Воспитательная роль в процессе репетиционных занятий в хореографическом коллективе


Воспитательная работа в процессе репетиционных занятий в хореографическом коллективе
Воспитательная работа в хореографическом коллективе - процесс сложный, многогранный. Воспитательная работа должна проводиться систематически, только тогда она приведёт к положительным результатам. Сложность воспитательной работы определяется тем, что дети в коллективе встречаются различного уровня культуры и воспитания. Сосредоточить их интересы порой непросто. При этом художественному руководителю приходится проявлять такт, чуткость, применять индивидуальный подход к детям. Он должен заинтересовать детей, использовать в работе возможности каждого ребенка, его перспективы. В обращении с детьми необходимо проявление симпатии, уважительного интереса к их радостям и огорчениям, к их сложностям в жизни.
Главным звеном всей учебной, организационно-методической, воспитательной и образовательной работы с коллективом является репетиция. Ведь от того, насколько тщательно и всесторонне подготовлена репетиция, зависит и её педагогическая эффективность.
1. Репетицию следует начинать вовремя. Это дисциплинирует тех ребят, которые опаздывают на занятия. Безответственное отношение одних порой раздражает, расслабляет в определённом отношении других, снижает в них чувство постоянного творческого «горения». В коллективе появляются нездоровые тенденции «исключительности» для некоторых участников, резко падает педагогическое значение репетиции. Таким образом, начало репетиций в строго установленное время приучают детей к аккуратности, подтянутости.2.Репетиция должна начинаться с разминки. И не обязательно с разучивания какого-то движения или танцевального фрагмента. Можно поговорить о планах коллектива, об участие в конкурсах и фестивалях. Заинтересовать детей и поставить им задачи для реализации задуманного.
3.  Отрицательно влияют на творческий настрой участников неожиданные вызовы художественного руководителя, например: к телефону, к директору и так далее. Если же всё-таки возникает необходимость отлучиться с репетиции, то, конечно, нужно извиниться перед участниками, дать им задание и поручить контролировать ход его выполнения самому опытному из них.
4.Репетиционный процесс будет эффективен, когда он заранее продуман и руководитель чётко следует своему плану. Знание руководителем своего коллектива, его творческих возможностей позволяет достаточно точно и подробно составлять план каждой репетиции. И тогда всё задуманное выполняется, а в дальнейшем это видно на концертных выступлениях коллектива.
5.Нельзя всю репетицию отрабатывать только один номер, так как дети быстро устают и теряют интерес. Если идёт отработка сольных кусков, то остальным даётся задание, чтобы все понимали, что от каждого из них зависит успех танцевального номера, тем самым дети развивают в себе особо ценное качество - чувство «локтя», чувство ответственности за общее дело.
6. Для работы лучше брать номера в сочетании: лёгкие – трудные, быстрые – медленные. На лёгких номерах исполнители как бы «разогреваются». Трудные номера, особенно если они ещё хорошо не усвоены, требуют повышенного внимания, существенных эмоциональных и физических затрат.
7.Частые остановки во время репетиции сбивают темп и настрой. К тому же, частые остановки разбивают целостное представление о номере, а это значит, что усложняется работа воображения.
8.Замечания нужно стараться делать сразу по нескольким промахам и очень чётко объяснять и показывать, чтобы всё было понятно и исправлено. Можно разделить детей на отдельные группы и отработать сложные моменты в исполнении трудных движений. Или заменить отдельных участников у которых не получается движения.
9. Очень важно сделать перерыв вовремя. Оправданнее, целесообразнее всего его сделать через 45-50 минут после начала работы. Вторая часть репетиции может длиться 40-45 минут. Практика показывает, что при таком временном соотношении первой и второй половины репетиции достигается максимальная активность участников.
10. В целях более эффективной воспитательной работы на репетиции необходим учёт индивидуальных особенностей каждого исполнителя как в плане личностном, психологическом, так и в плане художественной подготовки. Немаловажен в данном случае и фактор профессиональных, возрастных различий участников.
Репетиция – это труд. Причём труд, при котором не всегда видны сразу результаты. Она включает элементы монотонности, что утомляет участников, снижает их общую и исполнительскую активность.
Обязанность художественного руководителя – своим примером воодушевить их, не давать охладеть к творчеству. К речи художественного руководителя во время репетиции предъявляются особые требования. Речь руководителя должна быть грамотная, культурная, тон при замечаниях не должен быть грубым и оскорбительным. Частые словесные пояснения расхолаживают исполнителей, сбивают темп репетиции. Всегда лучше самому показать и образно объяснить, чего ты хочешь от исполнителя.
Художественный руководитель, исходя из особенностей своего коллектива, должен организовать репетицию таким образом, чтобы максимально эффективно, с большей отдачей использовать отведённое время. При этом воспитательная работа в хореографическом коллективе направлена на формирование у детей мировоззрения, на воспитание высокой нравственной культуры, на художественное и эстетическое развитие. Воспитание должно проходить так, чтобы ребенок чувствовал себя искателем и открывателем знаний. Только при этом условии однообразная, утомительная, напряженная работа окрашивается радостными чувствами.
Список использованной литературы:
1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития./ В.И.Андреев. - Казань: Издательство Казанского университета, 1996-565 с.
2. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание/ Н.В.Архангельский. - М.: Просвещение, 1979-19 с.
3. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. Книга для учителя/ А.С.Белкин. - М.: Просвещение, 1971- 176 с.
4. Волков, И.П. Воспитание творчеством / И.П. Волков. - М.: Знание, 1989 - 402 с.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991- 96 с.