Программа по внеурочной деятельности Пифагор для 5-7 классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Хошеутово
им. М. Бекмухамбетова»
Харабалинского района
Астраханской области

Согласовано: Утверждаю:

Заместитель директора по учебно- Директор МБОУ
воспитательной работе «СОШ с. Хошеутово
_________Байсмакова Р.А им. М. Бекмухамбетова»
_________ Иптиева Л.Ю.
Приказ №


.






ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Пифагор»
( для детей возраста 11 – 13 лет)
Срок реализации: 3 года





Составители:
Мурзагулова А.Н.














2015 г.

I. Пояснительная записка
Программа «Пифогор» относится к интеллектуальному направлению реализации внеурочной деятльности в рамках ФГОС.
Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию. Содержание программы представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия программы должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы программы, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы программы  желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов. Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам дополнительного образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).
Новизна данной программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года.
Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов одной нозологической группы
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.
5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.
Цель и задачи программы:
Цель: -развивать математический образ мышления Задачи: -расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики; -расширять математические знания в области многозначных чисел; содействовать умелому использованию символики; -учить правильно применять математическую терминологию; -развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах; -уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.


Возраст детей, участвующих
в реализации данной программы

Программа ориентирована на воспитанников 11-13 школьного возраста.
Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности. Важную роль в комплектовании групп играет некоторая разница в возрасте детей, так как образовательный процесс протекает более благоприятно, поскольку старшие подростки с готовностью выступают в роли наставников. Младшие воспитанники подтягиваются к уровню работ, к стилю поведения старших.

Сроки реализации
дополнительной образовательной программы

Дополнительная образовательная программа «Пифогор» рассчитана на 3 года обучения.

Принципы программы: 1.Актуальность Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся. 2.Научность Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения. 3.Системность Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач). 4.Практическая направленность Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах. 5.Обеспечение мотивации Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике. 6.Реалистичность С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 35 занятий. 7.Курс ориентационный Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.
Формы и режим занятий

Занятия учебных групп проводятся:
1 занятие в неделю по 45 минут.
Основными формами образовательного процесса являются:
практико-ориентированные учебные занятия;
творческие мастерские;
тематические праздники, конкурсы, выставки;
семейные гостиные.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Основные виды деятельности учащихся: -решение занимательных задач; -оформление математических газет; -участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»; -знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой; -проектная деятельность -самостоятельная работа; -работа в парах, в группах; -творческие работы. Ожидаемые результаты
и способы их проверки
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется
простое наблюдение,
проведение математических игр,
опросники,
анкетирование
психолого-диагностические методики.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
занятия-конкурсы на повторение практических умений,
занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:
результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
активность,
аккуратность,
творческий подход к знаниям,
степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.
Проверка результатов проходит в форме:
игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
собеседования (индивидуальное и групповое),
опросников,
тестирования,
проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной,
при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.

Формы подведения итогов реализации программы
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио и отражаются в индивидуальном образовательном маршруте.


Тематическое планирование содержания программы по темам и объему

Первый год обучения (35 учебных часов)
Наименование тем курса
Всего часов
(дата)
В том числе

Виды деятельности
Форма контроля



Лек
ция
П/ р
С/ р



1. Вводное занятие «Математика – царица наук»
1
1


Определение интересов, склонностей учащихся.


2. Как люди научились считать.
1


·1

выполнение заданий презентации «Как люди научились считать»
конкурс на лучшую презентацию

3. Интересные приемы устного счёта.
1



устный счёт
математический диктант

4. Решение занимательных задач в стихах.
1


1
работа в группах: инсценирование загадок, решение задач
тестирование

5. Упражнения с многозначными числами (класс млн.)
1

1

работа с алгоритмами
тестирование

6. Учимся отгадывать ребусы.
1


1
составление математических ребусов
конкурс на лучший математический ребус

7. Числа-великаны. Коллективный счёт.
1


1
решение теста -кроссворда
проверочный тест

8. Упражнения с многозначными числами (класс млр.)
1

1

работа с алгоритмом
контрольный тест

9. Решение ребусов и логических задач.

