Особенности работы с трудными детьми


Особенности работы с «трудными детьми».Подготовила педагог-психолог МБОУ СШ №9 Буланова М.Д. Причины отклоняющегося поведения детей.Биологические факторы (патологии, заболевания, психофизиологические особенности);Психологические факторы (психопатии, акцентуации);Социально-педагогические факторы (дефекты школьного, семейного и общественного воспитания);Социально-экономические факторы;Морально-этические факторы. Влияние семьи на отклоняющегося поведения детей. Смерть родителей; Конфликтные отношения между родителями; Асоциальное или криминальное поведение близких членов семьи; Психические заболевания родителей; Жестокое обращение, насилие в семье, в том числе сексуальное; Оскорбления, пренебрежительное отношение, безнадзорность;Недостаточная осведомленность о своем прошлом, отсутствие чувства защищенности и семейной принадлежности. Дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений.Нестабильный, конфликтный стиль воспитательных вли­яний в неполной семье, в ситуации развода, длительного раз­дельного проживания детей и родителей; Основные мотивы отклоняющегося поведенияПривлечение внимания; Власть;Месть;Избегание (страх) неудачи. Привлечение внимания.(“мне нужно твое особое внимание”)Чувства учителя – раздражение, негодование возмущениеЧто хочется сделать? - Сделать замечание. Иногда почитать нотацию.Ответная реакция ученика - временно прекращает выходку (обратите на это внимание, если ученик не прекращает вертеться или стучать после вашего замечания – мотив другой).Основная проблема педагога – как давать внимание не подкрепляя неконструктивный условный рефлекс “хочешь внимания – делай плохо”. Иногда полезно вообще не замечать. Власть («ты мне ничего не сделаешь»)Причина-1.Отсутствие примеров достойного послушания. Детям просто некому подражать. 2.Мода на “сильную” личность, на “крутых”. Чувства учителя –Гнев, негодование, возмущениеЧто хочется сделать? - Немедленно прекратить выходку Властолюбца.Ответная реакция ученика - Ученик прекратит выходку, когда сам решит, он провоцирует вас– именно этого он и добивался. Основная проблема педагога Можно забыть про гуманизм и унизить или напугать его. Но тогда вы наверняка сделаете из него мстителя. Демонстрировать свое собственное твердое поведение, лишенное агрессии. Месть («вредить в ответ на обиду»).Причина-Мститель изживает внутреннюю боль, которую нанес, скорее всего, кто-то другой. Чувства учителя –Растерянность, гнев, негодование, обида “Как это вообще могло со мной произойти?”. Это сильные чувства, они уже не статусные, а глубоко личные.Что хочется сделать? - Обычная формула: “В этой школе, дорогой, останешься либо ты, либо я”. Учитель в эти минуты забывает о том, что перед ним еще ребенок, о том, что из двоих участников конфликта именно он профессиональный воспитатель. Ответная реакция ученика - Ученик победил и наслаждается минутами торжества .Основная проблема педагога - Особая проблема – как изменить поведение мстителей? Личная проблема учителя: как научиться прощать учеников, которые им мстят, как вообще относиться к ним? Демонстрировать свое собственное твердое поведение, лишенное агрессии. Избегание неудачи («не буду и пытаться – все равно не получится»).Причина-Если часто указывать на его ошибки, то результатом вашей деятельности будет постепенное снижение мотивации.Чувства учителя –Сначала жалость, а потом, ощущение полной профессиональной беспомощности.Что хочется сделать? - Получить заключение , что ребенок не обучаемый.Ответная реакция ученика - Ученик впадает в зависимость. Он готов на все, но он по-прежнему не решает задачи.Основная проблема педагога - Нужна только поддержка, оказанная профессионально точно по форме, и по количеству большему чем во всех предыдущих случаях. Психологическая тонкость:Разделять личность и поведение, человека и то, что он сделал. Проступок нуждается в санкциях, а вот личность – в поддержке.Чем более тяжелым является мотив, тем больше поддержки нужно ученику. Сильные стороны разных типов “плохого” поведения:Привлечение внимания – ребенок нуждается в контактах со взрослым, он ищет этих контактов, поэтому он их и получает.Власть – всех властолюбцев, - и тихих маленьких, и шумных “борцов за справедливость”, и спонтанных начинающих манипуляторов – объединяет одно – постоянное желание сопротивляться чужому влиянию, а это не так уж плохо для выживания.Месть – мстители умеют изживать внутреннюю боль.Ученики с мотивом “избегание неудачи” не умеют, в их поведении нет сильных сторон, поэтому им нужно 1000 единиц поддержки. ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ПОВЕДЕНИИПринцип ориентации на позитив в поведении и характере ребёнка (сформулирован Принцип социальной адекватности воспитания. Принцип индивидуализации воспитания детей с девиантным поведением. Принцип социального закаливания трудных детей. Перечисленные принципы предполагают соблюдение некоторых правил:Правило позитивного настроя.Правило доверительности взаимодействия. Правило субъективности взаимодействия. Правило причинности. Правило последовательности во взаимоотношениях. Правило позитивного взаимодействия. Правило привлекательной альтернативы.