Причины стрессовых ситуаций в педагогической деятельности и пути их преодоления
Тукбаев Валерьян Исламович
учитель английского языка
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение «Средняя школа № 17»
г.Новый Уренгой
Причины стрессовых ситуаций в педагогической деятельности и пути их преодоления
Основные вопросы:
Влияние эмоционального состояния учителя на состояние учеников и на эффективность образовательного процесса.
Развитие эмоциональной адекватности как фактор гармонии личности учителя.
Стрессы и стрессоустойчивость как аспект здорового образа жизни.
Стресс – это совокупность неспецифичных адаптационных (нормальных) реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов – стрессоров (физических или психологических).
Данный термин (англ. stress – напряжение) вошел в науку благодаря Гансу Селье, канадскому ученому, и характеризует состояние спада, подавленности, возникающее у человека под влиянием экстремальных ситуаций.
Стресс – это ответная реакция организма человека на перенапряжение, негативные эмоции или просто на монотонную суету. Во время стресса, организм человека вырабатывает гормон адреналин, который заставляет искать выход. Стресс в небольших количествах нужен всем, так как он заставляет думать, искать выход из проблемы, без стресса вообще жизнь была бы пресной и скучной. Но с другой стороны, если стрессов становится слишком много, организм слабеет, теряет силы и способность решать проблемы.
В педагогической деятельности, как во всякой другой, стрессовые ситуации неизбежны у всех участников образовательного процесса – школьников, их родителей, учителей – хотя бы потому, что нас связывают неотложные задачи и проблемы, требующие скорейшего разрешения, но позиция по отношению к ним у каждой категории участников этого процесса может быть не всегда однозначной, иной раз совершенно противоположной, вследствие чего могут назревать стрессовые ситуации. Незначительные стрессовые ситуации безвредны, более того, они, как и всякое преодоление трудностей, выводят нас на качественно новый уровень, вызывая чувство закономерной гордости за свои результаты – это эустрессы. Однако чрезмерный негативный стресс – дистресс – отрицательно влияет на наше поведение, работоспособность, взаимоотношения, в конечном счете, на здоровье, которое выражается в эмоциональном состоянии и самым непосредственным образом влияет на успешность образовательного процесса.
С практической точки зрения следует выделить основные симптомы стресса:
постоянное чувство раздраженности, подавленности, причем порой без особых на то причин
плохой, беспокойный сон
депрессия, физическая слабость, головная боль, усталость, нежелание что-либо делать.
снижение концентрации внимания, затрудняющее учебу или работу
невозможность расслабиться, откинуть в сторону свои дела и проблемы
отсутствие интереса к окружающим, даже к лучшим друзьям, к родным и близким людям
постоянно возникающее желание поплакать, слезливость, пессимизм, жалость к себе
снижение аппетита – хотя бывает и наоборот.
Это и есть самые явные проявления стресса, которые негативно влияют как на учащихся, так и на учителей. И если дети, в силу своего возраста, не всегда могут контролировать эти внешние проявления стресса, что является, кстати, для нас сигналом, что что-то пошло не так и надо вмешаться, то педагогам следует самым внимательным образом стараться контролировать свой внешний вид, свое эмоциональное и биоэнергетическое состояние, потому что дети также все замечают.В жизни школы, как и в жизни каждого классного коллектива должна быть предусмотрена система комплексного подхода к формированию и развитию психологической устойчивости личности к кризисным ситуациям, ускорения психосоциальной адаптации и самореализации, а также повышения мотивацию обучающихся на сохранение собственного здоровья.
Проявления стресса в работе учителя могут быть в виде фрустрированности, тревожности, изможденности и профессионального выгорания, поэтому одним из самых важных профессиональных качеств учителя является его стрессоустойчивость как профессионально значимое качество личности учителя.
Стрессоустойчивость – это совокупность качеств, позволяющих организму спокойно переносить действие стрессоров, без вредных всплесков эмоций влияющих на деятельность и на окружающих, а также, способных вызывать психические расстройства. Высокая стрессоустойчивость характеризуется низким уровнем эмоциональности, однако искусственное занижение уровня чувствительности к внешним раздражителям в некоторых случаях может привести к чёрствости, отсутствию сильных эмоций и безразличию, что ни в коем случае не является проявлением толерантности, которая является противоположностью нетерпимости.
