Дружба и любовь в творчестве Пушкина
Открытый урок литературы в 9 классе
Тема дружбы и любви в творчестве А.С. Пушкина
Цель урока: показать истинное значение лирических произведений А.С. Пушкина
Задачи:
Обучающая: углубить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина, через анализ лирических произведений о дружбе и любви сформировать названные понятия, учить задумываться над общечеловеческими вопросами бытия.
Развивающая: развивать культуру устной и письменной речи, пополняя словарный запас;
Совершенствовать навыки работы с дополнительной литературой, развивать учебно-познавательную, коммуникативную компетенции.
Воспитательная: через работу со стихотворными текстами воспитывать бережное отношение к слову автору, к своему собственному слову, воспитывать эстетическое восприятие и интерес к предмету, способствовать духовно-нравственному росту учащихся.
На столе у каждого учащегося лежит рабочий лист, который в продолжение урока заполняется.
Ты светлым гением своим
Возвысил душу человечью,
И мир идет к тебе навстречу,
Духовной жаждою томим.
А. Передреев.
1.Вступительное слово учителя.
- Мы продолжаем сегодня разговор об А.С. Пушкине. Посмотрите, пожалуйста, на эпиграф, который я взяла к уроку. Эти строки принадлежат современному поэту А. Передрееву. Как вы их понимаете? Свяжите отрывок из стихотворения с темой нашего урока.
(ответы учащихся)
- Что такое нравственность? Какие нравственные понятия вы знаете? Есть ли сегодня место нравственности? Нравственно ли творчество А.С.Пушкина?
(ответы учащихся)
- К счастью, Пушкин с нами. Но в нас что-то не так. Из-под ног уходит нравственная платформа. Не хватает чего-то настоящего: настоящей дружбы, настоящей любви. На уроке мы поставим себе задачу удержать духовно-нрfвственную платформу с помощью поэзии А.С.Пушкина, ощутить истинную ценность его произведений.
2. Беседа.
Вы познакомились с биографией великого поэта, с его стихами, посвященными дружбе и любви, и, надеюсь, готовы к откровенному разговору.
(Учитель приводит пример из жизни и ставит проблемный вопрос)
-Существует ли настоящая дружба? На чем она основывается? С чего начинается?
Попробуйте с помощью синквейна выразить свое отношение к этому понятию.
(ответы учащихся)
- Спасибо за высказанное мнение. У каждого из вас свое понимание дружбы. Но, мне кажется, что вы все хотели бы знать, что же такое настоящая дружба. Обратимся за помощью к стихотворениям А.С.Пушкина.
(Подготовленный ученик рассказывает историю написания стихотворения «Пирующие студенты» по книге Басиной «Жизнь Пушкина»)
Работа с текстом стихотворения.
-Выделим самую яркую строку в этом стихотворении.
(чашу дружества нальем – и тотчас помиримся)
ВЫВОД (делают учащиеся)
Учитель.
-Лицей – это юность, это испытание свободой. В 15 лет дружба – это «чаша дружества», счастье, когда все вместе. Счастливый, но недолгий союз вольности.
- На какое стихотворение еще вы обратили внимание?
Подготовленный учение читает и анализирует стихотворение «Разлука» (1817)
Учитель
- 1817 год (поэту 18 лет) – это переход Пушкина-лицеиста к более серьезной, взрослой лирике и ключевая фраза в этом стихотворении:
(отвечают ученики) СВЯТОМУ БРАТСТВУ ВЕРЕН Я.
- Какие же чувства воспитал в Пушкине Царскосельский Лицей?
(Чувство товарищества, преданности друзьям, потому что именно там он обрел настоящих друзей на всю жизнь. Дружба их неизменна, навсегда).
- Мы не можем обойти вниманием стихотворение «19 октября», написанное в 1825 году.
Пушкину-26 лет.
Читается наизусть отрывок и анализируется стихотворение.
Ученики находят ключевую фразу.
ДРУЗЬЯ, ПРЕКРАСЕН НАШ СОЮЗ!
