Совершенствование профессионализма учителя информатики в условиях перехода на ФГОС основного общего образования
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
«Совершенствование профессионализма учителя информатики в условиях перехода на ФГОС основного общего образования»
Технологическая карта урока информатики на тему:
«Презентации Power Point» с учетом требований ФГОС
Автор проекта:
Яббарова Айгуль Ильгизаровна
.
Оглавление
Введение .с.3
Цели и задачи проекта...........................с.5
Цели проекта
Задачи проекта
Объект исследования
Предмет исследования
Проектное решениес.6
Жизненный цикл и этапы реализации проекта.с.12
Сроки реализации проекта
Ожидаемые результаты реализации проекта.с.12
Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта.с..12
Заключение..........с.14
Список использованных документов и источноков информациис.15
Глоссарий.....с.16
Приложение..с.17
Введение
В проекте представлена технологическая карта урока информатики в 8 классе на тему «Презентации Power Point», составленная с учетом требований ФГОС ООО. В основу технологической карты положены методические рекомендации, которые позволяют увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.
Структура технологической карты представляет собой таблицу. Таблица включает в себя 4 раздела: этапы урока, действия учителя, действия учащихся, формируемые УУД.
Кроме того, в приложении проекта представлен дидактический материал к уроку на тему «Презентации Power Point», включает в себя карточки, тесты, раздаточный материал. Данные материалы могут послужить образцом для разработки методического обеспечения по другим темам и разделам информатики.
Создание технологической карты урока позволяет учителю:
- осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
- установить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
- найти возможности реализации межпредметных понятий (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
- определить универсальные учебные действия (УУД), которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса.
Универсальные учебные действия (УУД)
· система действий учащегося, обеспечивающая культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности.
- соотнести результат с целью обучения после создания продукта
· набора технологических карт.
Таким образом, использование учителем технологических карт позволяет учителю максимально детализировать урок на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока, а также провести системный анализ урока.
Актуальность проекта
Современный стандарт предъявляет новые требования к структуре, содержанию и методике проведения уроков, а также к планируемым результатам обучения: личностным, предметным и метапредметным. Личностным результатом обучения информатики в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. Предметные результаты, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Метапредметные результаты, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.
В связи предъявлением новых требований возникла необходимость использования принципов системно- деятельностного подхода т.к. именно он лежит в основе реализации ФГОС и его использование в образовательном процессе позволяет создать среду, необходимую для формирования современного выпускника, также необходимо использовать и метапредметные принципы при организации уроков информатики в8 классе. Технология системно – деятельностного подхода предполагает, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».
Этот метод предполагает умение извлекать знания посредством выполнения специальных заданий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему.
В целом системно-деятельностный подход должен обеспечить реализацию новых образовательных стандартов, потому что позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должен владеть ученик, чтобы ориентироваться в жизненном пространстве и учиться далее.
Именно поэтому методика современного урока должна включать наряду с традиционными (словесный, наглядный, практический) методами и метапредметное обучение, которое обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.
Все выше изложенное обуславливает актуальность разработки методических материалов к урокам информатики на основе требований современного гос.стандарта. В частности, в данном проекте представлены материалы по теме «Презентации Power Point» в 8 классе.
I. Цель и задачи проекта
1.1 Цель проекта
Разработка и реализация технологической карты к уроку информатики в 8 классе на тему «Презентации Power Point», направленных .к требованиям ФГОС.
1.2 Задачи проекта:
1. Изучить требования ФГОС к достижению предметных и метапредметных планируемых результатов обучения и методические рекомендации к разработке структуры и содержания урока;
2. Определить структуру технологической карты урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС и разработать её содержание по теме «Презентации Power Point» в рамках УМК (Учебник информатика и ИКТ 8 класс. Семакин И. Г. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.).
3. Разработать дидактические материалы к уроку.
1.3 Объект исследования – методические рекомендации к построению технологической карты урока по ФГОС;
Предмет исследования – урок.
