жизни.
5.Физкультминутка для глаз (презентация)
Выполните движения глазами по горизонтальной линии (вправо – влево). Затем по вертикальной (вверх – вниз). Далее по диагоналям.
6.«Памятка российскому долгожителю»
( Интерактивная беседа при использовании технологии развития критического мышления)
Учитель. Есть болезни, которыми можно заразиться. Но, оказывается, заразить может и положительный пример. Человек, сохранивший здоровье и долголетие, может стать образцом для подражания, примером мудрого отношения к своему здоровью. Рассказ о таком человеке подготовили наши ребята.
Сообщение учащегося. Наш герой - это доказательство истины, что здоровье - привилегия мудрых. Представление о долгожителях у нас связано с Кавказом или Тибетом - там можно встретить столетних богатырей. А у нас, в России мужчины в среднем живут до 60, женщины до 77 лет. Поэтому герой нашего рассказа - человек уникальный. Можно сказать, единственный в мире. Его имя было занесено в Книгу рекордов Гиннеса. Это легенда отечественной хирургии, академик Федор Григорьевич Углов. В начале XXI в. он был самым пожилым оперирующим хирургом мира.Скончался Федор Григорьевич совсем недавно, в июне 2008 г., в возрасте 103 лет. Но до последнего он продолжал работать, поражая всех ясностью ума и прекрасной физической формой. Углов - профессор, доктор медицинских наук.
Вот что он говорил о секретах своего долголетия:Я поставил себе цель и всю жизнь к ней стремился, это мне и помогло. Я и сейчас постоянно работаю, ложусь спать в половине двенадцатого ночи, встаю в половине восьмого. Днем никогда не сплю. От обеденного стола сразу же перехожу к рабочему. И, конечно же, веду здоровый образ жизни. Не пью и не курю. Обливаюсь холодной водой прямо на снегу. Двадцать лет таких процедур, и я напрочь забыл дорогу в аптеку. Чтоб сохранить бодрость, не обойтись и без спорта. В юности я занимался французской борьбой, любил позаниматься на турнике, ходить на лыжах. Сейчас, когда есть свободное время, люблю гулять пешком по лесу - общение с природой помогает восстановить силы. Я и сейчас с удовольствием делаю любую домашнюю работу - колю дрова, убираю снег на даче. Да и обед по надобности запросто могу приготовить... Но главное - делать людям добро. Этому меня учила мама.
Работа с «Памяткой российскому долгожителю»
Интерактивная беседа. Работа в парах
Учитель. Биография этого человека поучительна. Это и правильный выбор своего пути, и целеустремленность, и любовь к своему делу.
Из всех своих рекомендаций Федор Углов составил «Памятку российскому долгожителю». В этой памятке 12 правил. Но некоторые правила, казалось бы, не имеют отношения к здоровью и нуждаются в разъяснении. Однако этих разъяснений академик не дал, предоставляя нам самим делать выводы. Постарайтесь объяснить, как выполнение каждого из этих правил скажется на улучшении нашего здоровья и о каком именно здоровье может идти речь?Слушаем ваши разъяснения. Ученики выбирают карточку с заданием(Работа в парах. Применяется технология развития критического мышления. Объяснение нового материала с опорой на субъективный опыт учащихся. В результате дети учатся обращаться к своему личному опыту, предъявлять свою собственною позицию, искать и находить свои оригинальные способы деятельности).
Люби родину. И защищай ее. Безродные долго не живут. (Здоровье связано с патриотизмом. Родина - это корни, вера, желание оставить после себя хорошее наследство. Этот пункт касается нравственного, психического здоровья.)
Люби работу. И физическую тоже. (Работа дает энергию, цель в жизни. Именно в работе человек может наиболее полно раскрыть себя как личность. Этот пункт имеет отношение к физическому, психическому, нравственному здоровью.)
Умей владеть собой. Не падай духом ни при каких обстоятельствах. (Этот пункт касается психического здоровья. Упадок духа может привести к депрессии, когда сломаться может даже высоконравственный и физически крепкий человек.)
Никогда не пей и не кури, иначе бесполезны будут все остальные рекомендации. (Речь здесь идет о физическом здоровье. Эти вредные привычки буквально разрушают человека.)
Люби свою семью. Умей отвечать за нее. (Это правило говорит о психическом, нравственном здоровье. Семья дает человеку ощущение защиты, стабильности, сознание правильно прожитой жизни.)
Сохрани свой нормальный вес, чего бы тебе это ни стоило. Не переедай! (Речь идет о физическом здоровье. Но избыточный вес может стать причиной и психологических расстройств.)
Избавь своих детей от разрушающей здоровье музыки. (Это призыв защитить психику ребенка. Музыка может оказывать разрушительное воздействие: человек становится неуправляемым.)
Режим труда и отдыха заложен в самой основе работы твоего тела. Люби свое тело, щади его. (Нельзя переутомляться, нужно правильно распределять нагрузку. Иначе можно прийти к нервному срыву, а значит, подорвать психическое и физическое здоровье.)
