Урок русской литературы по теме А.Никитин Хождение за три моря


Класс: 8 Предмет: Литература Учитель : Сабирова А.Ж.
№ Деятельность учителя Деятельность ученика
Тема урока: А. Никитин «Хождение за три моря»
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока: Познакомить учащихся с творчеством А. Никитина
1.познакомить учащихся с русским купцом А. Никитиным и его книгой «Хождение за три моря»;

2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление; Учащиеся готовятся к уроку.
1. Проверка домашнего задания Пересказ Тургенева « Восточная легенда».
Учащиеся рассказывают домашнее задание
2. Орг. момент.  Создание хорошего рабочего настроения. Вхождение в тему. Учащиеся слушают учителя
3. Объяснение нового материала
Рассказ учителя.
 Работа по нахождению фрагмента по географическим картам.
. Рассказ учителя. (Приложение1, слайд 7)Много интересных мест на глобусе. Я хотела бы вас пригласить в удивительное место. Надеюсь, оно вам понравится, и вы сделаете для себя много открытий.
Запишите тему сегодняшнего урока в тетрадь. 
Хожение (хождение) - старославянское слово. 1. Странствие, путешествие. 2. Жанр древнерусской литературы - описание путешествия.
В небольшом городе Твери жил купец Афанасий Никитин. Задумал он путешествие в далёкую и загадочную страну. Найдите фрагмент, изображённый в рабочей тетради, на карте полушарий и определите страну, в которую мы отправимся вместе с А.Никитиным (Индия). - Где находится Индия? 
Географическое положение Индии. Индия находится в Северном и Восточном полушарии на полуострове Индостан. По своим очертаниям полуостров напоминает треугольник, который омывается Индийским океаном и его частями: Аравийским морем - на западе и Бенгальским заливом - на востоке. На этом полуострове расположены две большие страны- Индия и Пакистан. Населяет их добрый, миролюбивый народ со старинной и богатой культурой. Итак, отправляемся в путь. Какое транспортное средство выберем? ( Корабли, так как город Тверь находится на берегу реки Волги). Предлагаю разбиться на команды, выбрать капитанов, придумать названия своих кораблей, потому что во время путешествия вы будете выполнять различные задания и вести путевые заметки. - Какими качествами должен обладать настоящий путешественник, и что он должен уметь, чтобы отправиться в дальние странствия? Одним из таких путешественников был тверской купец Афанасий Никитин. Снарядил он корабли с товарами и поплыл по матушке-Волге.
- Какие товары везли с собой русские купцы? (меха, воск, мёд, коней). А привозили из заморских стран шёлк, жемчуг, драгоценные камни, перец, шафранЗа этими товарами и отправился тверской купец. Трудным оказался его путь. Владения Руси заканчивались вскоре после Новгорода - далее шли земли казанских татар. Разграблены были купеческие корабли людьми хана Касыма, а товарищи Никитина попали в плен. Но Никитин спасся. Добрался до моря Хвалынского (Каспийского), на котором путешественников ожидали новые беды - разыгралась буря. Одно судно потерпело крушение, а члены экипажа попали в плен к горцам. А Никитину опять повезло. Далее дорога шла через Персию. Так в Древнем мире называли Иран. После Ирана Афанасий Никитин побывал на Ормузе, маленьком островке Персидского залива. Море в тех краях прозрачно настолько, что на глубине видно коралловое дно. (Приложение1, слайд 8)
Добываемый здесь жемчуг высоко ценится во всём мире. Из Ормуза Никитин через Аравийское море поплыл до Индии. Наконец-то преодолено второе море - Индийское. Но и третье море, называемое Стамбульское (Чёрное) было позади. Странствуя из одного города в другой, Никитин очень внимательно за всем наблюдал и писал заметки, которые назвал "Хождение за три моря".
Комментированное чтение вступительной статьи к разделу, стр.21
Ответы на вопросы и выполнение заданий
Краткий рассказ учителя о А. Никитине и его «Хождении за три моря».Комментированное чтение фрагментов с попутной словарной работой. Слушают, записывают, делают выводы, работают в группах, по парам, индивидуально
Работа в группах. Конкурс "Великий путешественник".
4. Закрепление нового материала * Ответы на вопросы – задания, стр.26
*Работа с афоризмами, подбор казахских аналогов-эквивалентов
* Комментированное чтение фрагмента из повести : А. Никитин «Хождение за три моря»
выполняют задания в группах, по парам, индивидуально, делают выводы
5. Рефлексия Постер «Аквариум» Уч-ся заполняют .
6. Подведение итогов. Выставляются оценки. Подсчитываем баллы. Подсчитывают баллы
7. Домашнее задание стр.22-26, пересказ «Хождения за три моря» А. Никитина
Запись в дневниках.