Рабочая программа по родному (чувашскому) языку и литературе 5 класс


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе по родному (чувашскому) языку и литературе в 5 классе
Настоящая рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Закона Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации) №126-ФЗ от 24.07. 1998г. (в действующей редакции);Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован в Минюсте России 1 февраля 2011 г., регистрационный номер 19644);
Закона Российской Федерации от 25.10.1991 № 1807-1 (РЕД.ОТ 12.03. 2014) «О языках народов Российской Федерации»;
Основной образовательной программы основного общего образования МОБУ СОШ с.Нижнеулу-Елга.
Учебного плана для 5-9 классов муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения СОШ с.Нижнеулу-Елга с русским языком обучения с изучением родного (чувашского) языка на 2016/2017 уч. год.
Программы по чувашскому языку для 5 – 9 классов под редакцией И.А.Андреева,
Ю.М. Виноградова Чебоксары, 2013год.
Программы по чувашской литературе (5 класс) под редакцией Н.Г.Ивановой (Чебоксары «Чувашское книжное издательство», 2015г.).
Рабочая программа ориентирована на использование учебных пособий: «Чувашский язык» для 5 класса, Л.П.Сергеева, «Родная литература» учебник для 5 класса, Н.Г.Иванова, П.Н.Метин, Чебоксары: Чувашское книжное издательство.
Данная рабочая программа по родной (чувашской) литературе 5 класса построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки обучающихся, позволяет работать с обучающимися разного уровня обучения и интереса к родной (чувашской) литературе. Она позволяет сформировать у обучающихся 5 класса достаточно широкое представление о художественной картине мира. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, учитывает региональный компонент и дает распределение учебных часов по разделам курса 5 класса с учетом межпредметных связей, возрастных особенностей обучающихся. Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума литературного образования, позволяет работать в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к родной (чувашской) литературе. В основе построения программы лежат принципы единства, преемственности, вариативности, выделения понятийного ядра, деятельностного подхода, системности.
В рабочей программе используется система условных обозначений:
Р.Р. – развитие речи;
РК- региональный компонент;
В календарно-тематическом планировании курсивом выделены уроки родной (чувашской) литературы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Преподавание предмета «Родной (чувашский) язык и литература» в 5 классе осуществляется в соответствии с учебным планом для 5 класса МОБУ СОШ с. Нижнеулу-Елга Ермекеевского района Республики Башкортостан с русским языком обучения с изучением родного (чувашского) языка, согласно которому на изучение предмета отводится 2 часа в неделю.
Личностными результатами освоения учащимися программы по родному (чувашскому) языку и литературе являются:
понимание чувашского языка как одной из основных национально-культурных ценностей чувашского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности чувашского языка; уважительное отношение к родному языку и литературе, гордость за него;
потребность сохранить чистоту родного языка;
освоение национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, языкам, ценностям народов России и народов мира;
формирование коммуникативной компетентности со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметными результатами освоения учащимися программы по родному (чувашскому) языку и литературе являются:
Метапредметные результаты изучения родной (чувашской) литературы в основной школе.
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД
1.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
•анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
•идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
•выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
•ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
•формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
•обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
•определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
•обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
•определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
•выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
•выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
•составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
•определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
•описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
•планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
•определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
•систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
•отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
•оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
•находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
•работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
•устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
•сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
•определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
•анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
•свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
•оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
•обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
•фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5.Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
•наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
•соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
•принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
•самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
•ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
•демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
•подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
•выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
•выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
•объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
•выделять явление из общего ряда других явлений;
•определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
•строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
•строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
•излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
•самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
•вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
•объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
•выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
•делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
2.Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
•обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
•определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
•создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
•строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
•создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
•преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
•переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
•строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
•строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
•анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
3.Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
•находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
•ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
•устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
•резюмировать главную идею текста;
•преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный);•критически оценивать содержание и форму текста.
4.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
•определять свое отношение к природной среде;
•анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
•проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
•прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
•распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
•выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
5.Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
•определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
•осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
•формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
•соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
-определять возможные роли в совместной деятельности;
-играть определенную роль в совместной деятельности;
-принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;-определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
-строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
-корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
-критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
-предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
-выделять общую точку зрения в дискуссии;
-договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
-организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
-устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
2.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
•определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
•отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
•представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
•соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
•высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
•принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
•создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
•использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
•использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
•делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
3.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
•целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
•выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
•выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
•использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
•использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
•создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку и литературе являются:
Предметные результаты школьной программы:
Речь и речевое общение
Выпускник научится:
• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Выпускник получит возможность научиться:
• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Речевая деятельность
АудированиеВыпускник научится:
• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
• передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого).Выпускник получит возможность научиться:
• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.
