Из опыта работыИнтеллектуальное развитие дошкольников в процессе изучения иностранных языков — английского и немецкого.
Интеллектуальное развитие дошкольников в процессе изучения иностранных языков - английского и немецкого.
Придачина Анна Ивановна –
заведующий МАДОУ д/с №2 г. Белгород
Вопрос о раннем обучении иностранным языкам возник еще в XIX веке. Именно тогда начала зарождаться методика раннего обучения иностранным языкам как отрасль методической науки. В это время ни в одной стране мира не был так широко распространен опыт обучения иностранным языкам детей, как в России. По свидетельству современников в России в XIX веке можно было встретить ребенка, свободно говорящего на трех иностранных языках: французском, английском, немецком. Обучение 5-10 летних детей зажиточных слоев населения носило массовый характер.
В современном, динамично развивающемся обществе все более четко прослеживаются тенденции к интернационализации и интеграции разных сфер человеческой деятельности. Сегодня развитие разносторонних отношений с другими странами сделало язык реально востребованным обществом.
Изучение иностранного языка в последние десятилетия входит в жизнь ребенка не только как учебный предмет, обязательный для усвоения, но и как одна из составных частей его жизни: ребенок слышит иностранную речь в СМИ, путешествуя за границу, пользуясь Интернетом и просто компьютером. Ориентируясь на эти реалии и потребности ребенка, данная проблема заинтересовала наших педагогов, специалистов, родителей.
Обучение двум иностранным языкам детей 4-6 лет стало одним из направлений повышения качества образования дошкольников.
Прежде чем начинать обучать ребенка иностранному языку, мы выясняем, готов ли он психологически к усвоению этого предмета. В свое время Л.Н.Толстой писал: "Учите детей только тогда, когда их психика готова к обучению". Поэтому мы используем основные параметры психологической готовности ребенка к усвоению иностранного языка, такие как:
-сформированность сознательного восприятия, устойчивого внимания;
-способность к переключению, наблюдательность;
-развитая зрительная и слуховая память, логическое мышление;
-умение внимательно слушать и слышать педагога, понимать и принимать речевую задачу, внятно и четко отвечать на вопросы по ходу работы, соблюдать речевой этикет при общении;
- сформированность навыка самоконтроля - умение проявлять волевое усилие для достижения учебной цели (делать то, что должно, а не то, что хочется), умение работать в заданном темпе.
Нельзя не упомянуть некоторые важные свойства личности, которые также необходимы для успешного овладения иностранным языком. К таковым относятся: наличие положительной установки, интерес к жизни и культуре разных стран, как проявление активного интереса к миру, а также коммуникабельность личности, то есть желание и умение вступать в общение с другими людьми и способность легко адаптироваться к различным ситуациям общения.
Дошкольный возраст уникален для овладения языком в силу таких психических особенностей ребенка как быстрое запоминание языковой информации, способность анализировать и систематизировать речевые потоки на разных языках, не путая эти языки и их средства выражения, особая способность к имитации, отсутствие языкового барьера. Изучение иностранного языка в раннем возрасте благотворно влияет на общее психическое развитие ребенка, его речевые способности, на расширение общего кругозора.
Также эксперименты показывают, что иностранный язык оказывает влияние на формирование понятий у детей дошкольного возраста, а поскольку понятие является формой абстрактного мышления, то правомерно обозначить связь изучения иностранного языка и развития абстрактного мышления.
Психологи отмечают, что обучение иностранному языку благотворно влияет на развитие речи ребенка и на родном языке; более половины детей, занимающихся иностранным языком, обладают высоким уровнем памяти; у них значительно повышается устойчивость внимания.
И, наконец, обучение детей в детском саду иностранным языкам позволит заложить прочную базу для успешного овладения основами иностранного языка в школе. Оно скажется благоприятно на речевом и общем развитии малышей при условии методически правильного учебного процесса и благодаря учету психолого-физиологических особенностей детей данного возраста.
Цели обучения иностранным языкам на раннем этапе.
Ведущей целью раннего обучения иностранным языкам является, прежде всего, развивающая цель. Это, однако, не означает уменьшения значения практических целей или снижения требований к уровню владения устно-речевым общением на иностранном языке.
