Технологическая карта по истории 7 класса Развитие культуры в эпоху Петра 1


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
«Развитие культуры в эпоху Петра 1 »
Цель  урока:
Охарактеризовать нововведения Петра 1 в области культуры и быта, рассмотреть достижения в области архитектуры.
Задачи:
• формирование  основ общественно-политических,   гуманитарных знаний об эпохе Петра1;•    вырабатывать умения систематизировать и анализировать полученные знания.•    развитие навыков отбора самого главного и существенного в материале, концентрации внимания, логического мышления;• через игровые элементы урока и групповую форму его проведения прививать интерес к истории России;   •    способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников;
•    формировать у учащихся оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений, умения работать с историческим документом, как историческими источниками.
3.Тип урока - урок «открытия нового знания».
4.Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, парная, экскурсия, самостоятельная работа.
5.Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, презентация в MS Power Point, путевой лист, тест, источники, фрагмент видеофильма «Петергоф».
Этапы урока Действия учителя Действия учащихся Универсальные учебные действия Результаты Личностные Метапредмет-ныеПредметные
I. Мотивация Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.
- Добро пожаловать в туристическое агентство “ШТО”, что означает школьное туристическое образование. Города России, Лондон, Нью-Йорк, Париж — любой город мира может пасть к вашим ногам при помощи нашей турфирмы. Сегодня начинается специальная акция — после чего вас ждет розыгрыш туристических путевок. Выиграв путевку, вы сможете сразу же отправиться в путешествие! Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Регулятивные:  умение организовывать свою деятельность. Организация учебной деятельности II. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы Любой человек оставляет о себе память в сердцах потомков. И от того, какую жизнь прожил человек, такая о нем и останется память. Людей оценивают по поступкам, тем более, если это касается государственного деятеля. Этот урок последний в системе уроков об эпохе Петра Первого. Как вы думаете, чем мы будем заниматься  с вами на уроке?  О чем будем говорить? – Что нам сегодня предстоит ещё выяснить? 
Обращение к эпиграфу. «Россия вошла в семью европейских народов как опущенный корабль, 
при стуке топора и громе пушек» А.С. Пушкин
Пётр оказался одним из самых влиятельных правителей в истории Российского государства. Он резко отличался от предшествующих правителей, поскольку был склонен к новаторству и был уверен, что правитель не обладает высшей мудростью и должен непрерывно учиться на опыте своём и чужом Ответы учеников:
 наша задача:  повторить материал о Петровской  эпохе  (понятия, хронологию, факты). 
Формулируют вопрос (учебнуюпроблему) в разных вариантах.  
И ответить на вопрос: Какое историческое значение имели преобразования Петра Великого?
Мы в процессе повторения деятельности Петра I должны, наконец, выяснить: кто же был император Петр: - в первую очередь тиран или все-таки великий реформатор. Каковы итоги внутренней политики Петра 1? Регулятивные умения:
Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической, выдвигать версии.
Коммуникативные:
Планировать учебные действия с учителем.
Личностные: осознание себя с судьбой страны, культурой.
Познавательные: логические действия - анализ объектов с целью выделения признаков. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России. Определение цели своего обучения, формулирование для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности, развитие интересов своей познавательной деятельности. Анализ информации
III. Актуализация опорных знаний учащихся  Координирует учебную деятельность
- Когда, Петр пришел к власти, перед ним стояло множество задач, которые ему необходимо было решить. Давайте их вспомним. (1 мин)
- И это лишь небольшая их часть. Как вы думаете,  какими же качествами должен обладать человек, чтобы за столь небольшой период времени он смог справится с решением этих и других задач?
- .    Задание. Составьте кластер из прилагательных,   которые охарактеризовали бы личность Петра I. (1 мин)- сильный- любознательный- трудолюбивый- энергичный-дальновидный,
-решительный
-волевой и др.
Учитель: Я предлагаю пройти тестирование по теме «Море деятельности Петра», задания перед вами, для продуктивности вашей работы можно советоваться с группой.
Соотнесите событие и дату, а из полученных букв составьте слово и объясните его значение: Ученики называют задачи, стоящие перед Петром1, составляют кластер личностных качеств императора, выполняют тест.
- Ученики называют: •    борьба со Швецией за восточный балтийский берег, •    завершение переустройства войска в регулярную армию,•     развитие промышленности, торговли. 
- Объяснение значений слов Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.
Регулятивные:  
Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проекте), сверять действия с целью, Оценивать степень и способы достижения цели.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации;структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Коммуникатив-ные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия. Овладение умением вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. Сотрудничество с соучениками, коллективная работа, основы межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. Знание исторических фактов, работа с фактами, анализ результатов важнейших исторических событий; группировка фактов по различным признакам.