2. Проектное решение
Технологическая карта урока информатики в 8 классе по теме:
«Презентации Power Point»
Цель: Создание условий для осмысления и понимания учащимися представления о презентации.
Задачи:
Сформировать представление о программе Power Point, о создание презентации.
Развивать умения обобщать, выделять главное, систематизировать, работать в группе.
Содействовать нравственному воспитанию.
Планируемые образовательные результаты:
предметные:
усвоить и закрепить основные возможности работы в среде Power Point;
углубить полученные знания и навыки при выполнении практических упражнений;
освоить этапы работы над проектом с использованием программной среды;
закрепить знания курса биологии 8 класса по теме «Анализаторы».
;
метапредметные:
формирование умения принимать и сохранять цель, учебные задачи проектной деятельности;
развивать информационную компетенцию (способность при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию);
развивать умения и навыки работы с источником информации;
развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью;
развитие познавательного интереса, мотивации к аналитической, исследовательской, творческой деятельности учащихся;
развитие умения грамотно говорить;
формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения;
формирование умения работать в статичных и мигрирующих группах, распределять роли и функции совместной проектной деятельности;
развитие умения осуществлять осознанный выбор (партнеров, источников информации, материалов, текстов, форм представления);
приобретение опыта презентации своего интеллектуального труда (развитие речи), защиты (ответы на вопросы) и рецензирование (анализ, характеристика, оценка);
личностные:
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
формирование навыков командной работы, доброжелательного взаимодействия и работы в сотрудничестве;
воспитание самостоятельности и личной ответственности за принятые решения, выполненный творческий продукт;
развитие эстетических потребностей, сопереживания, трудолюбия, целеустремленности, терпения.
Ожидаемый результат: В ходе работы над проектом учащиеся создают электронный справочник «Анализаторы» в виде 7 презентаций, связанных гиперссылками, содержаний разделы: оглавление, слуховой, зрительный, вкусовой, осязательный, обонятельный анализаторы, искусственный интеллект.
Тип урока: обобщающий урок с метапредметными связями
Оборудование: ПК учителя, мультимедийной оборудование - интерактивная доска или проектор, раздаточный материал (инструкционные карты, карточки с теоретическим материалом, лист самооценки), рабочие тетради.
Методы обучения:
диалог;
полилог;
решение проблемных ситуаций.
СОДЕРЖАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С УЧАЩИМИСЯ
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
1. Эмоциональное начало урока.
Учитель мотивирует на начало урока (чтение веселого приветственного стихотворения), побуждает к активной деятельности
Здравствуй, небо голубоеЗдравствуй, солнце золотое.Здравствуй, школа ты моя,,Здравствуйте, мои друзья.
Хочу поприветствовать всех присутствующих.
Учащиеся слушают, размышляют, настраиваются на предстоящую деятельность.
Коммуникативные (слушание, слышание).
2. Самоопределение к деятельности.
Учитель описывает ситуацию, которой находятся учащиеся.
Сегодня у нас очень необычный урок. Необычный, во-первых потому, что это одновременно и урок информатики и урок биологии. А во-вторых, что нашему уроку предшествовала большая, серьезная и ответственная работа, как по биологии, так и по информатике. На уроках биологии вы изучали тему «Анализаторы», а по информатике – прикладную программу для оформления и представления изученного материала. Объединяя полученные знания и умения, наша задача создать электронный справочник «Анализаторы», который будет служить учебным пособием при изучении биологии. В качестве эксперта на уроке присутствует учитель биологии.
Учащиеся слушают, анализируют ситуацию. Ученики вспоминают тему по биологии «Анализаторы» и по информатике «Презентации Power Point».
Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками).
3. Актуализация знаний и выход на тему урока в сотрудничестве с учащимися.
Вспомним название прикладной программы и ее основного элемента, которая поможет нам в работе. Для этого предлагаю вам разгадать ребусы.
Учитель в позиции консультанта-фасилитатора побуждает учащихся обобщить полученные знания, побуждает к выдвижению гипотез по определению темы урока, принятию учебных задач.
