Организация воспитательной системы детей младшего школьного возраста по духовно-нравственному воспитанию
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯЭВРИКА
683049, г. Петропавловск-Камчатский, Орбитальный пр., 13, тел. (4152) 27-33-38, e-mail: evrika_2008@mail.ruОрганизация
воспитательной системы
детей младшего школьного возраста
по духовно-нравственному воспитанию
Воспитатель группы продленного дня
Смыкова О. Н.
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».
В.А. Сухомлинский
Аннотация
У жизни есть три основы – истина, добро и красота. Человек становится личностью, когда обретает способность реализовать свои природные задатки, осознает, оценивает, понимает и принимает себя и других. Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
В цели воспитания заключено триединство разумного, духовного и творческого.
Первая составляющая цели воспитания – это интеллект ребенка. Вторая составляющая – нравственность, мораль, - это духовный стержень.
Третья составляющая – творчество. Человек обладает способностью творить исозидать.
В итоге личность, достигшая этого триединства, оказывается в состоянии строить жизнь.
По уровню воспитанности человека можно судить об обществе в целом. Наследие прошлого, богатство нравственных и духовных ценностей воспитывают патриотизм, любовь к Родине, к Отечеству.
Поэтому необходимо сохранять и развивать традиционные для России ценности, воспитание детей гармонически развитыми, понимающими и принимающими глубинные нравственные устои нашей страны, её блестящее культурное прошлое.
Данная модель направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка и разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе и рассчитана на четыре года.Актуальность
Методологической основой новых образовательных стандартов стала Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации. При этом воспитание становится как никогда социально востребованной и актуальной проблемой развития гражданского общества.
Младшие школьники в процессе обучения и во внеурочной деятельности получают достаточно большой объем духовно - нравственных представлений. Они знают и понимают, как надо поступать, т.е. имеют представление о нравственном поведении. Но всегда ли они так поступают? Нет, не всегда. Расхождение между представлениями о нравственном поведении и поступкам объясняется многими причинами. Одна из них состоит в том, что нам легче объяснить детям, как надо поступать, чем приучить их к правильному поведению. Комплексный подход к воспитанию ставит перед нами важную задачу формирования в единстве сознания и поведения младшего школьника.
Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников была разнообразной, содержательной, насыщенной работой над осознанием общественных событий и строились на основе самых высоких нравственных отношениях.
Поэтому, несмотря на то, что создаются новые формы и методы работы, пока нет никаких оснований полагать, что вопросы духовно – нравственного воспитания теряют свою остроту и актуальность.
Концептуальные основы моделирования
Духовно-нравственное воспитание – двусторонний процесс. Он заключается в воздействии взрослого на ребёнка и в его ответных действиях, т.е. в усвоении им нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении.
Ключевая роль в духовно-нравственном становлении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все. Именно в школе наиболее системно, последовательно и глубоко происходит духовно-нравственное развитие и воспитание наших детей. Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, непосредственностью в поведении. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного духовно-нравственного воспитания детей. От класса к классу увеличивается объём знаний, углубляется осознание нравственных понятий и представлений. Это позволяет заложить фундамент высоконравственной, творческой, толерантной личности.
Цель - организация процесса освоения и выработки школьниками способов духовно – практического преобразования своей жизни и окружающей действительности путём переосмысления и переоценки в соответствии с универсальными человеческими нормами, ценностями и правилами.
Задачи:
Создать условия для формирования классного коллектива и созданию в нём нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития в нём учащихся.
Способствовать самоопределению личности учащегося в школьном коллективе, социальной группе с учетом возможностей ребёнка.
Способствовать осмыслению и усвоению нравственных норм, закреплению в повседневной жизни ученика.
Пробудить интерес ребёнка к самому себе, помочь в формировании адекватной самооценки и самоуважения.
Содействовать самовыражению индивидуальности каждого ребёнка в интеллектуальном, духовно-нравственном, коммуникативном, эстетическом и физическом воспитании.
Развивать толерантность в общении учащихся.
Формировать уважительное отношение младших школьников к старшему поколению, развивать интерес к истории Родины, воспитывать чувство гордости за историю и социально-культурные достижения своей страны.
Вовлекать детей в деятельность ученического самоуправления.
Воспитывать положительное отношение к труду, как высшей ценности.
Развивать потребность в творческом труде, воспитывать культуру труда.
Приобщать детей к занятиям физической культурой и спортом.
Механизмы реализации воспитательной работы.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе – наблюдает, помогает, контролирует воспитательную работу в классе.
Воспитатель класса – отвечает за реализацию воспитательной работы в классе.
Учителя – предметники – оказывают педагогическую поддержку в гармоничном духовном развитие личности школьника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе патриотических, культурно-исторических традиций России.
