Статья: Формирование эмоциональной отзывчивости у детей младшего школьного возраста с ОВЗ средствами народного фольклера
« Формирование эмоциональной отзывчивости у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкального фольклора.»
Автор: Артемьева Т.В.
учитель начальных классов
«Красоту, чистоту, мы у старших берем.
Саги, сказки из прошлого тащим,
Потому что добро остается добром.
В прошлом ,будущем и настоящем».
В.Высоцкий.
Народ существует, пока существует его музыка. Значит и судьба народа - судьба языка. Наблюдается упрощение, оскудение русского языка, исчезают его красота, образность. Стоит задача показать детям красоту русского языка через устное народное творчество выраженное в песнях, припевках, закличках, обрядах; необходимо формировать эмоциональный интерес к фольклору. Формы и способы подачи разнообразны. Это беседы, занятия, участия в обрядах, играх, хороводах, прослушивание народной музыки. Приобщение детей к народным традициям должно происходить в форме праздника, так как обряды, отражающие быт крестьянской деревни и явления природы, связанные со сменой времен года, передающие труд людей и отношения взрослых и детей, наиболее ярко представлены именно в народных праздниках. Участие в обрядах, играх, хороводах, новая красочная атрибутика, выступления скоморохов и сказительниц постепенно приобщают детей к русским национальным традициям, формируют эмоциональный интерес к русскому фольклору. Одна из ценностей младшего школьного возраста является повышенная эмоциональность ребенка, его эмоции. Согласование музыкально-педагогической деятельности с природной эмоциональностью детей и использование в работе с учениками музыкального фольклора, позволяет выстраивать процесс обучения и реализовывать эмоциональный компонент образования. Образование - сложная педагогическая категория. Успех образования детей с ОВЗ раннего школьного возраста определяется не только информированностью (знаниями, умениями, навыками), но и желанием получить информацию и использовать ее в жизненных ситуациях. Народная песня входит в быт ребенка с раннего детства - колыбельные. Народная песня понятна, близка детям. Сильное воздействие на ребенка оказывает простота народной мелодии и выразительный напев. Народные песни складывались голосом, без помощи музыкальных инструментов. Поэтому многие из них удобны для детского голоса и легко ими усваиваются. Ближе всего детям по содержанию, по несложному напеву и ритму старые крестьянские песни - хороводные, игровые, шуточные. Просматривая русские народные песни, мы сливаем различные напевы на одни и те же слова и выбираем более легкие, более доступные и в тоже время интонируемые мелодии.
На протяжении первых лет жизни человека эмоциональная сфера претерпевает сложнейшие изменения: эмоции приобретают качественные характеристики, возникают чувства, присущие исключительно людям. Эмоции неразрывно связаны не только с воспитательным, но и образовательным процессом. Современная же социальная ситуация далеко не всегда насыщает детей эмоционально, далеко не всегда обогащает их впечатлениями. Вот почему необходимо специально организованное общение, способное структурировать эмоциональный мир, создавать условия для разнохарактерных эмоциональных проявлений, самовыражения движениями, голосовыми реакциями, музыкальными звуками. Помня о том, что музыкальная деятельность весьма значительна для детей, необходимо организовать ее так, чтобы она вызывала эмоциональное отношение к ней. Так как процесс развития эмоциональной отзывчивости должен быть основан на хорошем знании ребенка: его интересов и предпочтений, музыкального опыта, эмоционального состояния, возрастных психофизических особенностей. Главной задачей является сформировать эмоциональный отклик на русскую народную музыку, воспитать определенный музыкальный опыт, совершенствовать речь, певческие интонации, двигательную активность детей с ОВЗ. Обращая особое внимание на эмоциональный отклик детей, я активно развивала восприятие музыки, используя такие народные произведения, как веселые плясовые: "Ах, вы сени", "Камаринская" и др. и колыбельные - музыку спокойного характера. Предлагая в контрасте эти произведения, побуждала детей к проявлению эмоций через движения на веселую музыку и на музыку спокойного характера: укачивание, жесты, мимические действия глазами. Простота и доступность музыкальных фольклорных произведений, которые имеют ряд звуков, не превышающих пять тонов, элементы звукоподражания, многократные повторения, способствовали первым успехам в развитии певческих интонаций и первичных вокализаций детей с ОВЗ, но проблема речевого развития детей с ОВЗ остается актуальной. Особенность детей с ОВЗ заключается в подражательности действиям взрослого, и ее обязательно необходимо использовать в работе. Наглядно показывая движения, двигаясь вместе с ребенком под музыку спокойного, бодрого, маршевого характера, учат ребенка простейшим танцевальным, образным движениям. Развивая музыкально-сенсорные способности детей, необходимо обращаться к народным музыкальным инструментам - бубен, погремушка, дудочка, ложки, гармошка. С интересом прислушиваясь к звучанию инструментов, дети постепенно, начинают различать тембровую окраску, например звучание бубна - колокольчика, барабана - дудочки, совершенствовать динамический слух (тихо - громко), звуковысотный слух (высоко - низко).
