Технологическая карта конструирования урока по теме Плотность вещества 7 класс


21
20
19
18
17
16
15
14
13
12
11
10
9
8
7
6
5
4
3
2
1
Учебная тема: «Взаимодействие тел».
Тема урока: «Плотность вещества»
Тип урока: Урок изучения новых знаний
Цель урока: Изучить новую характеристику тела (вещества) – плотность; разъяснить физический смысл понятия плотность, научить вычислять массу и объём тела по известной плотности.
Учебно-воспитательный момент (УВМ). Этап урока. Цель этапаВремя, минСодержание УВМ данного этапа Деятельность учителяДеятельность ученика1.
Организационный этапПодготовка учащихся к работе на уроке 2 минЗнакомство учащихся с ходом урока Знакомит учащихся с ходом урока и ставит перед учащимися учебные задачи урока Записывают тему урока в тетрадь, знакомятся с ходом урока
2.
Проверка домашнего заданияПроверить усвоение материала6 минтестПоказывает слайды, дублирует заданиеОтвечают на вопросы теста, сами проверяют ответы (взаимопроверка)
3.
Этап подготовки к активному усвоению материала. Подготовить учащихся к усвоению материала 2 минРассмотреть ситуацию, когда необходимо определить массу тела не имея возможности взвесить его (например, массу айсберга в океане). Показывает слайдыПросматривают слайды, слушают учителя. Отвечают на вопросы
4.
Этап усвоения новых знанийФормировать умения определять плотность тела экспериментально и теоретически 15 минЭкспериментально определить плотности: -2-х тел разной массы, но одинакового объема
-2-х тел разного объема, но равной массы Наблюдает за ходом выполнения, комментирует результат.
Формирует выводСлайд Приглашаются к доске для выполнения экспериментов и для записи результатов опытов. Остальные наблюдают за выполнением и анализируют правильность выполнения.
5.
Закрепление знанийПроверить первичное усвоение материала5 минРешение задачПоказывает слайдыЧитают задание, решают задачи, проверяют решение
6.
Этап применения знанийВыработать умение применять знания самостоятельно 5 минРешение задачПоказывает слайдыСамостоятельно7.
Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по выполнению Информировать о домашнем задании, провести инструктаж по выполнению 2 минПодготовить рассказ о физической величине «плотность» по вопросам 1-4 к п. 9;
в. 6 – письменно;
Задача № 28 - рассмотреть решение.
Желающим- экспериментальное задание: рассчитать плотность хозяйственного мыла
Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания.
слайдЗаписывают домашнее задание в дневник
8.
Подведение итоговПодведение итогов учебных занятий3мин Кратко основноеЗадает вопросы об изученной теме. Озвучивает оценки, подводит итог урока Подведение итогов самими учащимися9.
Рефлексия5 минСлушает«Ну, что, как прошло занятие?»
Карта конструирования урокаОбразовательные задачи этапа урокаСодержание этапаПоказатели выполнения образовательных задач этапа Условия выполнения образовательных задач этапа Возможные методы и приемы обучения
1 2 3 4 5
1.Организацилнный этапПриветствие, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к учебному занятию Доброжелательный настрой, быстрое включение учащихся в деловой ритм.
