Эпистолярный жанр. Письмо.4 класс.
Русский язык
Урок развития речи по теме: "Эпистолярный жанр. Письмо"
Цель: познакомить со значением переписки в жизни людей, с правилами и вежливыми формами переписки.
Задачи:
развитие умения работать с информацией;
развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью;
развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, синтеза, обобщения, классификации и др.
формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
формирование умения грамотно строить речевые высказывания;
формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
формирование умения взаимодействовать в статичных парах, в группах.
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
освоение первоначальных знаний правил оформления и написания письма;
овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты небольшого объема;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Оборудование:
конверты для заданий, конверты для образца, имитированный конверт на доска, карточки со словами: почта, почтальон, почтамт, электронная почта, адресат, адресант; шаблоны для письма, сигнальные карточки, карточки для рефлексии.
Фрагмент мультфильма "Как было написано первое письмо".
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент.
Дети заходят в класс, встают рядом со своими местами. Приветствие, представление. Дети занимают свои места. На партах лежит конверт с рисунком Таффи.
- Сегодня на уроке, я хочу, чтобы вы ответили на один очень важный вопрос. А что это за вопрос вы узнаете позже.
2. Актуализация знаний.
- Догадайтесь, о каком предмете идет речь? Этот предмет называется бумажная сумка, обертка. По-французски это «куверт».
- Что это? ("Конверт")
- Для чего его используют? ("Отправлять письма")
- Кто из вас писал письма и кому? ("Я пишу бабушке в другой город", " Каждый год пишу письмо Деду Морозу")
- Какие вы молодцы, что не забываете своих родных, которые живут в других городах.
- Вспомните. А кто из литературных героев писал письма? ("Дядя Федор", "Почтальон Печкин писал письмо, когда Шарик и Матроскин поссорились")
- Все правильно. Прослушайте письмо одного мальчика к дедушке.
Ребята слушают отрывок из рассказа А.П.Чехова "На деревню дедушке".
«Милый дедушка, Константин Макарыч! Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога.
Москва город большой. Дома всё господские и лошадей много, а овец нету и собаки не злые. И видал которые лавки, где ружья всякие на манер бариновых, так что небось рублей сто кажное... А в мясных лавках и тетерева, и рябцы, и зайцы.
Приезжай, милый дедушка. Пожалей ты меня сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, всё плачу.
Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка приезжай».
Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку... Подумав немного, он умокнул перо и написал адрес: На деревню дедушке.
Потом почесался, подумал и прибавил: «Константину Макарычу».
Ванька добежал до первого почтового ящика и сунул драгоценное письмо в щель...
- Дойдет ли письмо до дедушки? ("Нет")
- Почему? ("Потому что деревень очень много", "Ваня не указал точный адрес, где живет дедушка").
- Что нужно сделать, чтобы письма доходили до своих получателей? ("Указывать точный адрес на конверте").
3. Постановка учебной задачи.
- Как вы думаете писали ли люди в древности?
- Как они это делали? ("На скалах рисунки оставляли")
- Хотели бы вы побывать в том времени, когда письменности еще не было, но люди уже писали письма? ("Да")
-Совершим виртуальное путешествие.
- Откройте свои конверты №1. Работаем в парах.
- Вспомните 1 класс. Письмо первобытной девочки.
- Как вы думаете, что за сообщение здесь содержится? ("Какие-то люди с копьем куда-то идут"
- Попробуем разобраться. Посмотрите фрагмент мультфильма. СЛАЙД 1
- Что подумают в племени девочки, когда увидят ее послание? ("Люди все поняли и передали копье", "Они ничего не поняли", " В племени решили, что девочка и ее папа в опасности").
СЛАЙД 2
- Посмотрим дальше, что получилось на самом деле.
- Что сказал вождь девочке?
-Для чего изобрели письменность?
- О чем сегодня на уроке пойдет речь? (" О письме")
- Правильно. Уберите, пожалуйста, рисунок обратно в конверт.
- Что вы знаете о письме?
- Что бы вы хотели узнать о письме? ("Как появилось первое письмо", "Как переписывались в разные времена")
- Чему хотели бы научиться? ("Правильно оформлять письмо", "Писать письмо")
- Над этим мы и будем работать сегодня на уроке. СЛАЙД 3
- Прочтите. Один ученик зачитывает вслух.
- Письмо относится к эпистолярному жанру, от греческого «эпистола» - письмо, послание.
4. Мотивация учебной деятельности.
- Еще в старину люди писали и передавали письма. Как они это делали? ( "Писали на берёсте", "Использовали различные знаки", "В Египте писали иероглифами")
- Все верно! Я хотела бы поделиться тем, что знаю я из истории письма.
- Вы когда-нибудь задумывались о том, что обычное письмо в конверте имеет свою историю и она лишь немногим короче истории человечества?
СЛАЙД 4
- Как только появился на Земле человек, у него возникла необходимость в общении. С теми, кто жил рядом можно было просто поговорить. А как передать сообщение тем, кто далеко? Вдруг им грозит опасность или надвигается стихийное бедствие: ураган, шторм или вьюга?
