Формирование универсальных учебных действий у обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования на уроках математики
Формирование универсальных учебных действий у обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования на уроках математикиВ последнее время увеличивается количество детей, имеющих заболевания и отклонения в психическом и физическом развитии. Таким детям не по силам усваивать учебный материал, они не успевают за темпом урока, отсюда - неусвоение учебной программы и негативное отношение к учебе. Согласно «Закону об образовании в РФ» дети с ограниченными возможностями здоровья могут обучаться «как с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность».
Самое главное в данном процессе для детей – чувствовать себя комфортно в инклюзивной среде, иметь поддержку со стороны одноклассников и учителей и родителей. Очень важно показать ребенку, что педагог готов с ним работать, давать необходимые знания и навыки. Безусловно, необходимо сотрудничество с родителями. Только в тесном тандеме - необходимые специалисты (логопед, психолог, педагог – дефектолог), администрация, родители, обучающиеся – учитель сможет добиться достойных результатов обучения. Педагог, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должен быть тактичен, деликатен, соблюдать конфиденциальность информации, а также раскрывать потенциал учащихся, творческие и личностные качества.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самореализации. Возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. Мне хотелось бы рассказать, как происходит формирование УУД на уроках математики у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Личностные универсальные учебные действия – действия, обеспечивающие соотношение поступков учащихся с этическими принципами, знание моральных норм, принципов поведения, осознание себя в окружающей среде.
Учитель математики должен привить ребенку:
- положительное отношение к предмету и познавательной деятельности;
- желание приобретать новые знания и умения, совершенствовать уже имеющиеся;
- осваивать новые виды деятельности и участвовать в творческом процессе (в том числе и проектная деятельность);
- сформировать реальные представления о собственных возможностях.
Формирование личностных УУД характеризуется овладением умениями, применяемыми в повседневной жизни. Ребенок должен быть хорошо адаптирован в постоянно меняющейся среде.
С самого начала работы с обучающимся учитель должен стараться наладить контакт не только со взрослыми, но и со сверстниками, «подготовить почву» для успешного общения. В первую очередь, ребенку необходимо помочь преодолеть страх и стеснение.
Регулятивные универсальные учебные действия – действия, помогающие ребенку самостоятельно определять цели работы, корректировать свою деятельность, оценивать успешность или неудачи в работе.
Регулятивные действия помогают обучающимся с ОВЗ организовать свою деятельность на учебном занятии. Учителю необходимо развить следующие регулятивные УУД у обучающихся:
- самостоятельное определение темы и цели урока (возможно при помощи учителя);
- умение определять цель промежуточных заданий, предоставленных на уроке;
- выполнять проверку и самопроверку правильности выполнения задания;
- умение самостоятельно исправить ошибки, допущенные в задании, откорректировать свою работу;
- умение адекватно оценить свою работу.
Для формирования регулятивных УУД на уроках математики я применяю следующие методы и формы работы: задания с ошибкой (выдаются карточки с готовым решением задачи или уравнения, в ходе решения допущена ошибка, ребенок самостоятельно должен ее найти и справить, дискуссия (решить задачу разными способами и доказать, какой способ наиболее быстрый и т.д.).Очень важно для обучающихся с ОВЗ выполнять задания по строго заданному алгоритму, поэтому у каждого обучающегося имеются карточки (раздаточный материал) с алгоритмом решения задачи. В случае того, если ребенок забудет план, он может в любой момент воспользоваться наглядным материалом.
Познавательные универсальные учебные действия – учебные действия, касающиеся специфики предмета.
На уроках математики учитель должен научить:
- вычитывать нужную информацию из текста, например, при решении задачи (владеть технологией продуктивного чтения);
- применять наиболее эффективный способ решения;
- уметь пользовать алгоритмом;
- решать логические задачи.
На познавательные УУД следует обратить особое внимание, т.к. обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья отличаются сниженной учебной мотивацией, недостаточной познавательной деятельностью. Уровень запоминания информации снижен, внимание часто рассеянно. Урок для таких детей необходимо строить по принципу ясности учебного материла, открывать для детей какие – то новшества.
При работе в классе, где есть ребенок с ОВЗ, урок необходимо строить с большим использованием наглядности – это поможет упростить восприятие материала. Также необходимо исходить из того, что внимание детей нужно постоянно переключать: они не могут в течение 15 минут смотреть на одну картинку.
Каждое задание учитель должен комментировать, а ребенок повторять вслух или про себя. Для запоминания терминов необходимо вести словарик математических терминов, а при надобности и теорем.
Для формирования познавательных УУД по максимуму применяю задания творческой направленности. Например:
1.Моделирование (моделирование геометрических фигур из бумаги, пластилина, спичек и т.д.)
2. Разгадывание ребусов и кроссвордов.
3. Работа с рисунками и чертежами (найти отличия на двух иллюстрациях).
4. Рисунки из геометрических фигур.
5. «Определи фигуру наощупь с закрытыми глазами».
6. Самостоятельное составление задач, кроссвордов.
7. Сочинение математических сказок и т.д.
8. «Своя игра», «Математический морской бой»;
9. Блиц – турнир и т.д.
Подобные формы и методы работы способствуют развитию мышления, воображения, устной и письменной речи, творчества. Яркий, новый, интересный материал на фоне уже знакомого и известного будет смотреться очень выигрышно и поможет развитию познавательной деятельности. В подобной работе огромную роль сыграет мультимедийная презентация, которая поможет сэкономить время, а также наглядно продемонстрировать необходимый чертеж, таблицу или схему. А так как, у современных детей очень сильно развито клиповое мышление, то польза от такой работы будет вдвойне. Также можно применить работу с интерактивными пультами. Например, дать для решения уравнения, а затем проверить правильность путем голосования.
Коммуникативные универсальные учебные действия – действия, направленные на умение высказывать свою точку зрения, уметь вести диалог с учителем и одноклассниками, участвовать в беседах и обсуждениях.
Несмотря на то, что математика не относится к предметам гуманитарного цикла, обучающиеся и на этой дисциплине должны развивать коммуникативные действия.
В рамках коммуникативных УУД на уроках математики обучающийся с ОВЗ должен:
- вести диалог с учителем и одноклассниками;
- отстаивать свою точку зрения;
- комментировать учебное задание;
- составлять вопросы к заданию;
- уметь читать графики, таблицы, схемы, диаграммы;
- устный счет (обязателен на каждом уроке – способствует развитию мышления, помогает переключать ребенка с одной деятельности на другуюОчень важно уметь адекватно реагировать на замечания учителя, пользоваться вербальными и невербальными средствами общения.
Для успешного развития коммуникативных действий в качестве основной формы работы используется игра. В игре можно с успехом отрабатывать коммуникативные действия и навыки социального поведения. Рационально использовать индивидуальные, групповые и фронтальные формы работы.
Также необходимо не забывать о здоровьесберегающей технологии и проводить физминутки, это поможет предотвратить наступление усталости, разнообразит деятельность, снять напряжение с глаз.