1


1
самостоятельная работа
мини-олимпиада

10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.
1

1

составление схем, диаграмм
тестирование

11. Загадки- смекалки.
1

1

составление загадок, требующих математического решения
конкурс на лучшую загадку-смекалку

12. Игра «Знай свой разряд».
1


1
работа с таблицей разрядов
тест

13. Обратные задачи.

1


1
работа в группах «Найди пару»
познавательная игра «Где твоя пара?»

14. Практикум «Подумай и реши».
1

1

самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами
тестирование

15.Задачи с изменением вопроса.
1



инсценирования задач
конкурс на лучшее инсценирование математической задачи

16. «Газета любознательных».
2
1

1
проектная деятельность
конкурс на лучшую математическую газету

17.Решение нестандартных задач.
1

1

решение задач на установление причинно-следственных отношений
тестирование

18.Решение олимпиадных задач.
1


1
решение заданий повышенной трудности
школьная олимпиада

19.Решение задач международной игры «Кенгуру»
1


1
решение заданий повышенной трудности
школьная олимпиада

20. Школьная олимпиада
1


1
решение заданий повышенной трудности
школьная олимпиада

21. Игра «Работа над ошибками»
1

1

работа над ошибками олимпиадных заданий
тестирование

22.Математические горки.
1

1

решение задач на преобразование неравенств
конкурс на лучший «Решебник»

23. Наглядная алгебра.
1


1
работа в группах: инсценирование
тестирование

24.Решение логических задач.
1

1

схематическое изображение задач
тестирование

25.Игра «У кого какая цифра»
1


1
творческая работа
тестирование

26.Знакомьтесь: Архимед!
1


1
работа с энциклопедиями и справочной литературой
создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации

27.Задачи с многовариантными решениями.
1



работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения


28.Знакомьтесь: Пифагор!
1
1


работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!»
викторина

29.Задачи с многовариантными решениями.
1

1

Работа в парах по решению задач
школьная олимпиада

30.Учимся комбинировать элементы знаковых систем.
1

1

составление знаковых систем
тест

31.Задачи с многовариантными решениями.
1


1
индивидуальная работа
тестирование

32.Математический КВН
1

1

работа в группах
школьная олимпиада

33-35 Круглый стол «Подведем итоги»
1



коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе
анкетирование




Второй год обучения (35 часов)

Название темы занятия
Часы
Форма занятия
Тип занятия
Информационное сопровождение


1
Предмет и задачи логики
1
урок - дискуссия
комбинированное занятие


2
Ребусы
1
практикум
комбинированное занятие
CD“Приключение в городе математиков”, изд-во Media 2000

3,4
Математические софизмы.
2
урок-исследования
изучение нового материала
CD М.Н. Малыгина “В мире логики”.
См. Приложение

5
Логика в математике.
1
практикум по решению задач
комплексное применение знаний
CD М.Н. Малыгина
“В мире логики”.
См. Приложение

6,7
Табличный метод решения задач.
2
практикум по решению задач
изучение нового материала
CD М.Н. Малыгина “В мире логики”.

8,9
Упорядоченное множество
2
комбинированное занятие
комбинированное занятие
CD М.Н. Малыгина “В мире логики”.

10
Игры на логику
1
урок-исследование
комбинированное занятие
CD М.Н. Малыгина “В мире логики”.

11,12
Палочки и фигуры
2
урок-исследование
комбинированное занятие
CD М.Н. Малыгина “В мире логики”.

13
Линии и числа
1
практическая работа
комплексное применение знаний
CD М.Н. Малыгина “В мире логики”.

14, 15
Числа и слова
2
практикум по решению задач
комплексное применение знаний
CD М.Н. Малыгина “В мире логики”.