Вся работа по развитию эмоциональной отзывчивости средствами музыкального фольклора проходила касаясь всех видов музыкальной деятельности: во время уроков музыки, ритмики, интегрированных уроков , в процессе организации музыкальных развлечений, праздников, в индивидуальной работе с детьми, во время режимных моментов: на зарядке, во время умывания - "Водичка, умой мое личико", "Ладушки - ладошки", следуя традициям, заведенным в доме ребенка - регулярно происходило пение колыбельных при укладывании детей на сон - "Как на горке, на горе", "Крепко спит петушок", "Спать не хочет мишка", "Танечка, баю - бай, бай" и др. в исполнении взрослых, перед обедом проведение хороводных игр "Заинька", "Петушок, золотой гребешок", "Платочек", "Бубен" и др. Все это благотворно влияло на развитие у детей с ОВЗ эмоциональной отзывчивости, музыкальной и образной памяти, приумножению слухового опыта, развитию двигательной активности, развитию мелкой моторики рук, ориентировки в пространстве, навыкам владения различными предметами во время движений под музыку.
Такая работа сопровождалась изменениями в развитии и эмоциональном поведении младшего школьника и в целом отмечается положительная динамика развития каждого ребенка с задержкой развития:
активный эмоциональный отклик на музыку,
определенный музыкальный опыт,
первичные вокализации, певческие интонации,
совершенствуется речь,
развивается двигательная активность.
Специально организованное общение, способствует структурированию эмоционального мира ученика, а специально созданные условия - появлению разнохарактерных эмоциональных проявлений, самовыражения движениями, голосовыми реакциями, музыкальными звуками.
Ценные те моменты, когда в состоянии повышенного интереса, эмоционального подъема ребенок сосредотачивает свое внимание на музыкальном произведении, объекте, запоминает событие со всеми деталями и нюансами.
Таким образом, необходимо и дальше использовать в практике музыкально-эстетического воспитания фольклорные формы, способствующие развитию эмоциональной отзывчивости детей. Детский фольклор составляет обширную и глубоко оригинальную область традиционного народного творчества. Фольклор - это художественная педагогика. Это та самая система эстетического воспитания детей с помощью литературы и искусства, слова и музыки. Здесь, в фольклорном воспитании все это заложено изначально. Фольклор, как и народное искусство, имеет вполне практическое значение: понятия пользы и красоты в них нерасторжимы. Детский фольклор состоит как бы из двух больших разделов: в него входят все виды устных музыкально-поэтических произведений, созданных взрослыми специально для детей, такие как: Колыбельные песни:
Ай, бай, бай, бай, не ходи старик Бабай, Коням сена не давай. Кони сено не едят, все на Мишеньку глядят. Миша спит по ночам, т растет по часам. Ай, бай, бай, бай, не ходи, ты, к нам Бабай! Потешки:
Идет коза рогатая, по боку дратая, Кто молочко не пьет, того рогом бьет - пыр, пыр, пыр! Пестушки:
Тяги, тяги, потягушеньки, на Катю порастушеньки! Расти доченька здоровая, как яблонька садовая!
Прибаутки:
Ай, качи, качи, качи, пекла баба калачи. Калачики, калачи, хороши и горячи. Калачи, калачи, как огонь горячи. Калачи вам не дадим, лучше сами их съедим! Для более старшего возраста: Приговорки:
Божия коровушка, полети на небушко! Если хочешь, так лети, а не хочешь, так сиди!
Дразнилки:
Ябеда соленая, на горошке вареная. Шишками обитая, чтоб не была сердитая!
Жадина - говядина, турецкий барабан!
Кто с тобой подружится – тот рыжий таракан!
Считалки: Черепаха хвост поджала и за зайцем побежала. Оказалась впереди, кто не верит - выходи!
Заклички:
Дождик, лей, лей, лей, на меня и на людей! На людей по ложке, на меня по крошке,
А на Бабу Ягу лей по целому ведру Загадки: -Выпуча глаза сидит, по-турецки говорит. По блошьи прыгает, по - человечье плавает! (Лягушка) Скороговорки: -Павел Павлушку пеленовал, пеленовал и распеленывал! А так же пословицы и поговорки. Кроме этого, начиная с младшего школьного возраста используются такие фольклорные формы как детские игры: Игра «Цапки: -На горе стояли зайцы и кричали: «Прячьте пальцы! Цап!». А так же сказки, начиная с «Репки» и «Колобка». Далее идут песни и хороводы. Большинство этих фольклорных форм имеет музыкальное сопровождение. При этом детские фольклорные напевы характеризуются небольшим объемом, узкими интервалами, нисходящим направлением мелодических линий. Здесь сказывается и то, что напеву и характеру его интонирования отводится детьми не ведущая, а второстепенная роль, так как они обычно концентрируют свое внимание не на художественной стороне исполняемого произведения, а на определенном действии, которое оно иллюстрирует. Но, даже при том, что в образах музыкального фольклора детей отражаются их ограниченные потребности и исполнительские возможности, они привлекают внимание своим интонационным богатством, совершенством и красотой музыкально-поэтических образов. Русская народная мелодия, песни, народное творчество, систематически используемые в работе с младшими школьниками, развивают у детей художественный вкус, дают возможность тоньше чувствовать характер, настроение народных произведений и более выразительно передавать образ того или иного произведения, будь то сказка, песня, прибаутка или игра; пробуждают чувство любви к природе, родному языку, русскому народу нашей Родины. Таким образом, фольклорное воспитание - это приобщение детей с ОВЗ не только к истокам национальных, но и обще национальных культур. Фольклор сближает, а не разъединяет народы, закладывает основы взаимопонимания, способности к постижению общечеловеческих культурных ценностей.