Открытое мероприятие ««Судьба России в наследии веков»

Судьба России в наследии веков.


Прошлое должно служить современности

Музыкально-литературная композиция
к научно – практической конференции учащихся.


1 Блок
Действующие лица
Ломоносов, Шувалов. Гости бала.

Музыка Моцарта или менуэт Боккерини .На фоне танцующих выходят Ломоносов и Шувалов.

Ломоносов Ах! Иван Иванович, не знаете ли вы, когда же наконец государыня указ подпишет?
Шувалов Об университете? Не знаю, Михаил Васильевич, что вам и сказать. Отказывать не отказывает, да и подписать не изволит.
Ломоносов А подумайте, Иван Иванович, какие просторы откроются перед нашим российским просвещением! Будем своих ученых воспитывать, у немцев не станем ума просить! А то посылаем толковых юношей в разные там Гейдельберги да Дерпты. Чем наша-то Москва хуже?
Шувалов Знаю, друг мой, что вы о пользе отечества радеете, помню, как вы сие стихами описывали: Может собственных Платонов// и быстрых разумом Невтонов // Российская земля рождать.
Ломоносов Талантов у нас побольше, чем в иных прочих государствах! Дело за малым – просвещение юношества в государственный масштаб перенесть
(Звуки фанфар)
Глашатай Милостивые судари и сударыни! Сегодня, 25 января 1755года, государыня Елизавета Петровна подписала указ об открытии университета в Москве! ( Возгласы, аплодисменты, музыка)
Шувалов Конечно, не все сразу наладилось в московском университете, но он озарил своим светом всю Россию.
Ломоносов А когда на российский престол вступила Екатерина Вторая, то и сама императрица, иее просвещенное окружение содействовало развитию университета. Именно тогда русские профессора стали читать лекции студентам на русском языке.
Шувалов А благодаря вашим, Михаил Васильевич, непрестанным ходатайствам, возникли медицинские учебные лаборатории, появились редчайшие коллекции, пособия и приборы, сформировалась превосходная библиотека.
Звучит гимн Московского университета. На экране слайды с изображением МГУ, портрет Ломоносова, дворцы





II Блок

Ведущий1 Шли века, давая миру новые открытия, новые имена.
Ведущий 2 (на фоне тревожной музыки) Век ХХ. Это время, встревоженное пророчествами и предчувствиями Александра Блока, началось манящим Серебряным веком русской культуры. Обнадеживший с самого начала великолепным цветением, век этот был почти сразу же надломлен: с первых лет его сотрясали одна за другой революции и войны.
Ведущий 3 На протяжении веков русская литература была единой и неделимой. От Ломоносова и Радищева, Пушкина и Гоголя до Блока и Бунина у нее был общий национальный язык и общая тема: нежная, трепетная, безграничная любовь к Родине, спаянная с гордостью за ее прошлое наследие и с болью за ее неясное будущее.

Чтец 1 «Опять над полем Куликовым»

Ведущий 4 Теме России Блок «сознательно и бесповоротно» посвящает свою жизнь. Поэтическая биография Блока неразрывно переплетена с трагическими событиями, происходившими в России в первое двадцатилетие ХХ века.

Чтец 2 «Рожденные в года глухие»

Ведущий 1 Чувство надвигающейся гибели с редкой отчетливостью и той особой точностью, когда поэт говорит за целое поколение, блок выразил в этом стихотворении, написанном через неделю после начала войны 1914 года.
Ведущий 2 Каждый стих поражал современников абсолютной точностью найденной формулы. Многие, очень многие воспринимали это стихотворение как рассказ о своей собственной судьбе.
Ведущий 3 Отношение Блока к России весьма своеобразно. Его Россия не мать, какою она изображена русскими поэтами ХIХ века , а тоскующая жена, невеста или возлюбленная.
Ведущий 4 Она предстает перед поэтом то «статной царевной», то прекрасной девушкой «разбойной красы», в узорчатом платочке до бровей, то сказочной красавицей, плененной колдуном.
Ведущий 1 В этом живом образе России оттенены и подчеркнуты типические женские черты национального русского характер
·а, знакомые нам по женским образам Достоевского, по живописи Сурикова, по музыкальному творчеству Мусоргского.
Ведущий 2 Черты эти – вечное «горение», высокое напряжение воли, неукротимая страсть, душевное беспокойство.