16
Числовые ребусы
1
частично- поисковая деятельность
комбинированное занятие
CD“Приключение в городе математиков”, изд-во Media 2000

17
Простые и сложные высказывания. Операции над высказываниями: отрицание, конъюнкция, дизъюнкция, импликация, эквиваленция.
1
семинарское занятие
изучение нового материала


18
Формулы и функции логики высказываний. Равносильные формулы алгебры логики. Равносильные преобразования формул.
1
урок-лекция
изучение нового материала


19
Решение логических задач методами алгебры высказываний.
1
практикум по решению задач
комплексное применение знаний
CD“Приключение в городе математиков”, изд-во Media 2000

20
Принцип Дирихле и его применение к решению задач.
Разбор формулировки принципа Дирихле, доказательство принципа методом от противного.
1
урок-лекция
комплексное применение знаний


21
Примеры различных задач, решаемых с помощью принципа Дирихле.
1
практикум по решению задач
комбинированный


22
Самостоятельное решение задач, обсуждение решений.
1
практикум по решению задач
комплексное применение знаний
CD “Юный математик”, изд-во Media 2000

23
Графы и их применение в решении задач
Понятие графа, определения четной вершины, нечетной вершины.
1
урок-лекция
изучение нового материала


24
Свойства графа. Решение задач с использованием графов.
1
урок-иссследование
комбинированный
Презентация “Графы. Свойства графов” в Miсrosoft Power Point.

25
Решение задач с использованием графов. Знакомство с биографией Леонарда Эйлера.
1
практикум по решению задач
комплексное применение знаний


26
Алгебра множеств. Множество. Способы задания множеств. Пересечение и объединение множеств
1
урок-лекция
изучение нового материала
Презентация “Множества” в Miсrosoft Power Point.

27
Подмножество. Диаграмма Эйлера-Венна.
1
урок-лекция
изучение нового материала


28
Конечные и бесконечные множества. Взаимно однозначное соответствие между множествами.
1
практикум по решению задач
изучение нового материала
CD “Юный математик”, изд-во Media 2000

29
Числа и операции над ними, загадочность цифр и чисел (логические квадраты, закономерности).
Лабиринты, кроссворды.
1
урок-исследования
комбинированный
CD“Приключение в городе математиков”, изд-во Media 2000

30
Из истории чисел. Арифметика каменного века. Бесконечность натуральных чисел.
1
урок-семинар
комбинированный


31
Логические задания с числами и цифрами (магические квадраты, цепочки, закономерности).
1
практикум по решению заданий
комплексное применение знаний
CD“Приключение в городе математиков”, изд-во Media 2000

32
33
Подготовка и создание мультимедийного проекта по теме “Элементы математической логики”.
2
практикум по работе в Miсrosoft Power Point.
урок-проект
Презентация в Miсrosoft Power Point.

34-35
Итоговое занятие
2
математический калейдоскоп
Подведение итогов




Третий год обучения (35 часов)

Тема
Кол-во часов
Содержание занятий

1
Путешествие в страну Геометрию. Знакомство с Веселой Точкой.
1
Загадки о геометрических инструментах.
Практическая работа с линейкой.

2
Измерение углов. Транспортир.
1
Градусная мера угла. Задания на нахождение градусной меры угла. Решение задач.

3
Острый, прямой и тупой углы с вершиной в любой точке.
1
Сказка. Практическое задание.

4
«Веселые игрушки». Плоские фигуры и объемные тела.
1
Стихотворение о геометрических фигурах. Конструирование игрушек.

5
Многоугольники. Типы треугольников. Треугольник. Имя треугольника. Условия его построения.
1
Коллективная работа. Сказка. Практические задания. Аппликация из треугольников (жители города)

6
Многоугольник. «В городе четырёхугольников». Четырехугольник. Прямоугольник. Трапеция.
1
Игра-путешествие в город четырёхугольников. Практические задания. Геоконт. Аппликация из четырёхугольников.

7
Многоугольник. Равносторонний прямоугольный четырехугольник - квадрат. Ромб.
1
Игра «Сложи квадрат». Задания на смекалку «Дострой квадрат».

8
«Город кругов». Окружность. Круг. Циркуль-помощник.
1
Сказка. Практические задания с циркулем. Загадки. Игра «На что похожа фигура?»

9

Радиус, диаметр круга.
Касательная.
1

Сказка. Практические задания. Узоры из окружностей. Практические задания.

10
Использование геометрических фигур для иллюстрации долей величины. Сектор круга.
Сектор. Сегмент.
1
1
Задачи на нахождение доли. Блиц-турнир «Раскрась по заданию».
Сказка. Практические задания.