Вывод делают учащиеся (Т.о. дружба – это союз, который спасает поэта от одиночества, дружба – это признание и понимание другого человека, другого характера)
Учитель.
-Дружба – это жизнь, совместно прожитая: с радостями и тревогами, взлетами и падениями. Это умение искренне радоваться за другого и искренне переживать за него.
Пушкин превыше всего ценил этот прекрасный дар – дружбу.
- Ребята, а вы знаете о такой дружбе?
(Высказывания детей)
-Итак, мы с вами увидели, как меняется представление поэта о дружбе. Человек взрослеет, учится преодолевать жизненные невзгоды и поэтому его взгляды на какие-то вещи меняются. И нужно учиться всю свою жизнь этому чувству: учиться бескорыстно понимать, принимать и признавать другого человека. Поэзия Пушкина, несомненно, вам в этом поможет.
-Используя свой синквейн и материал нашей беседы о дружбе, дайте свое определение слову дружба.
(читаются некоторые определения)
Учитель.
-Тема дружбы в творчестве Пушкина является одной из основных. А с какой темой она может быть связана неразрывно?
( С темой любви)
-Любовь Что такое любовь? - спрошу я вас. Авы мне ответите синквейном.
(Синквейны читаются)
-А для А.С.Пушкина любовь – это какое чувство?
(Для поэта любовь – это светлое чувство, приносящее и радость, и разочарование, и боль.
Главное – это восторг влюбленной души, трепет человеческого сердца.)
- В каком стихотворении А.С.Пушкина звучит тема безответной любви?
(В стихотворении «Я вас любил»)
Чтение наизусть. История написания.
Вывод.
-Любовь – чувство противоречивое. Одни в ней бывают мелкими, другие – благородными. Нельзя в этом чувстве опускаться до мелочности – учит нас поэзия А.С.Пушкина
Любовь – это музыка, любовь – это дар, любовь – это счастье.
Звучит романс М.И.Глинки на слова А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье..»
Учитель.
-В тексте стихотворения найдите синоним к слову любовь.
(«вдохновение», «жизнь», «слезы»)
- А что такое слезы в этом стихотворении ?
(Это признак жизни, признак того, что человек умеет чувствовать)
Учитель.
- Пушкин – натура увлекающаяся, но мы никогда не встретим в его стихах грубости, бестактности, пошлости даже по отношению к женщине, которая отвергла его любовь.
Пушкину было за 30, когда ему захотелось семейного уюта, тепла, покоя. В его жизнь входит Н.Н.Гончарова. Из писем поэта мы узнаем, как трепетно и нежно он относился к любимой женщине. А.И. Куприн писал: «..В его переписке так мучительно трогательно и так чудесно раскрыта его семейная жизнь, его любовь к жене, что почти нельзя читать это без умиления. Сколько пленительной ласки в его словах и прозвищах, с какими он обращался к жене!.. какая бездна красоты была в его чувстве, которым он согревать любимую женщину..» Вслушаемся, какими теплыми чувствами окрашены обращения поэта к жене.
Звучит музыка Бетховена. Подготовленный ученик читает обращения к своей жене из
писем Пушкина.
«Милостивая государыня Наталья Николаевна..»
«Моя дорогая, моя милая Наталья Николаевна»
«Здравствуй, женка, мой ангел..»
«Милая женка..»
«Душка моя..»
«Грустно мне, женка..»
«Наташа, мой ангел..»
«Царица моя..»
Чтение наизусть стихотворения «Мадонна» (1830)
В рабочих листах учащиеся дают определение понятию любовь.
Учитель.
-Наша беседа подходит к концу. Давайте снова обратимся к эпиграфу урока. Мне хочется верить, что после сегодняшнего разговора с А.С. Пушкиным ваши души наполнились какими-то новыми чувствами. Сохраните их и приумножьте. Мы заканчиваем урок, но не заканчиваем разговор о великом поэте.
Домашнее задание: сочинение-рассуждение «Чему я учусь у Пушкина»
15