Обучение иностранным языкам детей-дошкольников призвано содействовать охране и укреплению физического и психического здоровья детей, развитию их индивидуальных способностей. Поэтому, в качестве основной цели обучения выступает личностное развитие ребенка средствами предмета. Данная цель является стратегической, она позволяет органично включать иностранный язык в контекст жизнедеятельности дошкольника и определять конкретные пути осуществления интегративных связей предмета с другими видами и формами деятельности ребенка дошкольного возраста.
Реализация указанной цели предусматривает:
- Развитие языковых способностей ребенка (памяти, речевого слуха, внимания и др.), которые могут стать основой для дальнейшего изучения иностранных языков;
- Приобщение ребенка к языку и культуре других народов и формирование позитивного отношения к ним; осознание детьми родной культуры;
- Воспитание у ребенка чувства осознания себя как личности, принадлежащей к определенному языковому и культурному сообществу, развитие внимательного отношения и интереса к языкам, с которыми ребенок может встретиться в повседневной жизни;
- Развитие психических, эмоциональных, творческих качеств ребенка, его фантазии, способности к социальному взаимодействию (умения играть, работать вместе, находить и устанавливать контакт с партнером), радости познания и любознательности;
- Разучивая стихи, песни на иностранном языке, слушая и инсценируя сказки другого народа, знакомясь с играми, в которые играют их сверстники за рубежом, осуществляя ту или иную деятельность, дети овладевают коммуникативным минимумом, достаточным для осуществления иноязычного общения на элементарном уровне. Речь идет о формировании практических умений устной иноязычной речи, а именно:
умений в типичных ситуациях повседневного общения понимать устную иноязычную речь и реагировать на нее как вербально, так и не вербально;
умений в условиях непосредственного общения с человеком, говорящем на иностранном языке, в том числе носителем этого языка, понимать обращенные к нему высказывания и адекватно реагировать на них вербально;
осуществлять свое речевое и неречевое поведение в соответствии с правилами общения и национально-культурными особенностями страны изучаемого языка.
Поскольку ребенку приходится в учебном процессе иметь дело в основном со стихами, песнями, рифмовками на иностранном языке, то в реестр практических целей обучения включается развитие умений детей воспроизводить этот материал.
Исходя из функции языка быть средством познания и общения, конечная цель обучения иностранному языку на раннем этапе видится нами в достижении детьми умения общаться, применяя иностранный язык как средство непосредственного живого контакта, умения слушать собеседника, реагировать на его вопросы, начинать, поддерживать и завершать разговор, выражать свою точку зрения, извлекать нужную информацию при чтении и слушании.
Основные воспитательно-развивающие и образовательные цели состоят в следующем: - в формировании у детей положительного отношения к выполняемой деятельности и интереса к изучаемому языку, к культуре народа, говорящего на этом языке;
- в воспитании нравственных качеств детей, терпимости и уважения друг к другу;
- в развитии у дошкольников психических функций (памяти, внимания, воображения, произвольности действий), познавательных способностей (словесного логического мышления, осознания языковых явлений), эмоциональной сферы;
- в расширении общеобразовательного кругозора детей.
Образовательные цели состоят в следующем:
- в формировании навыков и умений самостоятельного решения элементарных коммуникативных задач на иностранном языке;
- приобщить детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения;
- формировать универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках, развивая при этом интеллектуальные, речевые и познавательные способности дошкольников;
- ознакомить детей с миром зарубежных сверстников, с зарубежным песенным, стихотворным и сказочным фольклором.
Кроме того, одной из важнейших психологических задач является формирование положительного отношения к изучению нового языка, а также создание внутренней заинтересованности у детей в каждый момент обучения.
Обучение английскому языку в нашем детском саду рассматривается как один из важных предварительных этапов, готовящих ребенка к обучению в школе, закладывающих правильное произношение, накопление лексического запаса, умение понимать иностранную речь на слух и участвовать в несложной беседе. Иначе говоря, происходит постепенное развитие основ коммуникативной компетенции, которая на ранней стадии изучения английского языка включает в себя следующие аспекты:
а) умение правильно с фонетической точки зрения повторить английские слова за преподавателем, носителем языка или диктором (имеется в виду работа с фонозаписью), то есть поэтапное формирование слухового внимания, фонетического слуха и правильного произношения;
б) накопление, закрепление и активизация словаря, без которого невозможно совершенствование речевого общения;
в) овладение определенным количеством несложных грамматических структур; построение связного высказывания, при котором речь должна строиться преднамеренно, так как ребенок использует ограниченный словарный запас, и планироваться, поскольку даже в пределах ограниченного словарного запаса нужно выражать свои мысли;
г) умение связно высказываться в пределах тематики и ситуаций общения (базируется на усвоении звуковой стороны иностранного языка, определенного словарного запаса и грамматических структур);
Изучают английский язык все дети с 4 до 7 лет, посещающие детский сад. Форма изучения английского языка разнообразна – это и:
Ежедневные 15 - 25 минутные занятия, сопровождаемые речью на иностранном языке во время режимных моментов.
