Либеральные реформы Александра Второго


Реформы Александра II
Судебная реформ. Изменения в области судопроизводства были приняты 20 ноября 1864 года. С этого момента судебная власть отделялась от юрисдикции императора и становилась самостоятельной ветвью власти. Повсеместно вводились мировые суды и ранее неизвестные в нашей стране суды присяжных заседателей. Если раньше судебный процесс проходил в закрытой форме, то после изменений 1864 года заседания стали открытыми. Самым важным аспектом реформы стало объявление суда гласным и бессословным. Теперь все жители империи стали равными перед лицом закона, вне зависимости от сословия.
Военная реформа. Преобразования в военном деле России начались в 1861 году. Были организованы 15 военных округов, которые подчинялись военному министру. Таковым являлся князь Д. А. Милютин. По его инициативе давно устаревший рекрутский набор в армию отменялся. По новому уставу служить обязывали всех лиц достигших 20-летнего возраста. Срок службы в сухопутных частях составлял 15 лет. В военно-морском флоте – 10 лет. От обязательной службы освобождались единственные кормильцы семьи, единственные сыновья, лица, имеющие ученое звание, а также жители Сибири, Средней Азии и частично Кавказа. Основные положительные тенденции нововведений – появление новых высших военных учебных заведений и сокращение расходов на армию в мирное время за счет сохранения бюджетных средств на случай войны.
В результате финансовой реформы 1860 года был учрежден Государственный банк. В его полномочия входили выпуск денег и контроль за установлением курса иностранной валюты. Бюджет страны стал гласным. Все доходы и расходы официально публиковались в периодической печати. Была отменена так называемая «ступенчатость» ответственности за финансы. С этого момента всеми деньгами страны распоряжался и нес один человек – министр финансов.
Реформа народного просвещения. В 1864 году была отменена монополия церкви в области образования. Тем самым по всей империи стали открывать свои двери совершенно новые, независимые от церковных учреждений школы. Теперь их содержанием и финансированием могли заниматься власти на местах (губернские, уездные),и даже частные лица (меценаты). Гимназии разделяли на реальные и классические с изучением естественных и гуманитарных дисциплин соответственно. Нововведением женского образования стало открытие в крупных городах и губернских центрах женских гимназий (институты благородных девиц). Огромным достижением реформы явилось предоставление полной автономии университетам. Таким образом, все текущие дела университетов , руководство и т.п. передавались самим ВУЗам. В результате реформы образования Россия получила слаженную, упорядоченную систему образования, включающую начальное, среднее и высшее ступени образования.
Реформы проведенные во время правления Александра II, и прозванные «либеральными», еще на один шаг приблизили Россию к демократии и общечеловеческим принципам гуманности в целом.