О какой программной среде идет речь?
Назовите предназначение этой программы?
Для чего создают презентации?
Назовите этапы (шаги) для создания презентации?
Каким требованиям должна отвечать презентация?
Какова тема урока?
Цель урока?
Вы назвали основные шаги создания презентации, определим и повторим действия необходимые для прохождения этих этапов. Перед вами таблица, состоящая из 2 частей: слева – этап, справа – действие. Найдите соответствие, впишите ответ в табличку. См. приложение № 1
Учащиеся отгадывают ребусы, называют верный ответ (презентация, слайд).
Учащиеся отвечают на вопросы. Обмениваются мнениями, вносят поправки и коррективы.
О программе Power Point.
Создание мультимедийных презентаций
Для оформления проделанной работы, для иллюстрации ответа, для сопровождения доклада, выступления.
Открыть программу, оформить титульный слайд, создать следующий слайд, выбрать для него макет, вести текст, иллюстрации, заполнить все слайды, настройка анимации, перехода, просмотр презентации, редактирование презентации, сохранение работы в файл.
Материал грамотно отобранный, верное оформление согласно тексту слайда, со вкусом подобранный шрифт, дизайн, анимация.
Учащиеся определяют тему урока, формулируют учебные задачи
Презентации Power Point.
Создать электронный справочник в виде презентации, с использованием изученного материала биологии по теме «Анализаторы».
Каждый учащийся самостоятельно выполняет задание с последующей проверкой проделанной работы друг у друга.
Коммуникативные (выражение своих мыслей с достаточной точностью и полнотой, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений), познавательные (анализ, обобщение, осознанное построение речевого высказывания, постановка и формулирование проблемы), регулятивные (волевая саморегуляция в ситуации затруднения) .
4. Работа в статич-ных группах.
Организация взаимодействия с учащимися через инструкционные карты
Учитель организует работу в статичных группах, создает подготовленную ИОС: информационный устный текст, инструкционные карты. При необходимости консультирует учащихся в вопросах подготовки презентаций. Контролирует соблюдение правил техники безопасности, следи за соблюдением временных рамок.
См. приложение № 2
За одну неделю до урока вы разделились на пары, определились с тематикой вашего материала по биологии. Назовите, о чем вы сегодня будете рассказывать?
Какую работу вы проделали?
Теперь вам предстоит оформить подобранный материал, представить его и защитить.. Всего 7 групп. Шесть из них (группы «Оформителей») занимаются темой «Анализаторы», а седьмая – группа «Редакторов», которой через 20 мин вы должны свою принести готовую презентацию на флеш-памяти. Они соберут в единое целое, и получим электронный справочник «Анализаторы». На столе есть инструкция для каждой группы.
Не забудьте о технике безопасности работы на ПК. Соблюдаете нормы работы с ПК6 осанку, расстояние от монитора до глаз.
Выполняют задание в статичных группах, используя информационный текст и инструкционные карты.
Анализаторы: слуховой, зрительный, вкусовой, осязательный, обонятельный, а также искусственный интеллект.
Подбирали материал, оставляли самое важное, продумали его оформление.
Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, управление поведением партнера, диалог в паре, извлечение из текстов необходимой информации, анализ, классификация), познавательные (работа с информацией, моделирование, логические УУД), регулятивные (целеполагание, планирование деятельности).
5. Презентация про-екта. Подведение итогов
Учитель организует представление результатов работы каждой группы. В качестве эксперта выступает учитель биологии, оценивая предложенный материал по теме «Анализаторы». Учитель информатики обобщает результаты, подводит итоги обучения. Оценивает умения: выступать, слушать, обосновывать свое мнение, умение работать в группе на общий результат.
Возможные вопросы к учащимся: Где можно использовать этот справочник? Соответствует ли справочник требования, названым в начале урока?
Учащиеся представляют свои работы. Проводят словесную оценку проделанной работы.
