Рабочая программа предметного курса Пиши правильно, грамотно для учащихся 7 класса
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Тюменцевская средняя
общеобразовательная школа Тюменцевского района Алтайского края
Рассмотрено на заседании Принято на заседании Утверждено
методического объединения педагогического совета директор школы__________( )
«_____»________20 г. «_____»_________20 г. приказ №____ от «____»_________20 г.
Рабочая программа
предметного курса
по русскому языку «Пиши правильно, грамотно»
7 класс
Составитель: учитель Рыбникова Наталья Викторовна,
квалификационная категория: первая
с. Тюменцево г.
Пояснительная записка
Рабочая программа предметного курса по русскому языку «Пиши правильно, грамотно» для учащихся 7 класса составлена на основе Основной образовательной программы, Учебного плана МБОУ Тюменцевской сош на учебный год и программ элективных курсов по русскому языку для 7 класса «Учись писать грамотно» (Трудные темы правописания) и «Пишу правильно, грамотно», трудные случаи правописания.
Актуальность данного предметного курса «Пиши правильно, грамотно» актуальна для учащихся, так как формирование орфографической зоркости, пунктуационной грамотности, навыков конструирования текста, практическое использование лингвистических знаний и умений важно для повышения уровня грамотности учащихся, для последующей подготовки к экзаменам и для дальнейшей деятельности, успех которой невозможен без хорошего знания русского языка.
Цель курса – создавать условия для формирования орфографической грамотности учащихся и применения на практике орфографических правил, расширения и углубления знаний по русскому языку, изучения трудных вопросов, развития языкового чутья, воспитания интереса к русскому языку.
Задачи:
Обобщение и углубление полученных ранее знаний по правописанию;
Совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности учащихся;
Обеспечение практического использования полученных знаний и умений на уроках русского языка и литературы;
Способствование развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.
Расширение словарного запаса учащихся.
Специфика. Курс русского языка в 7 классе вызывает наибольшие трудности у школьников в усвоении программного материала. Школьникам трудна орфография новых для них частей речи: причастий, наречий, частиц и т.д. В связи с наличием общих признаков у причастий и деепричастий сложно для восприятия семиклассников обособление причастных и деепричастных оборотов. Кроме того необходимо учитывать, что темы курса 5 класса («Существительное», «Прилагательное», «Глагол») изучаются неоднократно, начиная с начальных классов, а с темами 6-7-го класса школьники знакомятся впервые и их изучение не повторяется в системе в последующих классах. Это диктует необходимость постоянного возвращения к ранее изученному с целью обработки умений и навыков, чему будет способствовать и программа предметного курса «Пиши правильно, грамотно». Программа состоит из двух разделов (блоков). В первом разделе – материал для повторения знаний по орфографии, где особое внимание уделяется трудным случаям правописания (начальная школа и 5 класс), а во втором разделе – материал, изучаемый в 6-7 классах.
Приемы: анализ, сравнение, обобщение, доказательство, объяснение.
Методы реализации программы: эвристическая беседа, учебно-исследовательский, проблемно-поисковый, наблюдение, практический.
Формы организации учебной деятельности: лекции, практикумы, парная, групповая и индивидуальная работа, написание объяснительных и выборочных диктантов, сюжетно-ролевые игры, игровые практикумы, тестирование, работа с перфокартами.
Технологии: информационные (ИКТ), здоровьесберегающие технологии; технология групповой работы, технология проблемного обучения, дифференцированного обучения, игровые технологии.
Виды деятельности: работа со словарями, деловые игры, семинары, коллоквиумы, лабораторные занятия, зачеты, творческие работы, составление лингвистических задач, создание собственных высказываний, построений таблиц и схем, тренировочные упражнения, учебное исследование, комментированное письмо, практическая работа, комплексный анализ текста, словарно-орфографическая, лексическая, орфоэпическая работы, индивидуальная работа по карточкам, синтаксические разминки, отгадывание кроссвордов, лингвистические и познавательные игры, творческое списывание, выборочное списывание. Особое место на занятиях отводится составлению связного рассказа на лингвистическую тему.