Чтец 3 «Россия» («Опять, как в годы золотые»)

Чтец 4 «Коршун» («Чертя за кругом плавный круг»)

Ведущий 3 Коршун в поэзии Блока находится в одном ряду с вороньем, колдуном и символизирует злую силу, беду, несчастье. А мать олицетворяет заботу, нежность, родину. Соединение этих образов в одной строфе позволяет увидеть, как осмысляется Блоком судьба России. В лаконичных поэтических образах-формулах воссоздается «ход истории» - бесконечные народные бедствия.
Ведущий 4 В статье «Наследие Блока» Георгий Адамович сказал: «Блок казался жертвой, которую приносила Россия. Зачем? Никто не знал. Кому? Ответить никто не был в состоянии. Но то, что Блок был лучшим сыном России, что, если жертва нужна, выбор судьбы должен был пасть на него – насчет этого не было никаких сомнений»
Ведущий 1 Блок понимал, что его жертва не будет востребована, но предпочел гибель «вместе со всеми» спасению в одиночестве. Он умирал вместе с Россией, его родившей, его вскормившей.
Ведущий 2 Вместе с Блоком ушла в прошлое великая и оплаканная им Россия. Иногда о Блоке говорят: он не был поэтом ХХ века, он был поэтом, завершившим золотой век русской литературы. И тогда еще более веско и точно звучат слова, случайно оброненные Владиславом Ходасевичем: «Был Пушкин и был Блок. Все остальное – между.»
































III Блок

Ведущий 1 ХХ век остался в прошлом. Но осталась ли в прошлом наша тревога за будущее нашей России? Размышляя о судьбе своей земли, выдающийся ученый в области литературоведения, истории русской культуры академик Дмитрий Сергеевич Лихачев говорит:
Ведущий 2 «Вся земля владеет и хранит ценности, сокровища прошлого. Это и красивый пейзаж, и красивые города, а в городах свои, собранные многими поколениями памятники искусств».
Ведущий 3 «Что такое наша Земля? В русском языке слово «земля» имеет много значений. Это и почва, и страна, и народ, и весь земной шар. Человека создает земля. Без нее он ничто. Но и землю создает человек. От человека зависит ее сохранность, мир на земле, умножение ее богатств.»

( Звучит песня «Молитва о Земле»)

Ведущий 1 В жизни человека огромную роль играет любовь. Сперва это любовь к своим родителям, к своей семье. Потом это любовь к своей школе, к своему классу, к своему селу и городу.
Ведущий 2 Еще одна важнейшая ступень – любовь к своему народу, своей стране. Любовь к своему народу и своей стране и есть то надличностное начало, которое по-настоящему освещает всю деятельность человека, приносит ему настоящее счастье.

(Звучит песня о родине)

Ведущий 3 Эрудиция Дмитрия Сергеевича Лихачева, его педагогический талант и опыт, умение говорить о сложном просто, доходчиво и в то же время ярко и образно – вот что отличает его работы, делает их не просто книгами, но значительным явлением всей нашей культурной жизни.
Ведущий 1 Просты и понятны его советы каждому гражданину нашей страны: «Если вы любите свою землю, вы не можете не любить своей истории, не можете не беречь памятников прошлого. Вы не можете не гордиться славными традициями России».
Ведущий 2 И как нельзя лучше соответствуют сегодняшнему дню высказывание академика Лихачева: «Ценя прекрасное в прошлом, защищая его, мы тем самым как бы следуем завету А.С.Пушкина: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости», потому что без прошлого нет настоящего и будущего.

(Звучит песня о России)


















15