Конспект урока по литературному чтению Братья ГриммХрабрый портной 3 класс

Литературное чтение 3 класс

Тема урока: Братья Гримм «Храбрый портной»
Цель: систематизировать знания о творчестве Бр. Гримм и познакомить со сказкой «Храбрый портной»
Задачи:
- познакомить с биографией Бр. Гримм и новым произведением;
- определять содержание сказки по заголовку,
- обучать определять черты характера героя по их действиям относительно к другим героям,
- определять главную мысль сказки,
- формировать умение выражать собственное отношение к прочитанному .


Ход урока

I. Организационный момент
Постановка цели урока
Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы совершим путешествие, а куда, узнаете, разгадав загадку:
Что наш маленький народ
В мир волшебный унесет.
Полный смеха, света, краски!
А зовется чудо – сказка!
II. Повторение. Проверка домашнего задания.
- Что мы называем сказкой? (Это устный рассказ о вымышленных событиях, придумка о том чего не бывает)
- Когда появились сказки? (много веков назад, когда люди не умели читать и писать.)
- Какова главная тема сказок? (Борьба добра со злом)
- Какие виды сказок вы знаете? (волшебные, о животных и бытовые)
- А кто много веков назад сочинял сказки? (Простой народ)
- Значит, как они назывались? (народные)
- А если эту сказку написал автор или авторы, то они как называются? (авторские)
- На предыдущих уроках мы уже познакомились с авторскими сказками. Давайте вспомним их названия и авторов.
- Итак, мы отправляемся в сказку. Но прежде, чем отправиться в путь, ответьте на вопрос: “Кто, по вашему мнению, самый важный, нужный человек на сегодняшнем уроке?”
(Доп. вопрос: Без кого мы не смогли бы познакомиться с новой сказкой?)
Кто же это? (Cказочник.)
- Верно Сказочник, но на протяжении нескольких уроков к нам будут приходить сразу два сказочника! (Портрет братьев Гримм).
- Они братья. Как вы думаете, как зовут этих сказочников? (Братья Гримм)
III. Основной этап урока
1. Слово об авторах.
Давным-давно в Германии в одной большой семье жили братья.  Братьев было пять, да ещё маленькая сестрица. Отец их служил судьёй, а добрая матушка вела хозяйство. Самыми старшими и более смышлёными были два брата Якоб и Вильгельм. Якоб всего на 13 месяцев был старше Вильгельма. Мальчики жили в бедной семье, в маленьком немецком городке Ганау. Когда старшему Якобу исполнилось 11 лет, дети семейства Гримм осиротели. Умер отец, а несчастная матушка не знала, как дальше одной воспитывать шестерых детей. Якоба и Вильгельма на попечение взяла тётушка, но почти сразу отдала учиться в лицей. В лицее были очень хорошие учителя. Каждый день у братьев было по 10-11 уроков - тяжело, но они старались получить как можно больше знаний. Окончив лицей, братья поступили в университет, чтобы стать юристами. Ведь когда-то юристом был их отец. (Юрист – профессия человека, который очень хорошо знает все законы, строго следит, что бы эти законы исполнялись.)
Закончив университет, Якоб стал учёным человеком и начал работать.   Но постепенно он стал понимать, что это дело ему не нравится. А нравится другое - занятие литературой, читать, писать статьи. Что бы быть поближе к книгам Якоб устроился на другую работу. Он стал работать библиотекарем. Более того, он привлёк к своему любимому делу брата Вильгельма, который тоже закончил университет. Но Вильгельм очень часто болел и нуждался в заботе.    Их называли «Старик и малыш». Ведь старший был рассудительным, серьёзным, ответственным человеком, а младший мягким, спокойным, романтичным. Братья Гримм жили вместе и стали вместе работать. 
Однажды им пришла в голову идея. «А не заняться ли нам собиранием народных сказок?»- подумали они. И поехали братья по всем уголкам своей страны Германии, разыскивая и записывая немецкие сказки.  Много сказок собрали и записали братья Гримм. Но что с ними делать? Сказка спит, если её не читают. Проснётся и зазвучит она только тогда, когда её начнут читать люди. Чем больше людей прочитают сказку, тем дольше она будет жить. Все собранные сказки братья Гримм поместили в сборник «Детские и семейные сказки» – книгу, где собрано и напечатано множество немецких народных сказок.
- Сказки братьев Гримм представлены вот этими замечательными книгами. Я думаю, вам обязательно захочется с ними познакомиться.
2. Знакомство со сказкой
- Сказка, с которой мы познакомимся, называется «Храбрый портной».
- О чём нам всегда говорит заглавие произведения?
- Когда мы используем в речи прилагательное «храбрый», то подразумеваем, что этот человек обладает какими качествами? (ответы детей)
- Прочитав сказку, мы узнаем, соответствует ли название сказки главному герою.
3.Словарная работа
- Перед тем, как приступить к чтению сказки, давайте выясним значение некоторых слов. (Предположительные ответы детей)
4. Чтение первой части учителем. Первичный анализ содержания по вопросам

- Назовите главного героя сказки. Как его звали и где он жил?
- Чем он занимался в начале истории?
- Что Ганс имел в виду, когда делал вышивку на поясе? (хотел прославиться, чтобы о нём узнал весь мир)
- Что побудило Ганса отправиться в путешествие? (хвастливость)

- Найдите в 1-ой части сказки антонимы.

Чтение 2-ой части про себя.

Беседа по вопросам:
- Как Ганс в 1-ый раз доказал великану своё превосходство? (выжал воду из сыра)
- Каким образом, он убедил великана в своей силе? (выпустил птицу)
- Характеризуют ли эти поступки портного Ганса, как храброго человека? (нет, он находчив, смел и проявляет смекалку)

Беседа по вопросам:
- С какой целью Портного пригласили служить в королевский дворец?
- Почему мнение королевских слуг о Гансе поменялось?
- Какое задание король поручил выполнить Гансу?
- Что помогло ему, в очередной раз, избежать смерти?

Беседа по вопросам:
- Как вы думаете, почему король решил придумать для Ганса невыполнимое задание?
- Каким образом удалось храбрецу победить единорога?
-Почему авторы использовали для 3-его подвига мифическое существо? (чтобы подчеркнуть трудность задания)

IV. Итог
-Прочитайте концовку сказки.
- Как вы считаете, Ганс на самом деле был храбрым?
- Что показалось вам особенно смешным?
- Можно ли эту сказку назвать юмористической?
- Чему вас научила эта сказка?

V.Домашнее задание
VI.Рефлексия
Спасибо за урок!
15