Чтение
Выпускник научится:
• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.Говорение
Выпускник научится:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
• участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;
• анализироватьи оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
Письмо
Выпускник научится:
• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Выпускник получит возможность научиться:
• писать рецензии, рефераты;
• составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;
• писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.
Текст
Выпускник научится:
• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии), официально-деловые тексты (резюме, деловое письмо, объявление) с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.Функциональные разновидности языка
Выпускник научится:
• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
• различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи);• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
Выпускник получит возможность научиться:
• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект как жанры учебно-научного стиля), участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
• анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.
Общие сведения о языке
Выпускник научится:
• характеризовать основные социальные функции чувашского языка в России, место родного языка среди тюркских языков;
• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;
• оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Фонетика и орфоэпия. Графика
Выпускник научится:
• проводить фонетический анализ слова;
• соблюдать основные орфоэпические правила современного литературного языка;
• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Морфемика и словообразование
Выпускник научится:
• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
• различать изученные способы словообразования;
• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.
Лексикология и фразеология
Выпускник научится:
• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
• группировать слова по тематическим группам;
• подбирать к словам синонимы, антонимы;
• опознавать фразеологические обороты;
• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
• опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);
• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
• объяснять общие принципы классификации словарного состава чувашского языка;
• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
• опознавать омонимы разных видов;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
• опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др. )и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности;
Учащиеся должны знать:
Авторов и содержание изученных художественных произведений;
Основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание, житие как жанр литературы, мораль, аллегория, дума, поэма, роман, романтический герой, комедия, сатира, юмор, прототип, гипербола, гротеск, антитеза, эзопов язык, композиция, сюжет, фабула, психологизм, конфликт, авторское отступление, герой-повествовательУчащиеся должны уметь:
Видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;
Обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
Видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;
Комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между ними
Различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике
Определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении
Сопоставлять героев и сюжет разных произведений
Выделять общие свойства произведений
Осмысливать роль художественной детали
Находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения
Сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения
Выявлять конфликт и этапы его развития
Сравнивать авторские позиции
Редактировать свои сочинения и сочинения сверстников Учащиеся должны знать определение основных изученных в 5 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил. Авторов и содержание изученных художественных произведений;
Основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание, житие как жанр литературы, мораль, аллегория, дума, поэма, роман, романтический герой, комедия, сатира, юмор, прототип, гипербола, гротеск, антитеза, эзопов язык, композиция, сюжет, фабула, психологизм, конфликт, авторское отступление, герой-повествовательВиды деятельности по освоению содержания:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение художественного текста;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
анализ и интерпретация произведения;
составление планов и написание отзывов о произведениях;
написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
В программу включён перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Технологии, используемые в учебном процессе:
1. Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения.
2. Технологии реализации межпредметных связей в учебном процессе.
3. Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса.
4. Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение обучающимися заданного предметного материала.
Проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся
Тематика проектно-исследовательских работ:
Научно-исследовательская работа и «История моего народа».
Загадки.
Народные приметы моей местности.
Диалектизмы моего народа.
Духовно-нравственное развитие учащихся
Родной язык является средством приобщения к духовному богатству чувашской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, чувашский язык связан со школьными предметами, влияет на качество их усвоения. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
Программа предполагает изучение чувашской литературы в средних классах на базовом уровне, специфика которого состоит в сохранении фундаментальной основы курса, систематизации представлений учащихся об историческом развитии чувашской литературы, осознании диалога классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи:
воспитание гражданственности и патриотизма, воспитание интереса и любви к чувашскому языку
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение чувашским литературным языком в разных сферах и ситуациях; обогащение словарного запаса;
формирование умений опознавать , анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативного соответствия ситуации и сфере общения. приобщить учащихся к искусству слова, богатству чувашской классической и мировой литературы, познакомив с классическими образцами мировой словесной культуры;
сформировать основу литературного образования путём чтения и изучения художественных произведений, знакомства с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включённых в программу произведений;
расширить читательский кругозор учащихся;
повысить качество чтения;
способствовать духовному развитию и совершенствованию учеников;
активизировать художественно-эстетические потребности детей;
развить их литературный вкус;
подготовить их к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу произведения литературы;
стимулировать творческую активность детей;
формировать навык выразительного чтения;
воспитывать высокие нравственные чувства и качества у подрастающего поколения.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм чувашского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики чувашского языка, освоение норм чувашского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом. Таким образом, обучение родному языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в старших классах средней полной школы, в средних специальных учебных заведениях.