Правило разумного компромисса. Правило гибкости.  Правило индивидуального подхода.Правило системности. Правило превентивности.  Заповеди общения с детьми:искренне интересуйтесь ими, помните, что имя человека – это самый важный для него звук,будьте хорошим слушателем,помните, всегда необходимо договариваться, а не стараться сломать,придерживайтесь позитивной модели общения,обеспечьте ребенку возможность быстрого обращения за помощью,не акцентируйте внимание детей на их отрицательном опыте общения,хорошее настроение – ключ к взаимопониманию. Цель: воспитание законопослушной личности, профилактика противоправного поведение учащихся, воспитание культуры поведения. Задачи:предупреждение асоциального среди обучающихся, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;социально-педагогическая реабилитация обучающихся, находящихся в социально опасном положении;выявление и пресечение случаев вовлечения обучающихся школы в совершение преступлений и антиобщественных действий.Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме;Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.  {5DA37D80-6434-44D0-A028-1B22A696006F}Содержание работы1. Знакомство с личными делами обучающихся, изучение медико-педагогических особенностей детей; выявление подростков  с девиантным поведением2.Диагностика учебной, социально-психологической адаптации:определение мотивации обучения;выявление разносторонних интересов, коммуникативных навыков;определение степени установки на ЗОЖ.1. Оказание методической и консультативной помощи педагогам и родителям по вопросам профилактики правонарушений подростков.2. Индивидуальные и групповые консультации преподавателей, классных руководителей по результатам диагностирования3. Родительские собрания (групповые, общешкольные).1.   предоставление информации для преодоления общепринятых мифов и неправильного понимания значения психоактивных веществ: никотина, алкоголя, наркотических веществ;2. поддержание позитивной самооценки моделирования своего образа «Я-могу» в будущем дать подростку возможность осознать свои силы3. прививать полезные привычки; отношение к здоровью, как к ценности (не употреблять ПАВ),4. преодоление неуверенности в себе, не поддаваться давлению окружающих, умение сказать «НЕТ» в различных ситуациях5. обсуждение причин, моделей и последствий сексуального поведения, формирование адекватного отношения подростков к вопросам гигиены сексуального поведения6. воспитывать нравственные ценности собственной речи; дать понять опасности тотального распространения сквернословия7. формировать позитивную установку по отношению к окружающему миру (профилактика бродяжничества)8. предоставить детям возможность попытаться изменить свое поведение, научить принимать ответственность за нормативные нарушения;·                                  Формы работы психологической службы с детьми девиантного поведенияПсиходиагностикаКонсультированиеИндивидуальная коррекционная работаГрупповая коррекционная работаПросвещение Направления работы психологической службыс учащимися Г. Айзенк; К. Леонгард;Несуществующее животное;Рисунок семьи;Карта наблюдения СтоттаСоциометрияЛекции;Классные часы;Консультации;Правовой лекторийИндив. коррекц. занятия;Груп. занятия в тренинговой форме.ДиагностикаПрофилактика и просвещениеКоррекционно- развивающаяконсультации Этапы «Я» – высказыванияКонстатация фактовЧувства – Какие чувства у меня вызывает данная ситуация?Мысли – Как вы это оцениваете, что вы об этом думаете?Желания – Как вы хотите, чтобы эта ситуация развивалась?Намерения или действия – Что Вы можете для этого сделать, чем помочь, как поддержать? «Ты» – высказывание:-Почему Вы мне всегда занижаете оценки?-Ты плохо готовишься к урокам«Я» – высказывание1.2.Катя, мне очень неприятно, я чувствую недоумение, когда ты говоришь о том, что я тебе ставлю несправедливые оценки, так как есть критерии выставления оценки, и я их соблюдаю. 3.Я думаю о том, что может быть, тебе тщательнее выполнять домашнюю работу, так как ты действительно можешь учиться хорошо, у тебя прекрасные способности.4.Я бы хотела, чтобы ты не просто читала параграф, а заучивала правила и отвечала на дополнительные вопросы. 5.Если тебе не понятны какие-то темы, я могу помочь тебе, еще раз объяснить материал. При работе с подростком можно использовать стратегию «Предотвращение рецидива», которая заключается в следующем.Обсуждение в деталях выбранного поведения, а также признаков, по которым можно определить, что произошел срыв. Выявление ситуаций, лиц, мест, событий, которые могут провоцировать срыв.Выявление лиц, обстоятельств, условий, которые помогут придерживаться желаемого поведения.Выявление факторов, которые помогут пережить трудные ситуации или срыв.Выявление (тренировка) навыков и качеств, которые необходимы, чтобы удержаться от негативных поступков.Подробное перечисление будущих выгод от нового поведения.Разработка конкретных поощрений и компенсаций (вознаграждений) за хорошо выполненную работу — реализацию нового поведения.