- Тогда человек придумал передавать информацию с помощью дыма, костра, ударами в сигнальный барабан, звуками труб.
СЛАЙД 5
- Индейцы Южной Америки придумали узелковое письмо. Они брали толстую веревку, к ней привязывали, как бахрому, тоненькие разноцветные шнурки разной длины. На этих шнурках завязывали узелки. Чем короче был узелок, тем важнее было событие, о котором он сообщал. Каждый узелок имел свой цвет. Черный – смерть, белый – серебро или мир, красный – войну, желтый – золото, зеленый – хлеб. Неокрашенный узел обозначал число. Простые узлы – десятки, двойные – сотни, тройные – тысячи.
СЛАЙД 6
- Индейцев племени гуронов использовали письмо в виде бус из ракушек. Раковины распиливали на маленькие пластины и нанизывали на нитки. Тут тоже очень важен был цвет. Черный обозначал все неприятное – смерть, несчастье, угрозу; белый – мир, желтый – дань, красный – опасность, войну.
СЛАЙД 7
- Около 4000 лет до н.э. человек начал использовать смоченные глиняные дощечки. При этом ручкой служила деревянная или бронзовая палочка, либо кость.
СЛАЙД 8
-Египтяне изобрели форму письма в виде иероглифов. Для письма на папирусе писцы использовали тонкие кисти из тростника или тростниковые ручки.
СЛАЙД 9
- Римляне стали использовать письмо по воску. Воск заливался в деревянные таблеты. Тогда и появился пишущий инструмент – стилус (stylus). Стилус изготавливался из металла. Когда запись становилась не нужна, она стиралась с помощью плоского обратного конца стилуса.
СЛАЙД 10
- Посылать гонцов с устными сообщениями. Такой вестник заучивал "письмо" со слов отправителя, а затем пересказывал его адресату. Для транспортировки писем также применяли почтовых голубей. В наше время используются почтовые отделения связи и электронная почта.
- Прошло время. Люди создали азбуку, письменность. И теперь мы пишем текстовые письма.
- Вслушайтесь в звучание толкования Владимиром Далем значения слова «письмо»: беседа, послание одного лица к другому. Какое значение имеют письма в жизни людей?
Закрыть проектор.
- Когда вы пишите письмо друг другу, как оно называется? («Личное»)
- А если в письме содержится деловая информация? ( «Деловое письмо»)
- Как в наше время пишут и отправляют письма? ("Письма пишут от руки и отправляют в конверте по почте", "Отправляют по электронной почте»)
- Сравните электронное письмо и письмо на бумаге. («Э.П. доходит быстрее,но невезде есть интернет»,» Письмо в конверте приятнее получать»).
("Письмо - это монолог, а общение он-лайн - диалог", "Разница в том, что письма идут дольше времени до получателя, а смс приходит быстрее", " В письме можно спросить о том, что тревожит, но человек стесняется спросить в живую", "Письмо хоть и идет дольше, но для некоторых это единственный способ общения на расстоянии, так как интернет есть не у всех и не все бабушки и дедушки умеют писать смс на телефоне).
- Т.Е. передается индивидуальность человека.
Эти буквы – твоих рук тепло,
Передаст мне бумага, чернила,
Кто-то скажет: письмо? Ну и что?
Есть возможности ныне иные
Я отвечу: «и-мейлы» - ничто!
А бумажные словно живые
СЛАЙД 11
- В годы Великой Отечественной Войны ждали весточку как надежду – письмо в виде треугольника.
Физминутка "Сломанный телефон" (слова: письмо, голубь, адрес)
- Знаете ли вы игру «Сломанный телефон»?
Если кто-то не знает объяснить правила.
Встаньте друг за другом в три колонны. Ребята 2варианта за ребят первого. Первому человеку каждой группы я назову слово. Вы должны быстро передать это слово следующему.
- Письмо. Кивни головой, если понял, что я сказала.
- Голубь. Кивни головой, если понял, что я сказала.
- Адрес. Кивни головой, если понял, что я сказала.
Каждый сказал, что у них получилось. Если была допущена ошибка, можно сделать вывод: что, из-за возможных помех, по телефону может дойти неверная или неполная информация.
5. Работа по теме урока.
На доске даны понятия. Дети читают, пробуют объяснить значение, а потом дети читают определения со слайдов. Затем кто-то вслух зачитывает точное определение.
- Посмотрите на доску. Прочтите.
- Что обозначают эти слова?
СЛАЙД 12
-Обратимся к толковому словарю.
Почтой называется учреждение связи, которое производит пересылку писем, посылок, периодических изданий.
СЛАЙД 13
- Уточним понятие.
Электро
·нная по
·чта технология по пересылке и получению электронных сообщений писем с помощью интернета.
СЛАЙД 14
Почтамт крупное предприятие почтовой службы, осуществляющее все виды почтовой, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] связи и доставку [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
СЛАЙД 15
Почтальо
·н служащий почтового ведомства; человек, разносящий почту, то есть письма, газеты, посылки, телеграммы и почтовые переводы.
