ПРЕИМУЩЕСТВА, ПРОБЛЕМЫ И ИХ РЕШЕНИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ
ПРЕИМУЩЕСТВА, ПРОБЛЕМЫ И ИХ РЕШЕНИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ.
Абдуманонов Ахроржон Адхамжонович – заведюший кафедрой “Бофизики, информационных технологии и спорта” Ферганского филиала Ташкентской медицинской академии.
Алиев Руслан Элдарович – ассистент кафедры “Бофизики, информационных технологии и спорта” Ферганского филиала Ташкентской медицинской академии.
Ботиров Муроджон Тургунбоевич – преподаватель кафедры “Бофизики, информационных технологии и спорта” Ферганского филиала Ташкентской медицинской академии.
Корабоев Мухаммаджон Карабаевич – профессор кафедры “Бофизики, информационных технологии и спорта” Ферганского филиала Ташкентской медицинской академии.
Мақола олий ўқув юртларининг дарс жараёнида ахборот коммуникацион технологиялардан фойдаланишнинг истиқболлари, долзар муаммолари ва уларни ечиш йўлларини хал қилииш масалаларига бағишланган.
Статья посвящена использование информационно-коммуникационных технологии в образовательном процессе, приведена возможности применения ИКТ и актуальные проблемы информатизации образовательного процесса и их решения.
The article is devoted to the use of information and communication technologies in the educational process, it shows the possibility of the use of ICT and actual problems of informatization of educational process and their solutions.
Таянч сўзлар: Таълим жараёни, ахборот коммуникацион технологиялар, педагогика, таълимда компьютер технологияларини қўллаш, таълим тарбия жараёни.
Ключевые слова: Образовательный процесс, информационно-коммуникационных технологии, педагогика, использованием компьютерных технологий в образовании, учебно-воспитательный процесс.
Keywords: educational process, information and communication technology, education, the use of computer technology in education, educational process.
Сфера информационно-коммуникационных технологий является одной из наиболее динамично развивающихся и востребованных в современном обществе. ИКТ затрагивают все стороны жизни, но, пожалуй, наиболее сильное позитивное воздействие они оказывают на образование.
За последние годы произошло коренное изменение роли информационно-коммуникационной технологии (ИКТ) в образовательном процессе. Под руководством Президента Ислама Каримова в нашей стране огромное внимание уделяется более широкому внедрению и развитию ИКТ, в том числе в образовательный процесс. Это является одной из основополагающих задач Закона «Об информатизации». Ведь эффективное применение современных информационных технологий играет важную роль в повышении качества образование.
Одной из перспективной направлении развития образования является полная информатизация учебного процесса. Во всех высшее учебных заведениях Республики произошло существенное укрепление материальной базы в плане информационно-компьютерного оснащения, появились мультимедийные проекторы, экраны, веб-камеры, новые компьютеры, интерактивные доски, интернет и др..Использование ИКТ в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. Студент должны анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии [1,2]. Большую роль в этом может и должно сыграть активное применение ИКТ в учебном процессе, поскольку, как показывает практика:
- использование ИКТ способствует повышению качества знаний студентов;
- использование ИКТ позволяет оптимально расходовать силы и средства педагогов и студентов для достижения устойчивых положительных результатов обучения и развития;
- использование ИКТ позволяет добиваться стабильности результатов учебного процесса;
- ИКТ позволяет организовать новые формы и методы обучения.
Поэтому нужна постоянная поиск более эффективных методов и модернизация образовании. Использование ИКТ отвечает данным требованиям.
Интеллектуальное развитие студентов, формирование на высоком уровне профессиональных компетенций и овладение навыками самообразования – приоритетные задачи педагогики, которые требуют преобразования учебной деятельности путем внедрения различных методов, средств и технологий обучения, повышающих качество и эффективность образовательного процесса [3,4].
Информационные технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер или др. устройства и гаджеты, разнообразные программно-технические средства, предназначенные для решения определенных педагогических задач, имеющие предметное содержание и ориентированные на взаимодействие с обучающимся.
ИКТ в образовательном процесса можно классифицировать по ряду параметров: по решаемым педагогическим задачам, по функциям в организации образовательного процесса.
Имеет место множество преимуществ урока с использованием ИКТ по сравнению с обычным уроком, например, рост объема выполненных на уроке заданий; повышение познавательной активности и мотивации усвоения знаний за счет разнообразия форм работы, включения игрового момента, объективность и своевременность результатов теста.
Но, наряду с плюсами, возникают различные проблемы: недостаточная компьютерная грамотность учителя, отсутствие контакта с учителем, перехода от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам, недостаточности нужного программного обеспечения, модернизация технологий ведения занятии.
Процесс модернизации ведения учебного занятии требует формирования у студентов и преподавателей компетентности, которая предполагает умение самостоятельно получать знания, умения знании компьютерной грамотности используя различные источники и программных обеспечении.
Использование ИКТ открывает для преподавателю новые возможности в преподавании своего предмета. Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ дает студентам возможность для размышления и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса студентов к предмету.
При подготовке к занятии с использованием ИКТ преподаватель не должен забывать, что это УРОК, а значит составляет план урока исходя из его целей, при отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.
Методы и приёмы использования информационных технологий на уроке разные, но при их внедрении мы выполняем единственную задачу: например сделать урок иностранного языка интересным, а урок математики увлекательным. А нетрадиционные уроки с использованием информационных технологий должны привлечь современного студента к обучению, облегчить процесс знакомства с классикой, пробудить интерес к знаниям.
Способы обучения с применением компьютерной техники полностью зависят от того, какие мотивы движут преподавателя, увлеченного использованием компьютерных технологий в образовании. На сегодняшний день такие уроки могут быть и данью моде, и баловством, и экспериментальной работой педагога по поиску новых форм обучения, и доказанной необходимостью.
Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением.
К системным программам, в первую очередь, относятся операционные системы, обеспечивающие взаимодействие всех других программ с оборудованием и взаимодействие пользователя персонального компьютера с программами. В эту категорию также включают служебные или сервисные программы. К прикладным программам относят программное обеспечение, которое является инструментарием информационных технологий – технологий работы с текстами, графикой, табличными данными и программы обеспечивающие управления учебном процессом.
В зависимости от дидактических целей и специфики курса учебных предметов можно выделить такие виды компьютерных программ: учебные, тренажёры, контролирующие, демонстрационные, имитационные, справочно-информационные, мультимедийные учебники и управляющие учебным процессом. Наиболее часто в своей работе преподаватель используют демонстрационные программы, к которым кроме картин, видеофрагментов, фотографий можно отнести и интерактивные атласы, и компьютерные лекции и уроки-презентации, разработанные при помощи Power Point, iSpring и др..
iSpringSuite — программа для разработки электронных курсов. iSpringSuite расширяет возможности Power Point и позволяет создавать электронные курсы для дистанционного обучения в привычной среде.
Следует остановить внимание на компьютеризации образовательного процесса в ВУЗах. Применение компьютера как средства обучения придало новый импульс информационному аспекту самостоятельной познавательной деятельности студента, усилило диагностические, контрольные и оценочные функции образовательного процесса. Это принципиально изменило подход к отбору содержания профессиональной подготовки, характер организации учебно-воспитательного процесса, предоставило возможность максимально «погружать» студентов в профессиональную среду, моделируя и имитируя реальные ситуации обучения и воспитания учащихся, требующие анализа, вычленения и решения педагогических задач.
В Ферганском филиале Ташкентской медицинской академии была внедрена система Moodle. Moodle — аббревиатура от Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда). Moodle — это свободная система управления обучением, ориентированная прежде всего на организацию взаимодействия между преподавателем и студентами, хотя подходит и для организации традиционных дистанционных курсов, а так же поддержки самостоятельного обучения.
Moodle дает преподавателю обширный инструментарий для представления учебно-методических материалов курса, проведения теоретических и практических занятий, организации учебной деятельности как индивидуальной, так и групповой.
Но основная проблема управления учебном процессом и ведения учебных занятий с использованием ИКТ остаётся не решёным так как не достаток таких программных обеспечении из за их отсутствия или дороговизны.
Из за того что отсутствия необходимого программного обеспечения для контроля за учебным процессом и управления классом компьютер или др. гаджеты может нанести вред учебному процессу.
