Рекомендации классному руководителю на тему Учет особенностей невербального общения в деятельности педагога
Учет особенностей невербального общения в деятельности педагога
Педагогическое общение - это профессиональное общение учителя с учащимися, а также с их родителями, имеющее определенные педагогические, в том числе и воспитательные, цели. С помощью педагогического общения не только передаются знания и умения, но и изменяются свойства личности учащихся, устанавливается взаимопонимание, меняются мнения и установки.
Общение - обоюдосторонний процесс, взаимная связь между людьми. Поэтому, общаясь с учениками, учитель не только влияет на них, но и ученики, общаясь с учителем, хотя бы и по инициативе последнего, влияют на учителя, заставляют его реагировать тем или иным способом на свое поведение, действия и слова. Поэтому педагогическое общение не является процессом одностороннего давления учителя на учеников.
Рекомендации по овладению средствами невербального общения:
Невербальные виды жестов
Мимика.
Для педагога в равной степени важно умение выразить свое состояние и способность правильно понять выражение лица воспитанника. Возможности управления мимикой связаны с социальной природой выразительных движений человека. Практически бесконечное многообразие мимических движений и их сочетаний дает возможность педагогу выразить свое эмоциональное состояние и отношение к определенному человеку, его ответу или поступку: отразить интерес, понимание или равнодушие и т. д. Голос, мимика, жест - необходимые инструменты овладения профессиональной техникой. Чрезмерная подвижность мускулов глаз или лица как и безжизненная их статичность - серьезная помеха в общении с людьми.
Ребенок прекрасно улавливает различие между лицом серьезным (от серьезности происходящего) и нарочито строгим. То же можно сказать и о «специально - возмущенном» выражении лица - оно не вызывает ожидаемой реакции. Один из путей совершенствования мастерства педагога состоит в преодолении разрыва между эмоциональным состоянием педагога и физическими действиями, которыми он выражает свои чувства.
Другим важным моментом является живость мимики педагога. Многим легче работать с педагогам, по лицу которого можно «читать», и труднее - с тем, чье лицо неподвижно: нет обратной связи, непонятно, что он при этом думает и чувствует.
Визуальное взаимодействие (контакт глаз).
Взгляд выполняет роль управляющего воздействия, обеспечивая обратную связь в поведении партнера и степени его вовлеченности в коммуникацию. Взгляд выполняет сигнальную функцию в обмене репликами и принимает участие в выражении интимности и регулировании дистанции.
Взглядом педагог может выразить свое отношение к человеку, его поведению, задать вопрос, дать ответ и т.д.
Очень важен обмен взглядами для управления контактом. Взгляд обязателен в одни моменты диалога и не нужен в другие.
Воздействие взгляда педагога зависит от дистанции общения. Взгляд издали, сверху вниз позволяет ему увидеть сразу всех, но не дает возможности вглядеться в каждого. Особенно велико влияние пристального взгляда, который может быть и неприятным. Скользящий, безразличный взгляд тоже довольно неприятен: непонятно, видит тебя социальный педагог или смотрит «сквозь тебя». Это ощущение мешает поддержанию контакта. Существует некоторый оптимальный ритм обмена взглядами, когда индивидуальный зрительный контакт чередуется с охватом глазами всех присутствующих, что создает рабочий круг внимания.
Временная организация.
Одновременное появление у партнеров одинаковых поз, мимики, взглядов глаза в глаза повышает взаимопонимание и углубляют диалогичность общения. Общение протекает более успешно, если у партнеров одинаковая частота невербальных элементов. Продуктивность диалога в общении обеспечивается увеличением длительности «зеркальной позы» (повторение позы партнера) при одновременном уменьшении частоты и длительности взаимных взглядов и «зеркальной мимики».
Прикосновение, обозначаемое иногда как тактильная коммуникация.
Использование прикосновения очень важно при работе с детьми. С помощью прикосновения можно привлечь внимание, установить контакт, выразить свое отношение к ребенку. Свободное передвижение педагога по кабинету облегчает использование этого приема.
У многих людей прикосновение может вызвать настороженность. Чаще всего это те, для кого всякое сокращение психологической дистанции создает неудобства и окрашено тревогой. Среди них особую силу имеют статус партнеров, возраст, пол, степень знакомства.
Особенно внимательно следует отнестись к оттенкам всевозможных реакций на прикосновения педагога. Прикосновения, способствующие контакту, - мягкие, спокойные, как бы случайные, необязательные.
Не менее важны в общении пантомимика: позы и движения тела, внешние вегетативные изменения (например, покраснение лица), облик и манеры человека (одежда, прическа, косметика, парфюмерия и т.д.), жесты.Жесты.
Трудно представить себе педагога, который общается с людьми только при помощи слов, не употребляя различные невербальные средства. Информацию в общении несет не только речь. Жест, мимика, взгляд, поза подчас оказываются даже более выразительными и действенными, чем слова. А неадекватное употребление невербального языка может дать эффект прямо противоположный ожидаемому. Выбор основного коммуникативного компонента обусловлен, в первую очередь задачей общения. В одном случае важна мимика, в другом - жест. Педагогу следует овладеть всеми средствами воздействия, всеми невербальными компонентами коммуникативной техники.
Элементы невербального общения
Когда люди открыты Когда люди закрыты
Ищут контакта глазами Избегают контакта глазами, отворачиваются
Наклоняются вперед Отклоняются назад
Протягивают руки Складывают руки на груди
Естественно улыбаются Скрещивают ноги под столом
Стоят и сидят в свободных позах Стоят и сидят в напряженной позе
Элементы языка тела
Жесты
Позитивные Негативные
Открытые ладони – честность, откровенность, желание сотрудничать, дружелюбие Ладонь, повернутая вниз – властность, психологическое давление, попытка взять под контроль ситуацию
Рука у щеки – раздумье, нерешительность Руки, перекрещенные на груди, - попытка спрятаться, отгородиться от ситуации, негативная оборонительная реакция
Наклоненная на бок голова – проявление интереса Скрещенные на груди руки со сжатыми в кулак ладонями – враждебное отношение, возможность психической атаки
Почесывание подбородка – процесс принятия решения Скрещенные руки с пальцами, плотно обнимающими предплечья – негативно-подавленное отношение к ситуации
Прищуривание глаз – поиск решения Манипуляция с очками. Медленно снять очки, протереть стекла, даже если этого не требуется, - пауза для размышления Манипуляция с предметами. Прикусить зубами кончик какого-либо предмета – требуется дополнительная информация Пощипывание переносицы с закрытыми глазами – глубокая сосредоточенность, напряженное раздумье Потирание носа, ерзанье на стуле, поворот боком – сомнение Потирание за ухом или перед ухом пальцем, потирание глаз – сомнения, обдумывание совета собеседнику Ладонь повернута вверх – просящий жест. С такой позицией легко добиться выполнение просьбы, так как она не демонстрирует давления со стороны того, кто просит При рукопожатии протягивает руку ребром вниз (вертикальное положение) – позиция равенства При рукопожатии протягивает руку ладонью вверх – открытость, желание достичь соглашения Рукопожатие «перчатка» (двумя ладонями) – стремление показать свою искренность, дружелюбие Носок ноги – показатель заинтересованности, своим направлением показывает, в ком человек заинтересован или находит привлекательным Широко расставленные ноги:
в позиции стоя – агрессия, уверенность, готовность к действиям, активность;
в позиции сидя – уверенность, внутренняя расслабленность