IV. Познание нового путём проведения экскурсии, изучения исторических документов Координирует учебную деятельность
Организует самостоятельную работу уч-ся
Организует выступление групп, обмен мнениями
Учитель: Итак, если вы накопили достаточные знания, вас ждет розыгрыш. Как  вы думаете куда скорее всего вам достанется путёвка? Совершенно верно!  В прекраснейший уголок мира, замечательный город - Санкт - Петербург. Поздравляю!
Путешествие будет осуществляться по следующему плану:
1. Сначала нас ждет обзорная экскурсия по городу с остановками у особо значимых объектов.2. Далее нам предстоит посетить Петербургский центр исследования народных обычаев и традиций3. И напоследок мы заедем в Петербургское модельное агентство.
Как настоящие путешественники вы должны быть очень внимательны и наблюдательны. Все свои заметки о путешествии вы должны на протяжении всей поездки вносить в путевые листы, которые есть у каждого из вас. Когда мы вернемся из поездки, вы их сдадите, и на следующем уроке мы сможем определить самых внимательных туристов. Сейчас у вас есть несколько секунд  для ознакомления с вопросами путевого листа, можете уже начать его заполнять.
Так как наша турфирма является школьной и образовательной, поездка будет тематической. Тема нашей поездки: “Изменения в культуре и быте при Петре I”.
- Экскурсия
Видеосюжет 
Учитель:
Обзорная экскурсия закончена. Дальше мы отправляемся в Петербургский центр исследования народных обычаев и традиций. 
Сейчас в течение нескольких минут ознакомьтесь с соответствующим документом и выпишите все произошедшие при Петре 1 изменения в области быта и культуры. (5 мин)
Ну а теперь послушаем рассказ специалистов Центра (после прочтения источников). Туристы, не забывайте про свои путевые листы, ведь вы будете делиться своими впечатлениями с друзьями по прибытии домой. 
(Работа с источниками, заполнение путевых листов)
Выступления представителей групп
Ну и последний наш пункт назначения - Модельное агентство. Посмотрим петербургскую моду в коллекции модельера.(выступление учащегося).
Учитель:
Вот и закончилось наше путешествие, автобус приближается к нашему селу, мы уже дома. Не забудьте сдать путевые листы со своими наблюдениями. Выступают экскурсоводами (индивидуальная и парная работа дома).
Предоставляют классу информацию, самостоятельно добытую 
Слушают новые сведения. Выделяют для себя главное.
Изучают  источники, исторические документы, заполняют путевые листы
Работают в группах, обсуждают.
Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.
Коммуникатив-ные: умение слушать и слышать, умение выражать свои мысли, совершенствовать навыки работы в группе, проявлять толерантность, 
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию.Регулятивные: умение запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени, выбирать средства для организации своего поведения, умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму), правилу, с использование норм, саморегуляция. Культурное многообразие мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация и др.).Овладение умениями изучения и систематизации информации из различных исторических и современных источников, проведения поиска необходимой информации в одном или нескольких источниках;сравнение данных разных источников, выявление их сходства и различия.
V. Выражение решения проблемы, используя метод дискуссии Организует диалог с обучающимися.
- А теперь подведем итог урока: 
Личность Петра Великого и результаты его правления оцениваются неоднозначно как современниками императора, так и историками. Какой-то единой оценки не существует.
Мы в процессе повторения деятельности Петра I должны, наконец, выяснить: кто же был император Петр: - в первую очередь тиран или все-таки великий реформатор. Каковы итоги внутренней политики Петра 1?
(Ответы уч-ся)
Реформы Петра 1 становятся предметом острых споров всегда, как только наша страна оказывается перед выбором путей дальнейшего развития. Так было, когда стоял вопрос об отмене крепостного права, и вначале двадцатого столетия, когда правительство опоздало с обновлением общества, а Россия встала на путь революционного развития. И сейчас, когда в нашем обществе происходят огромные перемены.
И это вполне естественно: история России продолжается; продолжаются и наши раздумья о ней. Высказывают свои предположения. Доказывают правильность своего ответа.
Вступают в диалог. Личностные: нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, анализ, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы.
Коммуникатив-ные: умение слушать и слышать, умение выражать свои мысли, совершенствовать навыки работы в группе, проявлять толерантность, вести диалог Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, определение своей позиции и ответственное поведение в современном обществе. Организация учебной деятельности;
овладение умениями работы с учебной и внешкольной информацией, использования современных источников информации. Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом.