Еще одной значимой причиной появления стресса у учителя, очень важной, на мой взгляд, является упущенная возможность исправить свою непреднамеренную оплошность или ее отсроченность, когда ты постфактум понимаешь, что и где произошло, но уже нет возможности ее исправить в самом ближайшем будущем. Эта нереализованная возможность является поводом для самокопания, и как следствие, для стресса.
Следующие возможные формы проявления стресса у учителя оказывают негативное влияние на учащихся:
авторитарность, категоричность, бескомпромиссность
несдержанность, вспыльчивость, раздражительность, импульсивность, непредсказуемость поступков и реакций учителя
равнодушие, безразличие, эмоциональная холодность, дистанцированность.
Стресс может возникнуть в результате плохих физических условий, например, отклонений в температуре помещения, плохого освещения или чрезмерного шума. Неправильные соотношения между полномочиями и ответственностью, плохие каналы обмена информацией в организации и необоснованные требования сотрудников друг к другу тоже могут вызвать стресс. Все эти факторы ведут к нервному переутомлению и стрессам. Знание признаков и причин стрессового напряжения, методов профилактики и борьбы со стрессом позволяет повысить эффективность труда, достигать поставленных целей с минимальными психологическими и физиологическими потерями.
Каждая напряженная ситуация вызывает у педагога эмоциональное напряжение, ухудшение самочувствия, что ведет к снижению работоспособности, в конечном счете, к синдрому «эмоционального выгорания».
Под «эмоциональным выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Этот синдром включает в себя три основные составляющие, выделенные К. Маслач: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений. Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой. Деперсонализация предполагает негативное отношение к своему труду и к ученикам. Редукция профессиональных достижений – это возникновение у работников негативного самовосприятия в профессиональном плане и заниженной самооценки.
Показано, что степень интенсивности профессионального выгорания зависит от жизненных стратегий, применяемых тем или иным работником. Высокий уровень выгорания отмечается при наличии у людей пассивных тактик сопротивления стрессу, а личности, занимающие активную жизненную позицию по отношению стресс-факторов, демонстрируют низкие показатели выгорания.
Для снятия эмоционального напряжения и профилактики «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности учителя важное значение имеет успешность педагога и его учащихся, в том числе общественное признание этого успеха. Это способствует по повышению его уровня эмоциональной культуры. В то же время, важнейшими показателями эмоциональной культуры педагога является высокий уровень развития эмоциональной устойчивости, эмпатии и эмоциональной гибкости учителя. Следует отметить, что позитивное эмоциональное отношение учителя к ученикам во многом определяет успех его педагогической деятельности и эмоциональное благополучие школьника в процессе обучения.
Положительное, комфортное общение учителя с учащими возможно при грамотном умении учителя выражать перед учениками свои чувства, раскрыть свой внутренний мир. Дети любят людей с доброжелательным выражением лица, поэтому мимика педагога должна быть разнообразной.
Эмоциональная гибкость проявляется в способности «оживлять» подлинные эмоции, контролировать отрицательные, проявлять творчество. Данное качество называется также динамизмом. Так же эмоциональная гибкость – это способность учителя правильно понимать, искренне принимать переживания учащихся, проявлять к ним теплоту и участие, то есть эмпатию, что подразумевает отражение и понимание эмоционального состояния другого человека, сопереживание или сочувствие другому и активное помогающее поведение. Основу эмпатии составляют эмоциональная отзывчивость, разум и рациональное восприятие окружающего.
Проанализировав материал, посвященный проблеме стресса в педагогической деятельности, можно сказать, что эмоциональная культура учителя является тем стержнем, который служит опорой и поддержкой ему в профессиональной деятельности несмотря не все возможные трудности, связанные с данной деятельностью.
Эмоциональная культура отражает уровень профессионального мастерства. Она является проявлением эмоциональной зрелости личности педагога и не только влияет на его имидж, но и помогает учителю успешно справляться со стрессом в повседневной жизни.
Использованная литература:
Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. - М.: ПЕР СЭ, 2006.
Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб.: Питер, 2008
https://www.youtube.com/watch?v=HB5V8FiZFuQ - Как стресс влияет на нашу жизнь
http://www.ayzdorov.ru/ttermini_stress.php