Педагог - организатор - обеспечивает разработку и организацию общешкольных мероприятий.
Родители – делятся опытом в вопросах семейного воспитания, активно участвуют в жизни класса и школы.
Основополагающие принципы реализации воспитательной системы
Принцип событийности(введение в жизнь ребёнка эмоционально значимых событий, формирование способности быть творцами и участниками этих событий).
Принцип ориентации на социальные и ценностные отношения (умениевидеть человеческие отношения и ценности за событиями, действиями, словами, поступками, на уровне современной культуры).
Принцип интеграции и дифференциации (совместная деятельность воспитателя и учащихся направлена на развитие инициативы и самостоятельности детей, определение общих целей и их достижение на основе взаимопонимания и взаимопомощи).
Принцип субъектности (содействие в развитии у ребенка способности быть субъектом собственного поведения, деятельности и в итоге – собственной жизни).
Принцип помогающих отношений (умение самостоятельно решать проблемы своей жизнедеятельности и личностного роста, способности к самопознанию, самореализации и самоутверждению).
Принцип принятия ребенка как данности (признание и уважение уникальности и своеобразия личности ребёнка, понимание особенностей и уровня развития его на данном этапе жизни).
Принцип ориентации на идеал(ориентирование на высшую цель духовно-нравственного развития личности, воспитания и самовоспитания).
Принцип диалогического общения (умение выстраивать ценностные отношения диалогического общения со сверстниками, родителями, педагогами и другими взрослыми).
Принцип творческой активности (создание условий для проявления и развития способностей учащихся, стимулирование желания стать субъектами индивидуального и коллективного творчества).
Принцип системно-деятельностной организации воспитания (воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся, и поддерживаемое укладом школьной жизни включающая в себя организацию учебной, внеучебной, внешкольной, в том числе общественно полезной деятельности младших школьников).
Базовые ценности:
Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, Отечеству.
Гражданственность – закон и порядок, свобода совести, правовое государство.
Социальная солидарность – доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство.
Человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, международное сотрудничество.
Наука – ценность знаний, стремление к истине, научная картина мира, прогресс человечества.
Семья – любовь и верность, уважение к родителям, забота о старших и младших.
Труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание.
Религия – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантность.
Искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическая культура.
Природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
Жизнь и здоровье – ценности, здоровый образ жизни.
Модель воспитательной системы выстраивается последовательно с учётом возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей.
I блок. «Лесная школа» (первый класс).
Модифицированная программа «Лесная школа» (направлена на самоутверждение воспитанников в новом социальном статусе – статусе школьника), разработанная на основе пособия «Лесная школа» М.А. Панфилова.
Цель: формирование умения определять эмоциональный характер героев; развитие у детей способности к сопереживанию, эмоциональной и образной памяти.
Задачи:
оказывать каждому ребёнку необходимую помощь для преодоления его неуверенности в себе;
сформировать позитивные модели поведения;
снижать уровень тревожности;
повышать учебную мотивацию.
Коррекционные сказки решают дидактические, терапевтические и коррекционные задачи, развивая воображение и мышление.
II блок. «Нравственные ценности» (второй класс).
Модифицированная программа «Нравственные ценности» (направлена на приобретение социально значимых знаний), разработанная на основе программы «Нравственные ценности» И.В. Баранова, С.Р. Гупта.
Цель: формирование эмоционально-ценностных ориентаций, культуры восприятия окружающего мира.
Задачи:
знакомить с качествами личности человека, которые называются «Добродетели»;
учить позитивному мышлению;
формировать сознательное нравственное поведение.
III блок. «Уроки мудрости» (третий класс).
Модифицированная программа «Уроки мудрости» (направлена на формирование социально значимых позитивных отношений), разработанная на основе программы «Нравственные ценности» И.В. Баранова, С.Р. Гупта.
Цель: формирование понятия «внутренний мир», навыков изложения своих мыслей в творческой форме.
Задачи:
формировать осознанное умение последовательно и постоянно применять этические знания и умения в своей жизни и общении с окружающими;
воспитывать внимательное отношение к словам, которыми выражаем свои мысли, чувства, различные состояния;
обогащать лексический словарный запас, выражающий заинтересованное доброе отношение к окружающему миру;
развивать умение анализировать художественные тексты (литературные произведения) с точки зрения нравственных проблем.
IV блок. Дружный класс (четвертый класс).
Модифицированная программа «Дружный класс» разработанная на основе программы «Дружный класс» М.В. Полякова.
Цель: развитие установок толерантности и культуры мира у учащихся.
Задачи:
формировать представления об укладе жизни, традициях, обычаях своего народа;
учить видеть и признавать отличия между людьми и их культурами;
развивать национальное самосознание;
развивать психологическую компетентность в условиях межэтнического взаимодействия.