Коммуникативные (формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации), познавательные (построение логической цепи рассуждений), регулятивные (контроль, коррекция, оценка)
6. Рефлексия дея-тельности
Учитель совместно с учащимися подводит итоги урока через систему вопросов.
Какова была тема урока? Какова была цель урока? Достигли ли цели? Какими способами работали? Какие трудности испытали в ходе урока или на этапе подготовки?
Для проверки знаний учитель предлагает учащимся тест с самопроверкой . См. приложение №3
Учитель выдает листы самооценки. Дает инструктаж по заполнению. См. приложение №4
Учащиеся высказывают свое мнение.
Учащиеся выполняют тест.
Учащиеся заполняют лист самооценки
Познавательные (обобщение)
Регулятивные (внутренняя рефлексивная самооценка, внешняя оценка одноклассников).
7. Постановка домашнего задания
Учитель выдает листы с кроссвордом по теме «Презентации Power Point».
Регулятивные
3. Жизненный цикл и этапы реализации проекта.
3.1 Сроки реализации проекта - с марта по сентябрь 2015 года
4. Ожидаемые результаты реализации проекта
Технологическая карта урока, метапредметные результаты, соответствующие целям и задачам урока «Презентации Power Point».
5. Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта
1
2
3
Критерий эффективности
Условие (%)
Измеритель
усвоение учащимися определенных знаний;
развитие общеучебных умений и навыков;
включенность учащихся в учебную деятельность;
развитие у учащихся познавательных процессов;
развитие рефлексии и оценочной деятельности;
связь учебного материала с жизненным опытом учащихся; индивидуализация и дифференциация заданий; степень утомляемости учащихся во время учебной деятельности; позиция педагога в учебном процессе (руководитель, организатор познавательной деятельности, игровой деятельности, управляющий групповым взаимодействием); характеристика деятельности учащихся на уроке (интерес, активность, понимание материала и его значения); уровень подготовленности учителя к уроку и методика преподавания.
- оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чём ошибался;
- отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность;
ЭУ = Nу . 100% .
Nобщ. = ?%
Nу – число успешных работ учащихся с оценкой 5,4,3
Nобщ. – общее число работ учащихся.
Если эффективность урока 75-80% - урок отличный
Если эффективность урока 65-76% - урока хороший
Если эффективность урока ниже 65% - урока удовлетворительный.
Заключение
Одно из основных условий эффективности урока – занятость всех учащихся продуктивной учебной деятельностью. Деятельность учителя заключается в проектировании учебной деятельности, управлении учебной деятельностью учащихся. ФГОС на всех ступенях образования выдвигает в качестве приоритетного личностно – ориентированный, системно – деятельностный подход, определяющий структуру деятельности учащихся, а также основные психологтческие условия и механизмы процесса усвоения знаний.
Данный материал проекта позволит оптимизировать работу учителя по информатики стать примером для составления технологических карт следующих уроков с учетом требований ФГОС ООО. Так как именно технологическая карта является современной формой планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся, способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных результатов.
Список использованных документов и источников информации
Глоссарий
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования представляют собой набор основных ключевых компетенций, которые должны быть сформированы в ходе применения сформированных универсальных учебных действий на ступени начального общего образования.
Предметные результаты –это результаты по отдельным предметам. Их достижение обеспечивается благодаря учебным предметам, представленным в обязательной части учебного плана.
Личностные результаты сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений, обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.
Приложения
Приложение № 1
Материал для актуализации знаний по теме «Презентации Рower Рoint»
Этап
Действие
А
Открытие программы
1
Задать заголовок презентации (название работы),
задать подзаголовок презентации (ФИО авторов).
Б
Заполнение первой страницы
2
Закладка Главная / Макет. Выбрать подходящие макеты для текста или с графическими элементами, либо с совмещенными возможностями.
В
Создание нового слайда
3
Пуск – Программы – Microsoft Office – Microsoft Power Point.
Г
Выбор разметки слайда, заполнение слайда текстом
4
Закладка Главная / Создать слайд.
Д
Создать необходимое коли-чество слайдов.