Занятия два раза в неделю, 25 - 30 минут с перерывами для подвижных игр на иностранном языке и временем для лепки, рисования и изготовления поделок, тематически связанных с данным материалом.
Специальные сказки и просмотр видео фрагментов - как дополнение к основным занятиям.
Встречи с носителями языка.
Утренники и праздники, на которых дети могут показать свои достижения - инсценировать сказку, продекламировать стихотворение.
Обучение немецкому языку идёт факультативно с детьми с 5 до 7 лет в процессе знакомства с зайцем Хансом. Занятия ведут студенты БелГУ, получившие сертификаты культурного центра Гёте в Москве, прошедшие обучение по методике. Методика преподавания так и называется «Немецкий язык с зайцем Хансом». Её разработали специалисты Мюнхенского Гёте-института.
Заяц Ханс приехал из Германии. Живёт в чемодане, потому в Россию добрался без труда. Цель визита - просветительская. Ханс должен помочь нашим дошкольникам выучить язык Гейне и Шиллера. Найти общий язык с Хансом с первого раза может и не получится. Заяц общается исключительно на родном, немецком. Но после нескольких таких занятий можно будет говорить на одном языке. Постигать немецкий язык через игру - секрет успешного преподавания Ханса. Занятия длятся 20-30 минут. Но за это время необычный учитель и воспитанники успевают попеть, станцевать и смастерить что-то интересное.
Содержание обучения иностранным языкам (и английскому, и немецкому языкам) отвечает следующим требованиям:
Во-первых, оно вызывает интерес у детей и положительно воздействует на их эмоции, развивает фантазию, любознательность и творчество, формирует способности взаимодействовать друг с другом в игровых ситуациях.
Во-вторых, содержание обучения и его предметная сторона (о чем говорить, слушать, что делать), учитывает личный опыт ребенка, который он приобретает, общаясь на родном языке, и соотносится с тем опытом, который дети приобретают на занятиях по иностранному языку.
В-третьих, содержание обучения даёт возможность органично интегрировать в учебный процесс по иностранному языку различные виды деятельности, типичные для детей дошкольного возраста: изобразительную, музыкальную, трудовую и другие, и тем самым создаёт условия для гармоничного развития личности ребенка.
Итак, на наш взгляд:
Дошкольный возраст уникален для овладения языком в силу таких психических особенностей ребенка как быстрое запоминание языковой информации, способность анализировать и систематизировать речевые потоки на разных языках, не путая эти языки и их средства выражения, особая способность к имитации, отсутствие языкового барьера.
Изучение иностранного языка в раннем возрасте благотворно влияет на общее психическое развитие ребенка, его речевые способности, на расширение общего кругозора.
Обучение иностранному языку благотворно влияет на развитие речи ребенка и на родном языке; более половины детей, занимающихся иностранным языком, обладают высоким уровнем памяти; у них значительно повышается устойчивость внимания.
Исходя из функции языка быть средством познания и общения, конечная цель обучения иностранному языку на раннем этапе видится в достижении детьми умения общаться, применяя иностранный язык как средство непосредственного живого контакта, умения слушать собеседника, реагировать на его вопросы, начинать, поддерживать и завершать разговор, выражать свою точку зрения, извлекать нужную информацию при чтении и слушании.
Обучение иностранному языку дошкольников рассматривается как один из важных предварительных этапов, готовящих ребенка к обучению в школе, закладывающих правильное произношение, накопление лексического запаса, умение понимать иностранную речь на слух и участвовать в несложной беседе.
Индивидуализация процесса обучения должна происходить исходя из интересов детей, их общеинтеллектуальной и речевой подготовки, а также возрастных особенностей.
Успешное обучение ребёнка в начальной школе по современным программам предполагает высокий уровень развития мышления, умение самостоятельно приобретать, обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы.