Индивидуальный проект по теме Механизмы реализации ФГОС и ФГТ на основе деятельностного метода Л.Г.Петерсон
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7 города Конаково
Индивидуальный проект по теме
«Механизмы реализации ФГОС и ФГТ на основе деятельностного метода Л.Г,Петерсон»
план-конспект урока по теме
«Чередование гласных в корнях - бир-/-бер-;
-дир-/-дер-; -мир-/-мер; -пир-/пер-; -тир-/-тер-;
-блист-/-блест-/-блещ-; -стил-/-стел-; -жиг-/-жег- »
урок освоения новых знаний
Выполнила: Газарян К.А.,
учитель русского языка
2012 г.
Тема «Чередование гласных в корнях - бир-/-бер-;
-дир-/-дер-; -мир-/-мер; -пир-/пер-; -тир-/-тер-;
-блист-/-блест-/-блещ-; -стил-/-стел-; -жиг-/-жег- »
Тип урока: ОНЗ
Основные цели:
1) сформировать умение строить правила на примере правила чередования гласных в корнях - бир-/-бер-;-дир-/-дер-;
-мир-/-мер;-пир-/пер-;-тир-/-тер-;-блист-/-блест-/-блещ-;-стил-/-стел-;
-жиг-/-жег-
2)сформировать умение применять правило написания И – Е в корнях
- бир-/-бер-; -дир-/-дер-; -мир-/-мер; -пир-/пер-; -тир-/-тер-;
-блист-/-блест-/-блещ-;-стил-/-стел-;-жиг-/-жег-
3)тренировать умение фиксировать шаги по построению нового знания, умение работать в группах, умение адекватно оценивать свою деятельность
Материалы к занятию
Демонстрационный материал: 1) задание на актуализацию знаний; 2)задание на внимательность; образец для проверки; 3)задание для пробного действия;
4)список необходимых корней для задания на пробное действие; 5)грамматическая арифметика; 6) шаги плана действий; 7)эталон
Раздаточный материал:1)карточка для задания на пробное действие;
2) задание на первичное закрепление во внешней речи;3)основа для выполнения самостоятельной работы; цветные карточки; 4)таблицы для домашнего задания
Ход урока
1.Мотивация к учебной деятельности.
- Здравствуйте, ребята! Начинаем урок. Сегодня новая тема, и вы, как всегда, сами сформулируете тему и создадите правило.
- Сегодня на уроке вы будете открывать новое знание. Как вы будете это делать? (Мы определим, что мы не знаем ,выполнив пробное действие, зафиксируем затруднение, выясним причину затруднения и выведем новое правило, оформив эталон.)
- Молодцы! Желаю удачи!
2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
С чего вы начнете работать? (С повторения того, что нам сегодня потребуется при открытии нового знания.)
Посмотрите на доску и выполните задание .
Задание проецируется на доску.
Распределите слова в два столбика : п..ляна, ф .соль, п.радный, с.наторий, р.чушка, в.дяной, пр.рода, м.рской.
поляна
фасоль
речушка
парадный
водяной
санаторий
морской
природа
По какому признаку распределены слова?
Учащиеся отмечают, что данные слова разделены по признаку «проверяемые / непроверяемые гласные».
Молодцы!
Подберите проверочные слова для слов в левом столбике. (Поляна- поле, речушка- речка, водяной- воды, морской- море.)
Ребята, что вы сейчас делали? (Мы подбирали однокоренные слова так, чтобы проверяемая гласная оказалась под ударением.)
Что такое однокоренные слова? (Это слова, имеющие что-то общее в лексическом значении.)
Верно. Итак, что вы повторили? (Мы повторили проверяемые / непроверяемые гласные в корне слов.)
Следующее задание на внимательность:
1. запирать, запереть, подпереть, перрон
2. касаться, коснуться, прикасаться, каскад
3. стелить, расстилать, застелить, пастила
- Вы должны найти лишнее слово в каждой строке и объяснить свой выбор.
На эту работу отводится 1 минута. Учащиеся объясняют свой выбор в устной форме. (Все слова одной строки с общим значением, но одно из них к ним не относится.)
Проверим. («Запирать», «запереть», «подпереть» - имеют общий компонент значения запирать’, значит, лишнее слово «перрон»; «касаться», «коснуться», «прикасаться» - имеют общий компонент значения 'касаться’, значит, лишнее слово «каскад»; в третьей строке «стелить», «расстилать», «застелить» имеют общее значение стелить’, а слово «пастила» - лишнее.)
По мере ответов лишние слова подчеркиваются. В результате на доске должна быть запись:
- Итак, все слова однокоренные, кроме одного.
1. запирать, запереть, подпереть, перрон
2. касаться, коснуться, прикасаться, каскад
3. стелить, расстилать, застелить, пастила
Далее в строке остаются только слова с чередующимися гласными и выделенными корнями:
1. запирать, запереть, подпереть
2. касаться, коснуться, прикасаться
3. стелить, расстилать, застелить
- Молодцы!
Что вы должны сделать дальше? (Мы должны выполнить пробное действие.)
Ребята, скажите, для чего вы на каждом уроке открытия нового знания делаете пробное задание? (Пробное задание помогает нам понять, ЧТО мы не знаем.)
А как надо относиться к возникшим затруднениям? (Спокойно.)
Как вы поступаете дальше, когда понимаете, что столкнулись с затруднением? (Надо остановиться, подумать, где и почему возникла проблема, построить способ решения затруднения и действовать дальше.)
Верно! Вам обязательно поможет это в работе.
Что особенного вы можете отметить в отмеченных корнях? (В корнях, которые должны быть одинаковыми, встречаются разные гласные буквы.)
Задание на пробное действие:
Объясните правописание гласных в корнях: - пир-/-пер-;-стил-/стел-;-кас-/-кос-
Корни вывешиваются на доску:
-пир-/-пер-;-стил-/-стел-;-кас-/-кос-
Кто не выполнил этого задания? Что вы не смогли сделать? (Я не смог объяснить, почему в этих корнях пишутся разные буквы.)
Кто проанализировал и может объяснить причину вариативности букв? Укажите эталон, которым вы воспользовались.
Что вы не смогли сделать? (Я не могу обосновать свой ответ.)
3.Выявление места и причины затруднения.
Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были объяснить правописание гласных в корнях данных слов.)
В чем ваше затруднение? (Мы не знаем, как объяснить правописание гласных в данных словах.)
Ребята, почему вы испытали затруднение? (Потому что мы не знаем правила, по которому можно определить, какую букву писать в данных корнях.)
Что вы будете делать дальше? (Построим проект выхода из затруднения.)
4.Построение проекта выхода из затруднения.
Какова же цель вашей деятельности? (Узнать правила написания гласных в корнях - пир-/-пер-;-стил-/стел-;-кас-/-кос-.)
Ребята, сегодняшняя тема урока включает в себя понятие, которым вы будете пользоваться довольно длительное время. В принципе, этим словом вы пользуетесь и в своей повседневной жизни. Чтобы вы сами назвали термин, предлагаю решить грамматическую арифметику:
ЧЕРЕДА - окончание + суффикс в глаголе «ПЛУТОВАТЬ» + приставка в местоимении НИКТО + корень в слове «ПОЕШЬ».
Итак, какое же понятие вы будете использовать (Чередование.)
Ребята, скажите, а что такое чередование в нашей повседневной жизни?
Давайте уточним определение: чередование - это равномерное повторение чего-либо. Что-то повторяется - и складывается в единое целое: день и ночь - сутки; зима и лето - год...
Так и в грамматике: как только вы увидите некое повторение, равномерное изменение - вы сможете построить целое правило. Совершенно самостоятельно!
Посмотрите на эти корни. Какие гласные здесь чередуются? (А и О, И и Е)
Уточните тему урока. (Чередование гласных в корнях - бир-/-бер-;-дир-/-дер-;-мир-/-мер;-пир-/пер-;-тир-/-тер-;-блист-/-блест-/-блещ-;-стил-/-стел-; -жиг-/-жег-.)