Планируемые результаты образования
В результате изучения программы предметного курса обучаемый должен
знать:
правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;
условия, от которых зависит написание;
норму, действующую при данных условиях;
последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;
приёмы разграничения схожих написаний.
уметь:
правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания;
правильно писать сложные слова,
правильно употреблять прописную букву в собственных наименованиях и в прилагательных, образованных от собственных имен;
правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен существительных,
правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях прилагательных,
правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах глаголов;
правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;
правильно писать не с разными частями речи;
давать аргументированную оценку ответа товарища.
«Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни» для:
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке.
На заключительном занятии подводятся итоги изучения предметного курса по разделам. Учащиеся получают итоговые результаты индивидуального рейтинга (по балльной системе).
Данный курс рассчитан на 35 часов в учебный год. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Учебно - тематический план
№
Тема занятия
Кол-во
часов
1.
Введение. Основные принципы русской орфографии
1
2.
Фонетический принцип
1
3-4.
Морфемный принцип. Образцы морфемного анализа.
2
5-6.
Правописание безударных гласных в корне слова.
2
7-8.
Трудные темы орфографии. Правописание приставок ПРЕ-ПРИ.
2
9-10.
Правописание О-Ё после шипящих
1
11.
И-Ы после Ц.
1
12-13.
Правописание сложных слов.
2
14.
Разделительные Ъ и Ь.
1
15-16.
Склонение количественных числительных
2
17.
Правописание неопределенных и отрицательных местоимений.
1
18-19
Правописание личных окончаний глаголов.
2
20.
Правописание суффиксов причастий
2
21-23.
Правописание Н и НН в разных частях речи
3
24-26.
Правописание частицы НЕ со всеми частями речи
3
27.
Частицы НЕ и НИ.
1
28-29.
Правописание наречий.
2
30-31.
Служебные части речи и междометия
2
32.
Письменный зачет «Сочинение на лингвистическую тему».
1
33-34
Классификация ошибок.
2
35.
Итоговое занятие. Зачет.
1
Учебно-методическое обеспечение:
Агазина Н.Н. Формирование орфографических навыков: Пособие для учителя. - М., 1987.
Баранов М.Т., Иваницкая, Г.М. Обучение орфографии в 4-8 классах. - Киев, 1987.
Безруков А.А. Об окончании существительных типа мгновение/мгновенье в предложном падеже единственного числа// Русский язык в школе. 1990. № 5.
Бельчанский К.А. Графические схемы по языку// РЯиЛ в СУЗах УССР, 1989. № 5.
Бройде М.Е. Русский язык в упражнениях и играх. - М.: Рольф, 2001.
Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. - М., 1983.
Гетман Л.И. Морфемно-орфографические упражнения//РЯиЛ в СУЗах УССР. 1989. №12.
Граник Г.Г., Бондаренко, С.М., Концевая Л.А. Психологические механизмы грамотного письма// РЯиЛ в СУЗах УССР. 1991. №3.
Донченко Т.К. Шаг:Ещё шаг: Алгоритмы на уроках русского языка// РЯиЛ в СУЗах УССР. 1990. №6.
Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии. - Л., 1977.
Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии: Пособие для учителей. - 2-е изд., перераб. - М., 1982.
Козлов Л.И. Графическое комментирование орфограмм// РЯиЛ в СУЗах УССР. 1989. №11.
Косолапкова А.А. Индивидуальная работа по орфографии на основе словарных диктантов// РЯШ. 1990. №1.
Мурашов А.А. Абсолютная грамотность: риторические стратегии достижения. РЯШ. 2000. № 3.
Мурашов А.А. Творческое взаимодействие учителя и учащегося при обучении русскому языку// РЯШ. 1998. №2.
Панов М.В. Занимательная орфография. - М., 1984.
Селезнёва Л.Б. Обобщающие занятия по орфографии в восьмилетней школе. - М., 1980.
Степанченко И.И. НЕ - приставка или частица?// Русская речь. 1990. №1.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Лист внесения изменений в программу
№
п/п
Дата
Причины изменений
(прописываются конкретные обоснования)
Содержание изменений
Подпись сотрудника, внесшего изменения
Подпись
курирующего
администратора
13 PAGE 14515
Заголовок 315