11
«Дороги на улице прямоугольников». Параллельные прямые.
1
Песенка. Задачи на развитие логического мышления.

12
Виды четырехугольников. Периметр и площадь четырехугольников.
1
Задачи на нахождение периметра и площади.

13
Построения на нелинованной бумаге. Построение прямого угла. Перпендикулярные прямые.
1
Алгоритм построения фигуры на нелинованной бумаге. Игра «Дорисуй из частей».

14
Диагонали многоугольника. Свойства диагоналей прямоугольника.
1
Практические задания на развитие умения чертить на нелинованной бумаге. Игра «Одним росчерком».

15
Деление окружности на 4, 6 равных частей. Вычерчивание «розеток».
1
Работа с циркулем – вычерчивание «розеток».

16
Многоугольники выпуклые и невыпуклые.
1
Игра «Пятнадцать мостов». Практическая работа. Аппликация.

17
Решение топологических задач. Подготовка учащихся к изучению объемных тел. Пентамино.
1
Топологические задачи. Пентамино.

18

Куб. Каркасная модель куба. Развертка куба. Площадь полной поверхности куба.
1

Работа с проволокой. Игра «Одним росчерком».
Сказка. Графический диктант «Лампа». Задания на смекалку.

19
Построение треугольника по трем заданным сторонам.
1
Стихотворение. Задачи на развитие пространственного мышления.

20
Построение равнобедренного и равностороннего треугольников.
1
Алгоритм построения треугольника. Оригами.

21
Площадь. Вычисление площади фигур сложной конфигурации.
1
Песенка. Задачи на нахождение площади. Игра «Одним росчерком».

22

Числовой луч.

1
1
Практические задания. Задачи на развитие пространственного мышления. Игра «Собери узор».
Задания на развитие памяти, внимания, логического мышления.

23
Сетки. Координатная плоскость.
1
Задания на развитие пространственного мышления. Составление рисунка по заданию. Игра «Морской бой».

24
Осевая симметрия.
1
Игра «Выполни симметрично».. Игра «Выложи из спичек».

25
Симметрия.
1
Выполнение симметричных рисунков. Оригами «Ёжик»

26
Поворотная симметрия.
1
Кубик Рубика. Практическая работа.

27
Прямоугольный параллелепипед. Модель развёртки параллелепипеда.
1
Моделирование параллелепипеда. Задание на сообразительность.

28
Цилиндр.
1
Стихотворение. Задание на развитие пространственного мышления.

29
Конус.
1
Зрительный диктант. Загадки. Практическое задание.

30
Пирамида.
1
Моделирование пирамиды. Развёртка.

31
Шар.
1
Геометрическая разминка. Логическая задача «Колумбово яйцо».

32
Обобщение изученного материала по теме «Геометрические тела».
1
Игра «Узнай по развёртке».

33
Мониторинг ЗУН
1
Проверочные задания на сформированности геометрических понятий.

34-35
Геометрический КВН. Повторение изученного .
2
Командное соревнование на проверку знаний по геометрии.

Итого 35 часов


Методическое обеспечение программы

Результат реализации программы «Пифагор» во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования.
Помещение для занятий должно быть светлым, сухим, теплым и по объему и размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся воспитанников.
Оборудование: столы; стулья; музыкальный центр с аудиозаписями, стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов.
Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту воспитанника.
На рабочих местах в кабинете для занятий должны быть обеспечены уровни искусственной освещенности люминесцентными лампами при общем освещении помещений не ниже 600 лк. При использовании ламп накаливания уровни освещенности уменьшаются в 2 раза.
Инструменты и приспособления: тетради, авторучки, линейки, карандаши, ножницы.



Список литературы

1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007 2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 10– 15 лет. С. – Пб,1996 3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995. 4.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002 6.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002 7.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004 8.Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004 9.Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995 10.Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. М., 2004 11.Методика работы с задачами повышенной трудности в школе. М.: «Панорама», 2000
12. CD“Приключение в городе математиков”, изд-во Media 2000
13. CD “Юный математик”, изд-во Media 2000


















15