ФОРМИРОВАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Методическое совещание.
ФОРМИРОВАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Дата проведения: 19.01.2012г.
СЛАЙД.
ФОРМИРОВАНИЕ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Образование должно стремиться к развитию личности, реализации уникальных человеческих возможностей.
СЛАЙД.
По мнению американского психолога А. Маслоу, человек в процессе самореализации непрерывно движется к идеалу возможного совершенства. Чем совершеннее результаты его деятельности, тем глубже личность переживает процесс самореализации. Самореализация для творческого человека - это труд ради того, чтобы достичь совершенства в том, что он призван делать.
Ученый утверждает, что самореализующиеся личности, являясь примером нормального развития, максимально полно воплощают человеческую сущность.
СЛАЙД.
С точки зрения психологии
Самореализация или самоактуализация [лат. actualis действительный, настоящий] стремление человека к выявлению и развитию своих личностных возможностей, проявлению своих способностей.
Творческая самореализация личности – это стремление человека к проявлению своих способностей, реализации своих идей и замыслов посредством создания оригинальных культурных и материальных ценностей, а также путем креативного отношения к действительности.
Именно творческая самореализация способствует и развитию личности, и достижению многих других целей, а главное такой путь становится индивидуальным. Отмечено, что зачастую человек ставит перед собой цель стать таким, как его идеал.
Творческая самореализация исключает данный путь, так как в процессе таковой человек находит себя, раскрывает и развивает свой талант, а не подражает кому-то другому.
Под творческой (активной) самореализацией понимается процесс, при котором обязательным становится обретение новых способов деятельности, создание нового продукта, формирование потребностей.
СЛАЙД.
В своё время о загадочности процесса творчества говорил Кант: «Ньютон все свои шаги, которые он должен был сделать от первых начал геометрии до своих великих и глубоких открытий, мог представить совершенно наглядными не только себе самому, но и каждому другому и предназначить их для преемства; но никакой Гомер или Виланд не может показать, как появляются и соединяются в его голове полные фантазии и вместе с тем богатые мыслями идеи, потому что сам не знает этого и, следовательно, не может научить этому никого другого». СЛАЙД.
А. С. Пушкин писал: «Всякий талант неизъясним. Каким образом ваятель в куске каррарского мрамора видит сокрытого Юпитера и выводит его на свет, резцом и молотом раздробляя его оболочку? Почему мысль из головы поэта выходит уже вооруженная четырьмя рифмами, размеренная стройными однообразными стопами? – Так никто, кроме самого импровизатора, не может понять эту быстроту впечатлений, эту тесную связь между собственным вдохновением и чуждой внешнею волею»
СЛАЙД.
В последнее время многие авторы личностно ориентированных образовательных концепций обращаются к одному из фундаментальных понятий «личностным функциям» тем проявлениям человека, которые и реализуют феномен «быть личностью», позволяют ему самореализоваться. Исследования доказывают, в процессе обучения важно не формирование личности с заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и соответственно развития личностных функций, важно создать условия для проявления универсальных личностных способностей ребенка».
Под педагогическими условиями принято понимать организационные формы, содержание образования, методы обучения и другие составляющие педагогического процесса, на которые могут влиять внешние обстоятельства, в том числе специально задуманные и сконструированные педагогом, предпосылки, обстоятельства и правила, обеспечивающие наибольшую эффективность протекания педагогического процесса
Рассмотрим некоторые условия, способствующие самореализации школьника:
Наличие потребности. Влияние внешних условий на развитие личности происходит только проходя через внутреннюю сферу потребностей школьника, так как нельзя ничего передать, воздействуя на него только извне.
Наличие сильного побудительного мотива. Здесь необходимо иметь в виду, что педагогические условия должны сочетаться с внутренними стимулами подростков.
Сочетание индивидуальной и коллективной организации обучения на уроках
Организация творческих самостоятельных работ, позволяющих учащимся использовать, проявлять и развивать свои индивидуальные способности и таланты. Кроме того, организация творческой работы способствует разрешению противоречий между потребностью учащихся в самореализации и педагогическим воздействием со стороны учителя. Учитель не передает некоторую сумму знаний, не натаскивает, а создаёт благоприятные условия для развития школьника в процессе обучения, нацеливает на активное познание окружающего мира, позволяет самостоятельно осваивать новые знания.
Пропаганда и активное использование проектного метода на уроке, который формирует у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.
Создание ситуации успеха и самооценивания.
Педагогически комфортная среда образовательного учреждения играет значительную роль в процессе творческой самореализации подростков (одноклассники, педагоги, администрация, друзья и т.д.). Результатом воздействия педагогически комфортной среды на подростка является создание духовных ценностей и развитие личности, индивидуальное планирование, связанное с будущей трудовой деятельностью, решением жизненных ситуаций.
Возьму на себя смелость утверждать, что в нашей школе образовательная среда достаточно благоприятная для того, чтобы учащиеся могли найти для себя область применения и развития своих способностей. Это относится и к учебному процессу и к внеурочной деятельности:
Привлечение к участию в предметных олимпиадах, конкурсах, конференциях различного уровня.
Анонсирование и помощь в подготовке и участию в различных молодежных, познавательных мероприятиях.
Работа ученических сообществ: НЕОН, Школьный парламент
ПДОУ
Школьный психолог
И самое главное возросло количество желающих участвовать. У нас в школе становится модным быть умным, успешным учеником «ботаном».
Формирование условий для развития самореализации школьников должно начинаться уже с начальной школы. Очень важно для ребенка на этапе выстраивания отношений в коллективе, с преподавателем проявить себя как личность. Задача педагога увидеть в каждом ребенке индивидуальность и очень бережно относиться к ней.
Опытом формирования условий для самореализации учащихся поделится учитель русского языка и литературы, классный руководитель 9в класса Зыбина Светлана Васильевна.
Одним из главных условий, способствующих самореализации ребенка, развитию его творчества является сам педагог, педагогический коллектив, организующий процесс жизнедеятельности и процесс развития ребенка. Сформировать активную, творческую личность школьника может только активный, творчески работающий учитель, когда на уроке присутствует сотрудничество, сотворчество ученика и учителя.
Отношение педагогов к собственному творчеству и творчеству школьников зависит от общей мотивации педагогов к педагогической деятельности и творчеству в том числе. Оно выражено в желании самим создавать новое не только для себя, но и для детей, работая как индивидуально творчески, так и в сотворчестве с детьми.
СЛАЙД.
Шалва Александрович Амонашвили в своей замечательной книге «Здравствуйте, дети!» сказал так: «Пусть педагог всегда спешит к детям, радуется каждой встрече с ними; тогда и дети будут спешить в школу и от всего сердца радоваться каждой встрече со своим педагогом».
Мне думается, лица на фотографиях говорят о том, что в нашей школе именно такие преподаватели и работают.
СЛАЙД.
В завершении приведу слова психолога А.Н.Леонтьева, задумавшись над которыми возможно сформировать самые оптимальные условия для самореализации ребенка
«У человека врожденны не сами способности, а способности к их развитию».
СЛАЙД.
Спасибо за внимание
15