(2мин) Собранность, последовательность в предъявлении требований «Добрый день, уважаемые коллеги! Нет, нет, я не оговорилась. Сегодня вы не учащиеся 7 класса, а мои коллеги – физики-экспериментаторы, исследователи зависимости массы тела от рода вещества и от объёма тела.  Именно этой проблеме посвящена наша работа2. Этап прверки выполнения домашнего задания
Установить правильность, полноту и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися Выяснить степень усвоения учащимися заданного учебного материала(правила взвешивания, соотношения между единицами объема и массы). Ликвидация пробелов. Проверка знаний, установление пробелов
(6 мин) Формы контроля: тестТестовые задания с выбором ответа (слайд 2,3). Взаимопроверка3. Этап подготовки учащихся к работе
Обеспечить мотивацию учения и принятие целей урока Постановка перед учащимися учебной проблемы Сообщение ученикам темы урока, целей, форм организации деятельности
(2 мин) Ознакомление сначала с явлениями природы (айсберг), а затем с методами исследования Мы сегодня вместе с вами поучаствуем в методе научного познания. Не секрет, что предмет нашего исследования для науки не нов, он уже подвергался изучению. Итак, в путь. «Сперва собирать факты и только после этого связывать их мыслью»,- советовал Аристотель. Прислушаемся к его совету (слайд 4)
4. Этап усвоения новых знаний и способов и способов действия
Содействовать усвоению учащимися способов, средств, которые привели к определенному выводу Обеспечение осмысления метода исследования изучаемых знаний, способов и средств, которые привели к сделанным выводам Максимальное использование самостоятельности учащихся в добывании знаний
(15 мин) -подача материала логически завершенными блоками;
-создание условий для освоения учащимися знаний преимущественно в форме деятельности Генетический метод обучения (посредством показа логики возникновения понятия в практической деятельности)
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ №1: Тела изготовлены из разных веществ(алюминий, медь). Что вы можете сказать об объемах этих тел? Что вы можете сказать о массах этих тел? Проверьте с помощью весов. Анализ. Вывод (слайд 5,6)
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ №2: Тела, изготовленные из разных веществ, имеют одинаковую массу . Что вы можете сказать об объемах этих тел? Анализ. Вывод (слайд 7,8)
Задание: Рассчитайте массу вещества в единице объема в первом и во втором случаях
Введение понятия плотности, единицы плотности, формула плотности. (слайд 9)
Задание:
используя текст параграфа, найти обозначение плотности вещества, математическую запись формулы, определить возможные единицы плотности, указать основную физический смысл(слайд10-13),работа с таблицей плотностей
5. Этап закрепления новых знаний
Закрепление в памяти учащихся знаний и способов, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу Организация деятельности учащихся по отработке изученных знаний и способов действий посредством их применения в ситуациях по образцу и измененных ситуациях Умение воспроизводить алгоритмы и пользоваться ими в стандартных и измененных ситуациях
(5 мин) Использование системы заданий, в основе которой лежит четко спланированная последовательность действий (на применение знаний по образцу и в измененной ситуации) - Вопросно-ответное общение
1) Два кубика- из золота и серебра- имеют одинаковую массу. Какой из них имеет больший объём? (слайд 14)
2) Масса каждого из тел равна 1т. У какого из них меньше плотность? (слайд 15)
3) У какого из двух тел больше плотность? (слайд 16)
4) Что это значит: «Плотность льда равна 900 кг/м3»? (17,18 слайд)
6.Этап применения знанийПрименение знаний при решении задач Решение задачПравильность, полнота, осознанность, самостоятельность при выполнении
(5 мин) 1)Заполни таблицу
Слайд 19
2) Сколько кубометров газа выделяется в городе, загрязняя среду, автомобиль-такси, расходуя за день 20 кг бензина? Плотность газа при температуре 0ºС равна 0,002кг/м³
(20,21 слайд)
7.Этап информированности о домашнем задании
Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания Информация и инструктажИндивидуальные задания
(2 мин) Подробные рекомендации по рациональной организации учебной работы, обеспечивающей выполнение домашнего задания Три уровня домашних заданий
1)Подготовить рассказ о физической величине «плотность» по вопросам 1-4 к п. 9. Выучить наизусть формулу для расчета плотности;
2)в. 6 – письменно;
Задача № 28 - рассмотреть решение.
3)Желающим- экспериментальное задание: рассчитать плотность хозяйственного мыла
8. Этап подведения итогов занятияКачественная оценка работы класса и отдельных учащихся Подведение итогов учебных занятийКратко основное: плотность, формула, единицы, физический смысл
(3 мин) Подведение итогов самими учащимися
(слайд 22)Наш урок – был открытием. Все, что вы сегодня узнали самостоятельно при моей небольшой помощи.
Я еще не устал удивляться
Чудесам, что есть на земле,
Телевизору, голосу рации,
Вентилятору на столе.
Ток по проволоке струится,
Спутник мчится по небесам.
Человеку стоит дивиться
Человеческим чудесам…
9. Этап рефлексииОбеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества Мобилизация учащихся на рефлексиюОткрытость учащихся а осмыслении своих действий и самооценке
5 минРазвитие способностей учащихся к рефлексии «Ну, что, как прошло занятие?»