- Итак, когда вы выводите новое правило, на что вы должны обратить внимание в первую очередь? (На закономерность.)
Верно! А теперь постройте план проекта по созданию нового правила. (Установить закономерность в данных корнях. Сделать вывод о правилах написания гласных в данных корнях. Создать эталон.)
По мере ответов учитель вывешивает на доске последовательность действий:
Установить закономерность.
Сделать вывод.
Создать эталон.
5.Реализация построенного проекта.
Итак, давайте установим закономерность. (Корни в словах во всех трех строчках начинаются с одной и той же буквы и заканчиваются на одинаковые буквы, а в середине пишется О или А(вторая строчка), Е или И (первая и третья).
Предлагаю зафиксировать ваши наблюдения в письменном виде в тетради.
Учитель записывает на доске, учащиеся - в тетради:
кос --------------------------------кас + а
пер---------------------------------пир + а
стел--------------------------------стил + а
бер---------------------------------бир + а
дер---------------------------------дир + а
мер--------------------------------мир + а
тер---------------------------------тир + а
блест------------------------------блист + а
жег -------------------------------жиг + а
А теперь, в соответствии с вашими наблюдениями, сформулируйте правило в устной форме, строя фразу следующим образом: «В корне ... пишется А (О), если за корнем следует суффикс а ».
Ответы учащихся:
в корнях – кос-/- кас- пишется А, если за корнем следует суффикс А , пишется О , если нет суффикса А.
в корнях - бир-/-бер-;-дир-/-дер-;-мир-/-мер;-пир-/пер-;-тир-/-тер-;-блист-/-блест-/-блещ-;-стил-/-стел-; -жиг-/-жег- пишется И , если за корнем следует суффикс А , пишется Е , если нет суффикса А.
- Вы абсолютно правильно сформулировали правило. Молодцы!
Вы вывели закономерность, сделали вывод, сами построили новое правило. Какой следующий шаг? (Создать эталон.)
Предлагаю поработать в группах. Представитель от каждой группы должен будет представить совместно созданный эталон. На работу отводится 5 минут.
После ответов групп на доску вывешивается эталон:
бир
бер
пир
пер
дир
дер
мир
мер
тир
тер
жиг
жег
стил
стел
блист
блест
кас
кос
Молодцы! Все группы справились с заданием.
Вы теперь сможете выполнить пробное задание? (Да.)
Учащиеся выполняют задание письменно, графически объясняя правописание чередующихся гласных. Затем по цепочке проговаривают объяснение.
В результате в тетрадях должно быть записано:
1. запир +а+ть, запереть, подпереть
2. кас+а+ться, коснуться, прикас+а+ться
3. стелить, расстил+а+ть, застелить
6.Первичное закрепление во внешней речи.
Что вы должны сделать дальше? (Закрепить умение применять правило о чередовании гласных в корнях: - бир-/-бер-;-дир-/-дер-;-мир-/-мер;-пир-/пер-;-тир-/-тер-;-блист-/-блест-/-блещ-;-стил-/-стел-; -жиг-/-жег-; -кас-/-кос-
В этом вам поможет следующее задание. У вас на столах лежат таблицы со словами с пропущенными буквами:
А - О
к.саются
к.снется
прик. сающийся
прик.снутся
И - Е
соб.раются
соб.рём
отп.рают
зап.реть
забл.стал
бл.стел
ст.рать
ст.реть
ум.рать
зам.реть
- Вы должны вставить пропущенные буквы и графически объяснить выбор буквы. Часть слов объясняется во внешней речи, а часть слов целесообразно предложить выполнить в парах.
После работы учащиеся проверяют выполненное задание по образцу для проверки:
А - О
касаются
коснется
прикасающийся
прикоснутся
И - Е
собираются
соберём
отпирают
запереть
заблистал
блестел
стирать
стереть
умирать
замереть
В каких словах при работе в парах у вас возникли затруднения?
