Урок русского языка в 11 классе Обособленные определения
Русский язык в 11 классе
Тема: Обособленные определения.
Цели урока: - обобщить и систематизировать знания об обособленных распространенных и нераспространенных определениях;
- повторить правила замены придаточной части СПП обособленного определения выражения причастным оборотом;
- формирование умения:
1) выделять интонационно обособленные члены;
2) производить синонимическую замену обособленных членов;
3) правильно ставить знаки препинания при обособленности членов;
- развивать речь учащихся и логику рассуждений;
- Воспитывать интерес к предмету
ХОД УРОКА
Слово учителя. Добрый день ребята! Сегодня на уроке мы будем говорить об обособлении определений. Вы знаете, что в экзаменационных заданиях вам встретятся задания, связанные с этой темой.
А21 – В каком варианте ответа правильно указанны все цифры, на месте которых должны стоять запятые.
А6 – В каком предложении придаточная часть СПП нельзя заменить обособленным определением выражения прил. оборотом?
В5 – необходимо будет найти в тексте предложение, с обособленным определением/обстоятельством/приложением.
Но начнем мы свою работу с орфографической разминки (3 минуты работаем с текстом расставляем ударение в подчеркнутых словах)
Орфографическая разминка
Задание: Расставить ударения в подчеркнутых словах (3 мин.)
Наступил вечер Жалюзи были опущены, свет включен. На столах уже стояли торты. В зале стали появляться завсегдатаи клуба, которые по средам проводили здесь свой досуг: джентльмены во фраках, дамы в декольтированных платьях, украшенных шарфами и бантами. Безудержный смех то и дело наполнял зал, один только грустный бармен у стойки рассеянно переставлял бокалы, ожидая чего-то. И вот появилась она. В лиловой тунике из атласа, с крупными ирисами в руках, эта танцовщица была красивее всех. Влюблённый юноша мечтал о том, как они будут кружиться вдвоём, но девушка, избалованная мужским вниманием, даже мельком не взглянула на него.
Учитель Теперь переходим непосредственно к теме нашего урока: обособление определений.
- Вспомните, пожалуйста, основные правила обособления определений (§ 75. Примеры можете приводить из домашнего упражнения 415)
1 правило Обособляются любые определения, если они относятся к личному местоимению. (4,5,9)
2 правило Обособляются распространенные согласные определения, если они стоят после определяемого существительного (1,2,7)
3 правило Обособляются одиночные, однородные согласованные определения, если они стоят после определения существительного. (3,6)
4 правило Обособляются согласованные определения стоящие впереди определенного существительного, если они имеют обстоятельственное значение (причина, время, уступки) (Оглушенный тяжким взрывом, Теркин никнет головой).
Объяснительный диктант
Найти определение, расставить знаки, чем выражается определение.
Напрасно в бешенстве порой я рвал отчаянной рукой терновник, спутанный плющом.
Привлеченные светом, бабочки прилетали и кружились около фонаря.
Звуки выстрела, резкий и неожиданный, разбудил тишину.
Утомленный ходьбой по болоту, забрёл я в сарай и заснул глубоко.
Проголодавшийся и усталый от работы, он всё же вернулся назад.
Самостоятельная работа с текстом.
ТЕКСТ
Вид был чудесный, Рейн лежал перед нами весь серебряный между зелёнными берегами. Приютившийся к берегу городок показывал все свои дома и улицы широко разбегались холмы и поля. Внизу было хорошо но наверху ещё лучше меня особенно поразила чистота и глубина неба сияющая прозрачность воздуха. Свежий и мелкий он тихо колыхался словно и ему было раздольнее на высоте.
День давно погас и вечер сперва весь огнистый потом ясный и алый потом бледный и смутный тихо стоял и переливался в ночь а беседа наша продолжалась мирная и кроткая как воздух окруживший нас.
И.С. Тургенев.
Вопросы и задания к тексту
Прочитайте текст.
Определите тему и основную мысль.
Определите стиль текста и тип речи.
Найдите определения (обособленные и необособленные) и расставьте знаки препинания.
Работа по культуре речи.
(выполняем у доски)
На доске записаны три предложения.
Задание: Найдите грамматические ошибки, отредактируйте запишите в исправленном виде.
По узкой тропинке мы поднялись на площадку, извивающуюся между скал. (По узкой тропинке, извивающейся между скал, мы поднялись на площадку)
Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченными дождями. (… земли, незадолго до вечера смоченной дождем)
Мы любовались картиной бушующего моря у наших ног. (Мы любовались картиной моря, бушующего у наших ног)
Учитель: Переходим к следующей части нашего урока
Теперь нам необходимо повторить правила замены придаточной части СПП обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
а) На доске даны три схемы
с.сл.
1. [… сущ.], (который …) – опр.
2. [… глаг.], (союз что …) – изч.
3. [… ух. сл. туда.], (союз слова куда …) .
- определить вид придаточных
Нас интересует первая схема СПП с придаточным определением.
- На какие вопросы отвечает придаточное определение?
- К какому слову в главном они относятся?
б) Учитель: Выполним упражнение на замену.
Задание: Придаточное определение заменить обособленным определением, выражающим причастным оборотом.
Темно-синие вершины гор, которые были изрыты морщинами и покрыты слоями снега, рисовались на бледном небосклоне.
Бабочки, которые были привлечены светом, прилетели и кружились около фонаря.
- Скажите, а всегда ли возможна замена? (нет не всегда).
Работа с таблицей
(Учитель читает примеры и объясняет)
Закрепление
1. В каком сложноподчинённом предложении придаточную часть нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
Помню, я открыл книгу, стоя около киоска, где я её купил.
У нас были и есть писатели, которые сумели ввести науку в свои повести и романы как необходимейшее качество прозы.
Писателя занимает мечта, которая живёт у каждого в сердце, будьон лесоруб, сапожник, охотник или знаменитый учёный.
Рассказы Грина пьянили, как душистый воздух, который сбивает нас с ног после чада душных городов.
2. В каком сложноподчинённом предложении придаточную часть нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
Море, которое бушевало всю ночь, утром было уже безмятежным и спокойным.
Горничная была сирота, которая, спасаясь от голодной смерти, должна была поступить в услужение.
Небо всё было в звёздах, которые излучали ровный тихий свет.
Весёлый вечер, который начался без нас, был в самом разгаре.
ТЕСТ (5минут)
Итоги - Что мы сегодня повторили?
Учитель: Выберите крылатое выражение, которое объясняет ваше состояние в конце урока:
Тяжела ты, шапка Мономаха.
Повторение - мать учения.
- Учась, узнаёшь, как мало ты знаешь
Если за день ничему не научился – зря прожил день.
Домашнее задание § 75, упр. 417