Технологическая карта урока В.Г. Короленко Две семьи в повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»
Интегрированный урок: литература и обществознание
5 класс.
Урок разработан в соответствии с ФГОС.
Оборудование: учебник, тетрадь, карточки, проектор, экран.
Технологическая карта урока литературы в 5 классе.
Тема
Две семьи в повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»
Цель
Пользуясь текстом и учебником «Обществознание», проанализировать семьи, представленные в произведении.
Планируемый результат
Предметные умения
Формировать УУД
Знать содержание повести В.Г.Короленко «В дурном обществе», уметь определять тему произведения, выделять проблемы.
Личностные
Регулятивные
Коммуникативные
Познавательные
Формировать нравственные качества на основе прочитанного произведения; прививать любовь и уважение к общечеловеческим ценностям.
Уметь определять и формулировать цель на уроке; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать
мысли и оценивать свою и чужую речь
Извлекать информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках
Основные понятия
Семья, функции семьи
Межпредметные связи
Обществознание
Ресурсы:
видеоролик, учебник, презентация
Тип урока
интегрированный
Организация пространства
индивидуальная, парная, групповая
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Результаты
I. Орг.момент
Цель. Включение в деят-ть
Приветствие. Включение в деятельность . Посмотри в глаза своему однокласснику и мысленно пожелай ему успеха на уроке!
Включение в деловой ритм
Включение в учебный процесс
II.
Мотивация к учебной деятельности
Цель – определение содержательных рамок урока
Исследовательская работа. Анализ опроса родителей. Какие взаимоотношения должны быть в семье. Ученик в процентном соотношений раскрывает приоритеты родителей.
Что для вас значит слово «семья»?
Составление кластера со словом «семья»
Просмотр социальной рекламы « Семья-это счастье»( составлена учеником класса)
Мы с вами прочитали повесть В.Г.Короленко «В дурном обществе», где тоже показана жизнь двух семей. Назовите их.
Попробуйте определить цель нашего урока
Отвечают на поставленные вопросы
Предполагают, что нужно проанализировать семьи, представленные в произведении
Коммуникативные УУД:
строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Познавательные УУД:
1. определять и формулировать проблему.
2. делать выводы, обобщения;
III. Актуализа-ция и углубление изученного
Цель –актуализация знаний
1. Теперь давайте обратимся к параграфу 19 на странице 138 и узнаем научное и обоснованное определение семьи и ее основные функции.
2. На основании полученных знаний какие вопросы (критерии) вы выделите для сравнивания семей, представленных в произведении?
3. Учитель предлагает сравнить полученный алгоритм со своим. Ученики дополняют.
Индивидуально работают с учебником «Обществознание», получают новые знания
Учащиеся выдвигают предположения, записывают критерии сравнивания на доске.
Сравнивают с образцом.
Вырабатывают единый алгоритм для работы с текстом.
Познавательные УУД:
1. делать выводы, обобщения;
2. осуществлять самоконтроль
3. преобразовывать информацию
Регулятивные УУД:
1. высказывать предположения на основе наблюдений;
IV. Работа с текстом
Цель -развитие читательских умений.
Сейчас мы предлагаем вам проанализировать семьи судьи и Тыбурция по алгоритму. Вы будете работать в группах. Выберите один из критериев, согласно которому необходимо проанализировать семью.
Учащиеся работают в группах согласно созданному алгоритму.
положение в обществе.
доход
полная - неполная
отношение друг к другу
что объединяет эти семьи
Личностные результаты:
1. воспитание чувства ответствености и сострадания
Познавательные УУД:
1. вычитывать разные виды текстовой информации
2. разграничивать основную и дополнительную информацию;
3. преобразовывать и сохранять информацию.
Коммуникативные УУД:
1.Формирование навыков речевой деятельности
2. Освоение способов совместной деятельности
V Физминутка
Дети, а теперь давайте выйдем из тёмного подземелья и потянемся к солнышку. Как ласково пригревают его лучи. Мы ощущаем их тепло на своём лице. Как шелестит трава, давайте прикоснёмся к ней. Какой ласковый ветерок играет нашими ладонями, давайте откроем их и поймаем ветерок!
V. Закрепление
Цель – зафиксировать новые знания
Составление рассказа о жизни семей
Работа выполняется в группах
Проверка д/з Дети приготовили проекты
« Семья пана судьи» и Семья Тыбурция»
А для чего, на ваш взгляд, мы проанализировали эти семьи?
Внимательно посмотрите на слайд. Как вы считаете, на какой вопрос по итогам анализа мы теперь сможем ответить? Обсудите это в группах, аргументируйте ответ.
Как вы считаете, какие слова можно считать завершением, эпилогом урока? Обсудите это в парах, аргументируйте отсвет.
Составление синквейна
Пересказ тех отрывков текста, в которых говорится о жизни семей, в которых росли Вася и Валек.
Выбирают вопрос, ответ на который предполагается дать
Как познакомились Вася и Валек?
Почему Соня и Маруся были такими разными?
Чему научили семьи друг друга?
Выбирают слова, аргументируют свой выбор
Личностные результаты:
1. формирование уважительного отношения к семейным традициям
Коммуникативные УУД:
1.Формирование навыков речевой деятельности
Регулятивные УУД:
1. высказывать предположения на основе наблюдений;
2. самостоятельно делать выводы
VI. Итог урока. Рефлексия
Цель – зафиксировать новое содержание
А что полезного этого урока возьмете для себя
Тыбурций сказал Васе: Хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу»
А пролегла ли эта повесть через вашу жизнь?»
Чему научила нас повесть Короленко?
Можно вывести на слайд вопросы для рефлексии.
Отвечают на вопрос, оценивая свое «Я» в уроке
Коммуникативные УУД:
1. Освоение способов совместной деятельности
Познавательные УУД:
1. делать выводы, обобщения;
2. осуществлять самоконтроль и самооценку;
VII. Домашнее задание.
Ответить письменно на один из проблемных вопросов:
Что помогло Васе и его отцу прийти к пониманию?
Почему у Сони и Маруси два разных детства?
15