Для решение этого вопроса в Ферганском филиале Ташкентской медицинской академии нами разработана специальная компьютерных программ “ClassScreenServer” (рис.1) [5]. Это, прежде всего, применение и использование в учебном процессе любых материалов будь то презентация, видео-материалы и электронные учебно-методические средства. В преподавании разных дисциплин определяется возможностями, позволяющими представлять учебный материал, с высокой степенью наглядности, повысить мотивацию обучаемых при применении учебных презентаций, расширить потенциал по индивидуализации образования; обеспечить широкую зону контактов с обучаемыми; предоставить широкое поле для активной самостоятельной деятельности студентов.
Применение данного программного модуля “ClassScreenServer” на любых этапах учебного процесса, таких как объяснение нового материала, самостоятельная работа обучающихся и контроль знаний, может значительно повысить качество конечного результата.
452755250190
Рисунок 1. Интерфейс программы “ClassScreenServer”.
Она позволяет различными способами контролировать компьютеры студентов входящих в состав сети которые использует LAN или Wi-FI. “ClassScreenServer” поддерживает операционную систему Windows XP/7/8, а также может использоваться в смешанных сетях.
Принципиальные характеристики “ClassScreenServer”:
• Возможность просмотра и записи происходящего на компьютерах учеников;
• Удаленный контроль компьютеров входящих в сеть, для поддержки и помощи учащимся;
• Показ учебных материалов (в режиме полного экрана или в отдельном окне) на всех компьютерах сети;
• Блокировка рабочих станций для привлечения большего внимания к изложению материала;
• Пересылка текстовых сообщений учащимся;
• Включение и выключение всех компьютеров сети
Внедрение “ClassScreenServer” в учебный процесс не только освобождает преподавателя от рутинной работы в организации учебного процесса, оно дает возможность контроля преподавателя студентов что выполняет на данный момент студент.
Ранее преподавателям трудно было найти индивидуальный подход к каждому студенту.
Теперь же, с использованием “ClassScreenServer”, преподаватели получили возможность преподносить новую информацию таким образом, чтобы удовлетворить индивидуальные запросы каждого студента.
Внедрение подобных программ в учебном процессе должно быть качественно обоснованным и не повсеместно заменяющим, а дополняющим фактором в системе современного образования. Применение программы обеспечивает контроль хода учебного занятия и даёт возможность максимального использования компьютера и сетевых технологии. Привлечение внимания всех студентов в ходе занятий даёт возможность полного вникания студентов на прохождение занятия.
Кроме ведение занятия и обучение студентов преподаватель должен оценить знание студентов. Для оценки знания студентов в основном преподаватели используют система тестирование. В системы тестирование преподавателю всегда приходится ориентировать свою деятельность на результат: в какой форме будут оцениваться знания, умения и навыки его студентов.
В данный момент используется разные программы тестирование. Но в процессе ведения занятии обычно используются бумажные или тестовые карточки. Преподавателю трудно на каждый занятии для каждого студента создать уникальный варианты тестов. Иногда у студентов есть возможности списывание или по ранние проведённом тестам студенты успевают изготовить шпаргалки, это приведет к неверному оценку знания студента.
Чтобы избежать таких случаев, нами было создана компьютерная программа “Test aralashtirgich” (рис.2.), дающие создание база тестовых вопросов и в нужный момент за пара секунд получит варианты тестов по указанному количество тестовых вопросов и вариантов [6].
-381065954
358140213360
1962785301625
Рисунок 2. Интерфейс программы “Test aralashtirgich”.
Программа предназначена для составление тестов и автоматизация получение тестовых вариантов для тестирование учеников и студентов школы, колледжей и высшей учебных заведениях. Программа обеспечивает:
Составление базы тестовых вопросов;
Импортирование из *.xls файлов ранние созданных тестов в определённом формате
Экспортирование составленных тестов в формате *.xls файлов;
Составление тестовых вариантов по выбранном количестве вопросов и по тематикам тестовых вопросов;
Экспортирование созданных вариантов в формате *.doc файлов с ключами вариантов;
Перемешивание при каждом варианте не толка вопросив и их ответов по значением A,B,C,D, ….
Исходя выше изложенными можно сказать - используя ИКТ, преподаватель получает огромную выгоду прежде всего:
- В сегодняшних условиях применение компьютера позволяет значительно расширить границы предмета. Создаётся новая система работы с иллюстративным материалом, возможность его сведения к единому формату.