Индивидуальное бессмертие недостижимо, но продолжительность твоей жизни во многом зависит от тебя самого. (Забота о физическом, психическом, нравственном здоровье помогает продлить жизнь.)
Делай добро. Зло, к сожалению, само получится. (Это правило помогает сохранить и физическое, и психическое, и нравственное здоровье.)
7.Закрепление материала. Продолжи пословицу о здоровье (соревнование по рядам)
Многие народные пословицы, афоризмы рассматривают здоровье, как величайшее богатство, как неповторимое благо для человека. Из глубины веков до нас дошли не только факты, рассказывающие о том, как тот или иной народ относился к здоровью и поддерживал его. Большое значение имеют для нас пословицы и поговорки. Недаром они составляют важный компонент народной мудрости. Теперь время вспомнить некоторые из них. (Развитие логического мышления, творческого мышления. Воспитание толерантного отношения к культуре разных народов, населяющих нашу страну – воспитание нравственного здоровья).
-53403587630Необходимо продолжить пословицу:
Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу.
Пусть будут твоими врачами трое – веселый характер, умеренность в еде и движение».
В здоровом теле – здоровый дух
Курить – здоровью вредить
Здоровье всего дороже
Береги платье снову, а здоровье смолоду
Здоров будешь – всё добудешь
Здоровье сгубишь – новое не купишь
Хмель шумит – ум молчит
Пить до дна – не видать добра
Что у трезвого на уме – у пьяного на языке
Было бы здоровье, а счастье само придет.
-44831027063708.Забота государства о здоровье граждан
(Мозговой штурм)
Государство, как известно, состоит из граждан. Сила и здоровье народа являются богатством государства. Руководители государства об этом не раз задумывались и на своем уровне решали эту задачу в той или иной степени.
Сегодня правительство РФ решает многие социальные проблемы через национальные проекты. Один из них посвящен здоровью.
-5041904726305Вопрос учащимся: Как администрация нашего района, города заботится о здоровье наших земляков?
Строительство детских площадок;
Строительство плавательного бассейна;
Спортивные соревнования;
Проведение рок-вестивалей;
Реконструкция стадиона;
Наличие детского оздоровительного лагеря «Солнышко»
Наша школа получила статус здоровьесберегающей. В школе будет работать новый уникальный прибор «Армис», с помощью которого будет проводиться диагностика здоровья детей.
-5340356736080III.Оценивание и рефлексия
Учитель предлагает детям дать оценку своей деятельности (самооценку). (Исключаем эмоциональную стрессовую нагрузку у учащихся при оценивании его результатов).
– "Если бы я был президентом, я бы ..., чтобы укрепить здоровье граждан моего народа…
49142657879080Ученики по цепочке дают ответы.
(Спокойное завершение урока, учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, педагог комментирует заданное на дом задание, учитель и учащиеся прощаются).
Напутствия учащихся на перемену. (Приобщение детей к культуре общения и поведения вне урока, самоорганизация и т.д.)
Использованная литература:
Ахаев А.В. Управление здоровьесберегающим образовательным процессом. Учебно-методическое пособие/ А.В. Ахаев. – Усть-Каменогорск: Издательство ВКГУ имени С.Аманжолова, 2004.
Классный руководитель. Научно-методический журнал для заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей и кураторов, учителей начальной школы. М., 2004., №2.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии. – М.:АРКТИ, 2003
Ступницкая М.А., Белов А.В., Родионов В.А. Критериальное оценивание как здоровьесберегающий фактор школьной среды.//Школа здоровья, 2003г, №3, 37-4
Приложение
1. Критерии урока с точки зрения здоровьесбережения
1. Плотность урока 75%
(Норма не менее 60% и не более 75-80% )
2. Количество видов учебной деятельности 7
(Норма 4-7)
3. Средняя продолжительность различных видов деятельности Не более 8 минут
(Норма не более 10 мин.)
5. Количество видов преподавания 7
(Норма не менее 3-х )
6. Чередование видов преподавания Через 8 минут
(Норма не позже чем 10-15 мин.)
7. Наличие эмоциональных разрядок (количество) 3
2-3
8. Место и длительность применения ТСО В соответствии с гигиеническими нормами
9. Чередование позы Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся
10. Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток на 20-35 мин. урока по 1 мин. из 3-х легких упражнений 3-4 повторениями каждого
11. Психологический климат Преобладают положительные эмоции
12. Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности Не ранее 45 мин.
2. Здоровьесберегающие технологии и приёмы урока:
Технология развития критического мышления - способствует активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся;
Информационно-коммуникативные технологии поддерживают познавательную мотивацию;
Мастерская конструирования определений – развивает логическое мышление, создает ситуацию успеха;
Компенсаторно-нейтрализующие приемы здоровьесберегающих образовательных технологий: физкультминутка на компенсацию двигательной активности, физкультминутка для глаз;
Наличие эмоциональных разрядок
Наличие мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.
Наличие «Минуток здоровья», напоминаю учащимся о правильной осанке, о правильном режиме освещения;
Создание ситуации успеха;
Использование активных методов обучения, метода свободного выбора;
Обучение на деятельностной основе;
Практико-ориентированное, личностно-значимое обучение.