VI Рефлексия Задаёт вопросы о цели занятия.
- Учитель: Хочу предоставить слово тому, кто хотел бы оценить свою работу и работу своих товарищей. (Оценки уч-ся) Кто хотел бы внести коррективы? Проговаривают новые знания, высказывают свои впечатления от занятия. Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения Соотношение своих действий с планируемыми результатами, осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата, определение способов  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировка своих  действий  в соответствии с изменяющейся ситуацией;. ПУТЕВОЙ ЛИСТ
Фамилия, имя туриста __________________________________________________________Маршрут: село Кривая Лука - _______________________________Тема путешествия: _____________________________________________________________
Обзорная экскурсия
1) Дата основания Санкт-Петербурга_________________________2) Первая постройка города _________________________________3) Острова, посещенные в ходе экскурсии: _____________________________________________________________________________4) Достопримечательности Васильевского острова: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________5) Другие достопримечательности Санкт Петербурга:
1._______________________________________________2._______________________________________________3._______________________________________________4._______________________________________________5._______________________________________________6._______________________________________________7._______________________________________________
6) В честь кого установлен памятник “Медный всадник”? _____________________________7) Какая из достопримечательностей является загородной? ____________________________
Петербургский центр исследования народных обычаев и традиций
Какие нововведения произошли при Петре 1 в культуре и быте? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Модельное агентство
Какие изменения в моде произошли при Петре? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задания
Соотнесите событие и дату, а из полученных букв составьте слово и объясните его значение:
1группа) Провозглашение России империей 1714 г.- Л
Введение нового летоисчисления 1721 г.- Л
Гангутское сражение 1721 г.- КНиштадтский мирный договор 1700 г.- О
Первый Азовский поход 1699 г.- Я
Указ о создании российского флота 1695 г.- Е
Учреждение Сената 1696 г.- Г
Начало городской реформы 1711 г.- И
2группа) Основание Санкт-Петербурга 1724 г. – Н
Начало Северной войны 1721 г. – А
Академия наук 1703 г. – СУчреждение Синода 1708 г. – Т
       5.“…Мать Полтавской баталии…” произошла в … 1700 г – Е
3группа)      1.Провозглашение России империей: 1682-1725гг  -К      
2.Знаменитое морское сражение в период Северной войны: Петровская эпоха.- Р 3.  Годы царствование Петра I:    Верховный Тайный Совет;  - Т      
4.Первую половину XVIII века историки называют: Гангутское;  - Е
5.Северная война приходиться на период: 1721 г.;Р6.В России в период с 1686 по 1711гг существовал государственный орган: 1700-1721гг –УРабота с источниками, 1 группа
- Познакомьтесь с соответствующим документом и выпишите все произошедшие при Петре 1 изменения в области быта и культуры.
7208 году декабря в 20 день Великий государь и Великий князь Петр Алексеевич, Всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец указал в предь лета счислять и писать с нынешнего генваря с 1-го числа от Рождества Христова 1700 года (по обычаю других европейских христианских областей, а не от сотворения мира, как прежде в России употребляемо было и году начало числилось с 1-го числа сентября). И в знак доброго начинания нового века было приказано в царствующем граде Москве учинить украшения из ветвей еловых, сосновых и можжевеловых на всех больших и проезжих улицах… да генваря ж первый день, в знак веселья, друг друга поздравлять с Новым годом
А также должно быть созданным  первый в России общедоступный театр, для него в Москве на окраине города построено быть специальное помещение.
В стране начала издаваться первая печатная газета «Ведомости», положившая начало русской периодической печати. 16 декабря 1702 года Петр I издает указ, в котором раскрываются задачи будущей газеты – сообщать"о воинских и о всяких делах, которыя подлежат для объявления Московского и окрестных Государств людям".
Работа с источниками, 2 группа
- Познакомьтесь с соответствующим документом и выпишите все произошедшие при Петре 1 изменения в области быта и культуры.
Указ об ассамблеях и достоинстве гостевом на оных.
25 ноября 1718 г. Петром I был обнародован указ об ассамблеях
“…Ассамблея - слово французское, которое на русском языке одним словом выразить невозможно; обстоятельно сказать - вольное в котором доме собрание или съезд делается не только для забавы, но и для дела. Ибо тут может друг друга видеть и о всякой нужде переговорить, также слышать, что где делается, при том же и забава. А каким образом эти ассамблеи отправлять, определяется ниже сего пунктом, покамест в обычай не войдет.  
В котором доме имеет ассамблея быть, то надлежит письмом или другим знаком объявить людям, куда всякому вольно прийти, как мужскому полу, так и женскому.