Чувашская литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру. Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках чувашской литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (чувашскими, русскими и других народов, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту родного народа, нашедшему отражение в фольклоре и классической чувашской литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Перечень внеурочных мероприятий
Внеурочная деятельность кружка «Юный краевед»;
Участие на республиканском конкурсе сочинений «Пою мою республику»;
Юбилейные даты чувашских писателей и поэтов Башкирии;
Участие на олимпиадах разного уровня;
Неделя родного языка;
День родного языка.
Контрольно-измерительные материалы
Промежуточная аттестация для учащихся, освоивших курс «Чувашский язык и литература», проводиться в форме текущего контроля знаний:
тест;
диктант / диктант с грамматическим заданием;
проверочная работа с выборочным ответом;
комплексный анализ текста;
подробное, сжатое изложение;
сочинение повествовательного характера на заданную тему;
письменный ответ на вопрос проблемного характера;
сочинение по картине;
рассказ о случаях из жизни;
описание отдельных предметов, животных по наблюдениям, опыту, по   картине;
устное /письменное высказывание на лингвистическую тему.
Рабочая программа по родному (чувашскому) языку и литературе в 5 классе рассчитана на 69 учебных часа (2 часа в неделю); из них на развитие речи отводится всего 9 часов, на контрольные работы – 6 часов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
РОДНОГО (ЧУВАШСКОГО) ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ 5 КЛАССА
Содержательный статус программы – базовая. Она определяет минимальный объем содержания курса родной (чувашской) литературы для основной школы и предназначена для реализации требований ФГОС ООО к условиям и результату образования обучающихся основной школы по родной (чувашской) литературе согласно учебному плану муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы с. Нижнеулу-Елга муниципального района Ермекеевский район Республики Башкортостан.
Содержание программы родного (чувашского) языка 5 класса
Ведение. 1 ч.
Родной язык - чувашский язык.
Региональный компонент. Изучение и обучение родного (чувашского) языка и литературы в Республике Башкортостан.
Повторение. 4 ч.
Звуки и буквы. Правописание букв б, г, д, ж, з, ф, ц, щ, ъ, ь Корень слова. Аффиксы.
Имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол. Предложение. Члены предложения. Предложение. Виды предложений. Текст и его части. Способы соединения частей.
Развитие речи. Домашнее мини-сочинение «Осень».
Контрольная работа по теме: «Повторение изученного в начальных классах».
Региональный компонент. Сходство и отличие башкирского и чувашского алфавитов. Дикие животные. Птицы Республики Башкортостан. Помощь родному краю.
Синтаксис. Пунктуация. 5ч.
Обращения. Тема и основная идея текста. Бессоюзные сложные сложносочиненные предложения. План текста. Виды текста. Рассказ, рассуждение, описание. Прямая речь. Предложения с прямой речью.
Контрольный диктант по теме «Синтаксис».
Развитие речи. Изложение с изменением лица (от 1-го лица) «Обед птиц».
Региональный компонент. Птицы Республики Башкортостан.
Фонетика. Орфография. 13 ч.
Алфавит.Гласные звуки. Парные гласные звуки. Обозначение гласных звуков в письме. Закон сингормонизма. Недопустимость рядом двух гласных звуков в чувашских словах. Неподчинение заимствованных из русского языка слов закону сингармонизма.
Контрольный диктант по теме «Гласные звуки и обозначение их в письме».
Согласные звуки. Разгаворный, художественный, официальный стили.Глухие согласные звуки. Согласные звуки. Твердость и мягкость согласных букв.Обозначение твердых и мягких согласных звуков в письме. Удвоенные согласные звуки и обозначение их в письме.Твердость и мягкость согласных звуков в заимствованных из русского языка словах. Правописание букв б,г,д,ж,з, в заимствованных из русского языка словах. Правописание букв ф, ц, щ, ъ в заимствованных словах. Слог, ударение.Ударение в заимствованных из русского языка словах. Сокращение слов способом удаления гласных и согласных звуков Особенности между чувашским и русским ударением. Фонетический разбор слов. Сравнительный анализ звуков в чувашских и русских словах.Правописание существительных оканчивающихся буквой т, ть, д, дь в притяжательной форме в 3 лице.