Какой шаг алгоритма или правила вы нарушили?
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Разобрались? Как проверить, усвоили вы новое правило или нет? (Надо выполнить самостоятельную работу и сопоставить ее с эталоном для самопроверки.)
Прочитайте слова на доске:
Выт.реть, ум.рать , пот.рать, зап.р,
Зам.реть, уб.рать, приб.рём, уп.раться
- У вас на партах лежат карточки с таблицами:
пир
пер
тир
тер
мир
мер
бир
бер
- Впишите слова в нужные колонки, пользуясь алгоритмом определения гласной. После работы учащиеся проверяют себя по эталону для самопроверки:
пир
пер
упираться
запер
тир
тер
потирать
вытереть
мир
мер
умирать
замереть
бир
бер
убирать
приберём
В каком месте возникло затруднение?
Как вы думаете, почему у вас возникло затруднение?
У кого задание не вызвало затруднений?
Вы все молодцы!
8. Включение в систему знаний и повторение.
Скажите, ребята, где вы будете применять новые знания? Почему у вас возникла необходимость изучить данную тему? (Этот материал войдет в нашу орфографическую копилку знаний, пригодится в жизни: нужно уметь грамотно писать.)
Что вы должны сделать дальше? (Необходимо выполнить задание на повторение уже изученного, но с включением в него материала сегодняшнего урока.)
Для того чтобы выполнить следующее задание, необходимо вспомнить, что такое синонимы. (Синонимы - это слова различные по звучанию, но близкие по смыслу.)
Верно. Потренируемся немного. Я вам буду предлагать слова - вы будете подбирать синонимы. Отвечает тот, кто первый поднимет руку.
красный- алый
смирный – покорный
труд – работа
смеяться - хохотать
Молодцы! Итак: к сочетаниям слов подберите и запишите синонимы. Имейте в виду, что все получившиеся слова должны содержать в себе изучаемую орфограмму. Задание понятно? (Да.) Отвечать будете по цепочке.
Учитель читает сочетания слов, а учащиеся записывают синонимы.
Приводить в порядок - убирать
Держать взаперти - запереть
Притронуться - прикоснуться
Затаить дыхание - замереть
Удалить лишнее - стереть
Коллекционировать – собирать
Молодцы! Наш урок подходит к концу. Вы все очень хорошо сегодня поработали!
9. Рефлексия учебной деятельности.
Что нового вы узнали на уроке? (Узнали о правописании корней: - бир-/-бер-;-дир-/-дер-;-мир-/-мер;-пир-/пер-;-тир-/-тер-;-блист-/-блест-/-блещ-;-стил-/-стел-; -жиг-/-жег-; -кас-/-кос- )
Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итог нашей работы.)
Какую цель вы поставили в начале урока?
-Вы достигли поставленной цели?
В чем у вас было затруднение?
Как вы открывали новое знание?
Что вам помогло открыть новое знание?
У вас на партах лежат цветные карточки. Зеленая карточка означает положительный ответ, желтая карточка - сомнение, красная карточка - отрицательный ответ. Я вам сейчас буду говорить некие утверждения, а вы поднимайте карточки согласия, сомнения или несогласия.
Я знаю чередование гласных в корнях: - бир-/-бер-;-дир-/-дер-;-мир-/-мер;-пир-/пер-;-тир-/-тер-;-блист-/-блест-/-блещ-;-стил-/-стел-; -жиг-/-жег-; -кас-/-кос- )
Я знаю, в каких случаях пишется О, в каких – А,в каких-И,в каких – Е.
Я могу объяснить, от чего зависит написание О - А , от чего написание И – Е в данных корнях.
В самостоятельной работе у меня все получилось.
Я смог понять причину ошибки, которую допустил в самостоятельной работе (если была).
Я сегодня был в учебной деятельности.
Я доволен своей работой на уроке.
Молодцы!
Домашнее задание:
Впишите в пустые графы по одному примеру, графически объясняя букву в корне.
кас
кос
тир
тер
мир
мер
дир
дер
жиг
жег
блист
блест
15