СЛАЙД 16
Адресат – тот , к кому обращена речь, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] письма.
СЛАЙД 17
- Кто знает значение этого слова?
Адреса
·нт (или отправитель) человек или организация, которые отправляют почтовое сообщение, почтовый перевод денежных средств, телеграфное или иное сообщение.
- Вспомните письмо мальчика дедушке. Кто является адресатом? Кто адресантом?
Если затрудняются снова вспомнить про письмо Вани.
- Какой текст можно назвать письмом?
- Почему? Какие составные части есть в письме? ("В письме должно о чем-то сообщаться", "Должна быть последовательность")
- Выполним задание из конверта и разберемся. Откройте его.
- Перед вами части текста. Соберите его воедино. (Составьте письмо.)
Текст дается всем детям одинаковый. После того, как дети составят письмо, по одному человеку с каждого ряда зачитывают, что у них получилось. 1 письмо зачитывают полностью.2 письмо – только основную часть.
1 ряд – зачитывает вступление
2 ряд – основную часть
3 ряд – заканчивает.
- Что еще не прочитали? (Пожелания)
- Что у нас получилось? («Письмо»)
- Из каких частей состоит письмо? Докажите. ("Приветствия, основной части, пожелания, подписи и даты").
- Переверните, не меняя местами, части своего письма. Прочтите. Что перед вами? Проверьте себя по алгоритму.
СЛАЙД 18
Дети проверяют свои работы по слайду.
- Молодцы! Справились с заданием на отлично!
- Сколько частей в письме? ("4", "2 основные")
- Как пишем новую часть письма? ("С красной строки")
- Какие правила соблюдаем? ("Правила орфографии", "Правила пунктуации")
- Хорошо. Уберите в конверты алгоритм, который у вас получился.
5. Зрительная физминутка
СЛАЙД 19
- Дадим отдохнуть нашим глазам. Проследите глазами за почтовым голубем.
6. Самостоятельная работа. Самоанализ. Самоконтроль.
- А теперь подумайте, кому бы вы хотели написать письмо? ("Другу", "Президенту")
- Скажите, будут ли отличия в обращении к взрослому человеку и к другу? От чего это зависит? ("Отличие будет, потому что к взрослому обращаться надо на Вы")
- Обращение на письме отделяется запятыми. Посмотрите как можно выделять обращения. СЛАЙД 20
- Очень хорошо! Теперь вспомните все, о чем мы говорили сегодня на уроке и попробуйте написать свое письмо на листе о сегодняшнем уроке. Алгоритм вам поможет. Уберите его в конверт и обратите внимание на слайд. СЛАЙД 21
- Помните, что у нас урок и ваше сегодняшнее письмо будет небольшим.
Ребята берут шаблоны, рассматривают их, пишут письма. Работы 3-4человек заслушиваются.
- Не так-то просто написать письмо. Поднимите карточку с "!" знаком те, кому было несложно. Поднимите карточку с "?" знаком те, кто испытывал затруднения. Какие?
Обсуждение того, что получилось, а что вызвало затруднение.(" Мне не было трудно писать письмо, так как я и раньше писала письма", "Сначала я сомневался, как лучше написать и с чего начать, но потом обратил внимание на структуру письма и легко его написал").
- У вас получились хорошие письма. Теперь вы сможете отправить свои письма либо по электронной почте, либо письмом в конверте. Важно, чтобы ваше письмо дошло до адресата.
- Что для этого необходимо?
- Для отправки письма по электронной почте в строке "Кому" вы пишите электронный адрес. СЛАЙД 22
СЛАЙД 23
- Обратите внимание на правильно заполненный конверт. Помимо указания адреса отправителя и адреса получателя, на конверте обязательно должна быть марка.
7. Рефлексия деятельности. Итог урока.
- Где вы сможете применить знания, которые сегодня получили?
- Какие умения вам пригодятся в вашей жизни?
("При написании писем", "Когда будем заполнять конверт для отправки").
- А теперь ответьте, пожалуйста, на тот самый важный вопрос, о котором я говорила в начале: Кому захотелось написать письмо?
- Скажите, где используются такие значки? ("Вконтакте", "В смс").
- Как они называются? ("Смайлики").
- На доске большой конверт. Используя смайлики как марки, по очереди покажите свое впечатление от урока. Если вам понравился урок, прикрепите на конверт смайлик с улыбкой; если не понравился - смайлик с грустным лицом; если вам трудно сказать, понравился урок или нет, прикрепите смайлик без эмоций.
Дети прикрепляют смайлики.
- А я подготовила для вас конверты-образцы, чтобы ваши письма нашли адресатов. В роли почтальона раздать их поможет ваш учитель.
- Откройте конверт. В нем памятка для вас.
СЛАЙД 23
- Ребята, спасибо вам за урок. В благодарность за отличную работу на уроке, я хочу подарить вам инструмент для написания письма. Догадайтесь, что это? ("Ручка").
- Молодцы! Каждый может сам выбрать ручку.