Контрольный диктант по теме «Фонетика».
Региональный компонент. Сингармонизм в башкирском языке. Местные деревья.
Лексика. 7 ч.
Что такое лексика. Значения слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и косвенное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Использование словарей. Профессионализмы. Заимствованные слова. Архаизмы и неологизмы. Диалектизмы. Слова не подчиняющиеся литературным нормам.
Развитие речи. Сочинение «В дружбе сила».
Контрольный диктант по теме «Лексика».
Региональный компонент. Климатические условия в Республике Башкортостан
Словообразование. 5 ч.
Корень слова и аффиксы. Словоизменяющие и словообразовательные аффиксы. Правописание слов с аффиксами. Сложные слова. Виды сложных слов. Правописание сложных слов. Парные слова. Слова повторы. Правописание этих слов. Слова повторы. Правописание повторов.
Развитие речи. Стихосложение.
Региональный компонент. Местные животные. Местные совы.
Содержание программы родной (чувашской) литературы 5 класса
Ведение. 1 ч.
Мир художественной литературы.
Устное народное творчество. 7ч.
Детское устное творчество.
Поэтика детского фольклора. Песни и стихи традиционных праздников.
Пословицы. Загадки.
Приметы и наблюдения.
Чувашские народные сказки
Литературные сказки. К.В.Иванова «Железная мялка».
Развитие речи. Изложение. «Доброе дело». Обучение сочинению по теме «Чувашские народные сказки»
Региональный компонент: Башкирские народные игры. Башкирские народные песни.
Башкирские поговорки. Поэт Республики Башкортостан К.Иванов.
Приметы и наблюдения, Пословицы, Загадки, Песни и стихи традиционных праздников чувашей Башкирии.
Животные – наши друзья. 4ч.
Е.Лисина «Как прославил московских кошек». Николай Ишентей «Как сторожил цыплят». Трубина Марфа «Курица и кошка»
Региональный компонент. Животные, населяющие Республику Башкортостан. Мои домашние животные.
Доброта начинается с детства. 3 ч.
Литературный герой – основа художественного произведения. Юрий Скворцов «Мачеха». Геннадий Волков «Умный ребёнок». Жанры художественного произведения. Порфирий Афанасьев“ Огонь и цветок”.
Региональный компонент. Добрые дела, совершаемые пионерами Башкирии.
Человек – самый сильный. 7 ч.
Тихон Педерки «К свету». Характеристика героев произведения.
Литературный герой – основа художественного произведения. Рассказ М.Ухсай «Утренняя роса». П.Ялгир «Знакомство», «Где справедливость», «Мыши». Марина Карягина “ Сливовая косточка”. Фёдор Уяр “ Вы не видели Фёдора?”. Пьеса П.Ялкира «Интермедия».
Развитие речи. Сочинение «В зимнем лесу»
Региональный компонент. Тимуровские команды в Башкирии, помощь престарелым.
Региональный компонент. Герои Великой Отечественной войны из Республики Башкортостан.
Трудолюбие красит человека. 8 ч.
И.Егоров «Сын». Александр Галкин «Жизнь двуобразная», «Соринка».Степанов Владимир «Эксклюзивные стихи». Рассказ и его содержание. Л.Сарине «Как ездили смотреть цирк». Рассказ Раисы Сарпи «Как я познакомился с Бабой Ягой». Тема, идея, проблема рассказа Валерия Тукая «Грех». Георгий Ефимов «Время, когда восходит солнце». Любовь Марьятова «Безымянный троллейбус».
Развитие речи. Характеристика героев произведения Ивана Егорова «Сын».
Региональный компонент. Местная достопримечательность. Цирк г.Уфы.
Мы против войны. 2ч.
Борис Чандыков ” Отец. Рассказ Н.Мартынова «Окровавленная ягода».
Наступила весна. 1ч.
Ольга Туркай “ Черёмуха в саду”, Сергей Павлов «Недетские игры».
Развитие речи. Стихосложение.
Региональный компонент. Литературные тропы.
Родина. 1ч.
Александр Алга « Доброе имя», Максим Ястран « В тишине»
Контрольная работа за курс 5 класса.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами родного литературного языка.
Родная литература – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь родной литературы (чувашской) и родного языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение родного языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности обучающегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Учебный предмет «Чувашская литература» тесно связан с предметом «Чувашский язык».
Воспитывающий и развмвающий потенциал учебного предмета
Ценность патриотизма, гражданственности - любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству.