Планируемые результаты
Понимание и осознание - жизнь, высшая ценность.
Принятие культуры здорового образа жизни.
Повышение уровня патриотического и гражданского самосознания, самодисциплины, способность делать правильный нравственный выбор.
Приобретение школьником социальных знаний об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе.
Повышение уровня интеллектуальных и коммуникативных умений.
Толерантное отношение к миру, к людям разных национальностей.
Участие, неравнодушие, милосердие к старикам, больным людям.
Уважение к старшим, уважение к Родине, армии, правительству, законам.
Улучшение социально-психологического климата в классном сообществе.
Критерии эффективности воспитательной системы класса
Воспитанность учащихся.
Защищенность и комфортность ребенка в классе.
Удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью класса.
Сформированность классного коллектива.
Репутация класса.
Сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности младшего школьника.
Модель выпускника начальной школы
Осознаёт ценностные нормы человеческой жизни - «Отечество», «культура», «любовь», «творчество». Имеет чувство гордости за принадлежность к своей нации, за свою Родину и ответственность за ее благосостояние. Наделён чувством уважения к своему дому, близким людям, к малой Родине.
Умеет замечать, понимать и приумножать красивое в человеке, искусстве и природе.
Имеет позитивный опыт толерантного взаимодействия. Уважает права и индивидуальность других.
Любознателен, владеет мыслительными операциями, развивает кругозор, обогащает свой словарный запас.
Осознаёт ценность труда.
Ориентирован на здоровый образ жизни. Занимается физкультурой и спортом, стремится к физическомусовершенству.
Уважительно относится к окружающему миру, имеет чувство ответственности за свои поступки и слова.
Понимает сущность нравственных качеств и черт: вежливость, доброта, честность, порядочность. Проявляет терпимость, сочувствие и милосердие. Заботится о нуждающихся и слабых. Имеет чувство собственного достоинства.
Таким образом, проектирование воспитательной системы класса выстраивается по следующей технологии:
Диагностика детского коллектива - отвечаем на вопрос: «Что имеем?».
Постановка целей и задач - отвечаем на вопрос: «Что хотим?».
Подбор форм деятельности под поставленные цели и задачи - отвечаем на вопрос: «Как этого достичь?».
Использование современных технологий
Личностно-ориентированная - развивает у учеников творческие способности, индивидуальность, помогает каждому ребенку стать успешным.
Технология сотрудничества - основана на коммуникативном взаимодействии для достижения общей цели «ученик-ученик», «педагог-ученик», «педагог-родитель».
Игровая технология - соблюдая правила игры, ребята воспитывают в себе добросовестного, честного, ответственного человека.
Здоровьесберегающие технологии - сотрудничество со школьным психологом, медицинским персоналом, родителями, соблюдение режима дня, создание психоэмоциональной комфортности.
Технологии (элементы) креактивного мышления.
Факторами оказывающими влияние на формирование доброжелательного, творческого классного коллектиква являются: благоприятный климат в классе, занятия с педагогм психологом, поддержка родителей.
Объективно оценивая результаты и достижения учащихся, и прогнозируя свою деятельность, вижу необходимость в совершенствовании системы работы по развитию нравственного сознания в поведении детей.
Библиографический список
Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. – М., Просвещение, 1985. Сухомлинский В.А. Верь в человека. – М., 1960.
Воспитательная система класса: теория и практика \Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2005.
Закон об образовании РФ.
Конвенция ООН о правах ребенка.
Воспитание школьников \ научно-методический журнал №2. М.,2007.
Воспитание школьников \ научно-методический журнал №4. М.,2007.
Воспитание школьников \ научно-методический журнал №8. М.,2007.
Классный руководитель \ научно-методический журнал №7. М.,2007.
Классный руководитель \ научно-методический журнал №3. М.,2007.
Классный руководитель \ научно-методический журнал №8. М.,2007.
Классный руководитель \ научно-методический журнал №4. М.,2007.
Классный руководитель \ научно-методический журнал №2. М.,2008.
Классный руководитель \ научно-методический журнал №1. М.,2006.
Классный руководитель \ научно-методический журнал №7. М.,2006.
Классный руководитель \ научно-методический журнал №4. М.,2008.
Круглова Т.Ф., Белоусова Г.В. Структура концепции воспитания школы русской МОУ СОШ № 2 г. Пикалво // Завуч, 2002, № 1, с. 37.
Семейный кодекс РФ.
Сухомлинский В.А. Верь в человека. – М., 1960.
Федеральные законы: об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушениях несовершеннолетних, о свободе совести и религиозных убеждений, о государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений. Устав школы.