Статья Нелинейная модель расписания в школе
Нелинейное расписание
Долгое время единственной наиболее приемлемой формой обучения считался урок. Главной задачей педагога была передача учащимся готовых знаний. Уроки чередовались с неизменной последовательностью по расписанию, составленному на полугодие или на год. К достоинствам этой системы можно отнести четкую организационную структуру, простое управление, возможность взаимодействия детей между собой, воспитание их в учебном процессе, экономичность. К недостаткам: трудность в учете индивидуальных особенностей учеников и в организации индивидуальной работы с ними как по содержанию, так и по темпам и методам обучения; строгая организационная структура затрудняет связь обучения с реальной жизнью, замыкает его на школе.
Но какие бы ни были формы проведения занятий, все они проводятся в соответствии со школьным расписанием.
С переходом на новые образовательные стандарты на смену обычному и привычному для нас расписанию приходит расписание нелинейное, в котором предусмотрено чередование различных видов деятельности учащихся.
Эта идея находит поддержку и со стороны министерства «Это не будет день сплошных уроков - это комбинация уроков, театральных, спортивных, индивидуальных занятий, экскурсий и походов, социальных проектов. Разнообразие занятий - это и условие сохранения здоровья, и достижение необходимых результатов. Если к тому же в стандарте будет закреплена система оплаты труда учителя, при которой оплачиваются не только уроки, но и все занятия, которые он или она проводит с детьми, в том числе и индивидуальные занятия, и экскурсии, и походы, и ведение школьного театра, и т. д., то надо будет увеличивать фонд оплаты труда примерно на 30% по сравнению с существующим», — отмечал И.И.Калина, ещё будучи зам.министра Минобнауки РФ.
Сегодня образование России стоит перед очевидной необходимостью пересмотра своих целевых установок. А именно, в ходе образовательного процесса современный человек должен не столько накапливать багаж знаний и умений, сколько приобретать способность самостоятельно и совместно с другими людьми ставить осмысленные цели, выстраивать ситуации самообразования, искать и продуцировать средства и способы разрешения проблем, т.е. становиться на деле самостоятельным, инициативным и креативным.
В нашей школе линейное расписание реализуется с 2015 года с 5 по 8 классы, но реализуется частично. Конечно, возникают трудности: ученики не хотят идти к другому учителю, потому что привыкают к одному. Родители думают, что лучше традиционной формы обучения просто нет. Но ведь основная задача ведения нелинейного расписания – это разностороннее развитие ребенка. И я не вижу в этом ничего плохого. Вот, например, в 8 классах введены учебные курсы, учебные модули, внеурочная деятельность, проектная деятельность и исследовательская лаборатория.
Плюсы нелинейного расписания:
-избежали риска возникновения перегрузки учащихся благодаря интеграции урочной и внеурочной деятельности;
-создали условия для более глубокого выявления и дальнейшего развития интеллектуального и творческого потенциала обучающихся;
-повысили мотивацию учащихся за счёт групповых и индивидуальных форм работы;
-организовали индивидуальную работу с учащимися разных категорий.
Если перейти к нелинейному расписанию, то ни один класс не будет сидеть в одном и том же месте в одно и то же время: кто-то идет на хор, кто-то на экскурсию. Урок, экскурсия, творческая мастерская, конференция, спортивные соревнования, образовательное путешествие, познавательная лаборатория, школьная театральная студия, кафедра спортивная секция, поход, индивидуальные занятия, социальные проекты, занятия в клубе – имеют равное значение.
Расписание предусматривает разноуровневые и разновозрастные занятия. Временные рамки занятий можно не нормировать. Учитель независимо от школьных звонков, строит учебный процесс, определяет оптимальное время перемены для всего класса, для отдельных детей. Это зависит от характера деятельности и состояния детей. Виды деятельности и формы проведения занятий в данном расписании меняются в зависимости от изучаемого материала. Учебный день школьника – «это комбинация уроков, театральных, спортивных, индивидуальных занятий, экскурсий и походов, социальных проектов». Ребёнок не сидит 6 часов за партой. У него есть возможность активно двигаться, заниматься творчеством, работать индивидуально. Ребенок приходя из школы в 14.00 первым делом садится за компьютер, а если он будет учится по нелинейному расписанию, то по большей части он будет в школе занят делом в соответствии со своими интересами и родителям не придется думать, где и чем занимается его маленькое чадо.
При создании проекта нелинейного расписания вроде бы учли все, но мне кажется что не учли разделение детей на «сов» и «жаворонков». Опять если это школа большая, то там еще возможен переход на нелинейное расписание, а как это представить в школе, где обучается все 20-30 человек, в класса не боле 5 – это очень сложно осуществить технически.
Время не стоит на месте: наука, техника, информационное пространство развиваются весьма скоротечно, да и сам человек меняется в духе требований современного мира. Жить в таком современном обществе и учить по устаревшим программам и стандартам мы не имеем права. И образование не может оставаться на вчерашнем уровне.
Уважаемые коллеги! Какие бы преобразования нас не ожидали, мы не имеем права быть равнодушными учителями, ведь именно мы прививаем любовь к знаниям, к открытиям. И если все нововведения будут сопровождаться СИТУАЦИЕЙ УСПЕХА, то ребенок будет с большим интересом стремиться познавать все новое. Мы не должны забывать, что все нововведения коснуться не только учителя, но и детей, и УСПЕХ завтрашнего дня зависит от нашего СЕГОДНЯ!
Кузнецова Е.П.