Ценность нравственных чувств - нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; толерантность.Ценность трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни - уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость; бережливость; трудолюбие.
Ценность природы, окружающей среды - родная земля; заповедная природа; экологическое сознание.
Ценность прекрасного - красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».
Родной (чувашский) язык и литература как искусство словесного образа – особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тематическое планирование по родному (чувашскому) языку Кол-во часов
1. Ведение. 1
2. Повторение.
Контрольная работа по теме: «Повторение изученного в начальных классах». 4
3. Синтаксис. Пунктуация.
Контрольный диктант по теме «Синтаксис». 5
4. Фонетика. Орфография.
Контрольный диктант по теме «Гласные звуки и обозначение их в письме».
Контрольный диктант по теме «Фонетика». 13
5. Лексика
Контрольный диктант по теме «Лексика». 7
6 Словообразование. 4
Всего 34
№ Тематическое планирование по родной ( чувашской ) литературе Кол-во часов
1. Ведение. 1
2. Устное народное творчество. 7
3. Животные – наши друзья. 4
5 Доброта начинается с детства. 3
6. Человек – самый сильный. 7
7. Трудолюбие красит человека. 8
8. Мы против войны. 2
9. Наступила весна. 1
10. Родина. 1
Контрольная работа за курс 5 класса. 1
Всего 35
Итого 69

Приложение 1

Календарно–тематическое планирование по родному (чувашскому) языку и литературе в 5 классе
( 69 часов; по 2 часа в неделю)

пТема урока
Кол-во
часов Дата проведения
план. факт.
Родной язык - отца и матери язык. Звуки и буквы. РК 1 2.09.16 Мир художественной литературы. 1 7.09.16 Правописание букв б,г,д,ж,з,ф,ц,ъ,ь в коренных чувашских словах. Корень слова. Аффиксы. 1 9.09.16 5. Детское устное творчество. Поэтика детского фольклора. Песни и стихи традиционных праздников. РК 1 14.09.16 Имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол. Предложение. Члены предложения. 1 16.09.16 Поэтика детского фольклора.
Песни и стихи традиционных праздников. РК 1 21.09.16 Предложение. Виды предложений.
Текст и его части. Способы соединения частей. 1 23.09.16 Пословицы. Загадки. РК 1 28.09.16 Контрольная работа по теме: «Повторение изученного в начальных классах». 1 30.09.16 Р.Р.Изложение. «Доброе дело». РК 1 5.10.16 Обращения. Тема текста, основная мысль текста. 1 7.10.16 Приметы и наблюдения. РК 1 12.10.16 Бессоюзные сложные сложносочиненные предложения. Составление плана текста 1 14.10.16 Р.Р.Обучение сочинению по теме «Чувашские народные сказки» 1 19.10.16 Р.Р.Изложение с изменением лица (от 1-го лица) «Обед птиц». РК 1 21.10.16 Литературные сказки. К.В.Иванов « Железная машина». Р К 1 26.10.16 Виды текста. Рассказ, рассуждение, описание. Прямая речь. Предложения с прямой речью. РК 1 28.10.16 Ева Лисина «Как прославил московских кошек». 1 9.11.16 Контрольный диктант по теме «Синтаксис». 1 11.11.16 Николай Ишентей «Как сторожил цыплят» РК 1 16.11.16 Алфавит. Гласные звуки. 1 18.11.16 Трубина Марфа «Курица и кошка» 1 23.11.16 Парные гласные звуки. Обозначение гласных звуков в письме. Закон сингормонизма. 1 25.11.16 Георгий Орлов «Воробей» РК 1 30.11.16 Недопустимость рядом двух гласных звуков в чувашских словах. Неподчинение заимствованных из русского языка слов закону сингармонизма. 1 3.12.16 Литературный герой – основа художественного произведения.
Юрий Сковрцов «Мачеха». 1 7.12.16 Контрольный диктант по теме «Гласные звуки и обозначение их в письме». 1 9.12.16 Геннадий Волков «Умный ребёнок». РК 1 14.12.16 Разгаворный, художественный, официальный стили.
Р.Р. Изложение «Комашев лес». 1
16.12.16 Жанры художественного произведения.
