Практические советы от логопеда родителям будущих первоклассников.


Практические советы учителя-логопеда родителям будущих первоклассников.
Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.
У многих детей нередко наблюдается нерезко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем оно может помешать хорошей учебе и привести к появлению специфических ошибок, например на уроках русского языка. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии малыша и исправить их до начала его обучения грамоте.
Родителям следует обратить внимание на следующее:
1. Состояние звукопроизношения.
Ребенок к шести годам должен четко произносить все звуки.
2. Состояние фонематических процессов.
Этот раздел подразумевает умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков), умение различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др.
3. Состояние грамматического строя.
Следует обратить внимание на словообразование (дождь - дождик), словоизменение (стул - стулья), согласование (желтый мяч), управление (вышел из дома, рассказал о друге). 4. Состояние слоговой структуры слова.
Шестилетний ребенок умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод, кораблекрушение и т.п.
5. Состояние словарного запаса.
В словаре 6-7-летнего ребёнка должно быть около 2000 слов, причём среди них представлены все части речи. Если вы хотите, чтобы речь вашего ребёнка отвечала возрастной норме, а словарь был достаточно богатым, старайтесь, сами говорить правильно, больше времени находить для общения с ребёнком, заниматься с ним.
6.Состояние связной речи.
Увеличивайте словарный запас ребенка: игра в слова может скрасить долгую поездку в транспорте или нежеланную прогулку. Играя с ребенком в эту игру, мама может помыть посуду и погладить белье (это не лучший, но все же выход). Можно попросить ребенка: «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «какими словами можно описать лето, осень, зиму», «вспомним слова с противоположными значениями: день-ночь, холодный-горячий». Ребенок только что посмотрел мультик, а вы не видели, попросите пересказать сюжет. Иногда в речи 5-6-летних детей встречаются грамматические ошибки, взрослые обязательно должны исправлять их, повторив правильно, спокойным ровным тоном. Можно поиграть - намеренно исковеркать фразу («В лес грибы растет», «Дети гулять около дома») и вместе с ребенком разобрать, как нужно произносить слова. Помните, чем больше запас слов у ребенка, тем больше возможности с помощью речи выразить наиболее точно свои мысли и чувства. Следует обратить внимание на наиболее трудные разделы: качества предметов, родственные связи.
7. Развитие мелкой моторики.
Часто обучение письму вызывает у детей наибольшие трудности. Для того чтобы избежать проблем в этом вопросе, нужно решить вопрос с готовностью к письму непосредственно руки.
Лепка из пластилина воздействует на мелкую моторику. Такие упражнения, как застёгивать и расстёгивать пуговицы, пришивать их, пытаться оторвать (но только без ущерба для одежды, на специальном материале). Полезно развязывание узелков на шнурках, раскрашивание, рисование (фломастеры не рекомендуются), графические упражнения (штриховка), нанизывание бус, бисероплетение, собирание пазлов, мозаики и т.д.. 8. Состояние пространственных функций.
Ребёнок должен четко ориентироваться в собственном теле и окружающем пространстве. Знать где "правая” и "левая” сторона, уметь находить на листе бумаги верхний левый угол, нижний правый угол, середину и т.д.. Уметь узнавать предметы, буквы в разных положениях.
9. Развитие кругозора.
Ребёнок должен ориентироваться в днях недели, во временах года, уметь классифицировать предметы по разным темам (игрушки, транспорт, овощи, мебель и т.д.).
10. Чтение.
Если ребенок умеет читать - чтение должно быть плавное, послоговое. Он должен понимать прочитанное.
11. Письмо.
Письмо печатными буквами, нет зеркально написанных букв.
В случае если речь школьника недостаточно развита, появляются проблемы в обучении ребенка письму и чтению (дисграфия – нарушение процесса письма и дислексия – нарушение процесса чтения).

В группу риска попадают следующие учащиеся:
Если ребенок левша.
Если он – переученный правша.
Если в семье говорят на двух и более языках.
Если ребенок слишком рано пошел в школу.
Если у ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.
Если нарушено звукопроизношение (возможны ошибки на письме: ребенок пишет то, что говорит).
Если нарушено фонематическое восприятие (ребенок не может правильно повторить слоги, набор звуков).
У детей, владеющих навыком письма и чтения, особое внимание необходимо обратить на характер ошибок.
Логопедическими ошибками считаются:
Смешение букв по оптическому сходству (т-п, а-о).
Пропуски букв, слогов.
Недописывание, наращивание слов.
Известно, что основное развитие речи происходит до 5 лет. После 5 лет происходит совершенствование речевых функций. Исходя из опыта ведущих педагогов, родителям будущих первоклассников можно дать следующие рекомендации:
- Развивайте общую и мелкую моторику ребенка: больше рисуйте, раскрашивайте, лепите из пластилина, собирайте бусы.
- Работайте над развитием познавательных способностей ребенка: разучивайте стихотворения, придумывайте рассказы.
- Дома чаще играйте с детьми в «дочки-матери», магазин, больницу, парикмахерскую, стройку и т.п.. Это лучший способ научить малыша организации своей деятельности и умению действовать по инструкции.
- Будьте последовательны в своих требованиях. С пониманием отнеситесь к тому, что многое не будет получаться сразу. Если ваш ребенок испытывает трудности в овладении письмом, ни в коем случае не ругайте его за множество ошибок, не упрекайте в лени и невнимательности. Если малыш уже претерпел школьные неудачи – двойки по русскому языку, жесткие требования учителя, насмешки одноклассников и у него сформировался устойчивый страх перед письмом, то преодоление этой проблемы потребует от вас особенно бережного внимания и кропотливого труда. Создайте дома щадящие условия – никакого постоянно работающего телевизора или громко играющего магнитофона. Навязчивый звуковой фон в квартире приучает ребенка отключать слуховое восприятие, не реагировать на звуки, рассеивает слуховое внимание, которое так важно формировать у школьника с нарушениями письма. Просмотр телепередач ребенком следует исключить полностью, лучше заменить их дисками, которые вы можете предварительно просмотреть сами и убедиться, что в их содержании нет ничего нервирующего, возбуждающего, не соответствующего возрасту.
Итак, родителям необходимо помнить, что развивая речь ребенка, мы закладываем основу для формирования высших психических функций (воображения, памяти, мышления), и, следовательно, для успешного обучения ребенка в школе. Самое главное, что вы должны оставаться для вашего ребёнка любящими и понимающими родителями!
Успехов вам!
Подготовила:
учитель-логопед МКОУ «Новоусманская СОШ №3» Т.А. Толок