5
Повторить действия для создания слайда и выбора макета.
Е
Использование эффектов анимации и перехода между слайдами.
6
Закладка Показ слайдов.
Ж
Просмотр презентации
7
Закладка Анимация. Назначение необходимого эффекта.
З
Редактирование презентации. Назначение гиперссылок
8
Кнопка Office / Сохранить / указать имя файла
И
Сохранение презентации
9
Изменение оформления, анимации. Назначение гиперссылок (закладка Вставка, закладка Анимация).
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Верный ответ
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
3
1
4
2
5
7
6
9
8
Приложение № 2
Инструкционные карты для групп
Группа «Редакторы»
Инструкция для создания итоговой презентации
1. Создайте рабочую папку с название справочника.
2. В этой папке создайте презентацию, состоящую из нескольких слайдов:
слайд - обложку для справочника.
слайд - оглавление. Указать содержание: слуховой анализатор, зрительный анализатор, вкусовой анализатор, осязательный анализатор, обонятельный анализатор, искусственный интеллект.
3. Сохраните работы всех групп в рабочей папке.
4. Установите гиперссылки для перехода на соответственные презентации.
5. Подготовьте свое выступление.
Приложение № 3
Фамилия, имя ______________________
Тест по теме «Презентации Power Point» (с ответами)
1. Что такое Power Point?
a) прикладная программа Microsoft Office, предназначенная для создания презентаций
b) прикладная программа для обработки кодовых таблиц
c) устройство компьютера, управляющее его ресурсами в процессе обработки данных в табличной форме
d) системная программа, управляющая ресурсами компьютера
2. Что такое презентация PowerPoint?
a) демонстрационный набор слайдов, подготовленных на компьютере
b) прикладная программа для обработки электронных таблиц
c) устройство компьютера, управляющее демонстрацией слайдов
d) текстовой документ, содержащий набор рисунков, фотографий, диаграмм
3. Power Point нужен для создания .
a) таблиц с целью повышения эффективности вычисления формульных выражений
b) текстовых документов, содержащих графические объекты
c) Internet-страниц с целью обеспечения широкого доступа к имеющейся информации
d) презентаций с целью повышения эффективности восприятия и запоминания информации.
4. Составная часть презентации, содержащая различные объекты, называется
a) лист
b) слайд
c) кадр
d) рисунок
5. Совокупность слайдов, собранных в одном файле, образуют
a) показ
b) презентацию
c) кадры
d) рисунки
6. Запуск программы Power Point осуществляется с помощью команд
a) Пуск – Программы – Microsoft Office – Microsoft Power Point
b) Пуск – Главное меню – Найти – Microsoft Power Point
c) Панели задач – Настройка – Панель управления – Microsoft Power Point
d) Рабочий стол – Пуск – Microsoft Power Point
Приложение № 4
Выскажите свое мнение о сегодняшнем уроке, используя компьютерные смайлики.
: -- ) ! Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня. Я много, с пользой и хорошо работал на уроке. Я получил заслуженную оценку, я понимал всё, о чем говорилось и что делалось на уроке.
:-- ) Урок был интересен, и я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал. Я сумел выполнить все задания, мне было на уроке достаточно комфортно.
: -- ( Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чём идет речь, мне это не очень нужно.
13PAGE 15
13PAGE 15
13PAGE 142115
ИД
С
Д
ГАВ - ГАВ
Группа «Оформители»
Инструкция для создания презентации
1. Откройте файл с материалами.
2. Создайте презентацию: слайд-заголовок, слайды с текстом и графическими иллюстрациями.
3. Оформите слайды (фон, шрифт текста, переход слайдов, без гиперссылок)
4. Сохраните презентацию с именем «Название анализатора».
5. Сохраните презентацию на флеш-память, предоставьте ее группе редакторов.
6. Во время работы группы редакторов подготовьте свое выступление.
Мой ответ:
« Заголовок 1Заголовок 2,H2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 6Заголовок 7Заголовок 8Заголовок 915