Порфирий Афанасьев“ Огонь и цветок”. 1 21.12.16 Глухие согласные звуки. Согласные звуки. Твердость и мягкость согласных букв и 1 23.12.16 Тихон Педерки «К свету» Характеристика героев произведения. РК 1 28.12.16 Обозначение твердых и мягких согласных звуков в письме. Удвоенные согласные звуки и обозначение их в письме. Твердость и мягкость согласных звуков в заимствованных из русского языка словах. 1 30.12.16 Литературный герой – основа художественного произведения. 1 18.01.17 Р.Р. Изложение «В зимнем лесу» РК 1 20.01.17 Мария Ухсай «Утренняя роса» 1 25.01.17 Правописание букв б,г,д,ж,з, в заимствованных из русского языка словах. Правописание букв ф,ц,щ,ъ, в заимствованных из русского языка словах. 1 27.01.17 П.Ялгир «Знакомство», «Где справедливость».
«Мыши». 1
1.02.17 Слог, ударение.Ударение в заимствованных из русского языка словах. Сокращение слов способом удаления гласных и согласных звуков Особенности между чувашским и русским ударением. 1 3.02.17 Марина Карягина “ Сливовая косточка” 1 8.02.17 Фонетический разбор слов. Сравнительный анализ звуков в чувашских и русских словах. 1 10.02.17 Фёдор Уяр “ Вы не видели Фёдора?” 1 15.02.17 Правописание существительных оканчивающихся буквой т, ть, д, дь в притяжательной форме в 3 лице. 1 17.02.17 Р.Р.Инсценировка, интермедия. Пьеса П.Ялкира «Интермедия». 1 22.02.17 Контрольный диктант по теме «Фонетика». 1 24.02.17 Иван Егоров «Сын». Тема, идея произведения. 1 1.03.17 Что такое лексика. Значения слов.
Однозначные и многозначные слова. 1 3.03.17 Характеристика героев произведения Ивана Егорова «Сын». 1 10.03.17 Прямое и косвенное значение слов. 1 15.03.17 Александр Галкин «Жизнь двуобразная»,
«Соринка» 1 17.03.17 Р.Р. Сочинение «В дружбе сила». 1 22.03.17 Степанов Владимир «Эксклюзивные стихи» 1 24.03.17 Омонимы. Синонимы. Р Р Изложение «Девочка» 1 5.04.17 Рассказ и его содержание.
Тема, идея, проблема рассказа Л.Сарине «Как ездили смотреть цирк». РК 1
7.04.17 Антонимы. Использование словарей. Профессионализмы. 1 12.04.17 Тема, идея, проблема рассказа Раисы Сарпи «Как я познакомился с Бабой Ягой» 1 14.04.17 Заимствованные слова. Архаизмы и неологизмы.
Диалектизмы. Слова не подчиняющиеся литературным нормам. 1 19.04.17 Тема, идея, проблема рассказа Валерия Тукая «Грех» 1 21.04.17 Контрольный диктант по теме «Лексика». 1 26.04.17 Георгий Ефимов «Время, когда восходит солнце»
Любовь Марьятова «Безымянный троллейбус» 1
28.04.17 Корень слова и аффиксы. Словоизменяющие и словообразовательные аффиксы. Правописание слов с аффиксами. 1 3.05.17 Борис Чандыков ” Отец” РК 1 5.05.17 Сложные слова. Виды сложных слов. Правописание сложных слов. 1 10.05.17 Характеристика героев произведения Николая Мартынова «Окровавленная ягода». 1 12.05.17 Парные слова. Слова повторы. Правописание этих слов. Слова повторы. Правописание повторов. 1 17.05.17 Ольга Туркай “ Черёмуха в саду”
Сергей Павлов « Недетские игры» 1 19.05.17 Р.Р.Стихосложение. РК Обобщение изученного в
5 классе. 1 24.05.17 Александр Алга «Доброе имя».
Максим Ястран «В тишине» РК. 1 26.05.17 Контрольная работа за курс 5 класса. 1 31.05.17 Всего 69 ч.
Праздничный день 8.03.17-Международный женский день

Приложение 2
Контрольно-измерительный материал
Контрольная работа 1по теме: «Повторение изученного в начальных классах».

-24765870585
4229101594485


Фонетический разбор слова: яланахКонтрольный диктант 2 по теме «Синтаксис».
6038853089910

Контрольный диктант 3 по теме «Гласные звуки и обозначение их в письме».
2800355823585
Приложение 2
Контрольно-измерительный материал
Контрольный диктант 4 по теме «Фонетика».
269875694690
Контрольный диктант 5 по теме «Лексика».
4229103775710
Контрольная работа 6 за курс 5 класса.
8039106566535
Приложение 2
Контрольно-измерительный материал

Изложени


Приложение 2
Контрольно-измерительный материал
Изложени
Изложени
Приложение 2
Контрольно-измерительный материал
Изложени
4991105918835 Изложени7658106976110