- Это работа самих учащихся. Студенты сами активно работают в данном направлении, они создают авторские презентации, защищают свои рефераты и исследовательские работы с использованием компьютера.
- Облегчение физической нагрузки преподавателя. Вместо кипы журналов и книг с маленькими, не всегда чёткими и потому не всем видными иллюстрациями, вместо магнитофона и кассет преподаватель приходит на занятие с ноутбуком или планшетом.
- Грамотный преподаватель, создавая урок в рамках данной системы, начинает видеть занятие по-другому, начинает творить, развиваться, а умелое использование анимации приводит к созданию эксклюзивных методических приёмов.
- Обеспечивает гибкость управления учебным процессом;
- Улучшает организацию урока;
- Повышает качество контроля знаний учащихся и разнообразие его форм.
Подводя итог, отметим, что применение средств ИКТ в системе общего образования, прежде всего, направлено на совершенствование существующих технологий обучения и управления. Вместе с тем необходимо отметить, что они приносят в известные методы обучения и управления специфический момент за счет усиления исследовательских, информационно-поисковых и аналитических методов работы с информацией. Средства ИКТ являются эффективным средством повышения познавательного интереса учащихся, создают условия для построения индивидуальных образовательных траекторий студентов. Применение средств ИКТ в учебно-воспитательном процессе, особенно в самостоятельных работах, требует развитости критического мышления, на что необходимо уделять специальное внимание преподавателей. Применение сетевых технологий в системе высшего образования способствует интеграции меж вузовского распространение различного типа передового педагогического опыта.
Но использование ИКТ в преподавании различных предметов невозможно без достаточной технической базы, соответствующего программного обеспечения и достаточных умений работы с компьютером самого преподавателя.
Использование ИКТ – мощное средство для создания оптимальных условий работы на уроке, но оно должно быть целесообразно и методически обосновано. ИКТ следует использовать только тогда, когда это использование дает неоспоримый педагогический эффект и ни в коем случае нельзя считать применение компьютера данью времени или превращать его в модное увлечение.
Литература:
Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. – М., 2008.
Козырев А.А. Информационные технологии в экономике и управлении. – СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 2007.
Михайлова Н.Н. Проектирование образовательных технологий в профессиональном колледже. Монография. – М.:НИИРПО, 2007.
Эрдонов О. Л. Тенденции развития информационно-коммуникационных технологий в высших образовательных учреждениях // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 692-694.
Абдуманонов А.А., Алиев Р.Э. Использование компьютеров в процессе обучения студентов в высших учебных заведениях//Новые информационные технологии в науке: сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа 2015 г. 5-7с.
Абдуманонов А.А., Алиев Р.Э., Ботиров М.Т. Информатизация и информационно-коммуникационные технологии для управления учебным процессом ВУЗа//Тошкент тиббиёт академияси Фарғона филиали ва РШТЁИМ Фарғона филиали профессор-ўқитувчилари, ходимлари ҳамда талабаларининг “Карияларни қадрлаш йили” га бағишланган “Тиббиётнинг долзарб муаммолари” мавзусидаги қўшма илмий-амалий анжумани. Фарғона -2015 й. 33-34 бет
Про авторов:
Абдуманонов Ахроржон Адхамжонович – заведюший кафедрой “Бофизики, информационных технологии и спорта” Ферганского филиала Ташкентской медицинской академии, тел: +998932708179,E-mail: ahror79@ttaff.uz, ahror79@inbox.ru.
Алиев Руслан Элдарович – ассистент кафедры “Бофизики, информационных технологии и спорта” Ферганского филиала Ташкентской медицинской академии, тел: +998905307469,E-mail: ruslan@ttaff.uz
Ботиров Муроджон Тургунбоевич – преподаватель кафедры “Бофизики, информационных технологии и спорта” Ферганского филиала Ташкентской медицинской академии, тел: +998941320460,E-mail: botirov@ttaff.uz, arsif@mail.ru.
Корабоев Мухаммаджон Карабаевич – профессор кафедры “Бофизики, информационных технологии и спорта” Ферганского филиала Ташкентской медицинской академии, тел: +998905840495,E-mail: externet@inbox.ru.
.