Программа Формирование нравственно-этических ориентиров в жизни подростков с ограниченными возможностями здоровья


Программа «Формирование нравственно – этические ориентиров в жизни подростка с ограниченными возможностями здоровья».
Пояснительная записка
     Цель данной программы - создание практической и методологической основы для работы по формированию нравственно-этических ориентиров в жизни подростков с ограниченными возможностями здоровья.
- Данная программа рассчитана на период развития личности детей с четвёртого по седьмой класс. Возраст участников воспитательной программы 10-14 лет (подростковый период).
- Данный возрастной этап характеризуется интериоризацей (познанием себя) и социализацией (активным вхождением в общество), поэтому в содержание программы включены проблемы, затрагивающие вопросы понимания и принятия себя, а так же осмысления себя в «культурном ландшафте».
- Ведущим видом деятельности подросткового возраста является общение со сверстниками, в котором на первый план выходит такая характеристика как «коммуникативная привлекательность». Следовательно, в содержании программы весомое место занимают проблемы коммуникации.
- Подростки увлекаемы и часто меняют интересы, пытаются осмыслить многие объекты, готовы к размышлению на разные темы (хотя часто им не хватает социального опыта). Это нашло отражение в многообразии тем, изучаемых проблем и в разнообразии форм воспитательной работы.
-  Подросток, особенно старший, сознательно стремится к общению с людьми, имеющими большой социальный опыт, поэтому к проведению многих форм воспитательной работы должны привлекаться психологи, социологи, искусствоведы и просто интересные люди.
- Подросток стремится отгородить себя от семьи, не всегда доволен сложившейся в семье системой взаимоотношений. Для преодоления этой проблемы необходимо участие всей семьи в организации и в проведении многих предлагаемых программой форм воспитательной работы.
Программа имеет следующую логику построения:
- ведение воспитательной работы по двум направлениям в каждом классе: I блок – исследование объекта, в отношении которого формируется нравственность, II блок – развитие в личности ребенка основных составляющих нравственно – этических ориентиров и вооружение способами нравственного взаимодействия. Данная логика построения программы позволит сформировать качества нравственной личности последовательно.
7886700210216750079152753248025000686752532099250006648450315563250025050753136582500- организацию деятельности с целью целенаправленного формирования нравственно – этических ориентиров по следующим направлениям: познание и принятие себя,   принятие себя как субъекта семейной культуры, определение и принятие культуры малой Родины, формирование уважения к традициям своего народа (только уважающий свою культуру будет уважать культуру другого).           
Деятельность по данным направлениям может быть организована последовательно (от направления к направлению). Однако это не исключает возможности " сопряжения" содержания, изменения логики,  последовательности и иного структурирования.
Подобный подход отнюдь не означает, что в процессе воспитательной работы педагог, обращаясь к тому или иному направлению, не затрагивает темы и разделы, изучаемые ранее. Умения и навыки постоянно пополняются, усовершенствуются с каждым новым направлением.   
Реализация данных направлений осуществляется:
ФормыМетодыЧасы общения;
Беседы;
Дискуссии;
Коммуникативные тренинги;
Праздники;
Игровые и конкурсные программы;
Викторины;
ВыставкиБеседа;
Дискуссия;
Пример;
Поощрение;
Убеждение (самоубеждение);
Внушение (самовнушение);
Игровые методы;
Требование;
Поручения;
Метод саморегулирования;
Метод воспитывающих ситуаций;
Метод соревнования;
Предложенные формы и методы предполагают использование классификации Н.Е.Щурковой и Ю.К. Бабанского.
Необходимо также отметить, что процесс формирования нравственно – этических ориентиров, зависит не только от профессиональных усилий педагога, но и от той среды, в которой происходит воспитание качеств и в которой «обитает» ребенок. Следовательно, результативность данного процесса зависит  не только от четкого следования программы, но и от наличия атмосферы толерантности в образовательной и социальной среде. Поэтому данная программа предполагает активное участие в ее реализации семей учащихся, сотрудников образовательного учреждения, социального педагога и просто интересных людей (педагоги СЮТа, работники музея и т.д.)