  2. Ранее пяти или четырех часов не начинается и долее десяти полуночи не продолжается.
Хозяин не должен ни встречать, ни провожать, ни потчевать гостей, но только должен очистить несколько покоев, предоставить столы, свечи, питье для утоления жажды и игры, на столах употребляемые…
ЮНОСТИ ЧЕСТНОЕ ЗЕРЦАЛО, ИЛИ ПОКАЗАНИЕ К ЖИТЕЙСКОМУ ОБХОЖДЕНИЮ, СОБРАННОЕ ОТ РАЗНЫХ АВТОРОВ ПОВЕЛЕНИЕМ ЦАРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВАБыло составлено по велению Петра I (в 1717 году), когда в соответствии с духом петровских реформ издавались "полезные" книги - разного рода руководства и наставления.В первых наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать. И когда от родителей что им приказано бывает, всегда шляпу в руках держать, а пред ними не вздевать, и возле них не садитися, и прежде оных не заседать, при них в окно всем телом не выглядывать, но все потаенным образом с великим почтенем, не с ними вряд, но, немного уступи позади оных, в стороне стоять, подобно яко паж некоторый или слуга. В доме ничего своим именем не повелевать, но именем отца или матере; от челядинцев просительным образом требовать.Дети не имеют без именнаго приказу родительского никого бранить или поносительными словами порекать. А ежели то надобно, и оное они должны учинить вежливо и учтиво.У родителей речей перебивать не надлежит, и ниже прекословить, и других их сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят. Часто одного дела не повторять; на стол, на скамью или на что иное не опираться и не быть подобным деревенскому мужику, который на солнце валяется, но стоять должны прямо.Всегда время пробавляй в делах благочестных, а празден и без дела отнюдь не бывай, ибо от того случается, что некоторые живут лениво, не бодро, а разум их затмится и иступится, потом из того добра никакого ожидать можно, кроме дряхлого тела и червоточины, которое с лености точно бывает.
Работа с источниками, 3 группа
- Познакомьтесь с соответствующим документом и выпишите все произошедшие при Петре 1 изменения в области быта и культуры.
О СОБИРАНИИ ВЕЩЕЙ В КУНСТКАМЕРУ:В изданном в 1718 г. указе Петра о собирании вещей для Кунсткамеры говорится: «Также, ежели кто найдет в земле, или в воде какие старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, как у нас ныне есть, или и такие, да зело велики или малы перед обыкновенным; также какие старые подписи (надписи. — Д. Л.) на каменьях, железе или меди, или какое старое, необыкновенное ружье (оружие. — Д. Л.), посуду и прочее все, что зело старо и необыкновенно, — такожь бы приносили за что давана будет довольная дача.
Реформы в области образования и науки
Проведение царем преобразований во всех областях государственной деятельности, требовало реформы образования.
В 1699 году в Москве была основана Пушкарная школа, а 1701 году в здании Сухаревой башни открылась "школа математических и навигацких наук", или просто Навигацкая школа, которая стала не только первым высшим учебным заведением в России, но и явилась предшественницей Морской академии в Санкт-Петербурге, основанной в 1715 году.
В этот же период, в 1707 году была открыта Медицинская школа, а следом за ней кораблестроительные, штурманские, инженерные, горные и ремесленные школы.
Начальное образование в провинции осуществлялось в трех типах школ: епархиальных, готовящих священнослужителей, цифирных - для подготовки местных чиновников, и в гарнизонных школах - для обучения солдатских детей. В Москве начала свою работу особая школа – «гимназия», в которой обучали главным образом иностранным языкам.
Страна нуждалось в новых учебниках, поэтому очень быстро стало развиваться издательское дело. В 1708 году Петр I ввел новый гражданский шрифт с упрощенным начертанием букв, сменивший старый кирилловский полуустав. За время правления Петра было создано большое количество типографий, выпустивших в свет  порядка 600 наименований книг, в том числе, учебных пособий.
В 1714 году в Санкт-Петербурге открылась первая государственная общедоступная библиотека.
В Петровские времена снаряжались многочисленные экспедиции в Сибирь, Среднюю Азию и на Дальний Восток. Изучались недра земли, велись поиски полезных ископаемых.
Русские моряки-гидрографы внесли огромный вклад в составление карт Азовского, Каспийского, Балтийского и Белого морей.
Академия наук, открытая в Петербурге в 1725 году уже после смерти Петра Великого, но по его указу от 28 января 1724 года, стала своеобразным олицетворением всех достижений эпохи Петра в области науки и образования .